Избирательные процедуры во второй половине XIX века
Избиратели Выше говорилось о том, что борьба за отмену избирательных цензов, и в первую очередь имущественного, велась на протяжении всего XIX столетия. В результате принятия ряда законов и конституционных актов полностью отменили этот вид ценза Франция, Швеция, Германия (при выборах в рейхстаг). В Австро-Венгрии имущественный ценз был упразднен лишь в 1896 г. Большинство европейских государств продолжало придерживаться традиции предоставления гражданам права голоса при наличии у потенциального избирателя собственности определенного размера. Имущественный ценз сохранялся в Италии, Испании, Португалии, Швеции, Норвегии, Пруссии, Люк- Демократический клуб в Берлине. сембурге. В Великобритании избиратель, располагавший собственностью в различных избирательных округах, мог голосовать в каждом из них (право множественного вотума). В Бельгии в марте 1848 г. ценз снижается до 42,32 франка годовых налогов. Собственникам крупного состояния (свыше 2000 франков) в этой стране предоставлялось право второго, дополнительного голоса. В Нидерландах по закону 1887 г. депутатов нижней палаты парламента избирали лица, уплатившие минимальный поземельный налог в 10 флоринов (в сельской местности) или квартиронаниматели и домовладельцы в городах. В 1896 г. размер ценза сводится к чисто символической сумме в 1 флорин поземельного налога в сельской местности. Избирателями могли быть также владельцы квартир, судов водоизмещением от 24 тонн, минимальных банковских вкладов от 50 флоринов или жалования от 570 флоринов в год. Законодательство некоторых европейских государств допускало к избирательным процедурам лишь тех, кто соответствовал требованиям образовательного ценза, то есть умел читать и писать. Такие законы существовали в Великобритании (1867 г.) и в Италии (1882 г.). В Великобритании часть парламентариев избиралась университетами. В этих избирательных округах могли голосовать лишь те, кто имел ученую степень.
Уникальная правовая норма действовала в Бельгии. Здесь граждане, имеющие законченное высшее образование, имели право на два дополнительных голоса. К рубежу XIX-XX веков в Европе завершилось оформление возрастного избирательного ценза. С 20 лет получали право голосовать жители Швейцарии (при выборах в Федеральное собрание), с 21 года - Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Италии; с 24 лет - Австро-Венгрии; с 25 лет - Германии, Испании, Португалии и Швеции. Наивысшим этот ценз был в Дании - 30 лет. Прямые и косвенные выборы В XIX веке принцип всеобщего избирательного права, несмотря на сопротивление сил реакции, неуклонно распространялся в Европе. В Англии парламентские выборы всегда были только прямыми. Так же выбирались депутаты во многих кантонах Швейцарии. Во Франции институт выборщиков упраздняется Хартией 1814 г. в связи с высоким имущественным цензом, а затем принцип прямых выборов был закреплен в Конституциях 1848, 1852 и 1875 гг. В Германии эта проблема была решена иначе. До образования единого государства в 1871 г. отдельные немецкие королевства и княжества при выборах депутатов своих представительных органов власти использовали выборщиков. Этот порядок сохранялся в Пруссии и Баварии на всем протяжении XIX века, в то время как выборы депутатов общегерманского законодательного органа были прямыми. В Нидерландах с 1848 г. выборы нижней палаты производились непосредственно избирателями. В Бельгии всеобщая подача голосов установлена законом 1893 г. В Италии также не использовался институт выборщиков. Принцип косвенных выборов существовал в Румынии, Швеции, Испании (при выборах сенаторов), а также частично в Австро-Венгрии. Здесь вплоть до начала XX века избрание парламентариев осуществлялось по куриям - собраниям отдельных сословий. Опосредованно, через выборщиков голосовали сель-
ские общины и беднейшее городское население. Выборщики не имели права самостоятельно подавать свой голос; они лишь выполняли волю делегировавшей их курии. По замечанию немецкого исследователя Г. Мейера, «выборщик сведен к роли какого-то почтальона, который должен просто передать на выборах избирательную записку, врученную ему главарями соответствующих партий» (Мейер Г. Избирательное право. М., 1905. С. 97). Избирательные округа Во второй половине XIX века европейские страны с наиболее передовым избирательным законодательством (Франция, Великобритания, Германия) ввели систему избирательных округов, основанную на численности населения. В 1885 году в Великобритании была отменена многовековая практика избрания двух депутатов парламента от графств и двух от населенного пункта или университета. В качестве исключения такое право сохранялось лишь за Оксфордским и Кембриджским университетами, а также несколькими городами. Все остальные города и графства страны были поделены на избирательные округа с численностью населения в пределах 54 000 человек. Каждый округ избирал одного депутата палаты общин. Во Франции одномандатные округа появились в результате принятия Органического закона о выборах депутатов Национального собрания 30 ноября 1875 г. (часть Конституции 1875 г.). В каждом округе насчитывалось до 70 000 жителей. Выше говорилось о том, что в германском законодательстве 1849 г. существовала норма образования одномандатных округов на 100 000 человек населения. Реально эти округа (Wahlkreise) стали формироваться после 1871 г. одновременно с переходом к прямым выборам. Границы избирательных округов в европейских странах периодически корректировались в зависимости от изменения численности населения. Списки избирателей Французское право конца XVIII в. определило основные черты процедуры составления списков избирателей. Под влиянием французского законодательства в других государствах Европы власти также стремятся упорядочить эту важную часть избирательного процесса. В Великобритании порядок регистрации избирателей был введен в 1832 году, когда парламент установил, что «...никакое лицо не будет иметь права голосовать при избрании найта (knight - Прим. авт.) или найтов графства в любой будущий парламент, если оно в должное время не внесено в списки избирателей» (Там же. С. 148).
Вначале списки избирателей составляются к каждым выборам, но постепенно они заменяются на постоянные (хотя в ряде стран вплоть до конца века законы требуют формирования отдельных списков на каждые выборы - местные или парламентские). Составлением списков избирателей занимались государственные служащие и должностные лица. Во Франции - мэры, префекты и их помощники. В Англии граждане должны были сами обращаться к соответствующим должностным лицам, чтобы быть включенными в списки избирателей. В графствах малоимущие избиратели регистрировались судебными служащими или попечителями о бедных, в городах - городскими письмоводителями. В Шотландии списки избирателей вели асессоры графств и городов. В Ирландии свод таких сведений был поручен специально назначенным юристам, а в Бельгии - органам общинного управления. Возникавшие при этом спорные вопросы (необоснованное включение или изъятие из числа имеющих право голоса), как правило, разрешались в суде. Выборные системы В XIX веке помимо демократизации избирательного права и освоения новых избирательных процедур сформировались две основные выборные системы, которые до сих пор применяются во многих государствах. Одна из них - так называемая мажоритарная система выборов. В соответствии с ней число избирательных округов совпадает с количеством депутатских мандатов, то есть один округ избирает одного депутата. При этом каждый избиратель, проживающий в округе, может голосовать только за одного депутата. Эта система в первую очередь отражает интересы жителей конкретного округа. Избиратели имеют возможность лучше познакомиться с кандидатом, баллотирующимся в данном регионе, а также реально взаимодействовать с ним после избрания. Такая система получила распространение в Германии, Великобритании, Франции.
Другая - пропорциональная система выборов - была распространена в Бельгии, Люксембурге, Швейцарии. Ее особенность состоит в том, что избирателям предлагается отдать свои голоса не за конкретного кандидата, а за список лиц, выдвинутый какой-либо политической организаций (партией). Такой способ голосования в большей степени отражает интересы общественных организаций и политизированной части общества. Для рядового избирателя она представляет ряд неудобств, связанных прежде всего с тем, что наряду с лицами, популярными в этом округе, в избирательные бюллетени могут быть включены имена кандидатов, неизвестных или малоизвестных голосующим. Часто это дает возможность проходить в органы представительной власти кандидатам, зависящим от лидеров политических группировок. На практике законодательства европейских государств использовали элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем. К началу XX века ни один из указанных способов организации выборов не существовал в классическом варианте. Кандидаты Введение всеобщего и равного избирательного права коснулось не только избирателей, но и избираемых. С середины XIX века в некоторых странах отменяется обязательный имущественный ценз для кандидатов, баллотирующихся в представительные органы власти. Раньше всех, с 1830 года, по этому пути пошла Швейцария, а в 1831 г. - Бельгия. После революции 1848 г. имущественные ограничения для кандидатов были сняты во Франции. В 1858 г. они упраздняются в Великобритании и с 1871 г. - в Германской империи. Формально эти изменения открывали путь в европейские парламенты представителям всех социальных групп общества. На практике претендентом на депутатское место по-прежнему мог быть только состоятельный человек, ведь основные расходы на избирательную кампанию полностью перекладывались на его плечи. Отметим и то обстоятельство, что депутаты, как правило, не получали вознаграждение за свою деятельность (Великобритания, Германия, Испания). С повсеместной отменой имущественного ценза для кандидатов в депутаты сохранились некоторые другие виды ограничения пассивного избирательного права. В отдельных германских государствах и Великом герцогстве Люксембург родственникам запрещалось быть депутатами одного представительного органа власти. Практически во всех государствах гражданам запрещалось избираться или быть выбранными в два или несколько представительных собраний одновременно.
Остро стояла проблема выдвижения и избрания государственных служащих и военных в представительные органы власти. Противники допуска чиновников в парламенты ссылались на теорию разделения властей Ш. Монтескье, обосновавшую важность баланса между исполнительной, законодательной и судебной властями. Сторонники равного для всех права избрания говорили о том, что присутствие представителей администрации среди законодателей позволит парламентариям более компетентно участвовать в управлении государством. Решение этого вопроса было тесно связано с объемом полномочий чиновников, борьбой парламентов тех или иных стран с правительствами. В XIX веке эта часть законодательства часто изменялась, то разрешая, то запрещая должностным лицам участвовать в борьбе за депутатские мандаты. В Англии, согласно политической традиции, министры всегда являлись депутатами парламента, но судьям и остальным чиновникам запрещалось баллотироваться в палату общин. В Швейцарии муниципальные чиновники могли избираться в представительный орган конфедерации, но этого права лишались служащие общегосударственных ведомств. Во Франции по Конституции 1852 г. чиновники могли стать депутатами, но с 1875 г. они не могли избираться в тех департаментах, где служили, и это существенно ограничивало их пассивное избирательное право. В Германии не существовало ограничений для чиновников, бал- лотирующихся в депутаты рейхстага. В Италии в высшем представительном органе не должно было присутствовать более 40 чиновников, в том числе не более 10 судей и не более 10 профессоров. В Бельгии с 1848 г. государственные служащие лишались права быть избранными в палату депутатов, а в 1893 г. некоторые представители администрации получили право дополнительного голоса. В парламент Нидерландов не могли избираться священники, чиновники и военные. Еще одним ограничением для избрания в органы государственной власти остается возраст человека, но и он с демократизацией избирательного права постепенно снижается. Наиболее либеральным в этом отношении было законодательство Великобритании и Швейцарии, предоставлявшее пассивное избирательное право с 20 лет. Во Франции с 1814 по 1848 гг. избирательный ценз кандидатов снизился сначала с 40 лет до 30-ти, а затем и до 25 лет. В Бельгии, Испании, Португалии, Дании граждане могли избираться в парламенты начиная с 25 лет; в Пруссии, Италии, Австрии, Нидерландах, Норвегии - с 30 лет. Постепенно избирательные законы более четко оговаривают статус кандидата, его права и полномочия. В ряде стран вводится обязательная поддержка несколькими избирателями соискателей депутатских мандатов - прообраз современных подписей в поддержку претендентов. Процедура выборов На протяжении XIX века в Европе большое значение придается форме подачи голосов. Ниже речь пойдет о двух основных видах голосования - тайном и открытом. Во Франции Конституция 1795 г. окончательно вводит в этой стране порядок письменной и тайной подачи голосов. В государствах Германского Союза до 1848 г. используются как устное голосование (при избрании выборщиков), так и тайное (при избрании депутатов). В немецких землях Вюртемберг и Баден избиратели должны были ставить подпись в подаваемых записках, что делало тайное голосование в определенной степени ограниченным. Не следует забывать, что способ голосования находился в руках чиновников, которые по своему усмотрению могли применять ту или иную форму. После 1848 г. практика тайного голосования в Германии еще больше распространяется. Начинается печатание избирательных бюллетеней в соответствии со строгими требованиями", от белого цвета и отсутствия наружных отличий до изготовления их вне избирательных участков. Из-за разноформатности белой бумаги ввели конверты для избирательных бюллетеней, которые, как правило, скреплялись печатями и были непросвечиваемыми. Современная система тайного голосования, когда избирательная комиссия печатает избирательный бюллетень типографским способом, выдает его голосующим и предлагает сделать карандашом пометку против приемлемой кандидатуры, была впервые У.Ю. Гладстон. разработана и применена во второй половине XIX века в Австралии (штат Виктория). В Великобритании требования о введении тайного голосования на парламентских выборах появились еще в 1833 году. Но почти сорок лет власти страны противились этому нововведению. Лорд Паль-мерстон в свое время отклонил это предложение, так как, по его мнению, «идти, крадучись в кабину для голосования» было бы «недостойно для характера прямых и честных англичан» (Цит. по: История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1983. С. 44). Лишь в феврале 1872 года по инициативе либерального правительства Гладстона парламент принял «Акт о баллотировке», распространивший в Великобритании указанную выше австралийскую систему тайного голосования. Реформа проходила в условиях нарастания внутреннего общественного конфликта. Ведущие политические силы вынуждены были пойти на нее. В редакционной статье от 10 июля 1872 года лондонская газета «Тайме» писала: «Ни одна из палат не хотела провести этот билль, и в то же время ни у одной из них не хватило сил помешать ему пройти» (Цит. по: Мейер Г. Избирательное право. М., 1905. С. 40). По этому закону, в случае превышения числа кандидатов над количеством депутатских мест назначалось тайное голосование избирательными записками. Каждая из записок содержала имена всех кандидатов и имела печать. Получив бюллетень, голосующий в особой комнате отмечал выбранную кандидатуру. Неграмотные с разрешения председателя избирательной комиссии могли поручить другому лицу сделать за себя выбор. Затем избиратель складывал этот листок и в присутствии организаторов выборов опускал его в избирательную урну. После подачи всех записок урны опечатывались и сдавались на хранение должностному лицу, заведующему выборами. Урны вскрывались в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов. Такие правила вскоре распространяются и на другие государства (в Бельгии с 1877 г.). В 70-х - 90-х гг. XIX века избирательные законы начинают предписывать и другие детали тайного голосования - маркировку бюллетеней и по- рядок расположения имен кандидатов. Используются специальные ширмы, в которых избиратель может незаметно от других сделать отметку (Германия 1899 г.). Своеобразно проходило тайное голосование в Греции и Сербии. Значительное число неграмотного населения и исторические традиции создали здесь особую процедуру - голосование с помощью шаров. Избирательный шар, зажатый в руке, опускали поочередно в несколько ящиков, соответствующих числу кандидатов. В одном из них избиратель разжимал руку и при помощи особого устройства шар бесшумно опускался. Наличие в каком-то из ящиков большего количества шаров свидетельствовало о победе одного из кандидатов. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что большинство современных избирательных процедур во многом было сформировано в XIX столетии. Революционные потрясения, через которые прошли ведущие мировые державы, завершились демократизацией их внутриполитической жизни. Существенно обновленное в период нового времени избирательное законодательство стало одним из основных гарантов реализации гражданских прав и свобод человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ В качестве материала, содержащего дополнительные сведения о выборах, проводившихся в XIX веке, предлагаются от-пывки из книги «Республика 1848 г.» французского историка и общественного деятеля XIX XX вв. Жоржа Ренара. В своей книге автор ярко изображает особенности выборов в Учредительное Собрание Франции (1848 г.), сохраняя много интересных подробностей этого события. ДОКУМЕНТ № 1. ЖОРЖ РЕНАР РЕСПУБЛИКА 1848 ГОДА
Наконец, после более полувекового промежутка времени, Франция снова должна была испытать это средство, богатое последствиями, - прямое всеобщее избирательное право. 5 марта (1848 г. - авт.) появился декрет, устанавливающий его главные положения. Вот что в нем было наиболее существенного: всякий француз, помимо каких-либо иных условий, кроме шестимесячного пребывания в своей коммуне, являлся избирателем с 21 года и мог быть избран с 25 лет; исключение составляли слабоумные и опороченные, между которыми значились несостоятельные должники... Солдаты и моряки, состоящие на действительной службе допускались к голосованию; 900 депутатских мест были распределены пропорционально количеству населения между департаментами и колониями, так что явилась необходимость построить наскоро новую залу заседаний во дворе Бурбонского дворца; вознаграждение депутатам было назначено по 25 франков в день на время сессии; голосование должно было происходить в главных центрах кантонов с тайной баллотировкой по спискам, по департаментам, под председательством мирового судьи... Пока что подготовили, как могли лучше, первый опыт системы, которая должна была поставить на ноги в один день миллионы избирателей... Было сделано много различных предложений; некоторые требовали двухстепенной подачи голосов, при которой депутат проходит более строгую сортировку и увеличивалось расстояние между ним и его избирателями. В одной брошюре предлагалась система подачи голосов по квартирам так, что переносная урна переходила из дома в дом с барабан- ным боем, собирая голоса. Настаивали на том, что полномочия депутата несовместимы с исполнением функций префекта, магистрата, священника; была смутная идея своего рода представительства интересов, при которой солдаты выбирали бы солдат, рабочие рабочих и т. д. Но авторы официального проекта... были особенно заняты двумя обстоятельствами. Прежде всего они хотели устроить так, чтобы депутаты не были рабами интересов своей колокольни, и они предпочли голосованию поименному голосование по спискам, при котором депутаты избавлялись до некоторой степени от влияний и домогательств местного характера, которое давало кроме того до известной степени возможность заменить обсуждение лиц обсуждением программ, но которое было весьма несправедливо в том отношении, что не будучи дополнено пропорциональным представительством, оно подавляло меньшинство иногда деревенское, всего же чаще городское, в целом департаменте, вынуждало кандидатов на компромиссы, которые нарушали ясность выбора, и приводило иногда избирателей к необходимости голосовать ощупью... приходилось избирать сразу по 30 человек, из которых многие были им неизвестны... ...День выборов пришелся в день Пасхи. Священники стали, было, жаловаться на это, но более ловкие, каких было большинство, предпочли этим воспользоваться; литургии были отслужены и часто прямо из деревенской церкви с хоругвями и священником во главе, отправлялся кортеж избирателей в центральное место кантона, чтобы подавать там голоса в другой церкви... Система подачи голосов в центральном месте кантона была другим пунктом, который вызвал оживленные обсуждения. Правительство держалось за нее трудно сказать почему... Это значило, главным образом, затянуть подачу голосов, которая должна была продолжаться в течение двух дней. Это значило вынуждать к тяжелому путешествию крестьян и бедных ремесленников, которые должны были во многих местах сделать пешком пять-шесть миль под проливным дождем, чтобы выполнить свой гражданский долг... Это значило подвергнуть деревни, покинутые на много часов всем мужским населением, опасности со стороны воров или, по крайней мере, страху. Деревенские жители, претерпевавшие все эти неприятности, были недовольны, что не послужило на пользу Республике... ...Между тем многоцветные программы испещряли стены. Кандидаты исчислялись тысячами. В одном департаменте (Эндр) был выставлен 41 кандидат на 7 мест... Великое национальное совещание (т.е. выборы - авт.) было выполнено почти во всей Франции со спокойствием, которое удивляло иностранцев. Единственные ссоры, которые имели место, произошли между рабочими и жителями деревенских коммун, у которых хотели вырвать, или заставить их показать их бюллетени. В Лионе, после объявления имен избранных, недовольными рабочими было устроено несколько шумных прогулок. В Лимо-же, городе горячих голов, в «священном городе социализма»,•■ когда оставалось только проверить голоса военных, урны были захвачены, бюллетени изорваны и истоптаны ногами... Ренар Ж. Республика 1848 года / Пер. с франц. М.; Пг., 1923. С. 49, 52-55, 61-62. Следующий документ представляет собой отрывок из книги профессора Брюссельского университета Адольфа Прин-са «Всеобщая подача голосов (Sufrage universel), значение ее и последствия», опубликованной на русском языке в 1906 г. В своих трудах А. Принс, специалист в области уголовно-го и государственного законодательства, критически оценивает практическое применение принципа всеобщего избирательного права в том виде, в каком оно сложилось к концу XIX - началу XX в. Представляется целесообразным рассмотреть аргументы А. Принса при изучении данного очерка. Этот материал, имеющий ярко выраженный полемический характер, может быть рекомендован для изучения учащимися и обсуждения с ними. ДОКУМЕНТ № 2. АДОЛЬФ ПРИНС
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|