Формирование новгородских выборных институтов
Столица Северо-Западной Руси в ХП-ХШ вв. представляла собой своеобразную федерацию, построенную по сотенно-кон-чанскому принципу. Наиболее древними территориальными единицами были сотни, восходившие к родовому строю у восточных славян. В них проживало торгово-посадское население, которое в период наместничества подчинялось представителям княжеской администрации - сотским и тысяцким. Помимо десяти сотен, Новгород был разделен на пять самостоятельных административных районов (концов) - «Плотницкий» и «Славенский» (на восточной, Торговой стороне - правом берегу Волхова), «Загородский», «Людин» и «Неревский» (на западной, Софийской стороне - левом берегу Волхова). По мнению исследователей, «Славенский», «Неревский» и «Людин» концы выросли из древнейших самостоятельных поселков-горо-дов, а "Полониций" и «Загородский» образовались только в XII - XIII вв. В отличие от сотен, здесь проживали бояре и зависимые от них люди. Управление концами осуществлялось выбранным из боярства посадником. Чаще всего им был представитель Славенского конца, наиболее аристократической части города, которая постоянно враждовала с остальными районами. С установлением республиканских порядков власть выборного посадника распространилась на все новгородские административно-территориальные единицы. Кончанская система постепенно наложилась на сотенную, но не поглотила ее. Существование «сотен» и «улиц», более мелких единиц, оправдывалось необходимостью развитого судебно-полицейского управления и План Новгорода. Изображение на Знаменской иконе XVI века. контроля. Во главе их стояли избираемые населением должностные лица - сотские и уличанские старосты.
В каждом новгородском районе имелось территориальное собрание - кончанское вече. Здесь принимались решения по различным повседневным вопросам, обсуждалась тактика поведения на общегородском вече, формировалось собственное ополчение, избирались должностные лица - кончанский староста и его помощники (кончанская управа). Принцип непосредственного участия новгородцев в управлении городом был положен в основу деятельности всех звеньев федерации, а его реализация осуществлялась через самобытный и регулярный избирательный процесс. На общегородском вече концы соперничали при выборах посадника и других должностных лиц, в борьбе за политическую власть и экономическое влияние, за контроль над огромной территорией Русского Севера. Эта борьба в течение нескольких столетий влияла на развитие Новгородской республики. В ходе вечевых собраний их участников нередко захлестывали эмоции, приводившие к столкновениям и дракам. Иногда народ удавалось успокоить лишь с помощью духовных лиц во главе с архиепископом. В противоборстве концов горожане распадались на территориальные корпорации. Победа одной из них воспринималась как знамение свыше, своего рода проявление божьего суда. Остальные концы были вынуждены считаться с таким исходом. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию, в котором современники видели своеобразный символ новгородской государственности. Его созывали по инициативе князя, посадника, тысяцкого или архиепископа по мере необходимости. В экстраординарных случаях вече собирали сами горожане. Летописцы свидетельствуют, что в сложные периоды истории число таких сходов учащалось. Современные историки, определяя социальный состав вечевых собраний, высказывают разные мнения. Одни считают их участниками всех свободных и полноправных горожан - от «мала и до велика», другие - только зажиточные слои населения. Первые (И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко, А.В. Петров и др.) в подтверждение своих взглядов ссылаются на летописные свидетельства. Вторые (В.Л. Янин, О.И. Чистяков и др.) основываются прежде всего на данных археологических раскопок, которые показывают, что в древнем Новгороде не было просторных площадей, где бы могли разместиться более 500 человек. Отсюда делается предположение, что полноправными участниками веча являлись представители только боярского сословия.
Обе точки зрения должны учитываться при изучении выборных институтов Новгородской республики. Однако многочисленные летописные указания на значительную роль в вечевой деятельности непривилегированных сословий - ремесленников и крестьян, а также жителей пригородов и более отдаленных территорий - псковичей, ладожан и других - позволяют считать участниками общегородских собраний различные слои населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни - избирались, назначались и смещались должностные лица, принимались законопроекты, обсуждались межтерриториальные и международные отношения. Вече распоряжалось земельным фондом, устанавливало повинности, льготы и привилегии, вершило судопроизводство, рассматривало различные жалобы. Все решения на нем принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью республики. Как было отмечено выше, ряд историков высказывает предположение о ведении на вече протоколов. Достоверно известно, что наиболее важные решения обя- зательно оформлялись в виде специальных договоров и грамот. Обычная формула, с которой начинались вечевые постановления, выглядела следующим образом: «от бояр, от житьих людей, от купцов, от черных людей, от всего Новгорода». А наиболее полная зафиксирована в Жалованной грамоте Соловецкому монастырю на Соловецкий и другие острова (1459-1469 гг.) - «Господину преос- Фрагмент застройки Неревского конца. Реконструкция. вященному архиепископу Великого Новагорода и Пьскова вла-дыкы Ионы, господину посаднику Великого Новагорода степенному Ивану Лукиничю и старым посадникам, господину тысячкому Великого Новагорода степенному Труфану Юрье-вичю и старым тысяцким, и боярам, и житьим люд ем, и куп-цем, и черным люд ем, и всему господину государю Великому Новугороду, всим пяти концем, на веце на Ярославле дворе» (Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 2. Русская феодальная деревня XI - XVI вв.: Учебное пособие для вузов по спец. «История». М., 1987.
С. 89). Помимо вечевого собрания большими полномочиями обладал совет феодальной знати - «осподй». Известный дореволюционный историк В.О. Ключевский называет его «подготовительным и распорядительным учреждением» Новгорода. Впервые господа» упоминается в немецких документах в 1292 г. под названием «Herren Rat» («Совет господ»). В этом органе широко была представлена вся правящая верхушка республики. Сюда входили не только действующие лица исполнительной власти, но и все предыдущие посадники, тысяцкие, кончанские старосты, наиболее знатные бояре. Неизвестна точная численность совета, историки называют разные цифры - от 50 до 300 человек. Заседания проходили в резиденции новгородского архиепископа, который и возглавлял «осподу». Среди функций совета особо выделим подготовку вечевой повестки и проектов документов, подбор кандидатур на занятие высших должностей в республике, контроль за исполнением законодательства, обсуждение вопросов внутренней и внешней политики. Деятельность «Совета господ» обеспечивала приоритет боярского сословия в управлении Новгородским государством. К концу XII столетия к городской общине окончательно перешло право выбора (призвания) князя. Новгородская первая летопись отмечает это следующим образом: «...а Новгородъ выложиша вси князи въ свободу: кде имъ любо, ту же собе князя поимають» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 43.). По подсчетам исследователей, в XII - XIII вв. смена правителей на престоле волховской столицы происходила 58 раз. В этот период изгнание и призвание князей стало в Новгороде «обычным модусом отношения к княжеской власти» (Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988. С. 171). Одновременно изменились полномочия князя. Сохраняя номинально военные, судебные, административные функции, он разделил власть с посадником, без согласия с которым никакое решение не имело законной силы. Одна из новгородских грамот прямо указывала князю: «А бес посадника ти волостии не раздава-ти, ни суда ти судити, ни грамот давати» (Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 2. Русская феодальная деревня XI - XVI вв.: Учебное пособие
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|