Вечевые процедуры в средневековом Новгороде
Редкие летописные рассказы о ходе народных собраний во второй по значению земле древнерусского государства не позволяют описать вечевые процедуры с определенной полнотой и точностью. Многие зависели от конкретной исторической ситуации и действовали непродолжительное время. Современные историки реконструируют их следующим образом. Сигналом к общегородскому вечу служил клич бирючей или бой особого колокола, не похожий на звук остальных церковных колоколов. Услышав его, участники сходились на Торговую сторону к Ярославову дворищу (в современном Новгороде площадь перед Николо-Дворищенским собором и церковью Прокопия; - Вечевая степень с жезлом степенного посадника. Изображение на новгородской печати XV века. месту расположения государственной канцелярии (гридницы) и выдачи грамот. Для провозглашения нового архиепископа вече собиралось на левом берегу Волхова - у Софийского собора. Правомочность веча в принятии решений определялась несколькими условиями: а) присутствием высших должностных лиц республики - посадников и тысяцких. Об этом должны были свидетельствовать их печати, вывешенные для всеобщего обозрения. От новгородского архиепископа в вече участвовали помощники, которые наблюдали за ходом собрания и ставили в известность владыку. б) присутствием представителей всех пяти городских концов и новгородских сотен во главе со своими выборными лицами - кончанскими и уличанскими старостами, сотскими и т.д. в) присутствием представителей всех сословных групп от боярства до «черных людей». Невыполнение одного из этих условий нередко являлось основанием для признания общегородского веча незаконным и отмены его решений. Тем самым важное место новгородская демократия отводила соблюдению принципа широкого представительства.
После открытия веча к присутствующим с возвышения - «степени» обращался посадник, который объявлял «повестку» собрания. Затем начинались прения. По их окончании от имени правителей Новгорода предлагался проект решения, предварительно согласованный с владыкой. Участники веча при помощи громких криков должны были его поддержать или отвергнуть. Исход такого «голосования» определялся «на слух». Победа доставалась тому городскому концу, представители которого были на вече в большинстве. Иногда принятое решение оспаривалось меньшинством. В таком случае начиналось противостояние, которое нередко перерастало в вооруженную борьбу. Новгородцы, разбившись на враждующие группы, громили усадьбы соперников или сражались в рукопашном бою на Волховском мосту. Исход этого противостояния воспринимался как воля провидения. По мнению исследователей, в драке «новгородская демократия, не оставлявшая места для реализации пожеланий меньшинства, представляла собой одновременно уникальный пример твердости прав последнего, вплоть до права на раскол» (Там же). Сохранились летописные рассказы о случаях, когда концы ротивостояли друг другу в течение многих дней. Так, в 1218 г. 8-2-1606 были собраны два веча - на Торговой стороне у Ярославова дворища и на Софийской стороне у церкви Сорока святых. Оба собрания продолжались в течение целой недели, а их участники нападали друг на друга. Подобное соперничество закончилось тем, что стороны выдвинули делегатов для переговоров и при посредничестве архиепископа и других священнослужителей пришли к согласию. Процедура примирения являлась частью традиционного вечевого ритуала новгородцев. Известны случаи борьбы до начала общегородского собрания. В 1359 г. жители одного из концов - славляне - напали на безоружных соперников и «разгониша» их, отняли посадничество у неугодного боярина. Такие события считались грубым нарушением новгородских вечевых правил и с осуждением воспринимались современниками. Как отмечают некоторые историки: «Право отдельных территорий с помощью силы отстаивать свою позицию, отличную от мнения большинства,...по большому счету, никогда не оспаривалось. Но законная, если можно так выразиться, усобица начиналась на общегородском вече и из него вырастала» (Петров А.В. Внутриобщинные столкновения в Новгороде в середине и второй половине XIV в.// Средневековая и новая Россия: Сборник научных статей к 60-летию профессора И.Я. Фроянова. СПб., 1996. С. 317).
Многие столкновения происходили вследствие противоречий боярских группировок, которые использовали в своих интересах недовольство городских низов. При этом нередко применялись подкуп и угощения участников собраний, найм крикунов и кулачных бойцов. Вовлекая новгородцев в политическое соперничество, аристократическая верхушка в значительной степени способствовала расширению внутригородских противоречий. Наиболее ожесточенные споры разгорались при избрании посадников, тысяцких и архиепископов. Выборы на вече не являлись формальным утверждением кандидатов на государственные должности и отличались значительной активностью новгородцев. Прямо на собрании претендентам высказывались различные претензии и пожелания. Приведем одно из них - «не хотим тебя, коли не уйдешь, пойдем и прогоним». Неизвестно каким способом осуществлялось «голосование» по кандидатурам на общегородском вече, однако, по мнению археологов, выборы органов самоуправления внутри новгородских концов (сотен и улиц) осуществлялись не криком, а подачей специальных избирательных бюллетеней (см. берестяную грамоту № 298 в приложении к очерку - Прим. авт.). При смещении должностных лиц обязательно предъявлялось обвинение, которое могло исходить от отдельных групп населения, но формулировалось от имени всего веча. Основанием обвинения могли быть не только злоупотребления или бездействие тех или иных правителей, но и стихийные бедствия, которые обрушивались на город - пожары, неурожаи и т.д. Корни таких претензий уходили в языческие времена, когда вожди родовых
общин наделялись особым даром влияния на природу и, следовательно, отвечали за все ее проявления. Избрание должностных лиц редко завершалось согласием всех концов, однако такие случаи были. В летописях факты мирной передачи власти от одного посадника к другому отмечены не часто: «...отъяша посадничьство от Остафья Дворянинца и даша посадничьство Матфею Валъфромеевичю; божиею благодатью не бысть междю ими лиха» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 358), несмотря на то, что здесь старый и новый посадник принадлежали к разным городским концам. Вечевые избирательные процедуры завершались тем, что с новым должностным лицом заключался договор, скрепляемый присягой - крестоцелованием. С ее принятием вступали в силу все властные полномочия, установленные новгородскими обычаями и традициями. Решения веча оформлялись дьяком в виде вечевых грамот и других документов. Их подписывали и прикладывали свои печати архиепископ, посадник, тысяцкий, кончанские старосты. Исполнение решений вменялось в обязанность не только горожанам, но и жителям всех остальных территорий Новгородской республики - пригородов, пятин и «колоний».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|