Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вечевые процедуры в средневековом Новгороде




Редкие летописные рассказы о ходе народных собраний во второй по значению земле древнерусского государства не позво­ляют описать вечевые процедуры с определенной полнотой и точностью. Многие зависели от конкретной исторической ситуа­ции и действовали непродолжительное время. Современные ис­торики реконструируют их следующим образом.

Сигналом к общегородскому вечу служил клич бирючей или бой особого колокола, не похожий на звук остальных церковных колоколов. Услышав его, участники сходились на Торговую сто­рону к Ярославову дворищу (в современном Новгороде площадь перед Николо-Дворищенским собором и церковью Прокопия; -

Вечевая степень с жезлом

степенного посадника.

Изображение на новгородской

печати XV века.

месту расположения государственной канцелярии (гридницы) и выдачи грамот. Для провозглашения нового архиепископа вече собиралось на ле­вом берегу Волхова - у Софийского

собора.

Правомочность веча в принятии

решений определялась несколькими условиями:

а) присутствием высших должно­стных лиц республики - посадников и тысяцких. Об этом должны были свидетельствовать их печати, выве­шенные для всеобщего обозрения. От новгородского архиепископа в вече участвовали помощники, которые на­блюдали за ходом собрания и стави­ли в известность владыку.

б) присутствием представителей

всех пяти городских концов и новгородских сотен во главе со свои­ми выборными лицами - кончанскими и уличанскими старостами, сотскими и т.д.

в) присутствием представителей всех сословных групп от бо­ярства до «черных людей».

Невыполнение одного из этих условий нередко являлось осно­ванием для признания общегородского веча незаконным и отмены его решений. Тем самым важное место новгородская демократия отводила соблюдению принципа широкого представительства.

После открытия веча к присутствующим с возвышения - «сте­пени» обращался посадник, который объявлял «повестку» со­брания. Затем начинались прения. По их окончании от имени правителей Новгорода предлагался проект решения, предвари­тельно согласованный с владыкой. Участники веча при помощи громких криков должны были его поддержать или отвергнуть. Исход такого «голосования» определялся «на слух». Победа доставалась тому городскому концу, представители которого были на вече в большинстве.

Иногда принятое решение оспаривалось меньшинством. В таком случае начиналось противостояние, которое нередко пере­растало в вооруженную борьбу. Новгородцы, разбившись на враж­дующие группы, громили усадьбы соперников или сражались в рукопашном бою на Волховском мосту. Исход этого противо­стояния воспринимался как воля провидения. По мнению ис­следователей, в драке «новгородская демократия, не оставляв­шая места для реализации пожеланий меньшинства, представля­ла собой одновременно уникальный пример твердости прав по­следнего, вплоть до права на раскол» (Там же).

Сохранились летописные рассказы о случаях, когда концы ротивостояли друг другу в течение многих дней. Так, в 1218 г.

8-2-1606

были собраны два веча - на Торговой стороне у Ярославова дво­рища и на Софийской стороне у церкви Сорока святых. Оба собрания продолжались в течение целой недели, а их участники нападали друг на друга. Подобное соперничество закончилось тем, что стороны выдвинули делегатов для переговоров и при посредничестве архиепископа и других священнослужителей пришли к согласию. Процедура примирения являлась частью традиционного вечевого ритуала новгородцев.

Известны случаи борьбы до начала общегородского собрания. В 1359 г. жители одного из концов - славляне - напали на безо­ружных соперников и «разгониша» их, отняли посадничество у неугодного боярина. Такие события считались грубым наруше­нием новгородских вечевых правил и с осуждением восприни­мались современниками. Как отмечают некоторые историки: «Право отдельных территорий с помощью силы отстаивать свою позицию, отличную от мнения большинства,...по большому сче­ту, никогда не оспаривалось. Но законная, если можно так выра­зиться, усобица начиналась на общегородском вече и из него вырастала» (Петров А.В. Внутриобщинные столкновения в Новгороде в середине и второй половине XIV в.// Средне­вековая и новая Россия: Сборник научных статей к 60-летию профессора И.Я. Фроянова. СПб., 1996. С. 317).

Многие столкновения происходили вследствие противоречий боярских группировок, которые использовали в своих интересах недовольство городских низов. При этом нередко применялись подкуп и угощения участников собраний, найм крикунов и ку­лачных бойцов. Вовлекая новгородцев в политическое соперни­чество, аристократическая верхушка в значительной степени спо­собствовала расширению внутригородских противоречий.

Наиболее ожесточенные споры разгорались при избрании по­садников, тысяцких и архиепископов. Выборы на вече не явля­лись формальным утверждением кандидатов на государствен­ные должности и отличались значительной активностью нов­городцев. Прямо на собрании претендентам высказывались раз­личные претензии и пожелания. Приведем одно из них - «не хотим тебя, коли не уйдешь, пойдем и прогоним». Неизвестно каким способом осуществлялось «голосование» по кандидату­рам на общегородском вече, однако, по мнению археологов, выбо­ры органов самоуправления внутри новгородских концов (сотен и улиц) осуществлялись не криком, а подачей специальных из­бирательных бюллетеней (см. берестяную грамоту № 298 в при­ложении к очерку - Прим. авт.).

При смещении должностных лиц обязательно предъявлялось обвинение, которое могло исходить от отдельных групп населе­ния, но формулировалось от имени всего веча. Основанием об­винения могли быть не только злоупотребления или бездействие тех или иных правителей, но и стихийные бедствия, которые об­рушивались на город - пожары, неурожаи и т.д. Корни таких претензий уходили в языческие времена, когда вожди родовых

общин наделялись особым даром влияния на природу и, следо­вательно, отвечали за все ее проявления.

Избрание должностных лиц редко завершалось согласием всех концов, однако такие случаи были. В летописях факты мирной передачи власти от одного посадника к другому отмечены не часто: «...отъяша посадничьство от Остафья Дворянинца и даша посадничьство Матфею Валъфромеевичю; божиею бла­годатью не бысть междю ими лиха» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 358), несмотря на то, что здесь старый и новый посадник принадлежа­ли к разным городским концам.

Вечевые избирательные процедуры завершались тем, что с новым должностным лицом заключался договор, скрепляемый присягой - крестоцелованием. С ее принятием вступали в силу все властные полномочия, установленные новгородскими обыча­ями и традициями.

Решения веча оформлялись дьяком в виде вечевых грамот и других документов. Их подписывали и прикладывали свои пе­чати архиепископ, посадник, тысяцкий, кончанские старосты. Исполнение решений вменялось в обязанность не только горо­жанам, но и жителям всех остальных территорий Новгородской республики - пригородов, пятин и «колоний».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...