Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С тверским великим князем михаилом Александровичем 1371 Г.




Поклон от посадника, и от тысячьского, и от всих старейших, и от всих менших, и от всего Новагорода к господину князю вели­кому Михаилу. На семь, господине, Новгород всь крьст целуеть.

Княжение твое честно держати по пошлине, без обиды; а тобе, господине, такоже Новгород держати по пошлине, без обиды. Что свобод Дмитриевых и Андреевых, что селца тягнуло к тым слободам, того всего тобе съступатися, то все к Новугороду бес кун. А что, княже, сел твоих, и владычних, и княгыниных, и бояр твоих, и слуг твоих на Новгородьскои земли: которое село за­шло бес кун, то бес кун поидеть к Новугороду; а кто купил, [а тыи] знаеть своего истьца или детей его; истца ли не будеть, ни детей его, целовати ему крьст, како то истца не ведаеть, взяти ему куны, колько будеть дал, по исправе, а земля к Новугороду. А рубежь ти, княже, межю Суждальскую землю и Новгородьскою [дати] ти старый, како было при деде твоемь и при праотце тво-емь Ярославе. А што волостии новгородьскых, тех волостии тобе не держати, княже, своими мужи, держати мужи новогородьскы-ми; а дар тобе имати от тех волостии. А бес посадника ти, княже, суда не судити, ни волости роздавати, ни грамот давати. А без вины мужа волости не лишити. А в Русу, княже, ездити в осень, како пошло. А лете ездети на Възвад звери гонить. А за Волок ти слати своего мужа из Новагорода в дву насаду, по пошлине, а опять ехати туды же на Новгород, а с Низу ти не слати; такоже и в Бежице. А что пошлины, княже, в Новгородьскои волости, [того] вы мене не таити в всих волостех. А холоп или поручникы выда-вати. А всему тому суд в Новегороде. А што ти, княже, пошло в Торжьку и на Волоце: тиун свои держати на свои части, а новго-родьча на своей части. А в Бежицах, тобе, княже, ни твоей княги­ни, ни твоим боярам, ни твоим слугам сел не дьржати, ни купити, ни даром приимати, ни по всей волости Новгородьскои. А се, княже, волости новгородьскыи: Волок с всими волостьми, Тор­жок, Бежице, Палець Городець, Мелеца, Шипино, Егна, Заволочье, Терь, Пермь, Печера, Югра, Вологда. А свиньи ти бити за 60 вьрст от города. А в Ладогу ти слати княже, осетреника своего и медо­вара по грамоте прадеда твоего Ярослава. А ездети тобе, княже, в Ладогу на третьее лето. А из Бежиць, княже, людии в свою волость не выводити, ни из иных волостии новгородьскых, ни грамот давати, ни закладников приимати ни княгине твоей, ни боярам твоим, ни слугам твоим: ни смерда ни купцины. А грамот ти не посужати. А что пожни твои и твоих мужь, то твое и твоих мужь; а новгородьскыи Новугороду. А дворянам твоим, како пошло, погон имати: от князя по пяти кун, а от тиуна по две долгеи. А што, княже, мыто по Суждальскои земли и в твоей волости: от воза по две векше, от лодьи, от хмелна короба и от лняна. А дворянам твоим у купець повозов не имати, разве рат­ной вести. А свобод и мытов на Новгородьскои волости не ста-вити. А холоп или роба почнеть вадити на господу, тому ти веры не яти. А на Низу тобе, княже, новгородча не судити, ни волостии роздавати. А кто почнеть вадити к тобе, тому ти веры не яти. А в Немечьком дворе тобе, княже, торговати нашею братьею; а двора ти не затваряти; а приставов не приставивати. А гости нашему гостити межю Суждальскою землею без рубежа, по цесареве гра-

моте. А судьи слати тобе свои на петров день, тако пошло. А вывода ти, княже, межю Суждальскою землею и Новгородьскою не чинити. А што закладне твои в Торжьку или инде где, или за тобою, или за твоею княгинею, или за мужи твоими: кто купець, поидеть в свое сто. А коли будеть Новугороду розмирье с Не-мчи или с Литвою или с ыное стороне, пособляти ти, княже, по Новегороде бес хытрости. А без новгородьского ти слова, княже, воины не замышляти. А приставов ти с Низу в всю в Новгородь-скую волость не всылати. [А кто] купець, пойдет в свое сто, а смерд поидеть в свои погост; тако пошло в Новегороде, отпусти их проче. А гнева ти, княже, до Новагорода не держати ни до одиного человека. А ряду, княже, в Новгородьскои волости тобе и твоим судьям не посужати. А самосуда не замышляти. А ста­росте ни холопа, ни робы без осподаря не судити твоим судьям. А за рубежь из Новгородьскои волости твоим дворяном суда не выводити, ни судити. А свобод ти и сел съсгупитися. А на семь на всемь князь великыи крьст человал. А что ти грамот крьстных Новугороду с всими городы с немечкыми, на те ти грамоты, кня­же, не наступатися, а новгородьскои ти души блюсти. А вынесуть тобе из Орды княжение великое, нам еси князь великыи; или пак не вынесуть тобе княжения великого из Орды, пойти твоим на­местникам из Новагорода прочь и из новгородьскых пригоро­дов, а в том Новугороду измены нету.

Материалы по истории СССР для

семинарских и практических занятий. Вып. 2.

Русская феодальная деревня XI - XVI вв.:

Учебное пособие для вузов по спец. «История».

М., 1987. С. 43-45.

ДОКУМЕНТ № 3. ГИЛЛЬБЕР ДЕ ЛАННОА

ИЗ «ПУТЕШЕСТВИЯ В 1412 ГОДУ»

40. Тоже: Великий Новгород - удивительно большой город; он расположен на большой равнине, окруженной большими ле­сами, и находится в низкой местности среди вод и болот. Посре­ди упомянутого города течет большая река по имени Волхов. Город обнесен плохими стенами, сделанными из плетня и земли, тогда как башни каменны. Этот город независим и имеет общин­ное правление (ville franche et seignourie de commune). Здесь есть епископ, который представляет как бы начальника... Они имеют замок, расположенный на берегу упомянутой реки, и в нем соборная церковь св. Софии, которую они почитают, и там живет их упомянутый епископ.

41. Тоже: Внутри упомянутого города живет много больших сеньоров, которых называют боярами, и там есть такие горожане, которые владеют землей в 200 лье длины, богаты и могущественны Удивительно. И не имеют русские великой Руси (имеются в виду

жители Великого Новгорода -..Прим. авт.) других властителей, кроме этих бояр, выбираемых по очереди так, как хочет община. Они имеют двух начальников: тысяцкого и посадника (ung due et ung bourchgrave),которые и управляют сказанным горо­дом. Эти правители возобновляются из года в год. И там я был у упомянутых епископа и сеньоров.

42. Тоже: (...) Я был девять дней в этом городе, и упомяну­тый епископ присылал мне каждый день более 30 человек с хле­бом, мясом, рыбой.., пивом и медом, а выше упомянутые тысяц­кие и посадники дали мне обед...

Путешествие Гилльбера де Ланноа в 1412 г. // Университетские известия. Киев, 1873. № 8.

С.23-25.

ДОКУМЕНТ № 4.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН

Из повести «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА» (1802 г.)

Книга первая

Раздался звук Вечевого колокола, и вздрогнули сердца в Но-вегороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить, куда зовет их отечество. Недоумение, любопытст­во, страх и надежда влекут граждан шумными толпами на Вели­кую площадь. Все спрашивают; никто не ответствует... Там, про­тив древнего дому Ярославова, уже собралися посадники с золо­тыми на груди медалями, тысячекие с высокими жезлами, бояре, люди житые со знаменами и старосты всех пяти Концов нового­родских с серебряными секирами. Но еще не видно никого на месте лобном, или Вадимовом (где возвышался мраморный об­раз сего витязя). Народ криком своим заглушает звон колокола и требует открытия веча. Иосиф Делинский, именитый гражда­нин, бывший семь раз Степенным посадником - и всякий раз с новыми услугами отечеству, с новою честию для своего имени, -всходит на железные ступени, открывает седую, почтенную свою голову, смиренно кланяется народу и говорит ему, что князь мос­ковский прислал в Великий Новгород своего боярина, который желает всенародно объявить его требования... Посадник сходит - и боярин Иоаннов является на Вадимовом месте, с видом гор­дым, препоясанный мечом и в латах (...). Все безмолвствуют, боярин хочет говорить... Но юные надменные новгородцы вос­клицают: «Смирись пред великим народом!» Он медлит - тыся­чи голосов повторяют: «Смирись пред великим народом!» Ьоя-рин снимает шлем с головы своей - и шум умолкает.

«Граждане новогородские! - вещает он. - Князь Московски и всея России говорит с вами - внимайте! (...)

Народ и граждане! Да властвует Иоанн в Новегороде, как он

 

в Москве властвует! Или -внимайте его последнему слову - или храброе воинст­во, готовое сокрушить татар, в грозном ополчении явится прежде глазам вашим, да ус­мирит мятежников!.. Мир или война? Ответствуйте?!» С этим словом боярин Иоаннов надел шлем и со­шел с лобного места.

Еще продолжается молча­ние. Чиновники и граждане в изумлении. Вдруг колеб­лются толпы народные, и громко раздаются восклица­ния: «Марфа! Марфа!» Она всходит на железные ступе­ни, тихо и величаво; взирает на бесчисленное собрание граждан и безмолвствует... Важность и скорбь видны на бледном лице ее... Но скоро осененный горестию взор блеснул огнем вдохновения, бледное лицо покрылось ру­мянцем, и Марфа вещала:

«(...) Жена дерзает гово­рить на Вече, но предки мои были друзья Вадимовы, я ро­дилась в стане воинском под звуком оружия, отец, супруг мой по­гибли, сражаясь за Новгород. Вот право мое быть защитницею воль­ности! Оно куплено ценою моего счастия...»

«Говори, славная дочь Новаграда!» - воскликнул народ едино­гласно - и глубокое безмолвие снова изъявило его внимание. (...) «(...) Новгород признавал в князьях своих единственно пол­ководцев и военачальников; народ избирал власти гражданские и, повинуясь им, повиновался уставу воли своей (...)

Но если Иоанн говорит истину, если в самом деле гнусное корыстолюбие овладело душами новогородцев, если мы любим сокровища и негу более добродетели и славы, то скоро ударит последний час нашей вольности, и Вечевой колокол, древний глас ее, падет с башни Ярославовой и навсегда умолкнет! (...)

Но знай, о Новгород! что с утратою вольности иссохнет и самый источник твоего богатства (...) Померкнет слава твоя, град вели­кий, опустеют многолюдные Концы твои, широкие улицы зарастут травою, и великолепие твое, исчезнув навеки, будет баснею народов, Напрасно любопытный странник среди печальных развалин захо-чет искать того места, где собиралось Вече, где стоял дом Ярославов

«Говори, славная дочь Новаграда!» —

воскликнул народ единогласно —

и глубокое безмолвие снова

изъявило его внимание».

Иллюстрация к повести Н.М. Карамзина

и мраморный образ Вадима: никто ему не укажет их. Он задумает­ся горестно и скажет только: «Здесь был Новгород!..»

Тут страшный вопль народа не дал уже говорить посаднице. «Нет, нет! Мы все умрем за отечество! - восклицают бесчисленные голоса. - Новгород - государь наш! Да явится Иоанн с воинством!» Марфа, стоя на Вадимовом месте, веселится действием ее речи. Чтобы еще более воспалить умы, она показывает цепь, гремит ею в руке своей и бросает на землю: народ в исступлении гнева попирает оковы нога­ми, взывая: «Новгород - государь наш! Война, война Иоанну!» (...)

Марфа вздохнула свободно. Видя ужасный мятеж народа (ко­торый, подобно бурным волнам, стремился по стогнам и беспрес­танно восклицал: «Новгород - государь наш! Смерть врагам его!»), внимая грозному набату, который гремел во всех пяти Концах го­рода (в знак объявления войны), сия величавая жена подъемлет руки к небу, и слезы текут из глаз ее. «О, тень моего супруга! - тихо вещает она с умилением. - Я исполнила клятву свою! Жребий бро­шен: да будет, что угодно судьбе!..» Она сходит с Вадимова места.

Вдруг раздается треск и гром на великой площади... Земля ко­леблется под ногами... Набат и шум народный умолкают... Все в изумлении. Густое облако пыли закрывает от глаз дом Ярослава и лобное место... Сильный порыв ветра разносит наконец густую мглу, и все с ужасом видят, что высокая башня Ярославова, новое гордое здание народного богатства, пала с Вечевым колоколом и дымится в своих развалинах... Пораженные сим явлением, граждане без­молвствуют... Скоро тишина прерывается голосом - внятным, но подобным глухому стону, как будто бы исходящему из глубокой пещеры: «О Новгород! Так падает слава твоя! Так исчезнет твое величие!...» Сердца ужаснулись. Взоры устремились на одно мес­то, но след голоса исчез в воздухе вместе с словами: напрасно иска­ли, напрасно хотели знать, кто произнес их. Все говорили: «Мы слышали!», никто не мог сказать от кого? Именитые чиновники, устрашенные народным впечатлением более, нежели самым проис­шествием, всходили один за другим на Вадимово место и старались успокоить граждан. Народ требовал мудрой, великодушной, смелой Марфы: посланные нигде не могли найти ее.

Между тем настала бурная ночь. Засветились факелы; сильный ветер беспрестанно задувал их, беспрестанно надлежало прино­сить огонь из домов соседственных. Но тысячские и бояре ревност­но трудились с гражданами: отрыли Вечевой колокол и повесили на другой башне. Народ хотел слышать священный и любезный звон его - услышал и казался покойным. Степенный посадник рас­пустил Вече. Толпы редели. Еще друзья и ближние останавлива­лись на площади и на улицах говорить между собою, но скоро настала всеобщая тишина, подобно как на море после бури, и самые огни в домах (где жены новогородские с беспокойным любопытст­вом ожидали отцов, супругов и детей) один за другим погасли.

Карамзин Н.М. Сочинения: в 2-х т. Т. 1-

Автобиография. Письма РУсскР1с

путешественника. Повести. Л., 1983. С. 544 - 540-

Г

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1 Охарактеризуйте роль веча и князя в древнерусском го­сударстве.

2 Укажите причины, по которым в Новгородской земле сло­жился отличный от других русских княжеств политический

3 Назовите выборные органы власти в Новгороде. Дайте опенку мнениям исследователей в вопросе о сущности новго­родского республиканского строя.

4. Охарактеризуйте полномочия князя, посадника, тысяц­кого, архиепископа и «Совета господ». При этом используйте документы №№ 2 - 3.

5. Укажите общие и особенные черты в управлении Новго­родом и Флоренцией.

6. Объясните причины столкновения горожан на вечевых собраниях?

7. Прочитайте отрывок из повести Н.М. Карамзина «Мар­фа-посадница, или Покорение Новагорода» (Документ № 4). Охарактеризуйте реконструкцию исторической эпохи вечевых процедур, предпринятую Н.М. Карамзиным. Отметьте эле­менты модернизации в описании событий XV в. и укажите причины их появления.

8. Прочитайте берестяную грамоту № 298 и попробуйте объ­яснить, почему археологи предположили, что она являлась изби­рательным бюллетенем в Новгороде, а не перечислением должни­ков или обращением с просьбой к указанным в грамоте лицам.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Материалы по истории СССР для семинарских и практических

занятий. Вып. 2. Русская феодальная деревня XI - XVI вв.:

Учебное пособие для вузов по спец. «История». М., 1987.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.

Путешествие Гилльбера де Ланноа в 1412 г. //

Университетские известия. Киев, 1873. № 8.

Российское законодательство X - XX веков в 9 томах.

Том 1: Законодательство Древней Руси. М., 1984.

Бушу ев СВ., Миронов Т.Е. История государства Российского:

Историко-библиографические очерки. Кн. Первая. IX-XVII вв. М., 1991.

крошкин П. П. История государственных учреждений

«дореволюционной России. М., 1983.

Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995.

История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. /

Под ред. Б.А. Рыбакова. М., 1975.

Карамзин Н.М. История государства Российского.

Тт. IV - VI. Тула, 1990.

Карамзин Н.М. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. Автобиография.

письма русского путешественника. Повести. Л., 1983.

мзеветтер А.А. Местное самоуправление в России IX - XIXст.:

Исторический очерк. М., 1910.

мючевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 2.

курс русской истории. Ч. 2. М., 1987.

Мартышин О. В. Вольный Новгород.

Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992. Новгород. К 1100-летию города. М., 1964.

Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А - Д. М., 1994. Петров А. В. Внутриобщинные столкновения в Новгороде в середине и второй половине XIV в.// Средневековая и новая Россия: Сборник научных статей к 60-летию профессора И.Я. Фроянова. СПб., 1996. Петров А. В. Марфа Борецкая // Вопросы истории. 1994. № 12. Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. А/., 1993. Сборник схем по истории государства и права СССР. А/., 1968. Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. М., 1994. Толочко П П. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII - XIII веков. Киев, 1980. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.- СПб., 1995. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Д., 1988.

Черепнин В.Л. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда// Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В., Щапов Я. Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. Учебн. пособие. М., 1977. Янин В.Л. Я послал тебе бересту... М., 1965.

Очерк девятый

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...