Реформы местного управления в XV - середине XVI в.
В отечественной истории вторая половина XV века стала временем окончательного объединения русских земель в единое государство под главенством Московского княжества. Распадается Золотая Орда, теряет независимость Северо-Восточная Русь, прекращают существование Новгородская и Псковская феодальные республики. Существенные изменения происходят в центральном управлении Московского государства: расширяется состав Боярской думы, которая становится постоянно действующим советом при великом князе, формируется новая система исполнительных учреждений (казна, областные дворцы, приказы), а для консультаций по наиболее значимым вопросам, прежде всего, военным, начинают созываться совещания феодальной знати и высшего духовенства. Система государственных институтов приспосабливается к новым реалиям - политическому обезличиванию бывших самостоятельных княжеств, становлению единого Русского государства и укреплению центральной власти. С середины XV в. московское правительство начинает осознавать необходимость реформ в местном управлении. Обширные административно-полицейские, судебные и военные полно-мочия^наместников и волостелей, выраженные формулой кормленной^ грамоты: «И вы, все люди тое волости чтите его и слушайте, а он вас ведет и судит и ходит у вас по всем по тому, как было преж сего» (Цит. по: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. С. 30), тормозили интеграционные процессы в стране, ассоциировались с прежней удельной автономией, вызывали активное недовольство служилого и тяглого сословий, препятствовали созданию боеспособной армии. В этот период фиксируются многочисленные челобитные, в которых местное население открыто высказывается против кормленщиков, называя их «волками», «мучителями» и «разорителями».
Проведение реформ начинается с появления во второй половине XV в. должностных лиц местного управления - городовых приказчиков, назначаемых великим князем для надзора за строительством укреплений, мостов и дорог, производством пороха, хранением боеприпасов, оружия, продовольствия и организацией народного ополчения. В конце XV - начале XVI в. центральное правительство приступает к реформированию системы «кормлений» в уездах, волостях и станах Московского государства. Оно существенно ограничивает полномочия наместников, сокращает сроки их пребывания на кормлении до одного-трех лет. Одновременно начинают создаваться органы местного самоуправления, регламентируются их права и обязанности. По словам А.А. Кизеветтера, «...вплоть до XVI столетия эта существенная сторона нашего административного быта не была нормирована и утверждена законом, не получала юридического определения и развивалась исключительно на основе народного обычая, как естественное и неизбежное восполнение недостаточности и несовершенства официальной княжеской администрации» (Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России IX - XIX ст.: Исторический очерк. М., 1910. С. 47). Уже в 1488 г. Белозерская уставная грамота упоминает должностных лиц местного самоуправления - сотского и «добрых» людей. В их ведение передавался сбор «кормов» с населения края: «6. А кормы наместничьи, и тиуновы, и доводчиковы поборы берут в станех сотцкие да платят наместником, и тиуном, и доводчиком в городе...» (Российское законодательство Х-ХХ веков в 9 томах. Том 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 193), они участвовали в суде княжеского наместника или тиуна: «19. А наместником нашим и их тиуном без сотцково и без добрых людей и не судити суд» (Там же. С. 195).
Белозерская уставная грамота прямо не говорит о выборном статусе сотского и «добрых» людей, но неопределенность процедуры их выдвижения, предполагает, очевидно, проведение каких-то выборных действий. Грамота 1488 г. не только передала органам местного самоуправления часть административных функций, но и отразила начальный этап формирования сословно-пред-ставительной монархии в Русском государстве. С принятием в 1497 г. обязательного общегосударственного закона Судебника полномочия выборных органов самоуправления были несколько расширены. Судебник предоставил должностным лицам от местного населения дополнительное право гражданского контроля над судебной деятельностью кормленщиков и других великокняжеских чиновников: «38. А бояром или детем боярским, за которыми кормления с судом с боярским, имуть судити, а на суде у них быти дворьскому, и старосте и лутчимъ людем. А без дворского, и без старосты, и без лутчих людей суда наместником и волостелем не судити; а посула им от суда не имати, и их тиуном и их людем посула от суда не имати же, ни на государя своего, ни на тиуна, и пошлинником от суда посулов не просити» (Там же. С. 59). Помимо «дворских» и «старост» здесь упомянуты «лутчие люди», которые, вероятно, также выбирались населением. Дальнейшее развитие и юридическое оформление принципа выборности связано с проведением реформ местного управления в первой половине XVI в. Их результатом стало ослабление власти наместников и волостелей, учреждение новых органов самоуправления - губных и земских изб и окончательная отмена системы «кормлений». В конце 30-х гг. XVI в. на отдельных территориях Русского государства учреждаются губные, а с начала 50-х гг. - земские избы. Их полномочия, состав и порядок формирования определись специальными губными и земскими грамотами, которые издавались от имени царя. Первые передавали населению уезда и его выборным органам (губным избам) судебные и карательные (по отношению к «лихим людям») функции, а вторые регламентировали финансово-хозяйственную, судебную и полицейскую деятельность выборной «земской» (волостной) администрации. В ряде случаев полномочия губных и земских учреждений совпадали. С 1555 г. губные и земские избы вводятся повсеместно и заменяют собой кормления.
Рассмотрим выборные нормы этого времени на примере формирования губных органов самоуправления. Губные грамоты стали первыми законодательными документами, в которых не только перечислялись категории местного населения, имевшие право участвовать в выборах и выдвигать своих представителей, но и указывались требования к кандидатам, общий порядок их избрания. Наиболее важным было то, что выборы в губные избы носили широкий сословный характер. Об этом свидетельствует одна из ранних таких грамот - Белозерская (1539 г.). В ней от имени «великого князя Ивана Васильевича всеа Русии» предлагалось населению края «...князем и детем боярскым, отчинником и помесчиком, и всем служилым людем, и старостам, сотцкым, и десятцким, и всем крестьяном моим великого князя, и митрополичим, и вла-Дычним, княжим, и боярскым, и помесчиковым, и монас-тырскым, и черным, и псарем, и осочником, и перевестником, и бортником, и рыболовем, и бобровником, и обороч- Принесение присяги. XVII в. ником и всем без омены, чей кто нибуди» (Там же. С. 213) избрать своих должностных лиц: «И вы бы, меж собя свестись все заодин, учинили собе в тех своих волостях в головах детей боярских в волости че-ловекы три или четыре, которые бы грамоте умели и которые пригожи, да с ними старост и де-сятцких и лутчих людей крестиян человек пять или шесть, да промеж XI J S. КЙ. ил. wsvj,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|