Бы есте собя, в станех и в волостях, лихих людей розбой-ников сами обыскивали по нашему крестному целованью въправду без хитрости.» (Там же. С. 214).
В этой грамоте порядок выборов в губное самоуправление был сведен к двум основным этапам - общему собранию населения и избранию органа местного самоуправления, состоящего из 3-4-х детей боярских, старост, десятских и 5-6-ти «лутчих людей». Завершиться вся процедура должна была крестоцелованием - своеобразной присягой, к которой приводились новые должностные лица. По окончании выборов список с именами избранных представителей должен был незамедлительно отправлен в столицу: «А которых детей боярскых и старость и десятцких, и лутчих людей учините в головах, в которой волости нибуди, и вы б о том отписали часа того на Москву...» (Там же. С. 215). Несколько иной порядок выборов губной избы был установлен спустя шестнадцать лет для Медынского уезда. В наказе 1555 г. процедура избрания старост и целовальников дополняется последующим утверждением их кандидатур царем. Это нововведение характерно и для других, более поздних грамот. Одна из них, направленная в 1586 г. в Троице-Сергиев монастырь, указывала: «А кого имены, для розбойных и татиных дел, приказщиков и в губные целовалники крестьян и дьячков выберут, и им тех прикащиков, и крестьян, и дьячков для крестного целованья прислати в Москву в Разбойный приказ» (Цит. по: Российское законодательство Х-ХХ веков в 9 томах. Том 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 223). Помимо отчетливого упоминания о выборах, эта грамота также свидетельствует о формировании в конце XVI в. общегосударственной избира тельной системы. Ее схематическое построение предложил один из современных исследователей: «Проживавшие в исторически сложившихся территориальных единицах дворяне и посадски люди избирали на сходе открытым голосованием главу губного
органа. Функции контроля за выборами выполняли должностные лица Разбойного приказа, этот же приказ и утверждал в должности выборное лицо - губного старосту. Помимо этого на Разбойном приказе лежала обязанность выдавать специальный наказ (инструкцию) с разъяснением основных прав и обязанностей губного старосты. Староста непосредственно формировал аппарат, который состоял из целовальников, избиравшихся посадскими и чернотяглыми крестьянами. Каждый губной орган имел специальную канцелярию - губную избу, делопроизводство в которой вел губной дьяк. Сначала старосты избирались бессрочно, затем выборы стали проходить ежегодно» (Иванченко А.В. Избирательные комиссии Российской Федерации: история, теория, практика. М., 1996. С. 12). Аналогично губным избам формировались земские избы. Их единственной особенностью было неучастие в избирательных процессах служилых людей, подчинявшихся непосредственно царю. Выборные органы местного самоуправления просуществовали с середины XVI до начала XVIII столетия. За это время правительство неоднократно изменяло их полномочия, уточняло требования к кандидатам на должность старосты или головы, постепенно усиливало их ответственность за исполнение своих обязанностей. В ряде грамот прямо указывалось, что губных старост за служебные упущения может ожидать смертная казнь «от меня, царя и великого князя». Со второй половине XVI в. существенно изменяется характер выборов. По мнению А.А. Кизеветтера, избрание должностных Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. лиц местного самоуправления становится в этот период «не столько возложением на данное лицо известных полномочий, обусловленных общественным доверием, сколько актом поручительства за избираемого человека со стороны избирателей перед теми лицами и учреждениями, перед которыми ему придется нести ответственность за свои действия... Мирской выбор был коллективной порукой избирательной группы за выбираемого человека. Такая порука очень скоро начала принимать в Московском государстве принудительный характер, благодаря чему общественное самоуправление становится не правом, а тяжелой принудительной повинностью» (Кизеветтер А.А. Ук. соч. С. 59).
После Смутного времени губные и земские избы стали вытесняться приказно-воеводской администрацией, которая обеспечивала более твердую власть на территории Русского государства. А выборы в них все чаще проходили под контролем центрального правительства, теряя свою всесословную значимость. Окончательная ликвидация губных и земских учреждений произошла в 1699 - 1702 гг. Полномочия первых были переданы дворянским коллегиям при воеводах, а вторые были подчинены органам городского самоуправления. Губная и земская реформы середины XVI в. способствовали формированию системы выборного представительства в Русском государстве, которая наиболее ярко проявилась в деятельности земских соборов и при избрании царей в конце XVI - начале XVII в.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|