Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бы есте собя, в станех и в волостях, лихих людей розбой-ников сами обыскивали по нашему крестному целованью въправду без хитрости...» (Там же. С. 214).




В этой грамоте порядок выборов в губное самоуправление был сведен к двум основным этапам - общему собранию населения и избранию органа местного самоуправления, состоящего из 3-4-х детей боярских, старост, десятских и 5-6-ти «лутчих людей». За­вершиться вся процедура должна была крестоцелованием - свое­образной присягой, к которой приводились новые должностные лица. По окончании выборов список с именами избранных пред­ставителей должен был незамедлительно отправлен в столицу: «А которых детей боярскых и старость и десятцких, и лутчих людей учините в головах, в которой волости нибуди, и вы б о том отписали часа того на Москву...» (Там же. С. 215).

Несколько иной порядок выборов губной избы был установлен спустя шестнадцать лет для Медынского уезда. В наказе 1555 г. процедура избрания старост и целовальников дополняется после­дующим утверждением их кандидатур царем. Это нововведение характерно и для других, более поздних грамот. Одна из них, направленная в 1586 г. в Троице-Сергиев монастырь, указывала: «А кого имены, для розбойных и татиных дел, приказщиков ив губные целовалники крестьян и дьячков выберут, и им тех прикащиков, и крестьян, и дьячков для крестного целованья прислати в Москву в Разбойный приказ» (Цит. по: Россий­ское законодательство Х-ХХ веков в 9 томах. Том 2: Законо­дательство периода образования и укрепления Русского цент­рализованного государства. М., 1985. С. 223).Помимо отчет­ливого упоминания о выборах, эта грамота также свидетельствует о формировании в конце XVI в. общегосударственной избира тельной системы. Ее схематическое построение предложил один из современных исследователей: «Проживавшие в исторически сложившихся территориальных единицах дворяне и посадски люди избирали на сходе открытым голосованием главу губного

органа. Функции контроля за выборами выполняли должност­ные лица Разбойного приказа, этот же приказ и утверждал в долж­ности выборное лицо - губного старосту. Помимо этого на Раз­бойном приказе лежала обязанность выдавать специальный на­каз (инструкцию) с разъяснением основных прав и обязанностей губного старосты. Староста непосредственно формировал аппа­рат, который состоял из целовальников, избиравшихся посадски­ми и чернотяглыми крестьянами. Каждый губной орган имел спе­циальную канцелярию - губную избу, делопроизводство в которой вел губной дьяк. Сначала старосты избирались бессрочно, затем выборы стали проходить ежегодно» (Иванченко А.В. Избира­тельные комиссии Российской Федерации: история, теория, практика. М., 1996. С. 12).

Аналогично губным избам формировались земские избы. Их единственной особенностью было неучастие в избирательных про­цессах служилых людей, подчинявшихся непосредственно царю. Выборные органы местного самоуправления просуществова­ли с середины XVI до начала XVIII столетия. За это время пра­вительство неоднократно изменяло их полномочия, уточняло требования к кандидатам на должность старосты или головы, постепенно усиливало их ответственность за исполнение своих обязанностей. В ряде грамот прямо указывалось, что губных ста­рост за служебные упущения может ожидать смертная казнь «от меня, царя и великого князя».

Со второй половине XVI в. существенно изменяется характер выборов. По мнению А.А. Кизеветтера, избрание должностных

Аполлинарий Васнецов. Старая Москва.

лиц местного самоуправления становится в этот период «не столько возложением на данное лицо известных полномочий, обусловлен­ных общественным доверием, сколько актом поручительства за избираемого человека со стороны избирателей перед теми лицами и учреждениями, перед которыми ему придется нести ответствен­ность за свои действия... Мирской выбор был коллективной по­рукой избирательной группы за выбираемого человека. Такая по­рука очень скоро начала принимать в Московском государстве принудительный характер, благодаря чему общественное само­управление становится не правом, а тяжелой принудительной по­винностью» (Кизеветтер А.А. Ук. соч. С. 59).

После Смутного времени губные и земские избы стали вытес­няться приказно-воеводской администрацией, которая обеспечи­вала более твердую власть на территории Русского государства. А выборы в них все чаще проходили под контролем центрально­го правительства, теряя свою всесословную значимость. Оконча­тельная ликвидация губных и земских учреждений произошла в 1699 - 1702 гг. Полномочия первых были переданы дворянским коллегиям при воеводах, а вторые были подчинены органам го­родского самоуправления.

Губная и земская реформы середины XVI в. способствовали формированию системы выборного представительства в Русском государстве, которая наиболее ярко проявилась в деятельности земских соборов и при избрании царей в конце XVI - начале XVII в.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.