Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Земские соборы XVI - XVII вв. и роль выборных институтов в их функционировании




Среди органов государственной власти XVI - XVII вв. особое место занимают земские соборы. Они появились в период поли­тической централизации и оформления единой системы управле­ния в Русском государстве и отразили важные изменения в соци­ально-политической структуре общества: ослабление княжеско-боярской аристократии и усиление дворянского сословия. Зем­ские соборы приходят на смену городским вечевым собраниям «черных людей» и узким совещаниям царя с ближайшими бояра­ми. Сословно-представительной монархии понадобился новый государственный орган, который «поддерживал бы политику вла­сти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу» (Черепнин В.Л. Земские соборы Русского государства в XVI - XVII вв. М., 1978. С. 61-62).

Для современника XVI - XVII вв. земские соборы олицетворя­ли широкие сословные совещания представителей от различных территорий страны по важным вопросам внутренней и внешней политики - «о устроении земском», «о чинах, судах и управах земских». Эта форма решения общегосударственных дел посте­пенно утвердилась и приобрела большое значение. В разное вре­мя на «советах всей земли», «всех людей» (так источники часто называют соборы) избирали царей, объявляли войну или

мир утверждали налоги, давали земельные пожалования, на­чали должностных лиц, ведали сыском «татей» и «разбойни-

В середине и второй половине XVI в. земские соборы прохо-в виде расширенных совещаний при царе думских чинов и высшего духовенства - Освященного собора. Их состав предва-рительно определялся царем вместе с Боярской думой и менял-я в зависимости от многих обстоятельств - повестки дня, поли­тической ситуации, финансовых нужд и даже от места проведе­ния отдельных соборов. Отсюда - отсутствие ясности в форми­ровании системы представительства, нерегулярность созыва за­седаний, нечеткость компетенции, внутренней структуры и регла­мента, переплетение деятельности церковных и светских сове­щаний. Среди их участников летописи XVI в. упоминают пред­ставителей различных групп населения - архиепископов и епис­копов, игуменов и архимандритов, бояр и окольничих, воевод, детей боярских и дворян, дьяков, приказных людей и купцов. В целом, система участия в XVI в. определялась, по мнению иссле­дователей, двумя основными условиями - общественно-полити­ческим и должностным положением и царским назначением (приглашением). Тем самым «правительственная власть снима­ла с себя в какой-то степени ответственность за проводимые ею мероприятия, так как эти мероприятия оказывались одобренны­ми широким кругом советников» (Шмидт СО. У истоков рос­сийского абсолютизма: Исследование социально-политичес­кой истории времени Ивана Грозного. М., 1996. С. 276).

Первые соборы были похожи скорее, по выражению дорево­люционного исследователя А.И. Заозерского, на «парламент чиновников», чем на представительные учреждения в обычном понимании. Упомянутые в ряде источников этого времени «вы­борные» люди не являлись делегатами с мест. Они составляли особый должностной чин на государственной службе. Таким об­разом, в истории ранних земских соборов принципы выборности были развиты слабо.

Дальнейшее развитие системы сословного представительства связано с ростом значения земских соборов как органов госу­дарственной власти в конце XVI - начале XVII в. Об этом свиде­тельствует ответ бояр польскому послу по поводу «вечного мира» России с Речью Посполитой в 1585 г.: «:Это дело великое для всего христианства; государю нашему надобно советоваться об нем со всею землею, сперва с митрополитом и со всем освященным собором, а потом с боярами и со всеми думными людьми, со всеми воеводами и со всею землей; на такой со­вет съезжаться надобно будет из дальних мест» (Цит. по: Черепнин В.Л. Ук. соч. С. 129). По мнению некоторых исто­риков, впервые делегаты, выбранные от уездного дворянства, при­сутствовали на соборе 1584 г. при утверждении царем наследни­ка Ивана Грозного Федора Ивановича, а на следующем избира­тельном соборе в 1598 г. их число увеличилось и расширился круг сословных групп, от которых были посланы делегаты.

£3\

Гербовый орел на печати царя Михаила Романова. 1625 г.

На рубеже первого и второго де­сятилетий XVII в., в условиях ост­рого социально-политического и экономического кризиса, крестьян­ской войны, польско-шведской ин­тервенции, земские соборы способ­ствуют сохранению государствен­ного единства страны, возглавляют национально-освободительную борьбу против захватчиков, объе­диняют усилия различных городов и территорий в решении оборонных и хозяйственных задач. В этот пе­риод по инициативе сословий они становятся высшим правительст­венным учреждением с широким представительством от земель и об­ластей Русского государства, от ор­ганов управления и самоуправле­ния. Если в первом ополчении (1611 г. - Нижний Новгород) «совет всеа земли» проходил с участием, прежде всего, ратных людей от различных земель, то уже во втором ополчении (1611-1612 гг. - Ярославль) - с участием выборных представителей. Направленные из Ярославля грамоты содержали призыв: «при-слати... изо всяких чинов людей человека по два, и с ними совет свой отписати, за своими руками» (грамота 1612 г. в Соль Вычегодскую) или «...и прислати б вам к нам... изо всяких чинов человека по два и по три и против сея грамоты совет свой к нам отписати за своими руками» (грамота 1612 г. в Путивль). По мнению известного историка начала XX в. С. Ф. Платонова, выборный совет «всея земли» возник в тот мо­мент, когда «советные люди из всех городов соединились впер­вые в общеземском соборе».

К прежнему принципу участия по должности и обществен­но-политическому положению прибавляется, хотя и ограничен­ный, принцип выборного территориального и сословного деле­гирования, который наглядно проявляется на избирательных со­борах рубежа веков. По мнению исследователей, появление «но­вых форм представительства явилось закономерным следствием эволюции сословий во второй половине XVI века - выделением из общей массы уездного дворянства и горожан привилегированных групп столичного дворянства и купечества, с одной стороны, и рос­та политической активности городовых дворянских корпораций и посадских людей - с другой» (Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.) СПб., 1992. С. 226). Не случайно в ряде документов этого времени впервые появляется термин «земские соборы», обозначающий совещание, совет представителей «земли», где обсуждались важ­ные государственные дела. Окончательно складывается структу-

ЦАРЬ

ПАТРИАРХ

Управление Русским государством в XVII веке.

I - А,.»„,ст j

ра представительства на земских соборах - царь, Освященный собор, Боярская дума и <<земля», которая находит поддержку современников. Один из известных публицистов начала XVII в. Авраамий Палицын видел отличие соборов от узких совещаний при царе в том, что в первых участвует «всенародное множество всех чинов» от «всех православных христиан».

Первое четкое упоминание о выборах в источниках прихо­дится на собор 1610 г., который лишил престола Василия Шуй-

ского и передал государство боярскому правительству. В рассы­лаемых из Москвы грамотах содержались требования к мест­ным властям о присылке выборных людей с целью «обирати... государя всем заодин всею землею, сослався со всеми горо-ды...». Здесь же указывались нормы представительства - «изо всех чинов... по человеку».

Особенно усиливается принцип представительства при фор­мировании «советов всей земли» в период первого и второго ополчения в 1611-1612 гг. Делегаты от разных городов не толь­ко принимали участие в соборных заседаниях, но и выражали мнение своей территории по тем или иным вопросам. К примеру, в грамоте, направленной из Ярославля в Путивль летом 1612 г. содержался призыв: «...и приелати б вам к нам для общаго земскаго совета изо всяких чинов человека по два и по три и против сея грамоты совет свой к нам отписати за своими ру­ками». Таким образом, значение местных городовых, земских и мирских органов в общественно-политической жизни страны в начале XVII в. заметно повышается. По мнению историков, в условиях частой смены власти, иностранной интервенции, кресть­янских волнений инициатива созыва земских соборов «перемес­тилась сверху вниз», а в их деятельности активное участие при­няло «третье сословие».

Наиболее представительным и многолюдным стал собор 1613 г., избравший на царство Михаила Федоровича Романова. «При­зывные грамоты» обязывали провинциальных воевод и дьяков провести выборы из различных групп населения. Известно, что такие указания были получены в Сибири, Казани, Нижнем Новго­роде, Астрахани и в других городах и областях страны. Одна из грамот, отправленная на Белоозеро предписывала избрать делега­тов из «ыгуменов, и ис протопопов, и ис посадцких и из уезд­ных людей, и из дворцовых сел и ис черных волостей десяти человек лутчих, и разумных, и постоятельных людей» и при­слать «к Москве о божьем и о земском о большом деле на договор». В некоторые земли посылались повторные грамоты, особенно в те, которые не сразу откликнулись на требования из столицы. Многие города медлили с выбором своих делегатов, в связи с чем оказались перенесенными сроки собора и увеличена норма представительства. В ряде грамот указаны сословные кво­ты. Землям по Двине предлагалось: «...для великого земсково совету и государьского обиранья ехать к нам, к Москве, из духовново чину пяти человеком, ис посадцких и из уездных людей двадцати человеком, ис стрельцов пять человек». По оценке историков, всего в соборных заседаниях 1613 г. приняло участие около 700-800 человек, среди которых были представите­ли казачества, стрельцов и черносошного крестьянства.

Значение этого собора в истории отечественных сословно-пред-ставительных учреждений очень велико. Он не только открыл новый период в деятельности земских соборов, но и заложил на несколько десятилетий традицию решения наиболее важных во-

просов внутренней и внешней политики с участием выборных делегатов от различных земель и сословий. Дальнейшая собор­ная практика укрепляет систему территориально-сословного представительства, постепенно формирует свод избирательных правил и процедур в Русском государстве XVII в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...