Организация и проведение выборов на земские соборы. Избирательные процедуры
С активизацией деятельности земских соборов устанавливается порядок проведения выборов и регламентируются соответствующие процедуры. Свидетельства об этом сохранили различные документы первой половины XVII в.: царские «призывные» грамоты, протоколы и акты съездов избирателей, отписки местных должностных лиц с описанием выборной кампании, «сказки» и челобитные от различных групп населения и отдельных депутатов. Вместе с тем отрывочность или отсутствие источников по ряду соборов затрудняют составить целостное представление о всей избирательной системе XVII в. Земские соборы не были постоянно действующим органом. Они собирались по мере необходимости для обсуждения тех или иных вопросов государственной жизни, «для... великого и земского дела на совет». Решение об их созыве принималось царем в совете с Боярской думой и высшими церковными иерархами и оформлялось в виде царского указа или боярского приговора, в котором содержалось требование собрать «всяких чинов людей Московского государства» с перечислением конкретных сословных групп. Организация выборов и контроль за их проведением были возложены на органы центрального управления - приказы и, в первую очередь, на Разрядный приказ, ведавший в XVII в. личным составом служилого дворянства. Разрядный приказ в соответствии с царским указом проводил разверстку выборных людей по городам и областям, которая во многом определялась повесткой соборного заседания. При обсуждении военных дел чаще приглашались служилые люди (1636 г.), а при установлении новых налогов (запросных и пятинных денег) предпочтение отдавалось духовным и купеческим сословиям (1634). В случаях экстренного созыва земского собора (в 1618 г. - в связи с наступлением польского королевича Владислава, в 1642 г. - по вопросу об Азове и др.) на него делегировались выборные представители от московских духовного и служилого сословий. По мнению исследователей, к середине XVII в. разверстка стала исходить из численности и состава населения в отдельных областях страны. Так, перед выборами на собор 1648 г. указывались различные нормы и квоты представительства от «больших» и «малых» городов. Основные правила и порядок проведения избирательной кампании были зафиксированы в специальных Царских грамотах, которые отправлялись воеводам на места. Сохранились «призывные» грамоты к нескольким соборам
Вызов выборных в Москву на Земский собор 1648-1649 гг. XVII в. В них указаны нормы представительства от городов и сословные квоты, сроки прибытия выборных депутатов на очередной собор. Так, в записной книге Московского стола Разрядного приказа в записи под 24 октября 1636 г. сказано: «посланы государевы грамоты в розные городы о дворянех и о детех боярских, велено выбрати из городов из выборных (т.е. из служилых людей -Прим. авт.) по 2 ч., из дворовых по 2 ч., а из городовых по 2 ч., всего из городов по 6 ч>, а сами избранники приглашались к 25 декабря - «на срок на Рождество Христово». По дате регистрации отправления «призывных» грамот из Разрядного приказа и дате прибытия депутатов на собор мы можем судить о временных рамках избирательной кампании. Обычно она проходила в течение полутора-двух месяцев. Перенос соборного заседания мог незначительно затянуть выборный процесс. Чаще всего сроки избирательной кампании увеличивались из-за позднего получения «призывных» грамот, ошибок в раз- ■* T»^i->r-.Q\,ra такт- верстке или по вине местных воевод, не сумевших вовремя выбрать или отправить своих представителей к назначенному сроку. В последнем случае Разрядный приказ рассылал повторные грамоты, в которых более жестко настаивал на избрании делегатов. Были случаи, когда из нескольких приказов приходили предписания с противоречивыми требованиями. Так, в 1648 г. в Новгород из Новгородской четверти вначале прибыло указание прислать одного человека, а пришедшая затем грамота из Разрядного приказа потребовала прибытия четырех человек - двух от посадского населения, по одному из новгородских пригородов и рядков. Таким образом нечеткая компетенция и дублирование функций в центральных государственных учреждениях осложняли ход выборов на местах.
Помимо сословного делегирования в ряде грамот указывались дополнительные требования к кандидатам. Чаще всего упоминаются их состоятельность - «прислати к нам, к Москве,... добрых и разумных и постоятельных людей...» (1616 г.), «лутчих и в уме неоскудных людей» (1636 г.) и опыт в вопросах государственного управления - «добрых и смышленных людей, которым бы такие государевы и земские всякие дела были за обычей...» (1648 г.). Ряд предписаний напоминал во- Гербовый орел на печати царя Алексея Михайловича. 1645 г. еводам о направлении в Москву всей избирательной документации. О выборах на местах рассказывают дошедшие до нас немногочис-1енные источники - отписки должностных лиц, итоговые избирательные акты, переписка воевод с приказами, соответствующие жалобы и челобитные. Обобщив некоторые из них, можно представить следующий порядок проведения выборов. По получении царской грамоты воевода знакомил с ее содержанием местное население - «в торговые во многие дни... велеть прочесть всяких чинов людем вслух» (по грамоте 1648 г. в Переяславль Рязанский), предупреждая о норме представительства каждое сословие отдельно: дворян и детей боярских, чтобы «выбрали свою братю - из болших станов по два человека», из других мест - по одному, от посадских людей - чтобы выдвинули на собор одного делегата. Затем воевода назначал дату выборов. Соответствующее извещение он направлял с рассылыциками, пушкарями и зачинщиками (по отписке галицского воеводы 1636 г.) в пригороды, торжки и вотчины к уездным дворянам и детям боярским. Академик Л.В. Черепнин высказал предположение, что до проведения выборов воеводы опрашивали служилых людей о возможных кандидатах. К назначенному сроку избиратели собирались в съезжей избе, где по сословиям выдвигали своих представителей. По окончании выборов присутствующими подписывался итоговый избирательный акт - «за руками списки на них» - и составлялся «договор» - своеобразный наказ депутатам. К указанному в «призывной» грамоте сроку открытия собора (обычно к церковному празднику) выборные направлялись в Москву. Воевода посылал с ними отчетную документацию, которая внимательно изучалась в Разрядном приказе, после чего окончательно решался вопрос об утверждении полномочий того или иного представителя. Во многих отписках местные должностные лица употребляют в отношении выборов следующие формулы: «я холоп твой выбрал», «велел», «послал» в Москву. В буквальном понимании они говорят о назначении делегатов, а не об их избрании. По мнению исследователей, в этих формулах заключался личный отчет воеводы об организации и проведении выборов, хотя при этом нельзя исключать случаи произвола и отдельные нарушения.
Документы нередко отмечают случаи низкой активности избирателей. Так, в 1636 г. для выборов в Галич прибыло всего 20 -1606 человек - «немногие», по словам воеводы, остальные «ослушались». В 1653 г. не состоялись выборы в Туле. Для наказания ленивых избирателей царь приказал местному воеводе посадить в тюрьму трех «лучших» дворян. Это требование Осип Сухотин выполнил не полностью. Тульский воевода посадил в тюрьму только двоих, а за третьим послал в уезд, из которого так никто и не явился. В середине XVII в. в ряде мест (Переяславль Рязанский (1648 г.), Карачев (1651 г.) и др.) прибегали к повторным выборам, а некоторые воеводы самостоятельно назначали делегатов от своих областей. По мнению исследователей, неучастие служилого и торгово-посадского населения в выборах «могло и означать политическое безразличие, и, напротив, быть особой формой политической оппозиции» (Черепнин В.Л. Земские соборы Русского государства в XVI - XVII вв. М., 1978. С. 324).
Избирательная процедура не всегда проходила четко, с соблюдением всех требований «призывных» грамот. В 1651 г. острый конфликт вспыхнул в Крапивне. Воевода возмутил местных жителей тем, что вместо требуемых посадских людей по выбору он направил на собор сына боярского Федоса Богданова. Успокоился «весь город» только после того, как пришел царский ответ на коллективную челобитную о Богданове: «Государь... не велел ему у своево дела быть, велел ево отставить». Характерное нарушение произошло в 1653 г. в Можайске. Здесь воевода отправил в столицу не «лучших» людей, а малопоместных, беспоместных и пустопоместных дворян и детей боярских. А в Серпейске из-за того, что многие служилые люди жили в «розных и дальних городех», были выбраны дворяне Белевского уезда. Эти нарушения свидетельствуют о несовершенстве избирательного законодательства и порядка организации и проведения выборов в XVII в. Во многих городах и областях страны законный ход избирательных кампаний во многом зависел от взаимоотношений местной общины и должностных лиц: «Воеводы стремились проводить в депутаты удобных им кандидатов и действовали при этом в обход существующих норм, использовали свой авторитет, близость к тем или иным общественным кругам, прибегали в предвыборной борьбе к недозволенным средствам, сталкивали между собой отдельные группы избирателей. Служилые люди противопоставляли воеводским кандидатам своих «выборных», в борьбе за разные дворянские кандидатуры среди дворян создавались блоки, пускавшие в ход для устранения противников и грубую силу, и шантаж, и клевету» (Там же). В первой половине XVII в. с укреплением системы сословного представительства оформляется депутатский статус, который постепенно отождествляется с государственной службой. В 30-40-е гг. выборные начинают получать от правительства денежное довольствие, различные льготы и привилегии. В эти годы возникают проекты реформирования избирательной системы. Автором одного из них стал стряпчий Иван Андреевич Бутурлин. В 1634 г. он предложил составить постоянно действующий выборный орган Из «московских служилых нарочитых людей» и от служилых и черных людей провинциальных городов. Нормы делегирования в него зависели от величины городов: предполагалось, что большие выставят двоих депутатов (по одному от служилого и тяглого населения), а малые, чтобы дать такое же число, объединятся по двое или по трое. Выборные, по мнению И.А. Бутурлина, должны были пребывать в Москве, живя в специально отведенных для них дворах, и «извещать... государю в правду про всяка дурна и про обиды от всяких людей». Кроме того, предполагалось, что их сменяемость будет ежегодной или в зависимости от того срока, на который они были избраны.
Во второй половине XVII века с появлением абсолютистских тенденций и усилением самодержавия ослабляется роль выборного представительства. Прекращается созыв земских соборов, вместо которых при царе собираются узкие совещания отдельных сословий по ратным, земским и церковным вопросам. Некоторая активизация деятельности соборов происходит в начале 80-х гг. и связана с борьбой за власть наследников Алексея Михайловича. После 1684 г. земские соборы уже не созываются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|