Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательные кампании при выборах царей в конце XVI - начале XVII в.




Выборы царей на земских соборах XVI - XVII вв. стали наи­более ярким событием политической истории России в период сословно-представительной монархии. Документы этого време­ни - грамоты, соборные определения, летописи, воспоминания современников - рассказывают о прохождении через процедуру «обиранья» или «изобранья» почти всех русских самодержцев - от Федора Ивановича до Софьи, Иоанна и Петра Алексееви- ] чей. По мнению Л.В. Черепнина, «... идеология и политическая доктрина сословно-представительной монархии... предполагали в качестве одной из своих основ утверждение на престоле зем­ским собором главы государства. В этом находили воплощение I и признание законности династии, и освящение ее божественным промыслом» (Там же. С. 274).

Традиция созыва избирательных соборов возникла в 1584 г. После смерти Ивана Грозного между боярскими дворцовыми груп­пировками развернулась ожесточенная борьба за власть. Она про­ходила в условиях острого социального кризиса, вызванного оп­ричной политикой и Ливонской войной. Противоборствующие стороны активно использовали недовольство московских низов, которое грозило перейти в мощное народное выступление. Вот как описывает одно из событий этого времени голландский купец Исаак Масса: «Вооружившись луками, копьями, дубинами и мечами, [народ] ринулся к Кремлю, ворота которого были за­перты, поэтому они разгромили все лавки и арсенал, откуда взяли оружие и порох, намереваясь взломать ворота... Вель­можи, опасаясь, что чернь проломит ворота Кремля, велели стрельцам с двумя или тремя сотнями мушкетов стрелять по

9-1-

Венчание царя.

Рисунок по книжной миниатюре.

XVII в.

толпе, отчего народ тотчас по­бежал от ворот, так что боль­шая площадь перед Кремлем тотчас же совершенно опусте­ла» (Цит. по: Черепнин В.Л. Ук. соч. С. 128).

В этой ситуации Боярская дума решила пойти на созыв широкого сословного совеща­ния представителей от разных городов и земель страны. Зем­ский собор должен был не толь­ко утвердить царевича Федора на престоле, но и стать своеоб­разной формой примирения враждующих группировок. По словам Пискаревского летопис­ца: «И бояре межу собою по-мирилися... и народ престал от мятежа». Источники этого времени свидетельствуют о том, что собор в обстановке едино­душия призвал царевича Федо­ра Ивановича занять престол: именитые люди со всех городов молили наследника Ивана IV принять царский венец. Созыв земского собора 1584 г. помог правящим кругам укрепить свое положение и стабилизировать общественно-политическую обста­новку в Москве.

На рубеже XVI - XVII вв. избирательные соборы обеспечили преемственность государственной власти в условиях крестьян­ской войны и иностранной интервенции, стали формой консоли­дации политических сил в столице и на местах, повысили роль сословий в общественной жизни. По мнению историков, соборы 1598, 1606 и 1613 гг. проходили в обстановке острой избиратель­ной борьбы и сопровождались широкой избирательной агита­цией. Порядок выборов царей в этот период не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику про­ведения соборных заседаний, апелляции к мнению торгово-по-садского населения, достижение компромиссов между боярски­ми группировками. Политическая ситуация, сложившаяся вокруг соборов конца XVI - начала XVII в., вызывала большой интерес современников и находила отражение во многих документах.

Особенно ярко предвыборная борьба проявилась на соборе 1598 г. при избрании на царство Бориса Годунова. Став факти- I ческим правителем Русского государства после смерти Федора L Ивановича, он постарался использовать все возможности для | утверждения себя на престоле. Четырежды пересматривался пред­варительный состав собора, многие участники которого оказа­лись подкуплены. Патриарх Иов и представители духовенства

вели активную агитацию в пользу Годунова среди стрельцов, торгово-посадских и тяглых людей в столице, провинциальных городах и областях страны. Неоднократно предпринимались попытки найти компромисс с соперниками. Особую роль сыгра­ла тактика ведения соборных заседаний. Сторонники Годунова не позволяли высказываться оппонентам, чем создавали види­мость единогласного обсуждения его кандидатуры. Свою роль в череде выборных мероприятий сыграли московские низы. Они оказывали давление на участников заседаний тем, что во время многочисленных приветствий и крестных ходов умоляли Году­нова принять царство. По словам В.О. Ключевского, общий план такой кампании «состоял не в том, чтобы обеспечить его избра­ние на царство подтасованным составом собора, а в том, чтобы вынудить правильно составленный собор уступить народному движению» (Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. VIII. Ста­тьи. М., 1990. С. 334).

Завершение выборных мероприятий выразилось в составле­нии итогового документа, проведении церемонии венчания и при­сяги населения новому царю.

В Соборном определении 1598 г. все перипетии борьбы были сведены к следующей формуле: «И по благодати святаго духа, и по благословению и молению святейшаго патриарха Иева Мос­ковского и всеа Русии, и митрополита Варлаама Великаго Новаграда и великолуцкаго, и митрополита Гермогена казан-скаго и астороханскаго, и митрополита Варлаама ростовскаго и ярославского, и митрополита Геласеи сарского и по донско­го, и всех архиепископов и епископов, и архимаритов и игуме­нов, и всего иноческаго чину, и затворников, и пустынников, и протопопов, и ереев, и всего причта церковнаго, и всего освя-щеннаго собору; и по челобитью государевых бояр, князя Федора Ивановича Мстиславскаго и всех государевых бояр и окольничих, и всего царьскаго синклиту, и всех государевых воевод, и дворян, и стольников, и стряпчих, и жилцов, и дья­ков, и детей боярских, и голов стрелецких, и сотников стре­лецких, и всяких служилых людей, и гостей, и торговых лю­дей, и черных людей, и всего многобезчисленного народного християнства, от конец до конец всех государьств Росийскаго царьствия: понеже видехом безгосподарно Росийское царст­вие и стадо Христово небрегомо и гиблемо... и по правилом, сшедшимся собором, поставляти своему отечеству пастыря и учителя и царя достойно, его же бог избра;... святейший пат­риарх изыскав от божественнаго писания, паки созывает к себе сыновей своих преосвященных митрополитов, и архиеписко­пов, и епископов, и весь освященный собор, и бояр, и дворян, и все христолюбивое воинство, и всех православных христи-ян: с ними же советует о предъизбрании государя на царьство, вкупе же и предлагает им, яже избра от божественных писа­ний. Они же вси, аки единеми усты, велегласно вопияху на мног час, глаголюще: Бориса Федоровича хощем быти на царь-

Борис Годунов. Портрет з «Титулярнике» (1672 г.)

стве, кроме же его никому не бысть, тако и бог предъизбра; на нем же бо [рекоша] и обоих царей благословение бысть, царево бо сердце в руце божий, еже цари рекоша, сие бог благоизволи; тем же суда божия кто избыти может или кто разорити возмогает? Слы­шав же сия святейший патриарх от всего освященнаго собора, и от бояр и дворян, и от всенароднаго множества непреклонное единогла­сие, душею возрадовася, глаголя: «Благословен бог, иже сице изво-ли! Якоже господеви годе, тако и будет; глас бо народа, глас бо­жий». С ними же со всеми креп­кий совет положи, еже единомыс-ленно, с помощию божиею, обра-ли есмя государя на царьство и ве­ликого княженья Московскаго и на все государьства Росийскаго царьствия самодержца, великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Ру-сии шурина, слугу и конюшего боярина, и содержателя вели­ких царьств Казани и Азсторохани, и правителя непоколеби-маго, праведнаго и милостиваго Бориса Феодоровича... И по сему избранию служити нам ему, государю своему, царю и великому князю Борису Феодоровичу, всеа Русии самодерж­цу, верою и правдою, безо всякия хитрости;...» (Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т. 3. Акты Земских соборов. М., 1985. С. 37-38).

Здесь же приводилось обоснование прав кандидата на пре­стол со ссылками на русскую и зарубежную историю.

Значительно упрочить власть Бориса Годунова помимо со­борного избрания должна была присяга, которую давало населе­ние - «в церквах, у мощей и чудотворных икон, в присутствии высшего духовенства». Она явилась своеобразным завершени­ем избирательной кампании нового царя. При выдвижении ца­рей на следующих соборах в 1606 и 1613 гг. многие выборные мероприятия повторялись. Вновь претенденты обращались за поддержкой к московским служилым и тяглым людям, изучали общественное мнение в провинции, вели переговоры с соперни­ками, апеллировали к различным примерам из истории. Избира­тельная борьба и избирательная агитация на рубеже XVI - XVII вв. стали свидетельством роста политического самосознания в Русском государстве.

На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сме­нились процедурой утверждения законного наследника на пре­столе. В этот период сословно-представительная монархия по-

степенно перерастает в абсолютистскую. Все реже созываются чемские соборы, вместо которых проходят совещания правитель­ства с представителями отдельных сословий при царе, все чаще принцип выборности заменяется принципом должностного деле­гирования. Тем не менее земские соборы и избирательная прак­тика XVI - XVII вв. способствовали повышению роли сословий в управлении государственными делами. По справедливому за­мечанию В.О. Ключевского: «Ближайшие предшественники Петра, московские цари новой династии, родоначальник которой сел на московский престол не по отцову завещанию, а по всена­родному избранию, конечно, не могли видеть в управляемом ими государстве только свою вотчину, как смотрели на него государи прежней династии...» (Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. VIII. Статьи. М., 1990. С. 376).

Институты сословного представительства стали ярким явле­нием политической истории Русского государства XVI - XVII вв Их деятельность способствовала росту общественного и на­ционального самосознания, оформила и укрепила систему госу­дарственного управления в центре и на местах, подготовила ус­ловия для перерастания сословно-представительнои монархии в абсолютистскую.

 

 

           
           
           
           
         
           

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дополняют очерк документы, связанные с созывом земского собора 1651 г., который должен был обсудить вопросы нару­шения польскими королями Владиславом и Яном Казимиром мирного договора 1634 г. и перехода Богдана Хмельницкого в подданство России. В документах №№ 1-4 представлены царский указ о созыве собора, призывная грамота в Крапивну, отписки крапивенского и мещовского воевод об избрании вы­борных людей на собор. Документ № 5 знакомит с характери­стикой выборного царя в Русском государстве начала XVII в., представленной известным дореволюционным историком В. О. Ключевским в «Курсе русской истории».

ДОКУМЕНТ № 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...