А) Законодательство о выборах и его эволюция в 1905-1907 гг.
В начале XX века в государственном устройстве и политической жизни России произошли значительные перемены. Революционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избира- Манифест 17 октября 1905 г. тельного законодательства, определявшая порядок формирования Государственной думы и Государственного Совета. Существующее законодательство о выборах органов земского и городского самоуправления не претерпело изменений. Требование созыва представительного органа и введения политических и гражданских свобод приобрело особую актуальность в конце XIX - начале XX века одновременно с активизацией антиправительственного движения. Эти идеи широко пропагандировались издаваемым с 1902 г. органом либеральной оппозиции - журналом «Освобождение». Несмотря на заявления властей о «бессмысленных мечтаниях об участии представителей земства в делах внутреннего управления», требования политических реформ звучали все настойчивее. Особенно это продемонстрировала так называемая «банкетная кампания», организованная «Союзом освобождения» в честь сорокалетней годовщины судебной реформы 1864 г. В резолюциях, принятых во время кампании, отстаивалась необходимость введения в стране всеобщего избирательного права. Аналогичные требования появляются и в программах левых партий: социал-демократов и социалистов-революционеров. Так, партия эсеров включала в свою программу требование «всеобщего избирательного права для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальностей, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов». (Программа партии социалистов-революционеров// Вопросы истории КПСС. 1991. № 6. С. 108).
Революционные события начала 1905 года заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общественности. 18 февраля императором Николаем II был издан рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором объявлялось о намерении «привлекать достойнейших, доверием наро- да облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений» (Законодательные акты переходного времени. 1904-1906. СПб., 1907. С. 30). Исполняя царский рескрипт, министерство внутренних дел под руководством А. Г. Булыгина разработало ряд проектов, которые затем были вынесены на рассмотрение особого совещания. Оно проходило под председательством Николая II во второй половине июля 1905 года в Петергофе. В нем участвовали великие князья, министры, члены Государственного Совета, другие высшие сановники, а также некоторые специально приглашенные лица, в частности, выдающийся русский историк В.О. Ключевский и известный юрист, сенатор Н.С. Таганцев. По итогам работы совещания б августа были опубликованы «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы», а также «Положение о выборах в Государственную думу». В «Манифесте» от б августа говорилось: «Ныне настало время... призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.
В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную Думу и утвердили положение о выборах в Думу...» (Учреждение Государственной Думы. М., 1905. С. 1-2). В основе избирательной системы, определенной «Положением о выборах в Государственную думу» от б августа 1905 года, лежал старый принцип выборов по сословиям. Выборы планировались многоступенчатыми, т.е. неравными для разных сословий, и косвенными, так как депутаты Думы избирались не непосредственно избирателями, а посредством выборщиков. Из-за высокого имущественного ценза право участия в выборах получили не все жители России. В частности, избирательных прав лишались рабочие. Как известно, «булыгинская дума» так и не была созвана. Если бы выборы в эту Думу состоялись, то в губернских собраниях выборщиков, которые избирали депутатов, 43 процента представляли бы крестьянскую курию, 34 процента - курию землевладельческую и 23 процента - городскую. Последующие события свидетельствовали о возросшем недовольстве общества маневрами самодержавия. Начавшаяся в октябре 1905 года всероссийская политическая стачка, а также консолидация оппозиционных сил заставили монархию пойти на серьезные уступки. 17 октября 1905 года был обнародован Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Он, в частности, содержал следующие положения: Подсчет голосов избирательной комиссией. 1906 г. «2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и 3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностию действий поставленных от Нас властей» (Там же. С. 64-65).
Вслед за публикацией Манифеста были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» (И декабря 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре «Учреждения Государственной думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.). Избирательная система, установленная Указом от 11 декабря 1905 года, была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 года. Новый закон декларировал снижение имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим. По данной системе были проведены выборы в 1-ю (февраль-март 1906 г.) и П-ю (январь-февраль 1907 г.) Государственные думы. Новое избирательное законодательство вызвало широкие дискуссии в обществе. Одни называли его антидемократичным, считая, что выборы при этой системе не могут быть всеобщими и равными. Их оппоненты утверждали, что всеобщего и равного избирательного права вообще реально не существует, так как оно всюду ограничено многочисленными цензами (имущественным, возрастным, образовательным, оседлости), отстраняющими от участия в выборах лиц, не способных сделать свой выбор осознанно. Правительство же видело в избирательном законодательстве правовую базу, призванную обеспечить поддержку преобразованиям, начатым 17 октября 1905 года. Первая избирательная кампания по выборам в Государственную думу имела широкий общественный резонанс. Она показала, сколь разнообразны мнения о выборах. Введение буржуазных либеральных правовых институтов, пусть даже существенно ограниченных, с трудом воспринималось патриархальным сознанием русского человека, особенно крестьянина. Если прозападнически настроенные либералы с удовлетворением восприняли создание представительного органа и новое избирательное законодательство, то монархисты придерживались иного мнения. Они заявляли о неприемлемости для России парламентаризма, считали, что он разрушит вековые устои русской государственности. Один из видных государственных деятелей России -К.П. Победоносцев, слывший в обществе олицетворением консерватизма, считал думские выборы повторением западного образца, называя их «роковой, гибельной ложью». В 1906 году он писал: «Чего иного ожидать в бескультурной массе, где ни один человек не стоит на своих ногах и не имеет своего твердого мнения, где люди посреди общинного быта говорят: «Как люди, так и мы», - где под каким угодно письмом можно собрать сразу сколько угодно чьих угодно подписей. Очевидно, здесь всяким выбором управит любой крикун, любой кулак или мошенник. Но вот явилась Государственная Дума, и можно было закрыв глаза сказать заранее, как дважды два четыре, кого присылают в Думу эти quasi народные выборы. А все кричали, что будут лучшие люди!» («Мать мою, родимую Россию уродуют». Письма К.П. Победоносцева С.Д. Шереметеву// Источник. 1996. № 6. С. 19).
Настроения некоторой части российского общества того времени отражает и сатирическое стихотворение «Плач», принадлежавшее перу известного думского депутата В.М. Пуришкевича. Герой стихотворения, русский мужик, обращается к Думе с горьким плачем: Ох! Высокая палата, Чтоб те пусто было! Нет житья от депутата: Продувное рыло!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|