Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российское избирательное право в 1917 г. (период Временного правительства)




Февральская революция положила начало принципиально но­вому этапу в истории российского избирательного права. Прав­да, его временные рамки были очень коротки, но принятые тогда правовые акты, регулировавшие избирательную практику, были невиданными в российской истории. На их основе впервые де­мократическим путем были избраны органы земского и город­ского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Уч-

Демонстрация в поддержку избирательных прав женщин.

Петроград. 1917 год.

 

редительное собрание, ко­торому отводилась роль «хозяина земли Русской». Временное правитель­ство в декларации от 2 марта 1917 года в качестве одной из первоочередных задач провозгласило не­медленную подготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было установить форму правления и принять кон­ституцию страны Парви--

тельство обязалось провести выооры в Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования. На тех же принципах планировалось про­вести выборы в органы местного самоуправления.

21 мая 1917 года были изданы «Временные правила о произ­водстве выборов губернских и уездных земских гласных», по­становление «О волостном земском управлении» и «Наказ о производстве выборов волостных земских гласных». Сословные и имущественные ограничения, присущие прежнему земскому за­конодательству, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех на­циональностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. От учас­тия в выборах отстранялись лица недееспособные, осужденные по приговору суда и монашествующее духовенство. Аналогич­ные нормы содержало и новое законодательство о выборах орга­нов городского самоуправления.

В конце марта 1917 года было образовано Особое Совещание для подготовки проекта «Положения о выборах в Учредитель­ное собрание». 25 мая оно приступило к работе. Над проектом работало более 100 человек: специалисты по государственному нраву, статистике, представители Советов, различных политичес­ких партий (от октябристов до большевиков), кооперации, жен­ских организаций, этнических групп населения. Председателем Совещания стал Ф.Ф. Кокошкин - известный юрист, публицист, специалист в области государственного права, один из лидеров партии кадетов. Авторы проекта ответственно подошли к своим обязанностям. Они особенно настаивали «...на соблюдении всех формальностей процедуры по организации выборов. В осо­бенности требовали.., чтобы списки избирателей были состав­лены не какими-нибудь «самочинными органами народной власти», возникшими на местах, но правильно избранными новыми демократическими органами самоуправления» (Цит. п°: Страна гибнет сегодня. Воспоминания о Февральской Революции 1917 г. М., 1991. С. 357). Все это затягивало подго-

товку проекта, и сроки выборов в Учредительное собрание от­кладывались.

Создатели избирательного законодательства пришли к еди­ному мнению о том, что выборы должны быть всеобщими, равны­ми, прямыми. Но сама система выборов (пропорциональная или мажоритарная), способ их проведения в действующей армии, на флоте, в удаленных регионах страны вызывали много споров. Существенные разногласия возникли и по вопросу о возрастном цензе. Представители кадетов предлагали его ограничить 21 го­дом, Петроградский Совет настаивал на снижении ценза до 20 лет, а большевики предложили предоставлять избирательные права с 18-летнего возраста. Немало трений возникало и по по­воду лишения избирательных прав различных групп населения. Тем не менее к сентябрю 1917 года работа над проектом была завершена. 2 октября 1917 года Временное правительство ут­вердило «Положение о выборах в Учредительное собрание», а также инструкцию по его применению и роспись числа членов Учредительного собрания. Сами выборы предстояло провести 12 ноября 1917 года. Новый закон соответствовал уровню пере­довых избирательных законов своего времени и даже превосхо­дил их по некоторым положениям. Так, статья 1 гласила: «Уч­редительное собрание образуется из членов, избранных на­селением на основе всеобщих, без различия пола и равного избирательного права посредством прямых выборов и тайно­го голосования с применением начала пропорционального представительства» (Учредительное собрание. Россия, 1918 г. / Стенограмма и другие документы. М., 1991. С. 13). Та­ким образом, этим документом предусматривалось введение сис­темы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими пар­тиями.

Впервые в России были отменены цензы: имущественный, гра­мотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Законом предусматривался ряд гаран­тий для участия в выборах нерусского населения. Например, статья 60 «Положения» ус-

танавливала возможность перевода избирательного бюллетеня на язык любой национальности.

Существенно расширен был состав избирателей. Впервые право голоса было предоставлено жен­щинам (вслед за Новой Зе­ландией, Австралией и скандинавскими странами), в то время как в подавля­ющем числе государств женщины были лишены

Выборы в Учредительное собрание. Большой театр. 1917 г.

 

этого права. Уникальным явлением было предоставление изби­рательных прав военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет.

Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишен­ные, находившиеся под опекой, осужденные к лишению свободы, каторжным работам, ссылке и т.д., несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.

Для проведения выборов Россия делилась на территориаль­ные округа (в том числе особые округа в Петрограде и Москве). Повсеместно создавались избирательные участки. «Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных ко­миссий всех уровней: от Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание («Всевыборы») до участковых; прави­ла составления списков избирателей и т.д.

Голосование проводилось подачей избирательных записок (бюл­летеней). Избирательный бюллетень, единая форма которого ус­танавливалась окружной комиссией, содержал один из списков кандидатов, номер этого списка и название предложившей его партии. Каждому избирателю выдавалось именное удостовере­ние, по предъявлении которого он допускался к голосованию.

Голосование проводилось в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускалось присутствие вооруженных лиц, а также пьяных. Выборы прово­дились в течение трех дней. Каждый избиратель должен был проголосовать лично. Предъявив именное удостоверение одно­му из членов комиссии, он получал специальный конверт, заве­ренный печатью избирательной комиссии, а затем удалялся в закрытую кабину. Там он должен был вложить в конверт изби­рательный бюллетень с тем кандидатским списком, которому отдавал свой голос. Затем заклеенный конверт передавался пред­седателю участковой избирательной комиссии. Последний в при­сутствии ее членов опускал конверт в специальный ящик. По окончании голосования ящики с бюллетенями опечатывались и оставлялись в этом же помещении, у дверей которого выставля­лась охрана.

При подсчете голосов прежде всего определялось количество конвертов. Затем они вскрывались и подсчитывались бюллете­ни. Те из них, которые не отвечали установленным правилам, содержали помарки, подчистки или другие знаки, либо подпи­санные избирателями, признавались недействительными. Если в конверте обнаруживалось более одного бюллетеня, они также признавались недействительными.

Общий подсчет голосов производился окружной избиратель­ной комиссией, которая определяла поименный состав членов Уч-Родительного собрания в своем округе.

Особый раздел «Положения о выборах» допускал некоторые исключения из общего порядка избирательной кампании. В ряде округов: Аму-Дарьинском, Архангельском, Закаспийском, Кам­чатском, округе КВЖД, Олонецком, Ордынском, Прикаспийском,

0-1 —1606

Якутском, а также в Финляндии и русской армии, действовавшей во Франции и на Балканском полуострове, выборы проводились по мажоритарной системе. На окраинах России разрешалось в случае необходимости проводить голосование посредством бал­лотировки шарами или другими заменяющими их знаками. До­пускалось продление сроков голосования. «Положение» содер­жало также особые правила о порядке выборов в действующих армии и флоте. Очевидно, что все эти меры должны были обеспе­чить подлинно демократический характер выборов, дать возмож­ность проявить свободное волеизъявление наибольшему числу избирателей.

Таким образом, избирательное законодательство Временного правительства представляло собой высшее достижение государ­ственно-правовой практики того времени. На его основе 12 ноя­бря 1917 года было избрано Учредительное собрание. Этому законодательству был отведен слишком малый исторический срок. С утверждением власти большевиков и роспуском Учредитель­ного собрания ростки зарождавшейся новой избирательной сис­темы были уничтожены.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

В качестве дополнительного материала предлагаем позна­комиться с отдельными материалами избирательного законо­дательства 1864 г., 1906 - 1917 гг. и отрывками из дневника священника Бежецкого уезда Тверской губернии И. Н. Постни­кова о ходе выборов в Учредительное собрание в 1917 г.

Все документы даются в извлечениях.

ДОКУМЕНТ № 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...