Российское избирательное право в 1917 г. (период Временного правительства)
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Февральская революция положила начало принципиально новому этапу в истории российского избирательного права. Правда, его временные рамки были очень коротки, но принятые тогда правовые акты, регулировавшие избирательную практику, были невиданными в российской истории. На их основе впервые демократическим путем были избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Уч- Демонстрация в поддержку избирательных прав женщин. Петроград. 1917 год.
редительное собрание, которому отводилась роль «хозяина земли Русской». Временное правительство в декларации от 2 марта 1917 года в качестве одной из первоочередных задач провозгласило немедленную подготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было установить форму правления и принять конституцию страны Парви-- тельство обязалось провести выооры в Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования. На тех же принципах планировалось провести выборы в органы местного самоуправления. 21 мая 1917 года были изданы «Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных», постановление «О волостном земском управлении» и «Наказ о производстве выборов волостных земских гласных». Сословные и имущественные ограничения, присущие прежнему земскому законодательству, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. От участия в выборах отстранялись лица недееспособные, осужденные по приговору суда и монашествующее духовенство. Аналогичные нормы содержало и новое законодательство о выборах органов городского самоуправления.
В конце марта 1917 года было образовано Особое Совещание для подготовки проекта «Положения о выборах в Учредительное собрание». 25 мая оно приступило к работе. Над проектом работало более 100 человек: специалисты по государственному нраву, статистике, представители Советов, различных политических партий (от октябристов до большевиков), кооперации, женских организаций, этнических групп населения. Председателем Совещания стал Ф.Ф. Кокошкин - известный юрист, публицист, специалист в области государственного права, один из лидеров партии кадетов. Авторы проекта ответственно подошли к своим обязанностям. Они особенно настаивали «...на соблюдении всех формальностей процедуры по организации выборов. В особенности требовали.., чтобы списки избирателей были составлены не какими-нибудь «самочинными органами народной власти», возникшими на местах, но правильно избранными новыми демократическими органами самоуправления» (Цит. п°: Страна гибнет сегодня. Воспоминания о Февральской Революции 1917 г. М., 1991. С. 357). Все это затягивало подго- товку проекта, и сроки выборов в Учредительное собрание откладывались. Создатели избирательного законодательства пришли к единому мнению о том, что выборы должны быть всеобщими, равными, прямыми. Но сама система выборов (пропорциональная или мажоритарная), способ их проведения в действующей армии, на флоте, в удаленных регионах страны вызывали много споров. Существенные разногласия возникли и по вопросу о возрастном цензе. Представители кадетов предлагали его ограничить 21 годом, Петроградский Совет настаивал на снижении ценза до 20 лет, а большевики предложили предоставлять избирательные права с 18-летнего возраста. Немало трений возникало и по поводу лишения избирательных прав различных групп населения. Тем не менее к сентябрю 1917 года работа над проектом была завершена. 2 октября 1917 года Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание», а также инструкцию по его применению и роспись числа членов Учредительного собрания. Сами выборы предстояло провести 12 ноября 1917 года. Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени и даже превосходил их по некоторым положениям. Так, статья 1 гласила: «Учредительное собрание образуется из членов, избранных населением на основе всеобщих, без различия пола и равного избирательного права посредством прямых выборов и тайного голосования с применением начала пропорционального представительства» (Учредительное собрание. Россия, 1918 г. / Стенограмма и другие документы. М., 1991. С. 13). Таким образом, этим документом предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями.
Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Законом предусматривался ряд гарантий для участия в выборах нерусского населения. Например, статья 60 «Положения» ус- танавливала возможность перевода избирательного бюллетеня на язык любой национальности. Существенно расширен был состав избирателей. Впервые право голоса было предоставлено женщинам (вслед за Новой Зеландией, Австралией и скандинавскими странами), в то время как в подавляющем числе государств женщины были лишены Выборы в Учредительное собрание. Большой театр. 1917 г.
этого права. Уникальным явлением было предоставление избирательных прав военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные к лишению свободы, каторжным работам, ссылке и т.д., несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи. Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа (в том числе особые округа в Петрограде и Москве). Повсеместно создавались избирательные участки. «Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней: от Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание («Всевыборы») до участковых; правила составления списков избирателей и т.д.
Голосование проводилось подачей избирательных записок (бюллетеней). Избирательный бюллетень, единая форма которого устанавливалась окружной комиссией, содержал один из списков кандидатов, номер этого списка и название предложившей его партии. Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию. Голосование проводилось в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускалось присутствие вооруженных лиц, а также пьяных. Выборы проводились в течение трех дней. Каждый избиратель должен был проголосовать лично. Предъявив именное удостоверение одному из членов комиссии, он получал специальный конверт, заверенный печатью избирательной комиссии, а затем удалялся в закрытую кабину. Там он должен был вложить в конверт избирательный бюллетень с тем кандидатским списком, которому отдавал свой голос. Затем заклеенный конверт передавался председателю участковой избирательной комиссии. Последний в присутствии ее членов опускал конверт в специальный ящик. По окончании голосования ящики с бюллетенями опечатывались и оставлялись в этом же помещении, у дверей которого выставлялась охрана. При подсчете голосов прежде всего определялось количество конвертов. Затем они вскрывались и подсчитывались бюллетени. Те из них, которые не отвечали установленным правилам, содержали помарки, подчистки или другие знаки, либо подписанные избирателями, признавались недействительными. Если в конверте обнаруживалось более одного бюллетеня, они также признавались недействительными. Общий подсчет голосов производился окружной избирательной комиссией, которая определяла поименный состав членов Уч-Родительного собрания в своем округе.
Особый раздел «Положения о выборах» допускал некоторые исключения из общего порядка избирательной кампании. В ряде округов: Аму-Дарьинском, Архангельском, Закаспийском, Камчатском, округе КВЖД, Олонецком, Ордынском, Прикаспийском, 0-1 —1606 Якутском, а также в Финляндии и русской армии, действовавшей во Франции и на Балканском полуострове, выборы проводились по мажоритарной системе. На окраинах России разрешалось в случае необходимости проводить голосование посредством баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками. Допускалось продление сроков голосования. «Положение» содержало также особые правила о порядке выборов в действующих армии и флоте. Очевидно, что все эти меры должны были обеспечить подлинно демократический характер выборов, дать возможность проявить свободное волеизъявление наибольшему числу избирателей. Таким образом, избирательное законодательство Временного правительства представляло собой высшее достижение государственно-правовой практики того времени. На его основе 12 ноября 1917 года было избрано Учредительное собрание. Этому законодательству был отведен слишком малый исторический срок. С утверждением власти большевиков и роспуском Учредительного собрания ростки зарождавшейся новой избирательной системы были уничтожены.
ПРИЛОЖЕНИЕ В качестве дополнительного материала предлагаем познакомиться с отдельными материалами избирательного законодательства 1864 г., 1906 - 1917 гг. и отрывками из дневника священника Бежецкого уезда Тверской губернии И. Н. Постникова о ходе выборов в Учредительное собрание в 1917 г. Все документы даются в извлечениях. ДОКУМЕНТ № 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|