Выборы у германских племен эпохи Тацита
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Организацию управления у германских племен до основания ими варварских королевств часто называют «военной демократией». Существовавшие у них органы власти - народные собрания, совет старейшин, военные вожди и короли с дружинами -представляли лишь зачатки государственной власти. Каждый полноправный член германского племени (свободный, имеющий право носить оружие) лично и непосредственно принимал участие в управлении, выступал носителем народовластия. По словам Тацита, народное собрание созывалось в определенные дни, обыкновенно в новолуние или полнолуние. На нем выбирали старейшин (principes),военных вождей (duces) и королей (reges), выносили решения по вопросам войны и мира и осуществляли суд. Здесь же происходила церемония посвящения в воины, то есть в полноправные члены общества. В качестве ораторов выступали король и старейшины, пытавшиеся склонить собрание к тому или иному решению. «Если их предложения не встречают сочувствия, участники собрания шумно их отвергают; если, напротив, нравятся - раскачивают поднятые вверх фрамеи: ведь воздать похвалу оружием, на их взгляд, - самый почетный вид одобрения» (Тацит. Германия. XI // Корнелий Тацит. Сочинения. СПб., 1993. С. 342). Германцы не имели развитой процедуры волеизъявления, ее определенной формой выступали шумный ропот и потрясание оружием. Совет старейшин предварительно рассматривал вопросы, подлежавшие обсуждению народного собрания, более мелкие дела он решал самостоятельно. Старейшины, входившие в состав совета, избирались народом на общем собрании: «На тех же собраниях также избирают (eligimtur) старейшин, отправляющих правосудие в округах и селениях» (Тацит. Германия.
XII // Там же). Никакого постоянного совета при старейшине не было. В рассмотрении дела принимали участие все свободные той «сотни», на территории которой происходило разбирательство. Власть короля у германцев была ограничена народным собранием. По сообщению Тацита: «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей - из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом, и вожди начальствуют над ними, скорее увлекая приме- пом и вызывая их восхи-тение, если они решительны, если выдаются „остоинствами, если сражаются всегда впереди, чеМ наделенные подлинной властью» (Тацит. Германия. VII // Там же. С. Король (rex) у германцев не обладал дисциплинарными средствами принуждения. Он был прежде всего военным предводите- Совещание древних германцев. Барельеф с колонны Антонина в Риме. всею Bucniiuii-i iijj^^j,^^,^,*»*^ лем племени, символом его единства. Казнить, заключать в оковы и подвергать телесным наказаниям являлось прерогативой жрецов: «...ни карать смертью, ни налагать оковы, ни даже подвергать бичеванию не дозволено никому, кроме жрецов, да и они делают это как бы не в наказание и не по распоряжению вождя, а якобы по повелению бога...» (Там же). Термин «гех», используемый античными авторами по отношению к германским вождям, на русский язык чаще всего переводится как «король». Однако это слово произведено славянами от имени Карла Великого и может применяться к предводителям германских племен лишь с оговорками. Сами германцы называли своих властителей словом конунг (kuning). Организация управления у древних германцев оставалась в целом догосударственной. Публичная власть еще не сформировалась. Высшим источником власти являлся народ, который на общеплеменном собрании выбирал старейшин, военных вождей, королей и передавал им часть властных полномочий. Равноправие у германцев понималось как право принимать участие в народном собрании и изъявлять свою волю по различным вопросам - потрясая оружием. Именно народное собрание и совет старейшин, избранных народом, руководили жизнью племени.
Такая организация управления сохранялась у германских племен и в эпоху переселений и завоевания ими римских провинций. Германцы все еще широко применяли принцип выборности вождей и королей. Выборы или, по крайней мере, утверждение выборов народом, по-прежнему были обычным явлением. Вместе с тем общеплеменное народное собрание не всегда могло нормально функционировать в связи с частыми войнами и расселением родов на обширной территории. Прямое народоправство, характерное для германцев тацитовской эпохи, в последующие столетия постепенно утрачивается. Однако остатки древнегерманской организации управления Долго сохранялись в возникших варварских королевствах. В системе раннефеодальной государственности коллективный прин- цип управления лишь постепенно уступал место органам центральной власти. Будучи связан с общинными формами жизни варварских племен, он накладывал свою печать на государственную организацию. В.варварских королевствах сохраняли свое влияние в судебных и даже законодательных делах народные собрания, войско, представлявшее собой ополчение свободных германских общинников, участвовало в избрании короля, действовал институт соприсяжничества в выплате и получении родственниками вергельда (штрафа). Варварские королевства, как говорилось выше, рождались из синтеза двух культур: варварской и римской. Однако темпы и пути развития этих государств были различны. Более быстро проходило формирование государства в тех частях Западной Европы, где имел место синтез римских и германских отношений (Франкское государство, Северная и Средняя Италия, Вестготское королевство). Процесс становления государства у англосаксов, у которых этот синтез почти отсутствовал, носил длительный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|