Английский парламент в XIII-XVI вв.
Английский парламент - одно из первых сословно-представитель-ных учреждений Западной Европы, оказавшийся самым жизнеспособным из них. Ряд особенностей британской истории способствовал процессу постепенного укрепления власти парламента, становление его в качестве органа, отражающего интересы нации в целом. После нормандского завоевания 1066 г. английское государство уже не знало политической раздробленности. Сепаратизм был свойствен английской знати, однако в силу ряда причин (некомпактность феодальных владений, необходимость противостоять завоеванному населению, островное расположение государства и т.д.) он выражался в стремлении магнатов не обособиться от центральной власти, а захватить ее. В XII в. Англия пережила длительную междоусобицу, которая привела на королевский трон династию Плантагенетов в лице Генриха II. Его младший сын Иоанн, сменивший в 1199 г. у власти короля-рыцаря Ричарда Львиное сердце, не имел успеха ни во внешней, ни во внутренней политике. В неудачной войне он потерял обширные владения, которые английская корона имела во Франции. Затем последовала его ссора с римским папой Иннокентием III, в результате чего король был вынужден пойти на признание себя папским вассалом, крайне унизительное для Англии. Современниками этот король был прозван Безземельным. Постоянные войны требовали денег; выжимая их из подданных, король нарушал все установленные нормы и обычаи по отношению как к городам, так и к феодалам. Особенно важным было нарушение королем норм вассальных отношений, связывавших его с классом феодалов. Следует отметить некоторые особенности, отличавшие сословную структуру Англии: распространение сеньориальных прав короля на всех феодалов (в Англии не действовал классический принцип феодализма «вассал моего вассала - не мой вассал») и незамкнутость «благородного» сословия, в которое мог
быть включен всякий землевладелец, имевший годовой доход от 20 (20-е гг. XIII в.) до 40 (с начала_Х1У в.) фунтов. Так сложилась особая социальная группа, занимавшая промежуточное положение между феодалами и зажиточным крестьянством. Эта группа, активная как в экономическом, так и в поли- Начало рукописи Великой Хартии Вольностей. тическом отношении, стремилась к расширению своего влияния в английском государстве; со временем возрастали ее численность и значимость. Интересы сословия титулованных землевладельцев были тесно связанны с рынком, где продавалась продукция, произведенная в их поместьях. Эта часть феодалов объективно сближалась с городской (прежде всего торговой) верхушкой и часто вступала в конфликты с земельными магнатами. Ситуация 10-х годов ХЩ в. объединила всех недовольных королевским произволом и неудачами во внешней политике. Баронская оппозиция, поддержанная рыцарством и горожанами, вынудила короля в 1215 г. подписать Великую хартию вольностей - документ, гарантировавший соблюдение прав и привилегий знати и, в меньшей степени рыцарства и городов. Роль Хартии в английской истории неоднозначна. С одной стороны, полная реализация содержащихся в ней требований, привела бы к торжеству феодальной олигархии, сосредоточению всей полноты власти в руках баронской группировки. С другой, универсальность формулировок в ряде статей позволяла использовать их для защиты прав личности - не только баронов, но и всех остальных категорий свободного населения Англии. Кроме того, в Хартии уже содержались принципы широкого совместного обсуждения некоторых государственных вопросов, прежде всего касавшихся налогообложения: «t2. Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего...» (Великая хартия вольностей // Памятники истории Англии XI-XIII вв. Перевод Д. М. Петрушевского. М., 1936. С. 100).
После подписания Хартии конфликт продолжался, так как королевский двор отказался ее соблюдать. В 1216 г. Иоанн Безземельный умер, королем стал малолетний Генрих III - и на некоторое время система государственного управления пришла в соответствие с требованиями баронской верхушки. Однако достигнув совершеннолетия, Генрих III фактически продолжил политику отца. Он ввязывался в новые войны, требующие денег, которые король пытался добыть у подданных путем поборов я притеснений. Это привело к новому конфликту, вылившемуся в гражданскую войну 1263-1267 гг. В ней на стороне баронов вновь выступили рыцарство и горожане. Отношение к этому союзу разделило баронскую оппозицию на два крыла. Требования одного из них, стремившегося сохранить исключительную роль знати в государственном управлении, отразились в так называемых Оксфордских провизиях (требованиях), которые королю пришлось принять еще в 1258 г. Интересно, что в этом документе появляется термин «парламент», которым обозначались регулярно созываемые советы знати при короле: «Нужно помнить, что... три парламента будет в году... На эти три парламента прибудут избранные советники короля, даже если они не будут приглашены, чтобы рассматривать состояние королевства и чтобы трактовать общие дела королевства, а также и короля. И в другие разы таким же образом, когда окажется надобность по повелению короля» (Там же. С. 160-161). Однако на практике осуществились взгляды второй части оппозиции во главе с графом Лейстерским Симоном де Монфо-ром. Он и его союзники выступали за более тесное сотрудничество с широкими слоями населения. В 1265 г., в разгар конфронтации с королем по инициативе Монфора было созвано собрание, на которое, помимо знати, приглашались по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Так, в условиях конфликта с королем, по Король Иоанн Безземельный подписывает Великую Хартию Вольностей.
5-2—1606 инициативе представителей влиятельных социальных групп, родился английский парламент. Можно сказать, что идея противостояния королевской власти была изначально заложена в фундаменте этого политического института. Но едва ли парламент оказался бы жизнеспособным, если бы дело этим и ограничилось. Новый король Эдуард I (1272-1307) сумел справиться с оппозицией, но счел необходимым сохранить парламент, так как увидел в нем удобный инструмент для достижения своих целей. Новая государственная структура позволяла ему найти поддержку у относительно широкого круга населения и получать денежные субсидии. Но делать это не путем произвола по отношению к подданным, а как бы с их согласия, воплощая на практике принцип «то, что касается всех, должно быть одобрено всеми». Подданные же получали возможность в обмен на удовлетворение королевских требований, рассчитывать на то, что и их претензии будут услышаны. Отсчет упорядоченных парламентских сессий принято вести с 1295 г., когда Эдуардом I был созван так называемый «Образцовый парламент» - один из наиболее представительных за всю его средневековую историю. С этого времени он обособился от королевских советов, приобрел особый статус и полномочия; в нем наметились тенденции будущего развития парламента. К середине XIV в. наметилось разделение парламента на две палаты - верхнюю и нижнюю, соответственно - палату лордов (the House of Lords) и палату общин (the House of Commons). Эти названия, особенно первое, вошли в широкое употребление позднее, в XVI в. Верхняя включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в большой королевский совет (magnum consilium). Им рассылались именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать тогр или иного магната; в действительности же случаи, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к XV в", редкостью. Сложившаяся в Англии система прецедентного права давала лорду, получившему однажды такое приглашение, основание считать себя постоянным членом верхней палаты. Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные собирались на сессию, а такого в XIV-XV вв. почти никогда не случалось, оно редко достигало ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.
Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины XIV в. Название нижней палаты происходит от понятия «commons» (общины). В XIV в. оно обозначает особую социальную группу, некое «среднее» сословие, включающее рыцарство и горожан. То есть «общинами» стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достат-
ком и добрым именем. В права этого «среднего» сословия постепенно входило право избираться и быть избранным в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем такие права политическими). Осознание своей значимости, активно формировавшееся в течение XIV-XV вв., подчас определяло позицию палаты по отношению к лордам и даже к королю. К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату, отнюдь не возглавляя ее, на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для специфики нижней палаты, которая была прежде всего собранием, то есть коллективной организацией. Ее депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Число таких городов с течением времени менялось, соответственно менялось и число членов палаты общин. В среднем оно составляло в середине XIV в. примерно двести человек (к началу XVIII в. их было уже более пятисот). Члены нижней палаты в отличие от лордов получали денежное довольствие: рыцари графств по четыре шиллинга, горожане по два шиллинга за каждый день сессии. К началу XV в. эти выплаты стали традиционными. Духовенство, кроме архиепископов, епископов и аббатов крупнейших монастырей, приглашавшихся в палату лордов, участвовало в работе парламента лишь на первых порах. Оно имело свой представительный орган, где обсуждались и внутрисослов-ные вопросы, и финансовые отношения с короной. Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися парламентариями, члены нижней палаты слушали ее стоя за барьером. Современный историк справедливо отмечает что «несмотря на разделенность палат в пространстве, три сословия - дворянство, духовенство и бюргерство, оказались в них скорее объединены, чем отделены друг от друга, в отличие от того, как это было в континентальных странах, что, безусловно, затрудняло манипулирование ими со стороны короля и становление их между собой» (О.В. Дмитриева).
Постепенно устанавливаются место, время и порядок проведения парламентских сессий. К началу XV в. уже можно говорить о существовании прочных традиций в этой области. С 1330 г. парламент собирался не реже одного раза в год; фактически чаще - до четырех раз на протяжении года, когда этого требовала политическая ситуация. Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по 5-2*
приглашению короля, то его участники собирались в том месте где в данный момент находился королевский двор. Как правило' это было Вестминстерское аббатство. Языком парламентской документации, прежде всего протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам церкви велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363 г. речи депутатов иногда произносятся на английском языке. В XIV-XV вв. в обществе складывается представление и о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Последняя вошла в практику к началу XV в. и подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста (и то, и другое - только на время сессии). О высоком престиже этой привилегии, а еще более - самого парламента свидетельствует запись в протоколе сессии 1453 г. Два депутата палаты общин (в том числе спикер) были обвинены^в грабеже и арестованы по приказу всесильного тогда герцога Йоркского. Нижняя палата выступила с протестом. Отстоять неприкосновенность парламентариев не удалось (напомним, что дело происходило в самый канун войны Алой и Белой розы, в условиях политической нестабильности). Однако герцогу пришлось доказывать правомерность своих действий, в частности, он сообщил, что арест состоялся тогда, когда в сессии был перерыв, то есть не в «парламентское время». Интересно и высказывание юристов, призванных для консультации. «Мы не смеем дать ответ», - заявили они, так как не было до сих пор случая, чтобы юристы определяли привилегии парламента: «ибо он так высок и могуществен по своей природе, что может создать закон; а то, что само есть закон, не может создать никакого закона» (Перевод Н.О. Майоровой. Rotuli parliamentorum (далее - RP). L. Vol. V. P. 239). Высокий авторитет основывался на возможностях, которых парламент сумел добиться за первые полтора столетия своего существования. Его компетенция к середине XV столетия была уже вполне обозначена. Необходимо иметь в виду, что в этот период происходило становление системы государственного управления в Англии. Важным элементом этого процесса стало разделение функций королевской администрации - прообраз современной исполнительной власти и парламента - формирующийся сословно-представительный орган власти. Особое значение имела деятельность парламента, связанная с налогообложением. Фискальная система государства еще только формировалась, и большинство налогов, в первую очередь прямых, являлось чрезвычайными. Отметим, что налоги на движимое и недвижимое имущество (как и другие) в Англии платили все, а не только «третье сословие», как это было во Франции. Это обстоятельство устраняло одну из возможных причин конфронтации между сословиями. С 1297 г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое имущество. С 20-х гг. XIV в. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права и в отношении таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал при согласии нижней палаты (официально - в виде ее «дара»), выступавшей здесь от имени тех, кому предстояло эти налоги платить. Сильные позиции палаты общин в таком важном для короля деле, как финансы, позволяли ей расширять свое участие и в других областях парламентской деятельности. Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине XV в. в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы (ордонансы). Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты (билль). Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. Йоркский статут 1322 г. гласил, что все дела «касающиеся положения сеньора нашего короля... и... положения государства и народа, должны обсуждаться, получать согласие и приниматься в парламенте нашего господина короля и с согласия прелатов, графов, баронов и общины королевства» (Цит. по: Гутнова Е.В. Английское государство в XIV-XV вв. // Средние века. Вып. 50. М., 1987. С. 66). Иногда и королевские ордонансы основывались на предложениях палаты общин (например, ордонанс Генриха V от 1421 г. о реформе денежной системы). Уже в XV в. ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения палаты общин. В отношениях между парламентом и исполнительной властью наметилась определенная тенденция. Палаты стремятся влиять на назначение и отставку высших чиновников королевства. В XIV в. складывается практика «импичмента» должностных лиц, обвиненных в серьезном нарушении законодательства, злоупотреблениях, других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридического права отстранять от власти неугодных ему чиновников, но под влиянием его выступлений король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией. В условиях борьбы за королевский трон и феодальной междоусобицы парламент выступает в качестве органа, легитимизирующего смену королей на английском престоле. Так, низложение Эдуарда II (1327 г.), Ричарда II (1399 г.) и последующая коронация Генриха IV Ланкастера были санкционированы парламентом. В палате общин часто раздавалась весьма жесткая критика по адресу королей. В 1376 г. с антиправительственной петицией выступил спикер палаты Питер де ля Map. Судебные функции парламента были весьма значительны. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу XIV в. она приобрела полномочия суда пэров и верховного суда королевства, рассматривавшего наиболее тяжкие политические и уголовные преступления, а также апелляции. Палата общин могла выступать в качестве ходатая сторон и представлять лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной практики. И, наконец, существовала еще одна область деятельности парламента, во многом объединявшая предыдущие и очень важная для понимания места и роли этого института в государстве и обществе. Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т.д. Для их рассмотрения в парламенте создавались специальные комиссии, но первоначально они поступали в палату общин. Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была школа политического и правового воспитания как для парламентариев, так и для тех, кто к ним обращался. Центральная власть таким образом постоянно получала информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы, затронутые в частных и коллективных петициях, находили отражение в законопроектах палаты общин, а затем и в статутах. Разумеется, реальная картина деятельности парламента была весьма неоднозначной. Со второй половины XV в. для него начались трудные времена. Шла война Роз и парламентские методы решения государственных вопросов стали непопулярны. В конце XV в. пересекаются два процесса в развитии органов государственной власти Англии. С одной стороны, парламент достигает периода «зрелости», с другой - начинают распространяться тенденции абсолютизма, укрепления монархии. В 1485 г. к власти приходит династия Тюдоров. Отныне в отношениях между королевским двором и Вестминстером устанавливаются следующие принципы. Тюдоры стремятся использовать авторитет парламента в своих интересах. Они не скупятся на лестные декларации, подчеркивают свое уважение к институту парламента. Палаты много и плодотворно работают над законопроектами, регламентирующими различные сферы социально-экономической жизни Англии (внешняя торговля, таможенные правила и пошлины, унификация мер и весов, вопросы мореплавания, установления цен на товары, производимые в стране). Генрих VIII активно использует парламент в своей реформе вероисповедания и при решении важных для этого монарха вопросов престолонаследия. Даже в условиях режима абсолютной монархии парламент продолжал действовать, в отличие от сословно-представитель-ных учреждений многих европейских стран, которые в период абсолютизма, как правило, перестали собираться. Парламент был жизнеспособен прежде всего потому, что засе- давшие в нем представители разных социальных групп могли работать вместе. При всей сложности отношений и разнице интересов они оказались способны к сотрудничеству. Король, являясь главой парламента, инициатором созыва сессий, конечной инстанцией всех парламентских полномочий и решений, связал себя с этой организацией самым тесным образом. Парламент не существовал без главы государства, но и монарх был ограничен в действиях без поддержки парламента. Отражением этой специфики стала характерная для английской политической лексики формула «король в парламенте», символизировавшая государственную власть во всей ее полноте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|