Эволюция народных собраний во Франкском королевстве
В истории Франкского государства обычно выделяют два периода. Первый период - от создания государства салическими франками в конце V века до середины VIII в. - именуют меро-вингским. Второй (VIII- середина IX в.) - каролингским. Салические (приморские) франки жили до середины IV в. на побережье Северного моря, от устья Рейна до Шельды. Во второй половине IV в. они заняли территорию до Мааса, а к середине V в. - до Соммы, завладев большей частью Галлии. В результате на завоеванных землях возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486-511). Он происходил из рода Меровея, по имени которого франкскую династию конца V - первой половине VIII в. называют меровингами. Около 496 г. Хлодвиг с дружиной принял христианство в его ортодоксальной форме. Вестготы, бургунды и другие германские племена восприняли христианство раньше франков, но в арианской форме. Выбор Хлодвига обеспечивал ему поддержку влиятельнейших слоев галло-римского населения и прежде всего клира. Уже к середине VI в. государство Меровингов включало почти всю территорию бывшей римской провинции Галлия. Хлодвиг и его сыновья собрали вокруг себя большинство франкских племен. Верховную власть франков признали также алеманны, бава-ры, тюринги, а саксы были принуждены платить ежегодную дань. Характерной чертой возникшего политического образования было численное превосходство галло-римского населения над германским и обособленное их проживание. Во Франкском королевстве VII-VIII вв. франки составляли 20-25 %. Стремление варваров сберечь свою самобытность, свои обычаи и традиции привело к появлению в раннесредневековом за- королевство срраиков
конодательстве принципа пер-сональности права, столь чуждого римской юридической традиции. Суть данного принципа состоит в том, что всякий человек, где бы он ни проживал, подчинялся праву своих предков (обычное право). Судили людей по правовому обычаю той этнической группы, к которой они принадлежали: салического франка - по салическому обычаю, бургунда - по бургундскому, римлянина - по римскому праву и т.д. «Варварские правды», представляющие собой сборники судебных обычаев, были записаны между второй половиной V и первой половиной IX в. Раньше других возникла «Салическая правда» (Lex Salica), записанная в конце правления Хлодвига (начало VI в.), но дошедшая до нас лишь в списке конца VIII в. со многими добавлениями и, вероятно, исправлениями. Римское влияние проявилось в «Салической правде» лишь в том, что она записана на латыни и штрафы исчисляются в ней в римских денежных единицах - денариях и солидах. В Прологах к «Салической правде» нашло отражение представление франков о себе как политическом субъекте, выступающем в сфере законодательной деятельности. Прологи носят характер народного предания, легенды, оформившейся окончательно не ранее VIII в. В них франки показывают, что законы у них установлены старейшинами при непосредственном участии народа: «Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех...Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение...» (Пролог I // Салическая правда. М., 1950. С. 86-87). С образованием обширного Франкского государства в его управлении сохранились лишь слабые следы былой родоплемен-ной организации. Народное собрание как верховный орган политической власти перестает существовать, но продолжают созываться сходы всех свободных воинов, представляющие собой пережиток былых общих собраний-германцев. Каждый год в марте свободные общинники, составлявшие всеобщее военное ополчение, должны были предстать перед королем для осмотра оружия. Эти весенние сборы стали называться «мартовскими полями». В отличие от прежних общеплеменных собраний, они не имели теперь серьезного политического значения.
После смерти Хлодвига «мартовские поля» вообще исчезли в Неистрии и Бургундии, в которых преобладало галло-римское население, но продолжали существовать в Австразии, где большинство составляло германское население. В конце VII в. «мартовские поля» снова были введены на всей территории Франкского государства. Одновременно со сбором войск на «мартовское поле» короли (при «ленивых» королях - майордомы) периодически созывали собрания магнатов, на которых рассматривались общегосударственные вопросы. В состав собрания входили придворные сановники, королевские дружинники, представители областной администрации, епископы. О круге проблем, поднимавшихся на таких собраниях, свидетельствует отрывок из «Летописи города Меца», 692 г.: «Каждый год, первого марта, по старинному обычаю, он (майордом Пипин Геристальский- Прим.авт.) созывал франков на всеобщее собрание... На этом собрании принимались подарки от всех франкских вельмож, рассуждали о мире и защите церкви Господней, вдов и сирот, определялись наказания за похищение женщин и за поджоги, отдавались приказания людям военным быть наготове...» (Цит. по: Стасюлевич М. М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. 1. СПб., 1885. С. 587-588). Впечатление широкого народного участия в законодательной и представительной сферах жизни создавалось присутствием на полях войска, которое, как уже говорилось, составляли свободные франки. Именно войску сообщало о своих решениях собрание магнатов, когда считало нужным заручиться согласием народа. Показательно, что хронисты VII- VIII вв. часто отождествляют знать и народ. Даже там, где речь идет об узком круге придворной аристократии, они используют термин Franci. Народ по-прежнему признается источником власти, на самом деле не являясь им. В меровингский период, особенно в VI-VII вв., использовался принцип выборности на одну из высших церковных должностей -должность епископа. Решающий голос, как правило, имели жители города. Франкский хронист Григорий Турский (539-594) сообщает: «...блаженный Авит, который... был архидиаконом, в то время, когда горожане Клермона собрались, былизбран клиром и народом и получил епископскую кафедру» (Григорий Турский. История франков. IV, 35. М., 1987). В избрании епископа принимали участие состоятельные горожане: куриалы, выборные должностные лица, клир и народ в широком смысле (populus, plebs). Народ выражал свое согласие с выбором, который делали наиболее видные горожане. Решение собрания оформляли в виде специального акта - consensus, которым сообщали о смерти прежнего епископа и об избрании его преемника. Для признания выбора епископа действительным король должен был одобрить его и санкционировать посвящение.
В случае непрекращающейся борьбы между сторонниками того ли иного кандидата, жители обращались к посредничеству короля, который мог сам назначить епископа. В своих актах ОрлеаН- ский церковный собор 549 г. отметил обязательное королевское подтверждение избрания, осуществленного клиром и народом. Однако I Парижский собор (561-562) постановил, «чтобы только тот ставился епископом, за кого народ и клирики попросят путем избрания». Епископ, говорилось в документах собора, не должен быть навязан повелением государя, в особенности тот, кого не желают горожане (Мажуга В.И. Королевская власть и церковь во Франкском государстве VI в. // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л., 1990. С. 54). Наивысший расцвет Франкского государства приходится на годы правления Карла Великого (768-814). Образ Карла героизировался его современниками, а затем вошел во многие легенды, сказания и песни средневековья. Карл продолжил завоевательную политику своих предшественников. Он присоединил к франкскому государству Лангобардское королевство, Саксонию, часть Испании и Баварию. Государство Карла Великого охватывало огромную территорию, населенную множеством племен и народностей. Именно в годы правления Карла происходит наиболее заметное усиление королевской власти, централизация государственного управления.
Несмотря на попытки Каролингов унифицировать законодательство, в империи продолжало господствовать обычное право. Об этом свидетельствует каролингская формула назначения графа. Король, помимо прочего, поручал вновь назначенному, чтобы он «всегда заботливо управлял всеми проживающими в... округе франками, римлянами, бургундами и прочими людьми всякого племени и давал им справедливое правосудие сообразно с их законами» (Цит. по: Колесницкий Н.Ф. Аппарат власти и управления в варварском государстве // Власть и политическая культура в Средневековой Европе. М., 1992. С. 72). При Каролингах, особенно во времена Карла Великого, продолжают созываться народные собрания. Однако слово «народ» (populus), прилагавшееся к ним не должно вводить в заблуждение, ибо участвует в их деятельности не все свободное население страны, а преимущественно знать. Крупные магнаты (духовные Подпись Карла Великого на документе. Сентябрь 790 года. и светские) лично присутствовали на созываемых королем собраниях, где вырабатывали законы и постановления, обязательные для всех. Вот что сообщают «Лоршские анналы»: «Король созвал герцогов, графов и прочих христиан вместе с законниками, приказав собрать все законы в своем королевстве и каждому человеку дать закон его, а там, где возникла необходимость, исправить и написать правильные законы, чтобы судьи судили по писанным законам и безвозмездно, а все люди в королевстве его, богатые и бедные, получили правый суд» (Лоршские анналы, 802 // Хрестоматия по истории средних веков. Т. i. M., 1961. С. 470). Собрания созывались дважды в год, чаще весной и осенью/ зимой в том месте, где находился король по государственным и военным делам. Весенние собрания проходили обычно перед началом военных походов, их приурочивали к военным смотрам. Смотры, которые еще Пипин Короткий (751-768) перенес с марта на май, когда уже вырастала необходимая для корма лошадей трава, назывались «майскими полями». В отличие от «мартовских полей», они были не собраниями народного ополчения, а преимущественно съездами королевских бенефициариев. Основная масса свободных крестьян постепенно устранялась от военной службы, которая становилась привилегией наиболее зажиточных землевладельцев, складывалось сословие воюющих. Примечательно, что в каролингских хрониках различаются собрания, созываемые одновременно с военным смотром, и собственно собрания. Так, в 781 г. «Король Карл...созвал Великое собрание (Conventum) франков, то есть Великое поле (Magis campum)» - читаем мы в «Лоршских анналах», тогда как под 790 г. следующая запись: «...король созвал собрание в Вормсе, но это не было Великое поле (Magis campum), и год тот прошел без войны» (Лоршские анналы, 781 и 790 // Там же. С. 461, 463).
Весенние собрания, нередко собиравшиеся Карлом Великим в июне, июле и даже августе, были очень многочисленны. В отличие от более узких осенних /зимних собраний, на них присутствовали все духовные и светские магнаты королевства со своими вассалами и свитами последних. Процедура этих собраний подробно описана аббатом Адельгардом в сочинении «О порядке дворца». Оригинал этого трактата утерян, но в конце IX в. архиепископ реймский Гинк-мар сделал из него большую выписку с подробным рассказом о народных собраниях (документ № 4). На обсуждение собравшихся король выносил параграфы (capitula) новых законов - капитуляриев. В рассмотрении предлагаемых проектов, которое длилось два-три дня, принимали участие наиболее знатные из присутствующих. Причем общие вопросы обсуждались влиятельными светскими и духовными лицами совместно, а специальные - церковные и мирские - раздельно. Собрание проходило либо на открытом воздухе, либо, в случае плохой погоды, в закрытых помещениях. I : -: (S, - Карл Великий и его двор. Миниатюра из рукописи IX века. По соседству с заседающими находилась толпа менее значительных лиц, среди которых временами появлялся Карл Великий. Он принимал принесенные ему по старинному обычаю подарки и беседовал с теми, советы которых считал для себя важными. Карл, по словам Гинкмара, интересовался положением дел, нуждами и потребностями народа той местности, из которой прибыл его собеседник. Одобренные и принятые законопроекты оповещались на широком собрании всех его участников. Только после согласия собравшегося на «майское поле» «народа» они вступали в законную силу. В одобрении народа в особенности нуждались законодательные акты, дополняющие или изменяющие нормы обычного права. Так, в одной из королевских инструкций начала IX в. посланцам короля предписывалось: «Спросить народ относительно параграфов, недавно присоединенных к закону; и когда все согласятся, то пусть заявят свое согласие на те параграфы и приложат свою подпись» (Цит. по: Стасюлевич М.М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. 2. СПб., 1864. С. 45). Если с созданием обширного государства общеплеменное народное собрание у франков уже не собирается, то в местном управлении следы древних порядков родоплеменного строя прослеживаются явственнее. Собрания свободных людей имели место и в сотенных округах, и в сельских общинах. В «сотнях», которые из подразделений племени после завоевания Галлии превратились в территориальные административные единицы, собирались народные собрания (mallus) всех свободных людей, выполнявшие главным образом судебные функции. Как отмечает Д.М. Петрушевский, они должны были созываться в определенные сроки - раз в шесть недель. О регулярном созыве местных собраний у алеманнов свидетельствует <<Але-маннский закон» (VIII в.): «Пускай сход (conventus) собирайся по древнему обычаю в каждом сотенном округе, в присутствии графа или его посланца и при сотнике. Пускай собрание (placitum) происходит каждую субботу или в тот день, Какой будет угодно назначить графу или сотнику, через каж- Дые семь ночей, когда в провинции будет неспокойно; когда же спокойствия будет больше, пусть сход собирается через каждые четырнадцать ночей в каждом сотенном округе, как приказано выше» (Цит. по: Гизо Ф. История цивилизации во Франции. Т. III. M., 1888. С. 63). Участие в собрании, первоначально бывшее правом свободного человека, со временем становится обременительной обязанностью. За неявку устанавливаются штрафы. Согласно «Алеманн-скому закону»: «Если какой-нибудь свободный человек пренебрежет явиться на сход и не представится графу или его посланцу или сотнику, да будет он приговорен к уплате 15 солидов. Пусть каждый человек, будь он вассал герцога или графа или кто другой непременно является на сход для того, чтобы бедные могли излагать там свои дела» (Там же. С.63). Однако высокие штрафы, видимо, не могли решить проблему присутствия или неприсутствия общинников в местных собраниях. Карл Великий произвел реорганизацию судебных собраний франкского народа. Он ограничил обязательное посещение судебных сотенных собраний тремя в год. На остальные должны были являться лишь председатель (граф или сотник), стороны, свидетели и коллегия скабинов. «Пусть никого не принуждают являться на судебное собрание (placitum), если он не истец и не ответчик, за исключением семи скабинов, которые должны присутствовать на всех судебных заседаниях» (Капитулярий для государевых посланцев (803 г.), 20 // Корсунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Вып. 3. М., 1979. С. 54). Целью этой реформы было не только облегчение жизни простых людей, но и стремление подчинить народные судебные собрания органам государственной власти. Людовик Благочестивый (814-840), сын и преемник Карла Великого, подтвердил постановления отца об обязательных собраниях: «Относительно судебных собраний, обязательных для свободных людей, нужно соблюдать постановления нашего отца, т. е. они должны являться на три общие судебные собрания (generalia placita), ежегодно, и никто не может их принудить посещать больше судебных заседаний, кроме того, что кто-нибудь либо будет обвинен, либо сам обвиняет другого, либо приглашен дать свидетельские показания. На остальные же собрания, которые проводят центенарии, не должен являться никто, кроме тяжущегося, того, кто судит или свидетельствует» (Капитулярий для государевых посланцев (819 г.), 14 // Там же. С. 64-65). Стремление расширить судебную компетенцию государственной власти за счет местных судебных собраний проявляется также и в постепенной замене выборных должностных лиц этих собраний на назначаемых. Первоначально во главе сотни и руководства народного собрания стояли избираемые сотник (центенарии) и тунгин. Еще в VI в. центенариев выбирали, о чем свидетельствует «Декрет Хлотаря»: «В целях соблюдения мира по- релеваем, чтобы во главе отрядов ставились выборные сотники (electi centenarii)» (Капитулярий. IV, 16 // Салическая правда. С. 71). Однако с конца VI - начала VII в. сотники-центенарии уже назначались королем или графом. Тунгин, в котором исследователи видят преемника древнегерманского старейшины, председательствовавшего на судебном собрании, с VI в. вовсе перестает упоминаться в документах. Уже в раннее время из всей массы присутствовавших в сотенном собрании свободных выделяется группа, к которой постепенно переходит более активная роль в судебной деятельности. Речь идет о выборных судебных заседателях - рахинбургах. Рахинбурги или добрые люди (boni homines) были лицами весьма осведомленными в законодательстве. Именно к ним обращается истец с заявлением «сказать закон», то есть вынести приговор. За уклонение от исполнения своих функций рахинбурги подвергались штрафам. (Салическая правда. LVII // Там же. С. 55). Независимость рахинбургов от графа сохранялась еще во второй половине VI в. Граф не имел права являться на заседания народных заседателей без их приглашения и не мог отказываться, если был приглашен. Нарушение этого правила грозило ему смертной казнью. Однако позднее рахинбурги все более превращаются в должностных лиц. Наконец, Карл Великий вместо рахинбургов вводит институт скабинов, получавших полномочия от короля. Ахенский капитулярий Карла Великого (809 г.) гласил: «Пусть графы (iudices), фогты (advocati), уполномоченные сеньоров (praepositi), сотники (centenarii), скабины (scabini) назначаются для отправления своих должностей из лучших людей, каких только можно найти, и богобоязненных» (Цит. по: Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. 5-е изд. М., 1922. С. 272). Скабины назначались королевскими посланцами: «Пусть послан-Цы наши выбирают скабинов, адвокатов, нотариев для различных поселений и имена их, когда вернутся, имеют с собой в списках» (Капитулярий для государевых посланцев (803 г-)» 3 // Корсунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Вып. 3. С. 54). Вступая в должность, они приносили клятву судить справедливо. За неудовлетворительное исполнение обязанностей королевский посланец мог отстранить их от должности. Вормский капитулярий для государевых посланцев (829 г.) гласит: «4. Повелеваем, чтобы всякий скабин, изобличенный в том, что он ради подарков или по знакомству, или из-за вражды несправедливо судил, был отправлен к нам с сопровождающими лицами. И далее, всем скабинам нужно сообщить, чтобы никто впредь не осмеливался продавать правосудие» (Там же. С. 66-67). До VI в. граф не занимался судопроизводством. Он мог присутствовать на судебном собрании, но выступал лишь как исполнитель решений народного суда, выполняя главным образом фискальные и полицейские функции. Позднее (с VI-VII в.) круг полномочий графа расширяется. Теперь он становится главным судьей в округе, собирает налоги, производит набор войск, командует ими. При меровингских «ленивых королях» многие графы превратились в наследственных владетелей графств, но при Карле Великом были возвращены в положение полномочных лиц короля, подконтрольных его посланцам. Король часто смещал и наказывал графов за служебные упущения и сопротивление своим министериалам. При преемниках Карла должность графа постепенно вновь становится наследственной. Итак, усиление государственной власти, а также пассивность простых свободных, вели к все большему устранению широких народных масс от участия в делах государства. Замена выборных должностных лиц назначаемыми королем или его представителями привела к временной (чисто внешней) централизации Франкского королевства при Карле Великом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|