Система парламентских выборов в средневековой Англии
История развития парламента тесно переплетается с историей избрания депутатов его нижней палаты. К концу XIV в. членство в палате общин начало восприниматься потенциальными парламентариями не как обуза (что было характерно в первые десятилетия парламентской истории), а как привилегия. Об этом свидетельствуют документы последующего столетия. В частности, в письмах семейства Пастонов, представители которого неоднократно избирались в парламент от графства Норфолк, речь идет об острой предвыборной борьбе и соперничестве кандидатов. Документы семейного архива Пастонов дают представление и о том, ради чего, по мнению избирателей, депутат шел в парламент: «Многие бедняки усердно молятся, чтобы Господь направил вас в этот парламент, дабы им жить с надеждой, что вы поможете проложить путь к лучшему миру в этой стране, чем они имели прежде, и что шерсть будет поставляться [к королевскому двору], благодаря чему они смогут не покидать эту страну, как это приходилось делать прежде, и тогда, занятые здесь, бедняки станут жить лучше...» (Перевод Н.О. Майоровой. The Paston letters. Oxford. 1978. P. 60). Избиратели считали парламент способным реально защищать их интересы. Соответственно, и членство в нижней палате было выгодно и престижно. С ростом значимости палаты общин росло и внимание к ней знати, стремившейся добиваться своих целей в парламенте не столько личным участием, сколько проведением своих ставленников на выборах. Этим во многом объясняется напряженная ситуация на выборах, беспорядки и злоупотребления, о которых сообщают как письма Пастонов, так и парламентские документы XV в. Другой силой, оказывавшей давление при выборах депутатов, была королевская власть. Она могла реально влиять на состав будущей палаты общин. Выборами на местах руководили представители королевской администрации: шерифы в граф-
ствах и бейлифы в городах. По протекции короны парламентариями часто становились чиновники различных ведомств. Последние, как правило, имели юридическим образование, что повышало компетенцию палаты общин. Упорядочение системы выборов было постоянной темой парламентского законодательства в XIV и особенно в XV вв., когда был принят ряд важных статутов по избирательному праву. Рассмотрим процедуру выборов в графствах и городах. Английский король в парламенте. Миниатюра XIII в. Представительство графств Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до ее открытия, и начинались с писем-приказов {returns), рассылавшихся из королевской канцелярии шерифам графств. После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов. Процедуру возглавлял шериф; а проводилась она в собраниях графств. Эти организации, имевшие более давнюю историю, чем парламент, входили в структуру местного управления, которая начиналась на уровне первичных корпораций: городских и сельских общин, приходов и монастырей, объединявшихся в более крупные корпорации: общины сотен и, наконец, графств. Собрания сотен и графств созывались регулярно еще с донормандских времен, восходя к древним народным собраниям родоплеменно-го общества. В эпоху феодального государства они сильно изменились, приняв на себя административные функции - судебные и фискальные, - контролируемые центральной властью. Однако частично их самостоятельность была сохранена. Средневековая Англия, таким образом, имела прочную систему органов местного самоуправления (по всей территории, а не только в городах). Если в собраниях сотен могли участвовать и лично зависимые крестьяне - вилланы, то в собраниях графств - только свободные, начиная с фригольдеров и кончая магнатами, которые, впрочем, предпочитали посылать вместо себя заместителей. Таким образом, большинство в собраниях графств составляли средние и мелкие феодалы и зажиточное крестьянство, т.е. те средние слои,
которые и определялись термином «общины». Количество участников каждого собрания в графствах составляло в XIII в. примерно 200-300 человек, в начале XV в. - 425-450 человек. Графств к этому времени было 37 (во владениях Дарем и Честер выборы не проводились). Соответственно, общее число избирателей в графствах составляло приблизительно 16,5 тыс. человек (некоторые исследователи допускают, что их было на две-три тысячи больше). Это число было несколько сокращено парламентским статутом 1429 г., который ввел для избирателей имущественный ценз: 40 шиллингов годового дохода с фригольда. В результате за рамками электората оказались не только бедняки, но и относительно зажиточные крестьяне. В петиции палаты общин, составившей основу статута, эта мера объяснялась следующими причинами: «... поскольку выборы рыцарей графств, избираемых для прибытия в ваши парламенты от многих графств Англии, издавна проводятся чрезмерно большим числом людей, причем в значительной части - людьми бедными или вовсе неимущими, из которых каждый претендует на такой же голос, какой имеют на этих выборах достойнейшие рыцари и сквайры {сквайры - социальный слой ступенью ниже рыцарей; их годовой доход с недвижимости составлял 20-40 фунтов - Прим. авт.), проживающие в указанных графствах; отчего убийства, бунты, стычки и раздоры между благородными и иными жителями этих графств поистине проистекают и будут проистекать, если не отыщется на сей счет надлежащее средство» (Перевод Н.О. Майоровой. RP. Vol. IV. Р. 350). Помимо имущественного ценза, статут устанавливал и обязательность постоянного проживания избирателя в соответствующем графстве. Инициатива принятия статута 1429 г. исходила снизу - от общин графств. Равным образом в нем была заинтересована и королевская власть, поскольку неимущих избирателей («шумную толпу», по выражению английского ученого У. Стеббса) было слишком легко использовать тому или иному магнату для обеспечения победы на выборах нужного человека.
Позднее, в 1445 г., был установлен ценз и для кандидатов в парламентарии. Ими могли стать только «достойные рыцари.., сквайры, джентльмены по рождению» и ни в коем случае не йомены. То есть, чтобы войти в палату общин, нужно было принадлежать к «благородному» сословию, как минимум, во втором поколении. Лиц, обладающих пассивным избирательным правом, оказывалось, таким образом, еще меньше, чем обладающих правом активным. Будучи избранными, все они именовались одинаково - «рыцари графств». Выдвижение конкретных кандидатур могло происходить по-разному, обязательной процедуры, предварявшей выборы, не было. Голосовали поднятием рук; решение принималось простым большинством. Главная роль на выборах принадлежала шерифам. Они обладали значительными полномочиями и, соответственно, большими возможностями для злоупотреблений, количество которых росло вместе с ростом давления на выборах со стороны знати. Чаще всего, нарушения заключались в фальсификации итогов выборов: в возвращаемый текст королевских предписаний вносились нужные имена, а законно избранные депутаты не попадали в парламент. Палата общин последовательно, хотя, судя по парламентским документам, не очень успешно, боролась с этим злом. Она инициировала принятие статутов, направленных против вопиющих нарушений избирательных норм. Меры предлагались довольно жесткие. Так, по статуту 1445 г. шериф должен был платить за каждое нарушение крупный штраф: сто фунтов в казну и столько же - пострадавшему, то есть человеку, чье имя не было включено в список избранных. Для сравнения напомним, что годовой доход с недвижимости, дававший допуск в рыцарское сословие, составлял всего сорок фунтов. Однако неоднократные предложения палаты общин положить предел злоупотреблениям шерифов, не встречали поддержки монархов. Представительство городов Многое из сказанного выше имеет отношение и к представительству городов. Однако здесь были свои особенности.
По данным исследователей, все английские города, имевшие в той или иной степени право на парламентское представительство, можно приблизительно разделить на четыре группы в зависимости от их положения в графстве. К низшей принадлежали небольшие города, не выбиравшие собственных депутатов, а посылавшие делегатов на собрания графств, к высшей - города, которые сами имели статус графства. Таких в конце XVI в. было одиннадцать, среди них - Лондон, Бристоль, Йорк, Линкольн, Саутгемптон и др. Первым неизменно оставался Лондон. Он обладал комплексом административных, судебных, торговых и пр. привилегий и посылал в парламент четырех депутатов. О том, что город имеет статус парламентского, говорило королевское предписание шерифу о выборах депутатов на очередную сессию. Город мог получить избирательное предписание даже если приходил в упадок. В первые десятилетия существования парламента нередки были и случаи отказа городов посылать своих представителей - из-за необходимости собирать деньги на жалованье депутатам, отрывать их от важных дел и т.д. Например, в 1364 г. шериф графства Ланкашир, перечислив в своем письме имена рыцарей, направляющихся в парламент, сообщал: «И нет в графстве никаких горо- дов и бургов, которым следует явиться в указанный парламент или которые имеют обыкновение это делать, ввиду их несостоятельности и бедности» (Цит. по: Репина Л.П. Сословие горожан и феодальное государство в Англии XIV в. М., 1979. С. 140). Участие представителей города в парламенте требовало от муниципальной казны хотя и небольших, но реальных расходов. Современный исследователь отмечает: «ясно, что издержки представительства, падавшие на какой-нибудь маленький город, были обременительны для его жителей: например, в 1327 году горожане заседали 52 дня и города, посылавшие по два человека, должны были выплатить им по 10 фунтов 8 шиллингов, в 1333 г. соответственно 31 день и 6 фунтов 4 шиллинга, «Добрый» парламент (1376 г.) заседал 90 дней, и платить пришлось 18 фунтов» (Там же). При Эдуарде I в парламент приглашались представители 177 городов, но только 58 населенных пунктов регулярно избирали своих депутатов. Однако большинство городов в XIV в. изменило свое отношение к участию в парламентской деятельности. Она становится в их глазах все более привлекательной. Если в конце XIII в. в парламенте было представлено около 60 городов, то в середине XV в. - уже более ста. В 1377 г. в 70 городах Англии проживало около 130 тыс. избирателей, то есть на порядок больше, чем в графствах. Число депутатов от городов также могло значительно превышать число рыцарей графств.
Основной общественной силой, влиявшей на выборы горожан, направлявшихся в парламент, являлось купечество. В Англии это было богатое и влиятельное сословие, контролировавшее не только оптовую торговлю, но и в значительной степени производство. Оно, как правило, доминировало в органах городского самоуправления. Важно отметить его сближение со средними слоями сельских землевладельцев: те все активнее занимались торговлей (главным образом шерстью). Купцы стремились приобретать поместья, усваивали образ жизни сельских джентльменов, так что в конце концов они или их дети повышали свой социальный статус и вступали в «благородное» сословие. Этот фактор способствовал созданию союза рыцарства и горожан в нижней палате. В отличие от других сословно-представительных учреждений Западной Европы, в английском парламенте представители городов не составляли отдельной палаты. В парламентских документах депутаты палаты общин обозначались как «рыцари графств и горожане сити и бургов». В то же время положение рыцарей - представителей графств было в парламенте гораздо более приоритетным по сравнению с горожанами. Выборы в городах крайне редко находят отражение в статутах королевства. При злоупотреблениях на выборах (по статуту 1445 г.) должностные лица городского управления (бейлифы) наказывались штрафом в 40 фунтов, в то время, как для шерифов в аналогичном случае штраф составлял сто фунтов. Еще один показатель не- равноценности депутатских мест - долгое отсутствие горожан среди спикеров нижней палаты. Только в 1489 г. спикером впервые становится лондонский юрист сэр Томас Фицуильям. Депутатские места от городов с течением времени все чаще занимали не горожане, а сельские землевладельцы. Отчасти такое положение объясняется большими возможностями магнатов влиять на выборы именно в городах, особенно небольших, где не было сильной купеческой верхушки. Но и сами горожане были согласны получить депутата, имеющего влиятельных покровителей и, следовательно, способного отстаивать интересы своих избирателей успешнее, чем это сделал бы никому не известный выходец из их среды. На этот счет заключались предварительные договоренности, которые, как правило, соблюдались. Такая практика была возможна благодаря неразработанности положения об избирательных правах горожан. В источниках содержится мало сведений на этот счет. В петиции палаты общин от 1413 г. упоминается о том, что городскими представителями должны быть «постоянные и полноправные жители своих сити и бургов». Избирателями не могли быть случайные люди, не входящие в городскую общину и не платившие налогов. Процедура выборов зависела от местных традиций, которые в свою очередь, во многом определялись положением города в графстве. Распорядителями были бейлифы, а также члены городского самоуправления - олдермены. Выборы проводились, как правило, на собрании городской общины. Интересный пример деятельности такого собрания дает петиция общин пограничного с Уэльсом города Шрусбери, направленная в парламент 1445 г. В этом городе, сообщала петиция, было «в обычае со старых времен» выбирать «общинами города» так называемых аудиторов, в функции которых входил контроль за деятельностью бейлифов и олдерменов. Для того, чтобы «собрать общины вместе», бейлифы три раза звонили в колокол. «И пусть горожане, -сказано далее в петиции, - которые будут избираться в парламент, начиная с этого времени, также избираются указанными общинами, тем же порядком, что и указанные аудиторы» (Перевод Н.О. Майоровой. RP. Vol. V. P. 125). После выборов предписания с включенными в них именами новых депутатов возвращались в королевскую канцелярию, как правило, через шерифа соответствующего графства (если город сам обладал статусом графства - шерифом города). Итак, за первые столетия существования парламента система выборов в палату общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и городах, а также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого имущественного и социального положения. Нельзя не упомянуть и еще об одной социальной группе, растущей численно и занимающей все более заметные позиции в парламенте: юристах и королевских чиновниках. Круг этих образованных людей пополнялся как из рядов горожан, так и джентри и был своеобразным показателем сближения сословий. Члены нижней палаты, близкие друг другу по интересам, многие из которых неоднократно избирались в парламент и обладающие в значительной части юридическим образованием, составляли дееспособную, фактически профессиональную организацию. 3. Генеральные штаты и избирательное право в средневековой Франции Сословная структура французского общества XIH-XIV вв. В XIII в. Франция переживает сложный и противоречивый, хотя в целом прогрессивный процесс централизации феодального государства. Происходит расширение земель королевского домена, центральная власть укрепляется за счет перехода к королю властных полномочий крупных сеньоров, создаются бюрократический аппарат, судебная и налоговая системы. Все сословия страны оказались так или иначе затронуты этим процессом. Рассмотрим, что они собой представляли в XIII - начале XIV в. Сословная структура Франции по сравнению с другими европейскими странами в большей степени соответствовала традиционной средневековой схеме трех основных групп населения: «молящихся», «воюющих» и «пашущих». Первое сословие - духовенство - подразделялось на две неравные группы. Прелаты (архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей) по положению и уровню жизни принадлежали к знати, масса же рядового клира, прежде всего приходские священники, мало чем отличалась от своей неимущей паствы. В XIII в. начали распространяться такие явления, как откуп и продажа десятины, замещение доходных церковных должностей светскими лицами. Эти явления, исходившие как от церковных иерархов, так и от королевской власти, ухудшали положение низов духовенства и усиливали внутрисо-словные противоречия. Ситуацию обостряла и политика римского папы, боровшегося с королем за влияние на французскую церковь и, кроме того, дававшего привилегии отдельным категориям духовенства (в частности, нищенствующим орденам) в ущерб остальным. Светские феодалы (второе сословие) делились на несколько слоев, стоявших на различных ступенях «феодальной лестницы» - начиная от титулованной знати и кончая теми, кто еще не получил звание рыцаря. Отметим важную черту системы вассальных отношений, характерную именно для Франции: каждый сеньор, в том числе и король, мог рассчитывать на помощь и подчинение только своих непосредственных вассалов. Перемены, происходившие во французской деревне под влия- нием роста товарно-денежных отношений - коммутация ренты, освобождение лично зависимых крестьян и распространение нового типа крестьянских держаний с фиксированной рентой, - на первых порах выгодные феодалам, привели к некоторому ухудшению их экономического положения. Крупные сеньории дробились, мелкие зачастую продавались вместе с сеньориальными правами, причем далеко не всегда - феодалам. Именно в этот период, как считают ученые, во Франции оказались ослаблены правовые барьеры между «благородными» и «неблагородными». Среди феодалов, как и в среде духовенства, росли внутрисословные противоречия. От экономических трудностей страдали, в первую очередь те феодалы, что стояли на низших ступенях феодальной лестницы. Вынужденные обращаться к поискам новых источников существования, они находили их главным образом у короля. Королевский дом стремился расширить свою социальную базу и ослабить аристократию - главного политического противника. Подавляющее большинство населения Франции относилось к «неблагородному», нетитулованному сословию (впоследствии оно получило условное название - «третье сословие»). Французские крестьяне, хотя к XIV в. и были в большинстве лично свободны, но в административном и судебном отношении, как правило, зависели от своих сеньоров и не принимали участия в управлении ни на местном, ни на государственном уровне. XIII в. для городов был периодом экономического и политического расцвета. Коммунальное движение во многих из них уже завершилось освобождением от сеньоров и получением королевских гарантий самоуправления, торговых и иных привилегий. В городах доминировала ремесленная и купеческая верхушка; в ее руках находились органы городского самоуправления. И социальная, и политическая обстановка за городскими стенами была, как правило, напряженной. Это объяснялось не только наличием внутренних противоречий, но и своеобразной политикой королевской власти. Последняя, стремясь опереться на города в борьбе за централизацию, давала им вольности и поддерживала (хотя далеко не всегда последовательно) образование коммун. Однако, через недолгое время эта поддержка оборачивалась подчинением королю, подчас более жестким, чем прежнему сеньору, главным образом, из-за необходимости платить налоги. Формирующаяся налоговая система к XIV в. включала как традиционные, так и экстраординарные сборы, охватывавшие самые разные слои населения. Однако уже тогда намечалась тенденция к перекладыванию налогового бремени на плечи «третьего сословия». Это явилось одним из основных факторов, препятствовавших консолидации общества, и впоследствии - единству депутатов различных сословий в представительных органах власти. Налоговые привилегии, которые под разными предлогами получали феодалы и духовенство, тщательно оберегались ими, и с течением времени становились все более полными и неоспоримыми. Происхождение Генеральных Штатов Филипп IV Красивый, вступивший на престол в 1285 г., прилагал массу усилий для пополнения казны. Финансовая политика короля привела его к конфликту с римским папой Бонифацием VIII, так как французская монархия стала контролировать доходы церкви. Папе пришлось столкнуться с сильным королем, стоявшим во главе уже не раздробленного, а крепнущего национального государства, в котором успешно шел процесс централизации. Несмотря на все трудности правления и серьезное недовольство различных сословных групп политикой Филиппа, тому удалось добиться поддержки населения в борьбе против папы. Получение такой поддержки было одной из основных целей созыва в апреле 1302 г. Генеральных штатов - первого сословно-представи-тельного собрания в масштабах страны. На локальном уровне сословное представительство во Франции имеет более давнюю историю. Уже с середины XIII в. известны ассамблеи некоторых графств и сенешальств, главным образом южных провинций (как наиболее автономных по отношению к центру). К концу XIII в. собрания (носившие название «Штаты») сформировались в Провансе и Фландрии, вскоре - и во многих других провинциях. На них решались административные и судебные вопросы, а также прочие проблемы, связанные с деятельностью королевской власти, прежде всего финансовые. На заседания провинциальных Штатов собирались выборные представители светских феодалов; от городов на них присутствовали главы органов самоуправления. Их заседания и голосование проходили, как правило, раздельно. Практика созыва провинциальных собраний не прекратилась и после возникновения Генеральных штатов. Более того, иногда последние собирались в виде двух параллельно действующих ассамблей Лангедойля и Лангедока, то есть северных и южных провинций. Интересы различных местностей, ряд которых совсем недавно и не совсем добровольно вошел в состав единого государства, были не только разнородны, но подчас и противоречивы, затрудняя работу центрального сословно-представительного учреждения. В качестве предшественника Генеральных Штатов следует назвать расширенные заседания королевской курии, к участию в которых с XII в., привлекались горожане, крупные и мелкие светские и духовные магнаты; то есть все те социальные слои, представители которых впоследствии собирались и на Генеральные Штаты. К сожалению, в источниках не сохранилось данных о способе созыва этих ассамблей. Расширенные заседания курии имели консультативный характер и собирались королем по кон- кретным поводам. С 1230 г. они стали называться «parlamentum». Генеральные Штаты, созванные в 1302 г., отличались и от провинциальных штатов, и от собраний курии - как общегосударственной важностью обсуждаемых вопросов, так и характером представительства, охватывавшего не какие-то отдельные регионы и города, а страну в целом. Вот как об этом говорится в обращении Филиппа IV к сенешалю г. Босэра от 15 февраля 1302 г. (подобные письма были направлены и всем другим главам местных администраций): «Филипп, милостью божией король франков, сенешалу Босэра и его заместителю привет. Желая обсудить и рассмотреть совместно с прелатами, баронами и прочими нашими и нашего королевства верными подданными многие затруднительные обстоятельства, не мало затрагивающие положение и вольности наши, а также королевства нашего, церквей, духовных лиц, знати, светских людей, общин и отдельных жителей означенного королевства, предписываем вам распорядиться и приказать от нашего имени... консулам и общинам... городов и местечек Монпелье и Босэра.., которые бы явились в воскресенье перед вербной неделей в Париж для совместного с нами рассмотрения, обсуждения, принятия к сведению, исполнения и одобрения от имени консулов и означенных общин всего того.., что будет нами относительно вышеупомянутого... постановлено. Внушите им, что если, вопреки настоящему приказанию, не явятся перед нами, подвергнутся взысканию, как будет установлено» (Хрестоматия по истории средних веков. Пособие для преподавателей средней школы. Т. II. Ч. I. M., 1937. С. 29).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|