Институты самоуправления в англосаксонских королевствах
Англосаксонский период английской истории продолжался около шести веков - с середины V до середины XI столетия. До этого времени Британия почти в течение четырехсот лет была провинцией Римской империи. В 407 г. римские легионы ушли с острова и уже никогда не возвращались, так как у них не было для этого средств и сил. С середины V в. в Британию переселяются германские племена: юты, саксы и англы. Вытеснив коренных жителей в западные и северо-западные районы острова и за его пределы (в частности, на полуостров Арморика - ныне Бретань), они на захваченных территориях образовали несколько королевств. С конца VI в. их число в основном равняется семи, поэтому период с VII по IX в. в истории Англии называют Гептархией. Эти королевства постоянно сталкивались друг с другом, соперничая в борьбе за политическое первенство. Ведущее положение поочередно занимали Кент (конец VI - начало VII вв.), Нортумбрия (вторая половина VII в.), Мерсия (VIII в.), ас IX в. - Уэссекс, королю которого, Экберту, в 829 г. удается на время объединить под своей властью почти всю территорию, заселенную англосаксами. С конца VIII в. на Британские острова начали совершать набеги датчане и норвежцы. Всем англосаксонским королевствам приходилось объединять свои усилия для борьбы с общим врагом. В Английские королевства около 800 г. 879 г. король Уэссекса Альфред заключил с датчанами договор, согласно которому северо-восточная часть острова оставалась У скандинавов. Она получила название Область датского права (Денло). Лишь во второй половине X в. ее самостоятельность была ликвидирована королем Эдгаром (959-975). В конце столетия набеги норманнов возобновились. В 1016 г. датский король Кнут Великий (1016-1035) объединил под своей властью Англию, Данию и Норвегию. Вскоре после смерти Кнута на престол вновь вступил представитель англосаксонской династии Эдуард Исповедник (1042-1066). Наконец, нормандское нашествие 1066 г. открыло
новую страницу в истории Англии, королем которой стал герцог Нормандии Вильгельм (1066-1087). Политическая организация Англии на протяжении всего ран-несредневекового периода сохраняла ряд элементов «военной демократии». Наиболее четко элементы общественных институтов германцев прослеживаются в системе местного самоуправления, прежде всего судебно-административного устройства. В англосаксонских королевствах они сохранялись гораздо дольше, чем во Франкском государстве. Рассмотрим их трансформацию в раннее средневековье. Первоначальным звеном в системе местного судебно-административного управления была сельская община. Она представляла собой ограниченную по числу группу людей, где все знали друг друга, где протекала повседневная жизнь человека. Община управлялась собранием своих членов, сообща решавших дела. Именно сельский сход (галимот) регулировал отношения внутри общины и ее связь с внешним миром. На галимоте решались все важнейшие дела хозяйственной жизни - вопросы севооборота, выпаса скота, пользования угодьями (лесами, реками, озерами, соляными залежами и т. п.), которые составляли коллективную собственность общины. Однако деятельность схода не ограничивалась чисто хозяйственными функциями. На своих собраниях общинники разбирали мелкие проступки и взимали штрафы с виновных, разрешали тяжбы, возникавшие среди жителей деревни, оформляли различные сделки. Сельский сход распределял повинности, был обязан производить Розыск преступников, краденных вещей и собирать налоги. Его постановления являлись, вероятно, обязательными для всех чле-
нов. Кроме того, общинники могли выступать в качестве поручителей за своего односельчанина на собраниях сотни или графства. Заметим, если в VII в. (по законам Уитреда) для снятия обвинения с рядового свободного (кэрла) достаточно было клятвы четырех его товарищей, то к концу IX в. (договор Альфреда и Гутрума) необходимо свидетельство одиннадцати общинников и одного королевского тэна. Во главе общины стоял староста (tun-gerefa), которого первоначально выбирали на галимоте. С усилением королевской власти, он стал назначаться королем или кем-то из его представителей. Именно старосту вместе с приходскими священниками и четырьмя самыми уважаемыми членами общины сельский сход посылал представлять свои интересы в собрания сотни и графства. 1 Собрания свободного населения сотен и графств восходят к древним народным собраниям племен (собрания графств) или их подразделений (собрания сотен). В VI - VIII вв. эти собрания были носителями принципа народоправства, воплощавшего в себе коллективную волю соплеменников на данной территории (Е. В. Гутнова). Позднее они эволюционируют, постепенно перерождаясь из органов народной власти в подконтрольные государству и местной знати учреждения. Однако и в X в., несмотря на утверждение в них знати и должностных лиц, в собрания входили и представители местных общин: старосты, зажиточные крестьяне, выборный сотенный старшина. Кроме того, королевская власть в известной мере покровительствует собраниям сотен и графств, предпринимая меры по активизации их деятельности. Первоначально, как уже упоминалось, участие в народных собраниях считалось привилегией свободного человека. Позднее присутствие в них становится обязанностью. Законы предписывают представителям общин являться на собрания: «И пусть, [все] как это полагается посещать, посещают под страхом штрафа сотенные собрания» (Законы Кнута. 17, 1 // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. С. 87). Уже в IX в. в Мерсии освобождение от посещения собраний является особой привилегией. Законы Этельстана (X в.) квалифицируют неявку в собрание как неповиновение королю: «Если кто трижды будет отсутствовать в собрании (gemot), пусть заплатит [штраф] за неповиновение королю и пусть это будет за 7 дней до судебного собрания» (Законы Этельстана. II, 20 // Корсунский А. Р-Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Вып. 2. М., 1973. С. 106). Вместе с тем предусматриваются меры, которые должны были обеспечить исполнение местными собраниями их основных функций, прежде всего, судебных.
Королевская власть пыталась опереться на местные учреждения, использовать их в целях поддержания внутреннего мира. Она была вынуждена считаться с ними, ибо собрания объединяли кэр-лов и тем самым давали им средство сопротивления королю и его агентам, возможность отстаивать свои интересы в борьбе со знатью• 9% Сотня -(hundred) была промежуточным звеном между общиной и шайром (графством) в системе местного самоуправления. На северо-востоке Англии, на территории датских поселений (графства Йоркшир и Линкольншир) подобные единицы назывались wapentake. Это название, по замечанию английского ис-хорика Ф. Мэтланда, указывает на время, когда вооруженные воины на собраниях выказывали свое одобрение лязгом оружия. Термин «сотня» впервые появился в законах короля Эдмунда I (939-946). Однако текст указа "Порядок ведения и функции сотенных собраний» (вышедший до 975 г.) сообщает, что сотня уже давно установленный институт. Число сотен в шайре могло меняться значительно, различна их величина и в разных частях Англии, от 5 в Лестершире до 63 в Кенте. Собрание сотни (hundred-gemot, hundred-moot) созывалось раз в месяц, обычно на открытом воздухе. Первоначально на нем могли присутствовать все жители сотни. Затем интересы каждой общины представляли сельский староста, приходской священник и четыре самых уважаемых крестьянина. Кроме них, в заседаниях принимали участие все более или менее крупные землевладельцы округа. Участники гемота находились под особым покровительством закона по пути в собрание и из него. Собранию сотни принадлежала гражданская и уголовная юрисдикция. Здесь решались вопросы, выходившие за пределы компетенции сельских сходов. В качестве судей первоначально выступали все присутствующие, но постепенно выделилась особая судебная комиссия из двенадцати человек. Возможно, это произошло для облегчения процедуры. Ранние упоминания о коллегии 12 старших тэнов содержат памятники IX в. Некоторые разъяснения относительно их функций дают законы X в. В компетенцию комиссии входило осуществление правосудия, преследование и арест преступников, сбор некоторых штрафов, а также исполнение отдельных административных функций. Члены комиссии были подконтрольны королю, и хотя значение ее со временем возрастает, полного подчинения местных судов тэнам, скорее всего, не было.
Помимо чисто судебных, сотенные собрания осуществляли административные, полицейские, фискальные функции. Сотня была ответственна за сбор судебных штрафов, церковных и других налогов, производила раскладку различных фискальных поступлений. В X в. короли официально признают за местными собраниями право на получение определенной доли от штрафов и поборов. По законам Этельреда, сотне причиталась половина всех судебных сборов. Часть поступлений с судов отдавалась населению сотни, исполнявшему повинности по розыску преступника: «И обвиненных людей... нужно задерживать, и каждый из них должен уплатить залог в 6 полумарок, половину поземельному господину и половину местному суду (wapentake)» (Законы Этельреда. III. 2 // Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. С. 625). Если же преступник не предъявлялся, сотня несла коллективную ответственность за уголовное преступление, совершенное на ее территории. В компетенцию собрания сотни входило также свидетельст-вование различных юридических актов, таких как передача земельной собственности из одних рук в другие, разбор исков о фолькленде. При этом все участники собрания выступали в качестве свидетелей. Именно к свидетелям обращались впоследствии, если нужно было восстановить содержание договоров. Главой сотни был избираемый на ее гемоте сотенный старшина. Он первоначально председательствовал на заседаниях. Со временем возрастает значение королевского служащего - герефы. Герефа являлся представителем интересов короля и вначале, по-видимому, занимался лишь сбором судебных штрафов в его пользу. С течением времени он все более контролирует деятельность собрания. Однако, как заметил А.Р. Корсунский, «даже начав руководить судебными заседаниями сотен, королевский герефа не вмешивался еще непосредственно в вынесение решений участниками суда» (Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. С. 138). В правовых памятниках X в. за герефой закреплялось право и обязанность на созыв сотенного собрания, в состав которого он входит как чиновник короля. Сместить герефу мог только король.
Более крупной территориальной единицей, чем сотня, являлся шайр (shire, scir), который после нормандского завоевания станут называть графством. В объединенном англосаксонском королевстве графство представляло собой либо территорию некогда самостоятельного королевства (Кент, Эссекс), либо (таких большинство) вновь образованный судебно-административный округ. Шайры существовали, по-видимому, на юге острова уже во время Альфреда Великого (871-899) и полностью упрочились в правление Эдгара. Каждый шайр до нормандского завоевания имел свое народное собрание (sciremoot, folcmoot), которое обычно собиралось два раза в год: «И пусть... собирается... в году... собрание графства два раза, если не будет надобности делать это чаще» (Законы Кнута. 18 // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. С. 87). Во главе шайра стоял первоначально избираемый на собрании, а| позднее назначаемый королем и его советниками (уитанами) эл-дермен. Он председательствовал на собрании графства, а во время войны командовал воинами графства. С усилением королевской власти все большую роль в жизни графства играет королевский управляющий - шайррив (буду-1 щий шериф). Первоначально он, главным образом, представлял I интересы короля в графстве: собирал различные поступлет для королевской казны, заведовал королевским имуществом шайре. Постепенно сфера его деятельности расширяется. Шай{ рив не только осуществляет полицейскую и судебную власть, и становится председателем собрания графства. По замечанию Д. М. Петрушевского, в собраниях графствуг Кнут Великий. Миниатюра из рукописи XI века. ствовали представители каждой общины, все более или менее крупные землевладельцы графства, шайррив, элдермен, другие должностные лица графства и епископ. Причем епископ графства принимал самое деятельное участие в собрании: «И пусть присутствуют на собраниях графства епископ и элдермен, и оба они должны наставлять, как в божеском, так и в светском праве» (Законы Кнута. 18 // Там же). Собрания графств выполняли прежде всего судебные функции. На них рассматривались дела, не получившие разрешения в собрании сотни, совершались различные юридические акты, прежде всего передача земли из рук в руки. Фолькмот обсуждал также вопросы налогообложения шайра, военной обороны, а иногда подтверждал изданный центральной властью закон, придавая последнему юридическую силу. Как известно, в Англии вплоть до IX в. кэрлы составляли основную массу населения. Даже к середине XI в. сохранялось еще много свободных крестьян - собственников. Они не жаждали получить права на посещение собраний графств. Напротив, кэрлы желали заменить бремя обязательного посещения на возможность не являться в собрание. Там, где мы склонны видеть потерю политических прав, отмечает Ф. Мэтланд, они видели только облегчение от общественных повинностей. Итак, к концу раннесредневекового периода свободные люди все еще играют заметную роль в органах местного самоуправления, но все более исключаются из участия в собраниях графств. Заметную политическую роль в государстве англосаксов играл «совет мудрых» (уитенагемот). В современной историографии не сложилось единого взгляда на истоки и характер данного учреждения. Ряд историков считает, что собрание уита-нов ведет свое происхождение от собраний свободных общинников - фолькмотов. Другие исследователи полагают, что уитенагемот изначально был аристократическим органом, был создан королем и состоял из его приближенных. Термин «уитенагемот» (witenagemot) впервые появляется в законах и хартиях X в. В предшествующие столетия наиболее Распространенными были англосаксонские micel gemot, sinodlie gemot- и латинские synodus, consilium, conventio publica. Во многих англосаксонских законах имеются вступления, в которых говорится об оглашении данных законов на собрании уитанов. Днако, в документах ни статус, ни полномочия уитенагемота закрепления не нашли. Все члены «совета мудрых» именуются единым титулом «уи-таны» или его латинскими эквивалентами. При свидетельство-вании грамот участники собрания ставят свои подписи в соответствии со схемой социальных рангов: король, архиепископ, члены королевской семьи, епископы, элдермены, аббаты, тэны и лица без титулов. Нарушалась эта последовательность довольно редко. Как численный, так и социальный состав уитенагемота изменялся на протяжении столетий. В собраниях уитанов VIII - первой трети IX в. присутствовало от 15 до 30 человек. Более половины из них, как правило, составляло духовенство. В 742 г. в Кловеско собралось 27 человек, из них 19 лиц духовного звания, 3 элдермена и 2 человека без титула. В конце VIII в. вновь в Кловеско собирался уитенагемот, на котором была составлена грамота, подписанная 29 свидетелями (17 из духовенства, 12 лиц без титула). По мнению К.Ф. Савело, лица без титула могли представлять верхушку крестьянства, которая еще не влилась в состав знати, либо это были безземельные дружинники. Примечательно, свидетельства лиц без титула встречаются в грамотах VII - VIII вв., редки в источниках IX в. и, как правило, отсутствуют в документах первой половины X в. (Савело К.Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977. С. 109). К концу IX в. происходят изменения в социальном составе уитенагемота. Расширяется число представителей светской знати и прежде всего число тэнов (ministri), которое возрастает по мере усиления королевской власти. К середине IX в. преобладание в собраниях элдерменов и тэнов становится явным. При общем числе уитанов около 30 человек на долю духовенства приходится 4-5 представителей, элдерменов - от 5 до 7, а тэнов -от 14 до 20. Последние составляли приблизительно половину собрания. В X в. представительство светской знати в уитнагемоте еще возрастает прежде всего за счет ministri, состав которых зависел от назначения короля, тогда как максимальное количество епископов определялось количеством епархий. В собрании времени Этельстана (925-940) присутствовало 40-60, иногда 90-100 человек. Наиболее многолюдными были следующие. В ноябре 931 г. на уитенагемоте присутствовало 100 человек - оба архиепископа, кентерберийский и Йоркский, 2 представителя королевской семьи, 17 епископов, 15 элдерменов, 5 аббатов и 59 тэнов. На собрании в Винчестере в 934 г. заседали 2 архиепископа, 4 члена королевской семьи, 17 епископов, 12 элдерменов, 4 аббата и 52 тэна. Итак, уитенагемот постепенно трансформировался из общего совета королевства в совет феодальной знати. С объединением англосаксонских королевств под властью Уэссекса «совет мудрых» стал общим собранием единого королевства, но не собранием всего народа. Выражая в своих постановлениях народную волю, собрание уитанов не было и собранием народных представителей графств. Ряд историков считают, что уитенагемот сохранял свой «представительный характер», поскольку каждый из его членов, [ будучи представителем народа, мог участвовать в решении любых вопросов и оформлении юридических актов. Однако, болыпинст- во исследователей отрицает принцип выборности уитанов. Существует точка зрения, что каждый свободный человек имел право присутствовать на уитенагемоте, но письменных свидетельств широкого народного участия в собраниях нет. Если жители той местности, где происходило совещание, и свита уитанов и присутствовали на собрании, то, видимо, лишь в качестве пассивных наблюдателей. Ядро собраний составляли приближенные короля, связанные с ним территориально. Не были определены также порядок и периодичность созыва уитенагемота. Время и место заседания устанавливались по воле короля, обычно сбор назначался на пасхальные или рождественские праздники. Количество собраний в разные годы было неодинаковым - от одного до четырех в год. В исторической литературе уитенагемот рассматривают как учреждение с широким кругом полномочий. Уитаны принимали участие в составлении и оглашении законов. Англосаксонский историк Беда Достопочтенный (679-735) сообщает о записи законов кентским королем Этельбертом (560-616): «Кроме других благ, которые он совершил, заботясь о своем народе, он издал для него вместе с советом мудрых (concilium sapientium) судебные постановления по примеру римлян» (Цит. по: Кор-сунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Вып. 2. С. 78). В преамбулах законов Уитреда, Инэ, Альфреда Великого, Этельстана и других королей есть ссылки на участие уитанов в законодательной деятельности. Король и уитаны назначали элдерменов и епископов, решали вопросы войны и мира, обсуждали и утверждали договоры. Согласие уитенагемота обычно требовалось при назначении податей, а королевские земельные пожалования должны были получать подтверждения уитанов. Уитенагемот был судом высшей инстанции в королевстве, разрешал дела сторон, подлежавших непосредственно королевской юрисдикции. По мнению ряда историков, в компетенцию уитенагемота входило избрание (см. раздел 4) и низложение королей. Источники не дают однозначного ответа на этот вопрос. Право низлагать короля в законодательстве закреплено не было, но продолжали действовать германские нормы. В соответствии с ними король мог быть смещен и даже убит, если его действия наносили вред обществу. Еще в VIII в. к такой мере неоднократно прибегали уитаны отдельных королевств. В 755 г., согласно «Англосаксонской хронике»: «Кюневульф и западносаксонские уитаны лишили Сигебрихта за его дурные дела его королевства, за исключением Гэмпшира» (Цит. по: Корсунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Вып. 2. С. 91). В 774 г°ДУ аналогичным образом королевской власти был лишен король Нортумбрии Эльхред. Известно, что на уитенагемоте 6 января 1066г. был избран и последний англосаксонский король Гарольд, погибший 14 октября 1066 в битве при Гастингсе. Его победитель герцог Нормандии Вильгельм также не просто провозгласил себя королем, но был формально избран на уитенагемоте, собранном в Вестминстере: «...все, нимало не колеблясь, радостно выразили свое согласие, как бы по внушению неба, единомышленно и единогласно. С волей англосаксов без всяких затруднений согласились и нормандцы» (Цит. по: Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство. М., 1967. С.156). Вильгельм I Завоеватель (1066-1087) использовал старинные англосаксонские традиции, превратив их в средство усиления своей власти. Таким образом, уитенагемот представляется органом власти с обширными полномочиями. Однако на практике всеми перечисленными правами «собрание мудрых» пользовалось в зависимости от обстоятельств и личного характера того или иного короля. Реализовать свои полномочия уитенагемот мог при слабом короле. При королях сильных многие из прав оказывались недействительными. Тем не менее уитенагемот сохранял на протяжении всего англосаксонского периода значение как политическое учреждение, особенно в области законодательства, суда и налогообложения и впоследствии, по мнению ряда историков, повлиял на становление позднейших английских учреждений. Ритуалы избрания королей Для раннего средневековья самой яркой избирательной процедурой, отмеченной в различных источниках, являются выборы короля. Складывание и развитие ритуала происходило в результате синтеза германских, собственно римских и христианских традиций, которые постепенно обрастали новыми элементами. Со временем процедура все более усложнялась. Король у древних германцев располагал весьма ограниченной властью и был прежде всего военным предводителем. Избирали его на народном собрании из числа наиболее знатных мужей, еще не обязательно принадлежащих к одному роду. Henpej менным условием на получение права быть избранным главой племени являлось успешное ведение военных действий и приобретение за счет военной добычи новых богатств. Военному вождю, опиравшемуся на верную дружину и имевшему возможность пустить на проведение «избирательной кампании» часть военной добычи, легче было стать королем. По существовавшем у язычников-германцев представлениям, избрание короля народным собранием имело решающее значение в передаче ему магической силы. Если король утрачивал свою магическую силу и расположение богов, а знаком этого могли стать военные поражения и неудачи, он терял право на свой титул и мог быть смещен народом. К лишению власти могли привести также попытки короля возвыситься над народным собранием или нарушить права свободных соплеменников. В процессе создания варварских королевств власть короля ' . постепенно усиливается. Причем в разных регионах Европы темпы ее были различны. Первоначально королевская власть является все еще служебным органом, подчиненным народному собранию, король обязан соблюдать традиции, придерживаться обычаев предков. Изменять их по своей прихоти он не имеет права. Любые изменения должны быть санкционированы народом. Возвышение короля над рядовыми свободными и родовой знатью происходит на протяжении нескольких столетий. Во Франкском государстве король сосредоточивает в своих руках все функции государственного управления уже в VII в., тогда как в Англии осознание власти короля как государственной произошло в IX -начале X вв. Росту престижа королевской власти способствовала христианская идея о ее божественном происхождении. Однако еще до принятия христианства представления о сакральной природе королевской власти были свойственны многим германским племенам. Стремление связать свою родословную с Воданом, Тором и прочими языческими божествами не было чуждо франкским, англосаксонским и другим королям. Так отличительным признаком представителей династии Меровингов, как и верховного бога германцев Водана, были длинные волосы, которые разрешалось отпускать только наследникам королевского дома. Когда Хлодвиг хитростью захватил своего соперника, одного из вождей салических франков Харариха и его сына, он приказал остричь их, тем самым лишив права на престол (Григорий Тур-ский. История франков. II, 41). Однако то обстоятельство, что короли вели свою родословную от божественных предков, совсем не означало, что они могут претендовать на право гражданского управления, на власть над соплеменниками. Источником власти было народное собрание. Представление о короле как «помазаннике Божьем» создавали базу для его все возраставших претензий на верховную власть и осуществление гражданского управления. Формула «король милостью Божьей» (rex gratia Dei) принимается правителями и используется для обоснования королевского авторитета. В процессе формирования королевской власти у германских народов в качестве общей черты можно выделить тенденцию к постепенной замене выборной власти наследственной. Однако наследственное право было развито мало и вступлению короля на престол по-прежнему предшествовала процедура избрания, выборы короля часто представляли собой выбор наиболее подходящей кандидатуры из числа близких родственников последнего короля и принесение клятвы верности новому. В избрании ко-роля, которое часто носило формальный характер, участвовала сшая знать и духовенство. Народ давал королю клятву верно-сти, закрепляемую присягой, которую принимал либо сам прави- тель, либо его представители. Согласно каролингским капитуляриям присягу королю должны были приносить не только все светские и церковные магнаты, ' — 1606 все должностные лица королевства, но «и все люди, начиная от детского возраста старше 12 лет и до старцев, которые могут еще являться на судебные собрания (placita) и выполнять приказания своих сеньоров...Имена и число тех, кто давал клятву, посланцы должны внести в список и принести с со- ] бой» (Цит. по: Корсунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Вып. 3. С. 53). Таким образом, народ признавал вступившего во власть короля. Древнегерманский обычай провозглашения короля (документ № 1) продолжал существовать у многих народов и после создания ими варварских королевств. Ритуал избрания был следующим. Претендента приветствовали громкими криками одобрения и лязгом оружия. Затем дружинники поднимали I его на щите и трижды обносили по кругу, утверждая тем самым выбор короля. При этом в качестве инсигний (знаков • королевского отличия) избранник имел лишь копье. После церемонии король вступал в свои права - объезжал подвластную территорию, представляясь народу и принимая подарки. Именно этот обряд, согласно Григорию Турскому, предшествовал провозглашению Хлодвига королем рипуарских франков: «Хлодвиг.., созвав весь народ, сказал: «...я дам вам совет - только покажется ли он вам приемлемым: обращайтесь ко мне дабы вам быть под моей защитой». Как только они это услышали, они в знак одобрения стали ударять в щиты и кричать, затем подняли Хлодвига на круглом щите и сделали его над собой королем» (Григорий Турский. История франков. II, 40). Еще при Хлодвиге началось проникновение римских элементов в центральное управление франкского государства. Этому процессу способствовало принятие франками христианства в его ортодоксальной (католической) форме. Как сообщает Григорий Турский, Хлодвига, получившего от императора Восточной Римской империи Анастасия I консульские знаки отличия, «...в базилике святого Мартина... облачили в пурпурную тунику и мантию, а на голову возложили венец. Затем король сел на коня и на своем пути от двери притвора базилики [святого Мартина] до городской церкви с исключительной щедростью собственноручно разбрасывал золото и серебро собравшемуся народу. И с этого дня он именовался консулом или Августом (т.е. императором - Прим. авт)» (Там же. II, 38). Впоследствии туника стала важным атрибутом церемонии коронации у франков. Римское влияние было еще более сильным в государствах остготов и лангобардов. Так, в Остготском королевстве, основанном на Апеннинском полуострове и просуществовавшем немногим более шестидесяти лет (493 - 555), сохранялась римская система государственных и общественных отношений, центральный и местный управленческий аппарат, римское право и многое другое. Впрочем, не были забыты некоторые германские традиции. Из «Ва-рий» Кассиодора мы узнаем о процедуре избрания короля (доку- мент № 3). В своем послании Витигис лодчеркивает приверженность готов обычаям предков. В широком поле среди обнаженных мечей под рев военных труб Витигис был поднят на щит соплеменниками, которые единодушно принесли ему присягу. Принцип избрания короля у лангобардов сохранялся на протяжении всего времени существования королевства (568 - 774). Первоначально организация власти строилась на германских основах. Однако, смешиваясь с римлянами, лангобарды не только усваивали их быт, но и воспринимали римскую политическую и культурную традицию. Уже в 584 г. на общем совете они провозгласили своим правителем Аутари (584 - 590), для почета назвав его Флавием. Таким образом подчеркивалась преемственность с Римской империей, представители трех династий которой, как известно, носили имя Флавиев. «Это личное имя, - по словам хрониста Павла Диакона - счастливо употреблялось всеми, кто позднее становился королем лангобардов» (Цит. по: Корсунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Вып. 2. С. 68). Вместе с тем сохранялся обычай провозглашать правителя, поднимая его на щите. Причем субъектом этого политического акта, согласно «Истории лангобардов», выступал весь народ (Павел Диакон. История лангобардов. II, 31; III, 16, 35 // Там же. С. 67-69). Во франкских источниках середины VII - первой трети IX вв., описывающих всеобщие выборы короля, фигурирует термин «Franci» как обозначение всего народа. На практике речь шла лишь о высших слоях общества. Даже смена династий происходит, согласно источникам, на собрании франкского народа (в действительности - знати): «Пипин, избранный согласно обычаям франков, в короли, помазан рукой святой памяти Бонифация архиепископа и возведен франками на престол в городе Суассоне. Хильдерика же, который ложно именовался королем, постригли и отправили в монастырь» (Анналы королевства франков, 751 // Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. М., 1953. С. 130). В 754 г. папа Стефан II повторно помазал Пипина Короткого (751-768) и под страхом отлучения запретил франкам в будущем избирать себе королей не из этого рода. В Мерсии церемония возведения на престол была дополнена обрядом помазания в правление короля Оффы (757-796), но как она осуществлялась, практически неизвестно. Самое раннее ее описание у англосаксов относится к коронации Эдгара в 973 г. в Бате. Обряд помазания постепенно становится традиционным, подчеркивает значимость христианской церкви в процедуре выбо-Ров короля. Помазание возвышает королевскую власть и род короля, освящает его в глазах подданных. У англосаксов королем обыкновенно становился старший сын Умершего правителя, полномочия которого подтверждались уите-Нагемотом. По обычаям англосаксов, в случае неспособности сына Принять управление после смерти отца, предпочтение отдавалось 4-1- брату умершего. Биограф Альфреда Великого сообщает: «...Альфред, занимавший до тех пор второе место пока были живы его братья, принял управление всем государством немедленно по смерти брата (Этельреда- Прим. авт.), как Божьим соизволением, так и по общему согласию всех жителей того королевства... Если бы он захотел, то мог бы, еще при жизни вышеупомянутого брата, весьма легко получить королевство с всеобщего согласия, именно потому, что он превосходил всех своих братьев и умом и хорошими нравами; сверх того он был весьма воинственный муж и выходил победителем почти из всех битв» (Ассер. Жизнь Альфреда Великого // Стасюле-вич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т.П. СПб., 1864. С. 335). Наиболее подробно и красочно ритуал избрания короля описан хронистом Видукиндом Корвейским в «Деяниях саксов» (50-70-е гг. X в.). К этому времени можно говорить о сочетании процедуры избрания и десигнации (назначении предшественником). Десигнация как форма передачи королевской власти явилась следствием слабого развития наследственного права. Де-сигнированный получал право на престол, которое подтверждалось ритуалом последующих выборов. Будущий император Оттон I именно на основе десигнации получил право стать королем Восточно-Франкского государства. Его тяжелобольной отец Генрих I в присутствии свидетелей объявил сына своим преемником. В 936 г. были проведены общие выборы (universalis electionis) короля во дворце Ахена (документ № 5). Процедура избрания выглядела следующим образом. Князья возвели претендента на трон, поклялись ему в верности и провозгласили королем. Архиепископ Гильдеберт представил Отто-на присутствующему народу, который одобрил его избрание поднятием рук. Затем последовала церемония помазания и коронования. Она сопровождалась вручением Оттону королевских инсигний: меча с поясом, плаща с застежками, браслета, жезла, скипетра и короны. Каждый предмет имел символическое значение. Меч олицетворял борьбу с язычниками, браслет и плащ -усердие в вере и верность, скипетр и жезл - власть и милость. Таким образом, король, принимая инсигний, наделялся полнотой власти и в то же время брал на себя определенные обязательства по отношению к подданным. Итак, в отличие от античности, для раннесредневекового общества характерной особенностью является слабое развитие избирательных принципов. В этот период отсутствует теоретическое обоснование выборов, но выборные элементы явно прослеживаются в повседневной жизни. В различных документах по- прежнему широко используется латинские термины, обозначаю' щие выборные процедуры. В варварских королевствах продолжают существовать, постепенно эволюционируя, народные собра- ния, своими корнями уходящие в германское прошлое. Долгое время сохраняется значимость свободного населения, неотъемлемым правом которого было посещение военных сходов и судебных собраний различных административно-территориальных единиц. Представление о выборах в раннее средневековье было достаточно своеобразным. Процедура избрания нередко означала лишь согласие и одобрение предложенной кандидатуры. Наиболее обоснованно категория выборности может быть применена к избранию епископов и королей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В качестве дополнительного материала к очерку предлагаем познакомиться с отрывками из сочинений римского историка Кор- I нелия Тацита, писателя и государственного деятеля Остготского королевства Флавия Кассиодора, архиепископа Реймского ] Гинкмара и хрониста Видукинда Корвейского. Документы №№ 1, 3 и 5 рассказывают о процедурах избрания королей в раннее средневековье и ритуале его вступления на престол. Документы №№ 2 и 4 дают представление о функциях народных собраний у древних германцев и во Франкском государстве. ДОКУМЕНТ № 1. КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ ИСТОРИЯ КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ 15...Среди каннинефатов большой известностью пользовался человек по имени Бриннон; он про
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|