О выборах советников марселя и других должностных лиц и присяге, которую они
ДОЛЖНЫ ДАТЬ Мы постановляем, что ежегодно, за три дня до праздника всех святых должны быть избраны 83 советника Марселя, среди которых должны быть 3 юрисконсульта. Эти советники избираются из [числа] горожан вицеграфского города, проживающих там- честных, добропорядочных и предусмотрительных людей. Они должны исполнять свои обязанности в течение года. Советники дают клятву на Святом Евангелии, что честно, без обмана, будут давать советы викарию города Марселя как по его просьбе, так и по собственному желанию. Дружба, ненависть, любовь, родство не должны иметь влияния на них. Они должны держать в тайне секретные дела и не разглашать того, что может причинить ущерб коммуне. Советники должны присутствовать на совете, собравшись по звону колокола или по приглашению вестового викария, если они живут за рвами, в новом городе. Они имеют право не являться на заседания совета в случае болезни или при наличии разрешения от викария. Они могут также не присутствовать на заседаниях тогда, когда идут к обедне, на свадьбу или на похороны и должны явиться в совет по окончании церемонии, если заседание еще не окончилось. За неявку в совет без уважительной причины уплачивается штраф в размере 2 солидов. За опоздание на заседание виновный платит 12 динаров. Мы постановляем, что выборы общего совета должны происходить следующим образом: Синдики и казначеи Марселя, а также цеховые старшины, исполняющие свои обязанности в данную неделю, совместно с нотариусом цеховых старшин, должны добросовестно избрать 12 честных людей от народа Марселя по 2 от каждого из 6 кварталов города. Эти 12 человек должны быть включены в состав нового совета. Затем они избирают еще 71 советника как из среды прежних советников, так и из числа цеховых старшин, исполнявших эту должность в истекшем году, а также из числа других честных людей Марселя. Выборы будут производиться
ежегодно. Мы добавляем к настоящему постановлению, что советником может быть избран лишь тот, кто имеет в Марселе или его округе имущество стоимостью в 50 марок серебром и проживает в Марселе не менее 5 лет. Мы постановляем также, что все вышеуказанные синдики, казначеи и несущие свои обязанности в данную неделю цеховые старшины, которые выбирают этих 12 честных людей, должны Дать клятву на Святом Евангелии, что будут действовать честно, без обмана, не поддаваясь влиянию дружбы, ненависти, родства, любви и зависти... Эти 12 человек должны быть честными, порядочными, лучшими, полезными и предусмотрительными людьми, чтобы давать советы викарию по управлению городом и увеличению его чести и достоинства. После избрания эти 12 человек должны дать в общем совете такую же клятву, после чего их запирают в отдельной комнате для выборов остальных 71. Во время этих выборов старый совет распускается за исключением того случая, когда викарий потребует, чтобы он присутствовал при принесении при- 5-1- сяги новым составом. Новые советники, созванные герольдами коммуны, должны дать присягу перед викарием и цеховыми старшинами в день выборов или на следующий день... Мы добавляем также, что на [заседаниях] общего совета могут присутствовать лишь советники, цеховые старшины и те люди, которые будут специально приглашены в совет. Вышеуказанные 12 честных людей, избрав совет, прежде чем разойтись, должны избрать еще 7 человек - 3-х из числа новых советников и 4-х из числа новых цеховых старшин. Эти 7 человек будут немедленно собраны во дворце и должны дать клятву избрать всех должностных лиц коммуны. После принесения присяги эти 7 человек, запертые вместе с одним из нотариусов цеховых старшин в отдельной комнате, выбирают должностных лиц...
Результаты выборов будут сохраняться в тайне, пока не будут оглашены имена избранных магистратов. Оглашение происходит в новом совете в присутствии цеховых старшин перед обедом, в день праздника всех святых. Синдики и казначеи приносят присягу [в совете] в тот же день. Цеховые старшины, исполняющие обязанность в данную неделю, могут покинуть дворец лишь тогда, когда все выборы как членов совета, так и должностных лиц будут закончены. Стоклицкая-Терешкович В.В., Плешкова СП. Средневековый город в Западной Европе в XI- XV веках. Вып. I. M., 1969. С. 39-41.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Укажите причины возникновения коммунального движения. Каких вольностей и привилегий добивались горожане? Для чего коммунам нужна была политическая самостоятельность? 2. Объясните, почему в средневековых городах Западной Европы не существовало единых правил, регулирующих выборы в органы местного самоуправления? 3. Дайте характеристику органов самоуправления в городских коммунах XII - XIII вв. 4. Назовите основные принципы избирательной системы во Флоренции. 5. Какие правовые нормы из документов №№ 1-2 целесообразно использовать в настоящее время? ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Макьявелли Пикколо. История Флоренции. Л/., 1987.. Средневековое городское право XII - XIII вв. Сб. текстов / Под ред. СМ Стама. Саратов, 1989. Стоклицкая-Терешкович В.В., Плешкова С.Л. Средневековый город в -западной Европе в XI-XV веках. Вып. I. M., 1969. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского»
С.Д. Сказкина. Т. I. M., 1953; Т. //. М., 1950. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В. М. Корецкого. М. 1961. Боткин Л.М. Период городских коммун // История Италии. В трех томах. Т. 1. М., 1970. Брагина Л.М. Особенности политической структуры итальянских городов-государств // Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. Дживелегов. А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995. История Италии в 3-х тт. T.I. М., 1970. Климанов Л.Г. Венецианские «секретари». О политической культуре итальянского города // Городская культура. Средневековье и начало нового времени. Л., 1986.
Проблемы методологии истории средних веков: европейский город в системе феодализма: Реферативный сборник. Ч. 1-11. М., 1979. Россия и Испания: историческая перспектива. М., 1987. Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения. Очерки. Л., 1987. Сванидзе А.А. Средневековые города // История Европы. С древнейших времен до наших дней. В восьми томах. Т.2. Средневековая Европа. М., 1992. Сванидзе А.А. Средневековый коммунализм как общественный феномен и историческая проблема // Средние века. Вып. 56. М., 1993. Солодкова Л. И. Формирование кельнского патрициата (XI - X11I вв.) // Средневековый город: Межвуз. науч. сб. Вып. 10. Саратов, 1991. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960. Тушина Г.М. Принципы управления коммунальной жизнью в средневековых городах Прованса (по статутам XII - XIIIвв.) // Общности и человек в современном мире. Москва-Саратов, 1992. Чиколини Л. С. Эволюция политического строя Венецианской республики. Путь к олигархии // Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. Ястребицкая А.Л. Западноевропейский город в средние века // Вопросы истории. 1974. № 4. Ястребицкая А.Л. Городская Европа // Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть П. Европейский мир X-XV вв. М., 1994.
Очерк пятый Возникновение сословно-представительных учреждений и избирательные процедуры в Англии и во Франции в эпоху средневековья Основные вопросы: 1. Английский парламент в XIII-XVI вв. 2. Система парламентских выборов в средневековой Англии 3. Генеральные штаты и избирательные процедуры в средневековой Франции В XIII-XV вв. господствующей формой государственного устройства в Европе становится сословная монархия. В большинстве западноевропейских стран она пришла на смену феодальной раздробленности, при которой монарх рассматривался лишь как верховный сюзерен в системе сеньориально-вассальных отношений. Процесс укрепления государства означал для короля борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы, которой стали относительно широкие слои населения, организованные в соответствии с юридическим статусом в сословия.
В указанный период сословия стран Западной Европы оформились для того, чтобы иметь достаточно выраженные общественно значимые интересы. Сословно-представительные учреждения возникли как результат взаимной заинтересованности королевской власти, рыцарства и горожан. Самым ранним в Европе сословно-представительным учреждением считаются кортесы Леоно-Кастильского королевства. В течение XIII-XIV вв. кортесы стали собираться и в других пиренейских государствах, прежде всего в Арагоне и Португалии. Ко второй половине XIII в. относится возникновение английского парламента. В начале XIV в. появились Генеральные Штаты франции. В XIV-XV вв. образуются ландтаги и рейхстаг в Германии, польский сейм, другие сословно-представительные учреждения в странах Северной и Центральной Европы. «Формирование сословной монархии означало перестройку сеньориальной власти в публичную. Оно отражало переход, хотя и далеко не полный, политической власти из рук господствующего класса в руки стоящего над обществом государства» (Е.В. Гутнова). Тезис сословных органов безусловно способствовал изменению выборной практики. Она теряет свою локальность и постепенно становится неотъемлемым элементом государственной и общественной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|