Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы формирования Генеральных Штатов




 

Структура, функции и способ формирования Генеральных Штатов складывались постепенно. В первые десятилетия своего существования они даже не имели определенного названия и мог­ли именоваться «совет» (consilium) или «парламент» (от фран­цузского «parler» - «говорить»), либо просто «штаты». Фактиче­ски впервые термин «Генеральные Штаты» (les Etats generaux) был применен только к ассамблее 1484 г. Структура ассамблеи -три палаты, представляющие три сословия - выявилась почти сра­зу, однако принципы формирования палат в течение XIV - XV вв. продолжали оставаться довольно неопределенными.

Франция, как и вся средневековая Европа, еще не знала изби­рательного права и значение слова «выборы» существенно от­личалось от современного. При рассмотрении принципов фор­мирования представительных органов сословной монархии це­лесообразно говорить лишь об элементах выборности.

Наиболее четко было организовано выдвижение депутатов от первого сословия. Высшее духовенство должно было являться

лично по именным вызовам короля. Среди низшего проводи­лись формальные выборы, часто обходились и без них.

Крупные феодалы также получали от короля личные пригла­шения. Согласно сеньориальному праву, каждый из них пред­ставительствовал и за своих вассалов. Принцип-выборности долго не мог привиться в феодальной среде и в силу традиционных представлений, согласно которым каждый член «благородного» сословия обладал полной самозначимостью. Он мог представ­лять только себя самого, своих вассалов или, выполняя вассаль­ный долг, своего сеньора, но уж никак не сословие в целом. На­пример, на собраниях штатов южных провинций светским фео­далам полагалось присутствовать в полном составе; и каждый из них голосовал так, как считал нужным.

Вплоть до конца XV в. второе сословие было представлено в Генеральных Штатах преимущественно крупными феодалами, за каждым из которых стояла большая или меньшая группа вассалов.

Города не имели строго определенных норм представительст­ва. Письмо короля, обращенное ко всем городам, содержало вы­зов на ассамблею; предписание получали и главы местных адми­нистраций - бальи и сенешали. Как правило, депутатами явля­лись первые лица городского самоуправления и влиятельные лица из среды городских корпораций. Число последних в сред­нем составляло 2-3 человека, но в отдельных случаях могло уве­личиваться до восьми человек. В некоторых городах депутаты назначались должностными лицами: консулами, мэром или мэ­ром и эшевенами. В других (примерно 2/3 от общего числа) проводились выборы. Процедура этих выборов не совсем ясна. Известно, что иногда в них принимали участие жители не только города, но и округи. В любом случае избирателями могли быть только «лучшие» люди, полноправные домохозяева, обладавшие достатком. Число таких выборщиков определяли городские вла­сти, так как единого для всех ценза не существовало. По подсче­там современных исследователей, их могло быть от 80-65 до 24-21 человек в одном городе, а в случае двухстепенных выборов гораздо меньше. Последние проводились в небольших городах, посылавших делегатов на собрание округа, где и выбирались депутаты Генеральных Штатов.

Важно отметить характерную особенность Генеральных Шта­тов: депутат от того или иного сословия совсем не обязательно принадлежал к нему сам. Юристы часто представляли духовен­ство и дворян, последние нередко отстаивали интересы горожан. Полномочия депутатов определялись не социальным статусом, а мандатами, выданными на местах и, как правило, включавшими жесткие формы отчетности перед теми, кого они представляли.

В этом были и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, депутаты всегда четко знали, чего от них хотят, а король, благодаря им, мог получать свежую информацию с мест. С

другой стороны, создавалась ситуация, когда для депутата важнее всего оказывались не общегосударственные и даже не общесослов­ные, а местные интересы. Разобщенность сословий при сохраняв­шемся сепаратизме провинций, существенно ослабляла Штаты.

Уже на первых ассамблеях Генеральных Штатов, в 1302-1308 гг., выявились противоречия между духовенством и феодалами с одной стороны, и горожанами - другой. Эти ранние ассамблеи цели­ком были посвящены решению политических проблем (главным образом, конфликту с римским папой и осуждению ордена тампли­еров). Заседания занимали немного времени (вплоть до одного дня) и проходили в основном в Париже (в 1308 г. - в г. Туре). Решение принималось совместно, после предварительных консуль­таций по сословиям. В дальнейшем сформировалось правило: при общем голосовании каждой палате принадлежал один голос.

С 1314 г. основной функцией Генеральных Штатов стало разре­шение (вотирование) налогов. Как и в других государствах сослов­ной монархии, этот самый конфликтный вопрос во взаимоотношени­ях короля и подданных был передан в ведение сословно-представи-тельного учреждения. Для двух первых сословий с их налоговыми привилегиями этот вопрос был более политическим, нежели насущ­ным, третьему же оставалось надеяться на покровительство короны, союз которой с городами во Франции был традиционно прочным.

Короли, стремившиеся к усилению своей власти, с одной сто­роны активно использовали ассамблеи депутатов в своих инте­ресах, а с другой - решительно пресекали попытки Штатов при­обрести дополнительные права и привилегии.

Наиболее значительной роль Штатов была во второй половине XIV - первой половине XV в., когда Франция переживала затяж­ной экономический и политический кризис. При неблагоприятном стечении обстоятельств (неудачи в Столетней войне, плен короля Иоанна Доброго, массовые народные волнения) резко возросло значение Генеральных Штатов. В 1357 г. Великий мартовский ордонанс, подписанный в дни Парижского восстания наместником Франции герцогом Карлом, зафиксировал право Штатов соби­раться на заседания без санкции короля: «... мы повелеваем с согласия трех сословий.., что без всяких грамот и письменных приказов со стороны сеньера короля или от наших должност­ных лиц три сословия могут собраться в Париже или где-либо в другом месте, где им заблагорассудится, два раза или более, если окажется необходимым...» (Социальная история средне­вековья. Т. II. М.;Л., 1927. С. 337). Но в отличие от английско­го парламента французские Генеральные Штаты не сумели со­хранить право регулярного созыва депутатов; они так и не стали постоянно действующим органом.

Им также не удалось добиться права создавать законы и пред­ставлять их королю (право законодательной инициативы). Кро­ме того, Генеральные Штаты не обладали полномочиями высше-

го суда королевства. Следует отметить и отсутствие исполни­тельного органа, действовавшего в период между ассамблеями, в отличие от провинциальных Штатов.

После окончания Столетней войны французская монархия про­должала усиливаться. В правление Людовика XI (1461-1483) закла­дываются первые основы абсолютизма. Эти перемены, а также эволю­цию трех сословий, отразила ассамблея Генеральных Штатов 1484 г. Она проходила в Туре с 5 января по 14 марта. При ее созыве впервые был осуществлен принцип выборности всех депутатов. Согласно королевским письмам, направлявшимся на места, от каж­дого бальяжа или сенешальства должно было быть избрано по два-три депутата. То есть во главу угла ставилась не сословная, а территориальная принадлежность избранников. Точно так же - по территориальному принципу - разделились депутаты и во время работы собрания, сломав таким образом привычную трехпалатную структуру Штатов и образовав шесть секций в соответствии с пред­ставительством от отдельных регионов Севера, Юга и Центра.

Всего было избрано 284 депутата. Характерно, что лица, не из­бранные, но принимавшие участие в собраниях Штатов согласно личному праву (например, епископы), на сей раз, по настойчивому требованию депутатов, не были допущены к участию в ассамблее. Социальный состав избранников был следующим: 44 представи­теля духовенства (причем подавляющее большинство - епископы и аббаты); 18 титулованных дворян, 47 нетитулованных. Итого из 284 депутатов 69 представляли привилегированные сословия, что не со­ответствовало общему соотношению социальных слоев в стране, и свидетельствовало о возросшей политической активности двух пер­вых сословий. Интересно, что в делегациях от некоторых южных областей горожан вообще не было. Еще одна важная деталь - боль­шое число депутатов-юристов имели звание «мэтр» (профессиональ­ный правовед): 1/3 от общего количества участников ассамблеи.

Территориальный и выборный принцип представительства в Штатах 1484 г. позволяли его участникам рассчитывать на боль­шую сплоченность в работе, направленной прежде всего на реше­ние общегосударственных проблем. Основной из них по-прежне­му оставалась проблема налогов. С ней так или иначе были свя­заны почти все обсуждавшиеся на ассамблее вопросы (например, вопрос о положении крестьянства, впервые поднятый так остро и на столь высоком уровне). Однако противоречия между областя­ми и особенно - между сословиями не позволили Штатам 1484 г. принять каких-либо действенных решений. Это относится и к вновь выдвинутому требованию собиратБ "Генеральные Штаты регуляр­но, один раз в два года.

Вместе с тем ассамблея 1484 г. сыграла важную роль в форми­ровании во Франции принципов избирательного права, полномо­чий и регламента представительных учреждений. Так, на ней была подчеркнута особая роль депутатского мандата, который делал

избранника представите­лем не одного сословия, а всех избирателей, вырази­телем интересов государст­ва, связанным с избирате­лями депутатским долгом. Кроме того, на этом собра­нии впервые был введен принцип большинства при принятии решений, что опять-таки противоречило прежним правилам сослов-но-представительных орга­низаций, когда депутат голосовал либо только за себя, либо - вме­сте со всей палатой - за свое сословие.

Генеральные Штаты. 1614 г.

Ассамблеи XVI-XVI1 вв.

Генеральные Штаты 1484 г. оказались, по существу, последними в истории французской сословной монархии. В XVI столетии стра­на переживала длительный и трудный период становления абсолю­тизма. Не сумев стать неотъемлемой частью государственного ап­парата, Генеральные Штаты собирались теперь крайне редко, в мо­менты острых политических кризисов: в 1560, 1576, 1588, 1614 гг. Их состав формировался на основе трехстепенных выборов (мест­ные собрания - окружные - собрания бальяжей; для крупных горо­дов выборы были двухстепенными). На первой ступени в выборах могли участвовать и лично свободные крестьяне, так что считалось, что в Штатах теперь были представлены не только горожане, но все третье сословие как таковое. Наибольшими льготами пользовались дворяне - для них выборы были прямыми, так как все они имели право непосредственно участвовать в собраниях бальяжей.

Структура и принципы деятельности Генеральных Штатов позднего средневековья вновь стали чисто сословными. Они под­разделялись на три палаты, в которых заседали представители духовенства, дворянства и третьего сословия. Степень согласия между ними, а соответственно и дееспособность Штатов, находи­лись на очень низком уровне. После 1614 г. Генеральные Шта­ты больше не собирались.

Вернее, один раз это все-таки произошло. При всех сложнос­тях своей трехсотлетней истории Генеральные Штаты сумели внедрить в общественное сознание идеи избирательного права и решающей роли общенационального представительства в реше­нии важнейших государственных проблем. Не случайно поэто­му прологом Великой французской революции 1789 г. стал со­зыв Генеральных Штатов - последних в истории Франции.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Ниже публикуются извлечения из анонимного трактата, датированного 1321 г. Автор текста стремился показать пре­обладающую роль нижней палаты английского парламента. Современные исследователи полагают, что это сочинение яв­ляется документом, отражающим в целом тенденции разви­тия парламента и достаточно реально описывает порядок формирования палат парламента и, в первую очередь, пала­ты общин.

ДОКУМЕНТ № 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...