Принципы формирования Генеральных Штатов
Структура, функции и способ формирования Генеральных Штатов складывались постепенно. В первые десятилетия своего существования они даже не имели определенного названия и могли именоваться «совет» (consilium) или «парламент» (от французского «parler» - «говорить»), либо просто «штаты». Фактически впервые термин «Генеральные Штаты» (les Etats generaux) был применен только к ассамблее 1484 г. Структура ассамблеи -три палаты, представляющие три сословия - выявилась почти сразу, однако принципы формирования палат в течение XIV - XV вв. продолжали оставаться довольно неопределенными. Франция, как и вся средневековая Европа, еще не знала избирательного права и значение слова «выборы» существенно отличалось от современного. При рассмотрении принципов формирования представительных органов сословной монархии целесообразно говорить лишь об элементах выборности. Наиболее четко было организовано выдвижение депутатов от первого сословия. Высшее духовенство должно было являться лично по именным вызовам короля. Среди низшего проводились формальные выборы, часто обходились и без них. Крупные феодалы также получали от короля личные приглашения. Согласно сеньориальному праву, каждый из них представительствовал и за своих вассалов. Принцип-выборности долго не мог привиться в феодальной среде и в силу традиционных представлений, согласно которым каждый член «благородного» сословия обладал полной самозначимостью. Он мог представлять только себя самого, своих вассалов или, выполняя вассальный долг, своего сеньора, но уж никак не сословие в целом. Например, на собраниях штатов южных провинций светским феодалам полагалось присутствовать в полном составе; и каждый из них голосовал так, как считал нужным.
Вплоть до конца XV в. второе сословие было представлено в Генеральных Штатах преимущественно крупными феодалами, за каждым из которых стояла большая или меньшая группа вассалов. Города не имели строго определенных норм представительства. Письмо короля, обращенное ко всем городам, содержало вызов на ассамблею; предписание получали и главы местных администраций - бальи и сенешали. Как правило, депутатами являлись первые лица городского самоуправления и влиятельные лица из среды городских корпораций. Число последних в среднем составляло 2-3 человека, но в отдельных случаях могло увеличиваться до восьми человек. В некоторых городах депутаты назначались должностными лицами: консулами, мэром или мэром и эшевенами. В других (примерно 2/3 от общего числа) проводились выборы. Процедура этих выборов не совсем ясна. Известно, что иногда в них принимали участие жители не только города, но и округи. В любом случае избирателями могли быть только «лучшие» люди, полноправные домохозяева, обладавшие достатком. Число таких выборщиков определяли городские власти, так как единого для всех ценза не существовало. По подсчетам современных исследователей, их могло быть от 80-65 до 24-21 человек в одном городе, а в случае двухстепенных выборов гораздо меньше. Последние проводились в небольших городах, посылавших делегатов на собрание округа, где и выбирались депутаты Генеральных Штатов. Важно отметить характерную особенность Генеральных Штатов: депутат от того или иного сословия совсем не обязательно принадлежал к нему сам. Юристы часто представляли духовенство и дворян, последние нередко отстаивали интересы горожан. Полномочия депутатов определялись не социальным статусом, а мандатами, выданными на местах и, как правило, включавшими жесткие формы отчетности перед теми, кого они представляли.
В этом были и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, депутаты всегда четко знали, чего от них хотят, а король, благодаря им, мог получать свежую информацию с мест. С другой стороны, создавалась ситуация, когда для депутата важнее всего оказывались не общегосударственные и даже не общесословные, а местные интересы. Разобщенность сословий при сохранявшемся сепаратизме провинций, существенно ослабляла Штаты. Уже на первых ассамблеях Генеральных Штатов, в 1302-1308 гг., выявились противоречия между духовенством и феодалами с одной стороны, и горожанами - другой. Эти ранние ассамблеи целиком были посвящены решению политических проблем (главным образом, конфликту с римским папой и осуждению ордена тамплиеров). Заседания занимали немного времени (вплоть до одного дня) и проходили в основном в Париже (в 1308 г. - в г. Туре). Решение принималось совместно, после предварительных консультаций по сословиям. В дальнейшем сформировалось правило: при общем голосовании каждой палате принадлежал один голос. С 1314 г. основной функцией Генеральных Штатов стало разрешение (вотирование) налогов. Как и в других государствах сословной монархии, этот самый конфликтный вопрос во взаимоотношениях короля и подданных был передан в ведение сословно-представи-тельного учреждения. Для двух первых сословий с их налоговыми привилегиями этот вопрос был более политическим, нежели насущным, третьему же оставалось надеяться на покровительство короны, союз которой с городами во Франции был традиционно прочным. Короли, стремившиеся к усилению своей власти, с одной стороны активно использовали ассамблеи депутатов в своих интересах, а с другой - решительно пресекали попытки Штатов приобрести дополнительные права и привилегии. Наиболее значительной роль Штатов была во второй половине XIV - первой половине XV в., когда Франция переживала затяжной экономический и политический кризис. При неблагоприятном стечении обстоятельств (неудачи в Столетней войне, плен короля Иоанна Доброго, массовые народные волнения) резко возросло значение Генеральных Штатов. В 1357 г. Великий мартовский ордонанс, подписанный в дни Парижского восстания наместником Франции герцогом Карлом, зафиксировал право Штатов собираться на заседания без санкции короля: «... мы повелеваем с согласия трех сословий.., что без всяких грамот и письменных приказов со стороны сеньера короля или от наших должностных лиц три сословия могут собраться в Париже или где-либо в другом месте, где им заблагорассудится, два раза или более, если окажется необходимым...» (Социальная история средневековья. Т. II. М.;Л., 1927. С. 337). Но в отличие от английского парламента французские Генеральные Штаты не сумели сохранить право регулярного созыва депутатов; они так и не стали постоянно действующим органом.
Им также не удалось добиться права создавать законы и представлять их королю (право законодательной инициативы). Кроме того, Генеральные Штаты не обладали полномочиями высше- го суда королевства. Следует отметить и отсутствие исполнительного органа, действовавшего в период между ассамблеями, в отличие от провинциальных Штатов. После окончания Столетней войны французская монархия продолжала усиливаться. В правление Людовика XI (1461-1483) закладываются первые основы абсолютизма. Эти перемены, а также эволюцию трех сословий, отразила ассамблея Генеральных Штатов 1484 г. Она проходила в Туре с 5 января по 14 марта. При ее созыве впервые был осуществлен принцип выборности всех депутатов. Согласно королевским письмам, направлявшимся на места, от каждого бальяжа или сенешальства должно было быть избрано по два-три депутата. То есть во главу угла ставилась не сословная, а территориальная принадлежность избранников. Точно так же - по территориальному принципу - разделились депутаты и во время работы собрания, сломав таким образом привычную трехпалатную структуру Штатов и образовав шесть секций в соответствии с представительством от отдельных регионов Севера, Юга и Центра. Всего было избрано 284 депутата. Характерно, что лица, не избранные, но принимавшие участие в собраниях Штатов согласно личному праву (например, епископы), на сей раз, по настойчивому требованию депутатов, не были допущены к участию в ассамблее. Социальный состав избранников был следующим: 44 представителя духовенства (причем подавляющее большинство - епископы и аббаты); 18 титулованных дворян, 47 нетитулованных. Итого из 284 депутатов 69 представляли привилегированные сословия, что не соответствовало общему соотношению социальных слоев в стране, и свидетельствовало о возросшей политической активности двух первых сословий. Интересно, что в делегациях от некоторых южных областей горожан вообще не было. Еще одна важная деталь - большое число депутатов-юристов имели звание «мэтр» (профессиональный правовед): 1/3 от общего количества участников ассамблеи.
Территориальный и выборный принцип представительства в Штатах 1484 г. позволяли его участникам рассчитывать на большую сплоченность в работе, направленной прежде всего на решение общегосударственных проблем. Основной из них по-прежнему оставалась проблема налогов. С ней так или иначе были связаны почти все обсуждавшиеся на ассамблее вопросы (например, вопрос о положении крестьянства, впервые поднятый так остро и на столь высоком уровне). Однако противоречия между областями и особенно - между сословиями не позволили Штатам 1484 г. принять каких-либо действенных решений. Это относится и к вновь выдвинутому требованию собиратБ "Генеральные Штаты регулярно, один раз в два года. Вместе с тем ассамблея 1484 г. сыграла важную роль в формировании во Франции принципов избирательного права, полномочий и регламента представительных учреждений. Так, на ней была подчеркнута особая роль депутатского мандата, который делал избранника представителем не одного сословия, а всех избирателей, выразителем интересов государства, связанным с избирателями депутатским долгом. Кроме того, на этом собрании впервые был введен принцип большинства при принятии решений, что опять-таки противоречило прежним правилам сослов-но-представительных организаций, когда депутат голосовал либо только за себя, либо - вместе со всей палатой - за свое сословие. Генеральные Штаты. 1614 г. Ассамблеи XVI-XVI1 вв. Генеральные Штаты 1484 г. оказались, по существу, последними в истории французской сословной монархии. В XVI столетии страна переживала длительный и трудный период становления абсолютизма. Не сумев стать неотъемлемой частью государственного аппарата, Генеральные Штаты собирались теперь крайне редко, в моменты острых политических кризисов: в 1560, 1576, 1588, 1614 гг. Их состав формировался на основе трехстепенных выборов (местные собрания - окружные - собрания бальяжей; для крупных городов выборы были двухстепенными). На первой ступени в выборах могли участвовать и лично свободные крестьяне, так что считалось, что в Штатах теперь были представлены не только горожане, но все третье сословие как таковое. Наибольшими льготами пользовались дворяне - для них выборы были прямыми, так как все они имели право непосредственно участвовать в собраниях бальяжей.
Структура и принципы деятельности Генеральных Штатов позднего средневековья вновь стали чисто сословными. Они подразделялись на три палаты, в которых заседали представители духовенства, дворянства и третьего сословия. Степень согласия между ними, а соответственно и дееспособность Штатов, находились на очень низком уровне. После 1614 г. Генеральные Штаты больше не собирались. Вернее, один раз это все-таки произошло. При всех сложностях своей трехсотлетней истории Генеральные Штаты сумели внедрить в общественное сознание идеи избирательного права и решающей роли общенационального представительства в решении важнейших государственных проблем. Не случайно поэтому прологом Великой французской революции 1789 г. стал созыв Генеральных Штатов - последних в истории Франции. ПРИЛОЖЕНИЕ
Ниже публикуются извлечения из анонимного трактата, датированного 1321 г. Автор текста стремился показать преобладающую роль нижней палаты английского парламента. Современные исследователи полагают, что это сочинение является документом, отражающим в целом тенденции развития парламента и достаточно реально описывает порядок формирования палат парламента и, в первую очередь, палаты общин. ДОКУМЕНТ № 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|