Деяния саксов начинается вторая книга
1. После того как умер Генрих -отец отечества, величайший и наилучший из королей, весь народ франков и саксов избрал своим государем его сына Оттона, назначенного уже некогда отцом в короли; когда же намечалось место [для проведения] общих выборов [короля], то было решено произвести их во дворце Ахена... И когда он [Оттон] туда прибыл, герцоги, начальники областей с остальными отрядами вассалов собрались в колоннаде, которая соединена с базили-кой Карла Великого, они посадили нового герцога на сооруженный там трон, протянули к нему руки и торжественно обещали ему свою верность и помощь против всех врагов и [так] по своему обычаю сделали его королем. Страница рукописи Видукинда Корвейского "Деяния саксов ". X век. В то время как герцоги и остальные должностные лица все это совершали, архиепископ со всем духовенством и всем простым народом ожидал выхода нового короля в базилике. Когда тот вышел, архиепископ выступил ему навстречу, левой рукой коснулся правой руки короля и, неся в правой руке посох, перевитый лентой, облаченный в стеллу и соответствующую одежду, вышел на середину храма и остановился. [Отсюда] он обратился к народу, который стоял вокруг, ибо галерея внизу и наверху в этой базилике была устроена в виде круга так, что весь народ мог его видеть. «Вот, - сказал он, - я привожу вам Оттона, которого бог избрал, государь Генрих некогда назначил, а теперь все князья произвели в короли; если вам это избрание по Душе, то покажите это, подняв правую руку к небу». [В ответ] на эти слова весь народ поднял правые руки кверху и громким голосом пожелал новому герцогу благополучия. Затем вместе с королем, одетым по обычаю франков в плотную тунику, архиепископ двинулся к алтарю, на котором лежали королевские инсигнии, меч с поясом, плащ с застежками и жезл со скипетром и короной. В это время архиепископом был некий Гильде-берт... [Итак], он подошел к алтарю, взял здесь меч с поясом, Повернулся к королю и сказал: «Прими этот меч и сокруши им всех противников Христа, варваров и плохих христиан, волей божьей тебе передана власть над всей державой франков для
сохранения прочнейшего мира среди всех христиан». Затем, взяв запястья и плащ, он надел их на [короля] и сказал: «Пусть эта одежда с ниспадающими складками напоминает тебе о том, какое усердие в вере должно тебя воспламенять, [и о том], что в сохранении мира ты должен оставаться непреклонным до конца». Затем, взяв скипетр и жезл, он сказал: «Пусть эти знаки служат тебе напоминанием о том, что ты должен с отцовской строгостью наказывать подданных и протягивать руку милосердия прежде всего слугам божьим, вдовам и сиротам, и пусть в душе твоей никогда не иссякнет елей сострадания, и пусть и сейчас и в будущем тебя венчает вечное вознаграждение». И без промедления архиепископы Гильдеберт и Винфрид помазали [короля] святым елеем и увенчали золотой короной. Те же архиепископы подвели его к трону и поднялись к нему по ступенькам, идущим спиралью: трон был сооружен между двумя колоннами удивительной красоты: отсюда [король] мог видеть всех и был виден всеми. Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975. С. 153-155. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Сравните способы проведения народных собраний в Древних Афинах, Риме и у германцев эпохи Тацита. Отметьте черты сходства и различий. 2. Какую роль играли «мартовские» и «майские поля» в социально-политической жизни франков? 3. Объясните, какие цели преследовал Карл Великий, проводя реорганизацию судебных сотенных собраний? 4. Расскажите об известных вам органах местного самоуправления у англосаксов. Какие вопросы находились в их компетенции?
5. Как менялся социальный состав уитенагемота на протяжении VIII - X вв.? О чем свидетельствуют эти изменения? ] 6. Какова роль светских и духовных магнатов в собраниях при Карле Великом и в англосаксонском «совете мудрых»? 7. Используя текст очерка и документы №№ 1,3 и 5, сравните ритуалы избрания королей в Западной Европе в 1-Х вв. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975. Григорий Турский. История франков. М., 1987. Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Вып. 2. М., 1973. Вып. 3. М., 1979. Салическая правда. М., 1950. Стасюлевич М.М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том первый. СПб., 1885; Том второй. СПБ, 1864. Тацит Корнелий. Сочинения в двух томах. СПб., 1993. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В. М. Корецкого. М., 1961. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина Т. 1. М., 1961 Гизо Ф. История цивилизации во Франции. Т. III-IV. М., 1888. Гутнова Е.В. Общины сотен и графств и их взаимоотношения с государством в Англии XIII - XV веков // Общности и человек в современном мире. Москва-Саратов, 1992. История Европы. Т.2. М., 1992. История крестьянства в Европе. Т. 1. М., 1985. История средних веков в 2-х тт. Т. 1.: Учебник для вузов по спец. «История». М., 1990. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Пг., 1918. Колесницкий Н. Ф. Аппарат власти и управления в варварском государстве // Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1990.
Мажуга В. И. Королевская власть и церковь во Франкском государстве VI в. // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI - XVII вв. Л., 1990. Мельникова Е.А. Меч и лира: Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987. Петрушевский Д. М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937. Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. 5-е изд. т., 1922. Ронин В.К. Франки, вестготы, лангобарды в VI-VIII вв.: политические аспекты самосознания // Одиссей. Человек
в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М., 1989. Савело К.Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977. Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.
Очерк четвертый Выборы и избирательные процедуры в средневековых городах Западной Европы Основные вопросы: 1. Возникновение средневековых городов и организация власти в IX - XI вв. 2. Антисеньориальное и коммунальное движение в X - XIII вв. 3- Становление органов самоуправления в городах XI - XIII вв. 4. Выборы и избирательные процедуры во Флорентийской и Венецианской республиках 1. Возникновение средневековых городов и организация власти в IX - XI вв. Города сыграли важную роль в развитии средневековой цивилизации. Они оказали огромное воздействие на многие стороны общественной жизни, экономические, политические и социальные отношения, способствовали развитию культуры и образования, складыванию новой системы ценностей. Массовое возникновение средневековых городов пришлось на IX - XI вв. Оно было обусловлено сложными и глубокими переменами в социально-экономической области: «Рост производительных сил в сельском хозяйстве и в деревенском ремесле вызывает отделение ремесла от сельского хозяйства. Уже в деревне появляются специалисты-ремесленники, в деятельности которых сельское хозяйство играет второстепенную роль. С дальнейшим развитием производительности труда у искусных деревенских ремесленников появляется стимул к уходу из села в такие места, где возможен более широкий и регулярный сбыт их ремесленной продукции и где они рассчитывают освободиться от сеньориальных повинностей. От сеньориального гнета убегают и крестьяне, не специализировавшиеся на ремесле, которые надеются найти в новых местах пропитание неквалифицированным трудом» (Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960. С. 37).
ПО Средневековые города, в первую очередь, могли вырастать из многочисленных ярмарок, рынков, гаваней и других местечек, которые были тесно связаны с торговлей и обменом. Здесь концентрировалось купеческое население, объединенное в гильдии -профессиональные личностные союзы, оседали ремесленники, сюда стекались свободные и беглые крестьяне, многочисленные паломники. Городские поселения обычно выглядели следующим образом: в центре располагалась небольшая рыночная площадь, которая была окружена несколькими предместиями и укреплениями, возведенными с защитными целями. Важную роль в становлении городов сыграло размещение в них резиденций светских и духовных феодалов. По мнению исследователей, на исходе раннего средневековья создалась обстановка, «требовавшая возникновения нового типа поселения, способного выполнить новые экономические, административные и культурные задачи, и именно в этой обстановке все - и развалины античного муниципия, и замок феодала, и монастырь, и епископальный центр, и поселение купцов, и даже в определенных благоприятных условиях сельская община - могло превратиться в город» (Ястре-бицкая А.Л. Предисловие // Проблемы методологии истории средних веков: европейский город в системе феодализма: Реферативный сборник. Ч. I. M., 1979. С. 14). Наиболее рано средневековые города утверждаются в Италии, Южной Франции и Испании (IX - X вв.). Ими становятся не только позднеантичные полисы, колонии и муниципии, пережившие падение Римской империи, варварские вторжения и постепенно выходящие из кризиса, но и недавно основанные тор-гово-ремесленные поселения. Несколько позднее города складываются в Северной Франции, Фландрии и Брабанте, Англии, Западной, Южной и Центральной Германии (к X - XI вв.). Остальную территорию континента градообразующая волна затрагивает к XII - XIII вв. Подсчеты историков говорят о наличии 10-12 тысяч европейских городов к концу XV в., основная часть которых (75 %) приходилась на мелкие поселения, разнообразные рыночные местечки, аграрные города и т.д. Население каждого такого центра было незначительным и колебалось от нескольких сот до одной или двух тысяч человек. Средними считались поселения с численностью от двух до пяти тысяч человек. Они составляли около 20 % от общего количества всех европейских городов. Последние 5 % приходились на некрупные и большие города. Население первых колебалось от пяти до десяти тысяч человек, а вторых - от десяти до пятидесяти тысяч человек (Аугсбург, Болонья, Гамбург, Кельн, Лон-Д°н, Любек, Неаполь, Франкфурт-на-Майне). На всем континенте насчитывалось не более 100 таких городов. Современники считали гигантами Венецию, Геную, Константинополь, Ми-лан, Париж, Флоренцию и некоторые другие города. В период зрелого и позднего средневековья в них проживало от 50 до 100 и более тысяч человек.
Город, став самостоятельным и особым явлением, не потерял связи с сельскими общинами. Он одновременно противостоял им и взаимодействовал с ними. Переселенцы из деревень продолжали соблюдать в городской жизни нормы «маркового права» - свои старые обычаи и традиции управления. В соответствии с ними многие вопросы горожане регулировали на народных собраниях. Здесь..разрешали тяжбы об аренде земель, обсуждали проблемы торговли, мер и весов, строительства и ремонта дорог, формировали городское ополчение, предоставляли новым поселенцам личные и имущественные права, выбирали должностных лиц. В ранних итальянских городах народная сходка, именовавшаяся «собранием, происходившим перед церковью», избирала епископов и архиепископов, скабинов и вице-доминов. Как отмечают историки, «к активной деятельности в выборных органах...допускались не все горожане, а в первую очередь представители богатого купечества и ремесленников, мелкие и средние феодалы - капитаны и вальвассоры. Богатые горожане участвовали в некоторых судебных заседаниях, розыске преступников, контроле за взиманием десятины... Представители горожан (кураторы или прокураторы, экзакторы) осуществляли надзор за общинными землями, рынками и ярмарками» (Котельникова Л.А. Особенности развития феодализма в Северной и Средней Италии в IX - XIV вв. // История Италии. Т. 1. М., 1970. С. 74). В Германии и Фландрии обычаи маркового права соблюдались вплоть до XIII в. и были узаконены в сводах городского права. Собрания общинников помимо других обязанностей, выбирали хеймбюргеров («бюргеров-домовладельцев»), буррихтеров и сотников - должностных лиц, наделенных исполнительными и контрольными правами. Очень важную роль в жизни раннего города сыграли сеньоры. Светские и духовные феодалы, на землях которых возникали торгово-ремесленные поселения, сосредотачивали в своих руках всю полноту власти над местными жителями: вершили суд и управление, распоряжались финансами, назначали своих вассалов на различные административные и фискальные должности. Как отмечают исследователи, сеньориальная власть и городская община были приданы друг другу с самого начала. Сеньоры могли способствовать росту своих городов, если предоставляли последним льготы и привилегии в сбыте продукции^ освобождали их от уплаты различных пошлин и сборов и oxpaJ няли беглых крестьян от произвола поместных феодалов. Вза| мен такие сеньоры получали военную помощь, материальны^ выгоды в виде повинностей и налогов. С конца XI - начала XII в. начинается быстрое развитие мно-: гих городов: увеличивается численность населения, появляются; экспортные отрасли производства, растут торговые обороты; бла-< годаря крестовым походам активизируется товарообмен со стра-1 нами Востока. В этих условиях сеньориальный режим становится существенным препятствием для развития городов. Повсеме- стно светские и духовные феодалы вводят новые налоги и сборы, устанавливают новые повинности. В Лане, одном из крупнейших французских городов, епископ не только обложил местных жителей большими налогами, но и стал требовать пошлину за право вступления в брак с зависимыми крестьянами и забирал у наследников таких горожан лучшую часть их имущества. В Страсбурге к отбыванию повинностей в пользу епископа привлекались ремесленники и купцы, а сверх того горожане несли пятидневную барщину. Во многих средневековых хрониках фиксируются случаи насилия и вооруженных грабежей со стороны феодалов и их слуг. По точному замечанию исследователя, сеньориальный гнет «мешал росту производительных сил, подавлял инициативу личности, обрекал город на застой и даже на попятное движение» (Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960. С. 106). Ответом на этот произвол становится широкий антифеодальный протест, который разворачивается во многих западноевропейских городах X - XIII вв. и который историки именуют «коммунальным движением». 2. Антисеньориальное и коммунальное движение в Х- XIII вв. Коммунальное движение X - XIII вв. сыграло значительную роль в становлении города как важнейшего феномена эпохи средневековья. В борьбе с сеньорами институализировались городские общины, создавалось городское право, учреждались выборные органы самоуправления. Формы, длительность и результаты антисеньориальной борьбы находились в зависимости от различных конкретно-исторических условий, местных обычаев и традиций. Некоторые города достигали автономии благодаря последовательному выкупу прав и свобод у своих сеньоров. Другие - шли по пути вооруженного противостояния. В Италии и Германии коммунальное движение выступило фактором децентрализации, во Франции и Испании - способствовало преодолению феодальной раздробленности и усилило королевскую власть. Наиболее рано (IX-X вв.) борьба с сеньорами развернулась в городах Северной и Средней Италии: Кремоне, Турине, Генуе, Милане, Пизе и других. Она началась с отстаивания экономических интересов: отмены наиболее тяжелых налогов и повинностей, требований свободы плавания, рыбной ловли, выпаса скота и т. д. В дальнейшем антифеодальный протест становился более организованным и целенаправленным: «В удобный момент группа влиятельных людей вступала в «заговор» против епископа-графа, создавая на определенный срок сообщество, скрепленное клятвой. Затем коммуна расширялась, теряла временный характер, Добивалась у сеньора признания и начинала выступать от имени всего города - сперва вместе с епископом, потом вместо него. Таким образом, возникнув на частноправовой основе, коммуна перерастала в публичную власть» (Баткин Л.М. Период городских коммун // История Италии. Т. 1. М., 1970. С. 222). В ходе этой борьбы городские общины умело использовали противостояние папства и германских императоров, вступали в союз с вальвассорами - мелкими феодалами. Сопротивление сеньоров преодолевалось путем завоевания их родовых замков и насильственного переселения в черту города. К XII в. коммуна побеждает в большинстве городов, которые полностью освобождаются от сеньориального господства и становятся независимыми республиками. Несколько по-другому разворачивалась коммунальное движение во французских и фландрских городах. Королевская власть, в зависимости от политической ситуации, поддерживала сеньоров или горожан, но чаще помогала последним, так как видела в них союзников в борьбе с местным сепаратизмом. Коммунальное движение начинается здесь с середины X в. Ремесленные и купеческие сообщества многих городов вступают в тайные союзы, которые затем объединяют усилия всех общинников в достижении самоуправления. Жители Мана такой союз скрепили присягой, а восстание против графа поручили возглавлять специально избранным вождям. Освободившиеся города становились коммунами, приносили сеньорам вассальную присягу, заключали с ними соглашения и получали взамен более или менее широкую автономию. Коммуна обычно брала обязательства нести военные повинности, а сеньор - не только соблюдать городские права и привилегии, но и защищать общинников от посягательств извне. В хартии 1127 г. фландрский граф обещал жителям Сент-Омера: «...предоставляю им на вечные времена и повелеваю, чтобы оставались неизменными нижеписанные права и обычаи: 1. Чтобы я обеспечил им мир по отношению кого бы то ни было; чтобы я Средневековый Любек. пОддерживал их и защищал, как моих людей, без всякой зад-лей мысли и чтобы я допустил надлежащий суд эшевенов между ними и любым человеком, не исключая и меня самого, а для самих эшевенов чтобы я установил ту свободу, какой в лучшей степени обладают эшевены на моей земле» (Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т. I. M., 1953. С. 384). В Германии первые выступления против светских и духовных сеньоров датируются 70-ми годами XI в. В Борисе восстали против епископа в 1073 г., в Кельне и Майнце - соответственно в 1074 и 1075 гг. Подобно коммунальному движению во Франции и Италии, во главе борьбы здесь становятся ремесленники, объединенные в цехи. С конца XI в. во взаимоотношения горожан и сеньоров начинают вмешиваться императоры. Они, по согласованию с крупнейшими князьями и епископами, предоставляют ряду общин хартии с отдельными правами и свободами. В дальнейшем антисеньориальная борьба в Германии проходит под лозунгом создания выборных органов самоуправления. В Англии города находятся под сильным контролем королевской администрации. Оформление муниципального строя здесь не приводит к получению полной автономии и самоуправления. Нередки случаи, когда коммунальное движение завершалось поражением. В Камбрэ борьба с сеньором длилась полтора столетия (957 - 1107 гг.), проходила с переменным успехом и закончилась ликвидацией коммуны. В Лане в противоборство горожан и епископов на протяжении XII - первой трети XIV в. вмешивались несколько королей, пока один из них ордонансом 1331 г. окончательно не аннулировал коммуну. Поражением завершилась борьба с сеньорами в Тренто, Ченеде, Пирано и других городах на севере Италии. В целом коммунальное движение способствовало не только оформлению политического строя в средневековых городах, но и подготовило их экономическое процветание. Многие общины вместе с самостоятельностью получили различные свободы, привилегии и права, а большинство населения ликвидировало личную зависимость от феодалов (в соответствии с формулой «Городской воздух делает свободным»). Реальные сроки освобождения в разных городах были различными, в германских - они колебались от шести месяцев до десяти лет. В ряде случаев город сам стал осуществлять сеньориальную власть над зависимой от него сельской округой. Постепенно складывается городское право, которое регламентирует различные стороны жизни общины. Например, в ведении испанского муниципия XII - XIII вв. находились вопросы охраны общественного мира и безопасности, работа рынков, строительство, снабжение, бани, больницы, поддержание чистоты, осуществление судебных разбирательств по незначительным преступлениям, организация полицейских отрядов, создание ополчения Для борьбы с врагом, сбор и расход налогов, штрафов и податей, осуществление займов и т.д. Городские общины требовали от сво- их членов безусловного повиновения, что нашло отражение и в королевских грамотах. В одной из них (коммуна Бове в Центральной Франции) указывалось: «все живущие в пределах городских стен и в его предместьях обязаны повиноваться коммуне и приносить ей присягу, какому бы сеньору ни была подвластна обитаемая ими территория» (Цит. по: Стоклицкая-Те-решкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960. С. 115). Полноправными членами коммун становились, в первую очередь, личносвободные, законорожденные и не имеющие долгов горожане. В некоторых местах предъявлялось дополнительное требование: владеть недвижимым имуществом. В целом коммуна на раннем этапе своей истории конституировалась как союз граждан, скрепленный взаимной присягой. 3. Становление органов самоуправления в городах XI - XIII вв. Среди наиболее важных достижений городских общин в борьбе с сеньорами следует выделить административно-политические права - формирование собственного суда и органов самоуправления. Они зафиксировали возросшую роль городов в средневековом обществе, способствовали росту гражданского самосознания. Хронист Оттон Фрейзингенский (XII в.) отмечал: «Ломбардцы (итальянцы) столь преданны свободе, что во избежание самоуправства правителей предпочитают управляться консулами, а не князьями. Они не гнушаются поднять до высокой степени благородства и до самых высоких должностей юношей самого низкого происхождения и даже презренных цеховых ремесленников, т.е. людей, которых в других странах гонят как чумных от благородных и выгодных занятий. Благодаря этому они намного превосходят любые другие (государства) мира своими богатством и могуществом» (Цит. по: Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987. С. 22-23). Формирование институтов самоуправления в городах Северной и Средней Италии началось вслед за победой коммунального движения. В Милане, Генуе, Ареццо, Болонье, Вероне, Кремоне, Флоренции и других городах законодательные и исполнительные органы власти известны уже с конца XI - начала XII в. Во многих местах коммуну возглавляли креденца - «совет доверенных» пколлегия консулов. Первая устанавливала новые налоги, давала согласие на начало военных действий, распоряжалась городским имуществом и издавала законы. Консулы осуществляли судопроизводство и исполнительную власть: контролируя вали общественный порядок, управляли городскими финансами, представляли общину в дипломатических переговорах и командовали ополчением в период войны. Количественный состав Kpe-денцы и коллегии консулов зависел от числа кварталов в той или иной коммуне. Если в городах Ломбардии в «совет доверен- ных» входило около 50-ти человек, то во Флоренции - 100. Число консулов колебалось от двух до двадцати одного человека. В Кремоне в начале XII в. насчитывалось пятнадцать консулов, в Золонье в 1156 г. - пять. Характерными чертами власти консулов были: краткосрочность (от двух месяцев до одного года) пребывания в должности и строгое разделение обязанностей. Одни ведали правовыми вопросами, другие - военными, третьи -административными и финансовыми. Свои решения консулы принимали большинством голосов. В формировании органов коммунальной власти участвовали не все жители итальянских городов. К выборам повсеместно не допускались беднейшие слои населения, многочисленные ограничения распространялись на мелкое купечество и ремесленников. Избирательными правами обладали, как правило, полноправные граждане - рыцари (капитаны), вальвассоры и богатейшее купечество, владевшее землей. Иногда в выдвижении консулов участвовало только одно сословие: «так бывало, - по словам А.К. Дживелегова, - в тех городах, где другие были оттеснены». Непосредственно выборы должностных лиц происходили на собраниях каждой имущественной группы, которые созывались по кварталам. Консулы, избранные вальвассорами и капитанами, играли более важную роль в городских делах и пользовались большим авторитетом, чем консулы, выбранные от купечества, что находило отражение в распределении обязанностей. По мнению исследователей, юрисдикция последних распространялась исключительно на торговые дела. В экстраординарных случаях «совет доверенных» и коллегия консулов могли формироваться на общих собраниях («парламенте» или «аренга») полноправных граждан. Избирательные процедуры завершались взаимными присягами. Одну приносили должностные лица, другую -население города. Первые брали на себя обязательства управлять общиной по закону и справедливости, вторые - соблюдать верность новым правителям. Повторно выдвигать кандидатуры на консульский пост разрешалось через определенный промежуток времени, который колебался от двух до пяти лет. В середине XII - начале XIII в. во многих итальянских городах реформируются органы самоуправления. Изменения были связаны с введением института подесты - сильного и единовластного правителя, которого некоторые исследователи называют еще военным диктатором. Должность подесты появилась по инициативе германского императора Фридриха Барбароссы (1152 -1190 гг.) для надзора за покоренными коммунами. Затем она стала необходимой правящим городским сословиям в борьбе с Мелкими торговцами, неорганизованными ремесленниками, чернорабочими и пришлыми крестьянами, которые добивались экономических и политических прав. Подеста использовался и для борьбы с магнатами, нобилями и грандами. Преимущество нового института заключалось и в следующем: «Во-первых, единство власти представляло во многих случаях большие удобства; это Г было особенно важно на войне. Затем, иностранец, человек чуждый партийных симпатий и антипатий, был гораздо более беспристрастным судьей и администратором, чем местные консулы» (Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902. С. 123). Уже в начале XIII в. подеста председательствует на заседаниях малых и больших советов (видоизменениях креденцы и сословных собраний), является верховным военачальником и судьей, ведет дипломатические переговоры, а многие города дают ему право не считаться с коммунальным законодательством. Консулат постепенно исчезает. Кандидат на должность подесты выдвигался чаще всего из иностранцев (лиц, проживающих в другом городе), которые достигли 30 лет, имели рыцарское звание и хорошую репутацию. Способы его избрания были различными. Подеста мог выдвигаться местными советами при участии остальных органов самоуправления или соседними дружественными городами, в условиях кланового противоборства - каждая из партий избирала своего подесту. При этом появлялись двое, трое или большее число правителей. Ритуал выборов завершался принесением присяги, в которой подеста «обязывался не только не примыкать к какой-либо партии, существующей в коммуне, но и не иметь знакомых в городе, чтобы не подвергаться каким-либо влияниям» (Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960. С. 304). Новый правитель прибывал со своими слугами и размещался в отдельном дворце - палаццо. Срок его полномочий зависел от общественно-политической ситуации в городе - он мог ограничиваться шестью месяцами, годом или растягивался от трех до десяти лет. Известны примеры передачи подестата по наследству. С истечением полномочий подесты проводилась тщательная ревизия его деятельности, по завершении которой следовали новые выборы. Сходная с итальянской система органов самоуправления была распространена в XI - XIII вв. на юге Франции. В городах Лангедока и Прованса законодательная власть принадлежала коммунальным советам, исполнительная - консулам. Выборы должностных лиц отличались здесь большей сложностью, за некоторым исключением, они были двухступенчатыми. На примере статутов Авиньона, Арля, Марселя и Ниццы исследователи реконструируют отдельные черты местных избирательных процедур: «Специальная комиссия «лучших и наиболее пригодных» выборщиков - мудрых, честных и верных - отбирала правителей по жребию, «добросовестно и на законном основании» из числа почтенных, обеспеченных и компетентных граждан - для руководства коммунальной жизнью в течение года. С особым вниманием полагалось следить, чтобы повторное избрание не происходило ранее, чем через пять лет и чтобы в числе консулов не оказались родственники, друзья и сообщники выборщиков. Подробно перечислялись морально-интеллектуальные требования к избранникам - способность к разумному и справедливому испол- нению власти, умению руководить добросовестно и честно, верно и старательно, служить коммуне и ее гражданам беспристрастно и неподкупно, мужественно и твердо, без любви и ненависти, страха н злого умысла, невзирая на родство и дружбу, услуги и просьбы, без вражды и фамильярности» (Тушина Г.М. Принципы управления коммунальной жизнью в средневековых городах Прованса (по статутам XII - XIII вв.) // Общности и человек в современном мире. Москва-Саратов, 1992. С. 152). В Центральной и Северной Франции характерными институтами городского самоуправления были советы и возглавляющие их мэры или прево. Первые осуществляли судопроизводство по незначительным преступлениям, надзирали за рынками, заботились об укреплениях и общественных зданиях, распоряжались финансами. Вторые - созывали советников на заседания и председательствовали на них, хранили городскую печать и ключи от ворот, исполняли другие обязанности. Численный состав советов и способы их избрания существенно различались: в Бове - 13 человек выдвигались городскими корпорациями, в Амьене - половина из 24-х членов совета избиралась ежегодно старшинами цехов, а затем назначала оставшуюся половину, в Турнэ 30 членов совета оставались у власти пожизненно, а в случае чьей-нибудь смерти выбирали на освободившееся место нового советника. В Руане сто пэров (представители богатейшего купечества) выдвигали из своей среды жюри - коллегиальный орган, состоявший из 24 присяжных. Последние ежегодно формировали исполнительную власть: две равные по численности коллегии -эшевенов и советников. Во многих коммунах избирательные правила были достаточно жесткими. Хартия Арбуа (1282 г.) гласила, что «никто из избранных... лиц не вправе отказываться от избрания», а хартия Валансьена отводила одни сутки «на раздумье», в течение которых кандидат мог отказаться от выборной должности по исключительным обстоятельствам. В ряде мест такой отказ грозил высоким штрафом или, как в Амьене - разрушением жилища. Важное место в городской жизни занимала присяга. Советники «в Руане клятвенно обещали не поддаваться посулам и не принимать взяток, и магистрат, нарушивший обещание, с позором изгонялся, он и его наследники навсегда лишались права отправлять муниципальные должности, а дом его сравнивали с землей» (Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902. С. 128). Порядок выдвижения мэров во французских городах был также различен. В одних - он избирался советниками, в других -полноправными горожанами, в третьих - назначался сеньором ио предложению магистратов. В том же Руане пэры определяли трех кандидатов в мэры, а герцог или король останавливали свой выбор на одном из них. В Германии первый городской совет появился в Вормсе. Известно, что в 1156 г. его состав формировался следующим обра- зом: 28 членов выбирались горожанами, а 12 - назначались епископом. Смешанное представительство было распространено и в других городских общинах XII - XIII вв. Оно во многом стало результатом антисеньориального движения местных жителей. Второе городское право Страсбурга (1214 г.) зафиксировало: «Установлено, чтобы двенадцать - или более, если будет необходимо, почтенных и достойных лиц, разумных и выдающихся как среди министериалов, так и среди горожан, ежегодно были назначаемы консулами города. Из них пусть будет избран один магистр или два, которые все поочередно пусть присягают добросовестно во всем укреплять честь церкви, епископа и города, защищать город и горожан, высших и низших, богатых и бедных от всякого зла и судить во всем справедливо согласно истине» (Средневековое городское право XII - XIII вв. Сб. текстов / Под ред. СМ. Стама. Саратов, 1989. С. 107). Во многих городах продолжали действовать нормы «маркового права». Сходы жителей собирались несколько раз в год для решения наиболее важных повседневных вопросов, включая избрание должностных лиц: «Мы пожелали также, чтобы ежегодно в праздник св. Мартина горожане с пением собирались большой толпой возле нашего двора и там с общего согласия заново избирали подходящую персону на должность управляющего, которая будет утверждена нами и нашими преемниками; затем пусть будут избраны двое слуг, в просторечии называемые альтманы... также пусть будут избраны 16 мужей, которые называются хеймбюргеры;» (по привилегии Вормсу 1190 г. // Там же. С. 31). Некоторые требования к кандидатам на должности можно проследить при изучении порядка выборов шеффенов - присяжных заседателей в скабинатах - судебных коллегиях, которые в некоторых немецких городах были главными органами самоуправления. В Андернахе шеффенами могли быть (1171 г.) избранные «из наиболее благоразумных, наилучших и могущественных», «мужи несомненно честные и незапятнанной репутации». Во многих городах к перечисленным требованиям добавлялось обладание имуществом. Кельнская грамота 1171 г. отмечала, что если шеффе-ны впадут в бедность и не смогут выполнять своих обязанностей, то они должны быть отстранены от своей должности. Здесь же указывалось, что судебные разбирательства не отменяются, если присяжный заседатель отсутствует «из-за торговых дел». Таким образом профессиональные интересы шеффенов ставились выше служения общине. В целом, по мнению исследователей, масштабы распространения городских свобод сильно варьировали. В большинстве стран Европы не было городских республик и коммун. Многие, особенно мелкие города, оставались целиком под властью сеньориальной администрации. Даже значительные - Париж, Орлеан,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|