Выборы и избирательные процедуры во Флорентийской и Венецианской республиках
Флорентийская республика стала наиболее ярким примером демократической пополанской республики среди городов-коммун Северной и Центральной Италии. Ее становление проходило в острой борьбе интересов различных социальных групп и сословий - широких торгово-ремесленных слоев населения (пополанства), купеческой верхушки, городских нобилей, родовой аристократии и плебса, принимавшего сторону тех или иных политических партий и группировок. Здесь, как и в других городах-коммунах: «В ходе борьбы с нобилитетом организованное в цехи пополанство все четче осознавало свои интересы и оформилось в самостоятельную партию, стремясь потеснить олигархию у руля правления. Одержав к концу XIII в. победу.., пополаны прибегли к тем же суровым методам расправы со своими политическими противниками, которые стали нормой еще в борьбе нобильских партий: лишение имущественных и гражданских прав, изгнание из города. Победа пополо утверждала власть цехов, но при этом существовавшая в коммунах государственная структура не разрушалась, а дополнялась новыми образованиями» (Бра-гина Л.М. Особенности политической структуры итальянских городов-государств / / Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. С. 298). В октябре 1250 г. во Флоренции произошло крупное восстание ремесленников, средних и мелких торговцев против знатных гибеллинов (сторонников германского императора), которых обвиняли в тирании, вымогательстве, насилии и прочих несправедливостях. Восставшие сумели захватить политическую инициативу и провозгласили «народное правление» (la signoria del popolo). В дополнение к уже имевшимся органам власти - поде-сте и Совету коммуны, были созданы два новых - «Двенадцать старейшин флорентийского народа» и Совет народа, которые выбирались непосредственно от цехов. Кроме того, появилась должность капитана народа, который разделил с подестой военные и судебные полномочия. Таким образом во Флоренции утвердилась «Малая коммуна» со своими институтами власти. Известный государственный деятель и хронист Маркионне ди-Коппо Стефани отмечал позднее: «Народ в это время держал управление с великою верностью и любовью к своей коммуне и был победоносен» (Цит. по: Баткин Л.М. Период городских коммун // История Италии. Т. 1. М., 1970. С. 238).
Во второй половине XIII в. во Флоренции усиливается политическое противостояние. В 1260 г. пополаны терпят поражение в борьбе с гибеллимами и германскими войсками. В 1266 г. к власти приходит гве.льфское дворянство (приверженцы римского папы). Старшие щехи (банкиры, купцы, суконщики и др.) получают право иметь сгооих консулов и знамена, политическую и военную организацию. В 1282 г. пополаны «заговорили в смелых и пламенных речаж о своей свободе и об испытанных несправедливостях, и набрались такой отваги, что создали законы и порядки, которые |было бы трудно поколебать (из хроники Дино Компаньи // Там же. С. 239). В соответствии с новым законодательством, получившим обобщенное наименование «Florentine libertas», политическая система государства стала выглядеть следующим образом:: «В качестве верховного органа власти «12 старейшин» были сшенены коллегией приоров, или Синьорией (6 человек от трех стафших цехов). Принимавшиеся приоратом законы должны были получать одобрение Совета коммуны и Совета народа. В оба совета входили все приоры, «12 старейшин», гонфа-лоньеры компаний, консулы цехов, но также и более 250 рядовых граждан. Состав этой части советов был различным: в Совете коммуны в числе: 250 граждан наряду с пополанами были представлены и грандш, но Совет народа комплектовался иначе: в него входили только ч;лены цехов (пополаны). Именно Совету народа принадлежало право окончательного утверждения законов Флорентийской респу/блики» (Брагина Л.М. Особенности политической структуры итальянских городов-государств / / Власть и политическая [культура в средневековой Европе. М., 1992. С. 299-300). С 1287 г. и младшие цехи (цирюльники, врачи, каменщики, учителхя и др.) стали иметь свою политическую и военную организации».
В 1293 г. Флоренция сделала еще один шаг к укреплению власти пополанства. Во этот год были приняты «Установления справедливости», ставшше своеобразной конституцией республики. «Установления» законодательно оформили запрет государственных должностей для весех, кто носил титул грандов или был их родственником по мужской линии. Дино Компаньи свидетельствует: «Нобили и грандды, проживавшие в городе, полные гордыни, творили немалые: несправедливости по отношению к пополанам, избивая их и поэдвергая оскорблениям. Объединились тогда многие добрые гшрожанё и купцы, среди которых был один великий и могущестгвенный горожанин, умный, храбрый и добрый муж по имени Дяасанно делла Белла, очень смелый, из хорошего рода, которому нже нравились эти несправедливости. Он стал их главой и руководителем и, будучи избран в новую синьорию, с помощью народаа и своих коллег способствовал укреплению позиций народа.... И были приняты законы, названные «Установлениями справедливости», и были они направлены против могущественных i грандов, которые наносили обиды пополанам..-И постановили, ччтобы каждая семья, имевшая в своем составе рыцарей, считалзась принадлежащей к грандам, и члены ее не могли бы быть изьбраны в синьорию, стать гонфалоньерами спра- редливости или членами правительственных комиссий. И было всего таких семей тридцать три... И я, Дино Компаньи, будучи гонфалоньером справедливости в 1293 году, направился к их домам и домам их родственников и приказал разрушить их согласно этим законам» (Цит. по: Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения. Очерки. Л., 1987. С. 39). Таким образом в конце XIII в. во Флоренции окончательно было установлено политическое господство торгово-ре-щесленного сословия: «цехи превращаются в организации, вне которых отныне нет полноправной государственности. В их руках -политическая власть» (Баткин Л.М. Период городских коммун // История Италии. Т. 1. М., 1970. С. 216). Все остальные категории непривилегированного населения - слуги, наемные рабочие и другие - были отстранены от участия в управлении. Нобили не исключались из политической жизни. Они могли записаться в цехи и изменить свой статус на пополанский.
В XIV-XV вв. во Флоренции, как и в других итальянских городах-государствах, продолжается трансформация государственных институтов. В условиях сложной социальной обстановки, обострения борьбы за власть постоянно учреждаются новые должности, изменяются сроки их полномочий и т.д. Перемены в городском праве нашли отражение в поговорке «флорентийский закон держится с вечера до утра, а веронский - с утра до полудня». Вслед за обновлением законодательства изменяются избирательные правила и процедуры. Пример проведения обновленных выборов приводит знаме- нитый политический деятель и писатель Флорентийской республики Никколо Макьявелли: «Прежде (до 1323 г. - Прим. авт.) состав Синьории обновлялся через определенные промежутки времени. Теперь синьоры и их коллеги, чувствуя себя достаточно сильными, изменили этот порядок, присвоив себе право заранее намечать новых членов на следующие сорок месяцев. Записки с именами заранее отобранных членов Синьории складывались в сумку и каждые Два месяца извлекались отту-Да. Но так как значительное Количество граждан опасалось, что их имена в сумку не Попали, пришлось еще до истечения сорока месяцев добавить новые имена. Так возник Палаццо Синьории во Флоренции. обычай заблаговременно отбирать новых кандидатов на магистратуры задолго до истечения полномочий старых магистратов, как в стенах города, так и вне их, и таким образом имена новых должностных лиц были известны уже тогда, когда старые находились еще у власти. Такой порядок избрания стал впоследствии называться выборами по жребию. Поскольку содержимое сумки обновлялось каждые три года, а то и раз в пять лет, казалось, что означенным способом город избавляется от лишних треволнений и устраняется всякий повод для смуты, возникавшей при смене каждой магистратуры из-за большого количества притязающих на нее лиц. К этому способу прибегли, не найдя никакого иного, но никто не заметил тех существенных недостатков, которые таились за этим не столь уж значительным преимуществом» (Макьявелли Никколо. История Флоренции. М., 1987. С. 81 - 82).
Представление о значимости избирательных правил и процедур сохраняется даже в периоды острых социальных конфликтов. В 1378 г. восставшие чомпи (чесальщики шерсти) попытались вписаться в действующую политическую систему. В принятом под их давлением постановлении Синьории от 21 июля 1378 г. содержалось требование о новых выборах: «..пусть приоры цехов и знаменосцы правосудия вместе со знаменосцами цеховых организаций и 12 добрыми мужами вышеназванной городской коммуны и обе их партии выступят активно и распорядятся подготовить новые мешки и произвести новые выборы по жребию Совета Коммуны и вышеназванный Совет должен быть переизбран, как только будут изготовлены вышеупомянутые мешки» (Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т. П. М., 1950. С. 250). О том же свидетельствует хроника Стефани: «В воскресенье 29 числа того же месяца (августа) того же 1378 г. из избирательных мешков вынуты были записки с именами новых приоров и знаменосца. Чомпи стояли на площади и кричали: «такого-то не хотим: рвите записку; хорошо, хорошо!» Все записки, которые им не нравились, были разорваны...» (Там же. С. 243). Для избирательной системы Флорентийской республики были характерны многоступенчатая жеребьевка и краткосрочность магистратур. В реконструкции Л.М. Брагиной правила проведения выборов после принятия статутов 1415 и 1423 гг. выглядели следующим образом. Выдвижение должностных лиц проходило в два этапа. На первом проводили всеобщее голосование, на втором выбирали должностных лиц посредством жребия. Голосование проходило раз в пять лет под контролем Синьории, «12 добрых мужей», 16 гонфалоньеров компаний, консулов 21 цеха, членов нескольких высших коллегий и 80 граждан, которых избирали Синьория и две специальные коллегии. В нем участвовали все приписанные к цехам полноправные граждане. Во время голосования составлялись обширные списки кандидатов, в которых указывалось до нескольких тысяч фамилий. Карточки'с именами соиска- течей распределялись специальными лицами - аккопьяторами по стольким кожаным сумкам, сколько избиралось магистратур. На этом первый этап выборов заканчивался.
Второй этап - выборы по жребию - проводился следующим образом. Подеста, сохранивший к этому времени формальные функции, во Дворце Синьории в присутствии высших магистра-тов и всех желающих извлекал из избирательных сумок имена кандидатов до тех пор, пока не заполнялись вакантные места в органах власти. Список соискателей был действительным в течение пяти лет, однако карточки могли перекладываться из одной сумки в другую. Если те или иные кандидаты ни разу не были избраны магистратами, то их имена присоединяли к новому списку. При этом строго соблюдалось правило о том, что избирать на выборную должность можно не чаще, чем раз в три года. Перемены в избирательном законодательстве способствовали ускорению процессов политического размежевания во Флоренции. Вокруг выборов магистратов разворачивалась ожесточенная партийная борьба. Враждующие группировки купцов, крупных ростовщиков, цеховой верхушки стремились заполнить органы власти своими сторонниками. Борьба шла даже за должности аккопьяторов. В 1434 г. побеждает партия Медичи, которая в дальнейшем распределяет все республиканские посты между своими приверженцами. Постепенно политический строй Флоренции трансформируется в олигархическое правление. В период с 1469 по 1492 гг. важнейшие государственные магистратуры находились в руках 25 семейств, связанных с домом Медичи родственными и экономическими узами. Ответом на установление олигархического режима становятся требования возврата к прежним коммунальным ценностям. В конце XV в. известный религиозный и политический деятель Джироламо Савонарола предлагает в трактате «Управление Флоренцией» вновь передать власть народному собранию. Этот проект потерпел неудачу. К прежним формам правления возврата уже не было. Венецианская республика может служить наиболее ярким примером олигархической патрицианской республики. Сложившиеся здесь избирательные и иные политические традиции укрепляли государственную власть, препятствовали возникновению тирании. «Участие всех венецианских нобилей в управлении городом и государством способствовало концентрации коллективного политического опыта, а выборность и краткосрочность всех должностей, постоянный переход каждого нобиля от управления к контролю сдерживали центробежные силы личных и групповых пристрастий» (Климанов Л.Г. Венецианские «секретари». О политической культуре итальянского города / / Городская культура. Средневековье и начало нового времени. Л., 1986. С. 108). В эпоху раннего средневековья во главе Венецианского государства стояли выборные, а затем - наследственные герцоги. В середине XII в. здесь утвердилась коммуна, в которой народное собрание избирало дожа - пожизненного правителя республики и Совет мудрейших - органа с законодательными функциями, g формировании политических институтов принимали участие все свободные граждане, достигшие 20-летнего возраста. Характерными чертами избирательных процедур этого времени стали стихийность, несовершенство и примитивность форм: «Порядок выборов дожа не был четко разработан, они проходили без голосования, имя кандидатов просто выкрикивали, как часто бывало и в других государствах раннего средневековья. Такие выборы сопровождались великим шумом и беспорядками. Провозгласив дожа, ассамблея подобным образом назначала и советников - «мудрецов» (Чиколини Л.С. Эволюция политического строя Венецианской республики. Путь к олигархии // Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. С. 329). Во второй половине XII - XIII в. в республике формируются новые государственные институты. Этот процесс отразил сословную дифференциацию в венецианском обществе и укрепление позиций торгово-предпринимательской верхушки. Высшим органом власти становится Большой совет. Кроме него, появляются: Малый совет с исполнительно-контрольными функциями, переросший затем в Синьорию, Трибунал или Совет сорока, ведавший судопроизводством, надзором за чеканкой монет и монетарным режимом, «Совет просимых», который решал экономические вопросы и позднее был переименован в Сенат, другие государственные учреждения. С их упрочением должность правителя постепенно становится номинальной, «пышной декорацией», по замечанию исследователя. Новая политическая система приводит к изменению выборных правил. С 1172 г. выдвижение дожа проводится с использованием особой избирательной процедуры. В реконструкции Л.С. Чиколини она выглядела следующим образом: вначале народное собрание выдвигало выборщиков (по разным оценкам - от 2 до 4-х человек) от каждого из шести городских кварталов, которые затем формировали корпус избирателей из 450 - 470 представителей знатных венецианских семей (но не более четырех от одной семьи). Последние определяли коллегию из 11 выборщиков, которой и предстояло избрать дожа. Обязательным условием решения коллегии было единогласное мнение всех ее членов. Установление такой процедуры означало, что «к избранию главы государства народ теперь не имел прямого отношения, с вновь избранным дожем люди знакомились в базилике св. Марка, где происходила церемония его представления» (Там же. С. 330). Избирательные процедуры заканчивались присягой и тронной речью дожа, которая являлась своеобразной программой действий высшего должностного лица республики. За точным выполнением обещаний следили «корректоры присяги». Со смертью правителя его финансовые дела изучала комиссия «инквизиторов по делам погребенного дожа». При выявленных злоупотреблениях наследники умершего возмещали республике причиненный ущерб. Скончавшийся в 1321 г. дож Лоредано «был обвинен в том, что исполнял должность не с тем великолепием, т как полагалось бы; его наследникам пришлось внести в казну 1500 дукатов» (Там же). В середине XIII в. народное собрание окончательно исчезает йз политической системы Венеции. С этого времени наследственный нобилитет узурпирует формирование высших органов власти. К выборам не допускаются священники, средние и мелкие торговцы, ремесленники, наемные рабочие и другие слои населения. По подсчетам исследователей, в XIV в. полноправными гражданами считались представители 2000 патрицианских се-мей, которые составляли всего 8 % жителей республики. Выдвижение дожа стало проходить через более сложную и многоступенчатую избирательную процедуру. В 1268 г. Большой совет выдвинул из своего состава тридцать выборщиков, которые в свою очередь делегировали еще девятерых, а последние избрали сорок электоров среди членов Совета и вне его. Затем сорок элек-торов выделили двенадцать, последние избрали сорок пять выборщиков, а те, в свою очередь, - выделили еще одиннадцать человек. Только на последнем этапе была образована коллегия из сорока одного выборщика, которая и назвала имя нового правителя республики. Позднее наиболее примечательными стали выборы дожа в сорок один этап. Не менее запутанным было ежегодное формирование других высших государственных институтов. Кандидатами в члены Большого совета «автоматически становились аристократы, достигшие 25-летнего возраста. По жребию (или за особую плату) могли посещать совет и младшие сыновья патрициев, которым исполнилось 20 лет. Принятие в члены совета обставлялось определенной процедурой, от кандидатов требовали доказательства знатности происхождения и соответствия их возраста. Возросла многоступенчатость выборов, они сопровождались обязательными церемониями, неисполнение которых грозило сделать результаты их недействительными» (Там же. С. 335-336). Венецианская республика сохранила олигархический характер до конца XVIII в. Оккупация войсками Наполеона Бонапарта привела к ее исчезновению. В течение этих столетий неоднократно создавались новые государственные институты и изменялись избирательные процедуры, которые вызывали значительный интерес у современников. В середине XVII в. католический священник и славянский просветитель Юрий Крижанич, собирая сведения для своей «Политики», занес в нее следующие подробности выборов дожа: «Венецианцы же так избирают своего князя: Во-первых, они открытым голосованием избирают из своего числа сто (если не ошибаюсь) выборщиков. Во-вторых, эта сотня избирает трех особ тайным голосованием: то есть каждый подает записку с тремя именами. Голоса подсчитывают, и из тех троих, кто получил больше всего голосов, один должен стать князем. В-третьих, эти три имени пишут большими буквами и под каждым [именем] ставят корзину с дыркой для шариков. А корзины поставлены так, что в них можно попасть лишь через одну большую дыру, и когда кто-нибудь бросает шарик, то никто не знает, под какое имя или в какую корзину он его Бросил. Думники сидят за столом, на столе стоит ящик с этими тремя корзинами, а писец читает список и вызывает по именам всех венецианских бояр и благородных людей. Они подходят и каждый бросает один шарик в ту корзину, куда он хочет. А шариками служат не бобы и не фасоль, а мягкие пуговицы из бумаги, чтоб не слышно было, куда они падают. А в иных случаях, когда решают, делать что-либо или не делать, каждому дают по два бобовых зерна: одно - белое, другое - черное. И если будет больше белых зерен, дело состоится, а ели больше черных - не состоится. А здесь, где выбирают, кому из троих быть князем, когда пройдут все бояре, то и думники один за другим подадут свои голоса (или бросят свои шарики). Затем вытряхивают каждую корзину в отдельности и считают шарики. И тот, у кого будет больше шариков, станет князем» (Крижанич Юрий. Политика. М., 1997. С. 462). Для Крижанича была очевидна значимость венецианских избирательных процедур. Они были поставлены в один ряд с выборами римских пап и германских императоров. Политические институты итальянских городов-государств стали значимым элементом средневековой городской культуры, способствовали формированию правосознания значительной части населения. Современный исследователь так суммирует их особенности: «Это прежде всего четко разработанная правовая основа государственности - городские статуты постоянно обновляются и дополняются, охватывая все стороны администрирования. Далее - разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечивающее действенность законов и эффективность всех органов управления. Наконец, демократические принципы организации политической жизни - равенство всех граждан перед законом, выборность и частая сменяемость должностных лиц, публичное обсуждение кандидатур, выдвигаемых в различные магистратуры. Отметим также важную пропагандистски-политическую роль понятия-лозунга «свобода» в борьбе широких масс за сохранение и расширение демократических порядков. В противоборстве авторитарных и коллективистских начал власти, характерном для средних веков, в итальянских городах-государствах коллективистские начала побеждали чаще, чем в других странах Европы и сохранялись в течение нескольких столетий» (Брагина Л.М. Особенности политической структуры итальянских городов-государств / / Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. С. 308 - 309). Т ПРИЛОЖЕНИЕ Публикуемые материалы дают представление о выборах должностных лиц Флорентийской республики и советников города Марселя. «Установления справедливости» наиболее характерно отразили социальную борьбу в итальянских попо-ланских республиках XIII - XIV вв., в ходе которой гпоргово-ремесленные слои завоевали избирательные и другие политические права. Второй документ содержит сведения о статусе должностных лиц в коммуне Марселя. ДОКУМЕНТ № 1. 18 января 1293 г. «УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ»* Так как правосудие заключается в постоянной и неизменной воле к воздаянию каждому по праву, то и провозглашаются для общественной пользы нижеизложенные [Установления], заслуженно названные Установлениями Правосудия [III] Об избрании и о должности господ Приоров цехов ...с целью обеспечить избрание господ Приоров цехов и отправление ими должности на пользу членам цехов, и пополанам, и общественному благу - установлено и решено, в соответствии с разделом Статута господина Капитана относительно выборов Приоров, что избрание будущих Приоров цехов должно производиться нижеозначенным образом. А именно: господин Капитан... с ведома и по воле господ Приоров цехов, в назначенном ими месте, за день до истечения срока данного приората или ранее, если будет угодно господам Приорам, велит созвать старейшин двенадцати старших цехов, а также мудрых и добрых мужей, членов цехов, - тех и столько, кого и сколько пожелают избрать и призвать к сему господа Приоры. И в присутствии господ Приоров господин Капитан-Защитник совещается со старейшинами и мудрыми, каким образом и в какой форме должно проходить и проводиться коммуной избрание будущих приоров, числом шесть - по одному от каждой сесты, на два последующих Месяца... Называя и внося в списки [для голосования] тех, кого хотят избрать Приорами, надлежит... [указывать] самых луч- * Вариант перевода «Установлений справедливости» 1 —1606 ших, благоразумных и честных членов цехов города Флоренции, постоянно занимающихся цеховой деятельностью [или же записанных в книгу-матрикул какого-либо цеха города Флоренции], лишь бы они не были рыцарями... И не может избираться и входить в приорат тот, кто когда-либо входил уже в него на протяжении двух последних лет... И не могут быть избранными одновременно двое и более приоров от одного и того же цеха... Когда же избрание осуществится указанным способом, господин Капитан-Защитник в первый день вступления в должность Приоров да введет их своей рукой в Совет или собрание, где вручается Знамя Правосудия, и прежде чем дать им Знамя, да заставит вновь избранных приоров принести клятву, что они будут старательно, законно и верно отправлять должность... И никто из избранных по указанной форме Приоров не может и не должен отказываться от этого звания по какой бы то ни было причине. [IV] Об избрании и о должности Знаменосца Правосудия и о пешем [ополчении] в тысячу человек А также решено, что в день избрания Приоров цехов господин Капитан-Защитник и Приоры предыдущего срока (qui pro tempore tuerint) созывают к себе старейшин двенадцати старших цехов.., а также двух опытных мужей от каждой сесты (по усмотрению господ Приоров), которые после клятвы в том, что избрание будет произведено законным образом, определяют сразу же, от какой сесты должен быть избран Знаменосец. Когда сеста определена, они избирают от указанной сесты шестерых опытных мужей, пополанов и членов цехов. После чего из числа этих шести выбирается посредством тайной баллотировки Знаменосец, причем старейшины и мудрые, принадлежащие к указанной сеете, не участвуют в голосовании и не имеют права голоса. И тот, кто получит больше голосов, и становится Знаменосцем Правосудия на два месяца, с того же дня как новые Приоры вступают в должность. И да будет Знаменосец Правосудия из числа крупнейших пополанов, членов цехов города Флоренции, и да печется он чистым сердцем об ее мире и покое. И да не будет он из числа магнатов названного города. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.М. Корецкого. М., 1961. С. 561 - 562, 564 - 567. ДОКУМЕНТ № 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|