Приглашение графа в парламент
Король возлюбленному родственнику и верному своему Эдмунду графу Корнуолла, привет. Так как необходимо позаботиться о мерах против опасностей, которые в эти дни угрожают всему королевству нашему, и мы желаем иметь с вами и прочими королевства нашего магнатами совещание и рассуждение, то мы повелеваем вам именем верности и любви, которые вы имеете к нам, крепко наказывая, чтобы в воскресенье, ближайшее после праздника святого Мартина зимнего, вы лично присутствовали в Уэстминстере для того, чтобы обсудить, постановить и исполнить вместе с нами и с прелатами и прочими магнатами и другими жителями королевства нашего то, с помощью чего следует устранить эти опасности. Засвидетельствовано королем в Кентербери в первый день октября. ПРИГЛАШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРАФСТВ И ГОРОДОВ В ПАРЛАМЕНТ Король шерифу Нортгемптоншира. Так как мы хотим иметь совещание и рассуждение с графами, баронами и прочими магнатами королевства нашего, чтобы позаботиться о мерах против опасностей, которые в эти дни угрожают этому королевству, вследствие чего повелели им, чтобы они прибыли к нам в воскресенье, ближайшее после праздника святого Мартина зимнего в Уэст-минстер, чтобы обсудить, постановить и исполнить то, с помощью чего следует устранить эту опасность, мы предписываем тебе, крепко наказывая, чтобы ты распорядился без замедления избрать и к нам в указанный выше день и место отправить от названного выше графства двух рыцарей и от каждого города этого же графства двух граждан, и от каждого бурга двух граждан, из более выдающихся и способных к труду; так чтобы названные рыцари полную и достаточную власть за себя и за общину названного выше графства, а названные граждане и горожане за себя и за общину названных выше городов и бургов отдельно от них здесь тогда имели делать то, что тогда будет по общему совету постановлено касательно того, о чем была речь выше, так чтобы за отсутствием
этой власти названное выше дело никоим образом не оставалось бы несделанным. И ты должен иметь здесь имена рыцарей, граждан и горожан и этот приказ. Засвидетельствовано королем в Кентербери третьего дня октября. Памятники истории Англии XI-XIII вв. / Перевод и введение Д. М. Петрушевского. М., 1936. С. 222-224. ДОКУМЕНТ № 3 В эпоху английской революции середины XVII в. выдвигались различные проекты, призванные изменить принципы избирательной системы. В частности, предлагалось пересмотреть порядок распределения парламентских мест между графствами, городами и местечками. Прогрессивно настроенные деятели Революции предлагали принять более справедливые правила формирования нижней палаты парламента, с тем чтобы экономически развитые города и графства увеличили свое представительство в палате общин. Подобные предложения отражены в публикуемых ниже документах ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ИСХОДЯЩИХ ОТ АРМИИ 1 августа 1647 г. ... Выборы членов палаты общин в созываемые в будущем парламенты должны распределяться по всем графствам и другим частям и подразделениям королевства, на основании принципа равенства или пропорции, таким образом, чтобы все графства могли иметь число членов парламента, предоставленное их выбору, пропорционально тем налогам, какие они вносят в общую сумму государственных платежей и сборов, соответственно принципам равенства или пропорции, дабы сделать палату об-Щин... правильно составленным представительством всего государства; в силу этого соображения право выбора должно быть отнято от пришедших в упадок и незначительных городов и передано в качестве известного добавления к наличному числу парламентских представителей крупным графствам...
НАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРОЧНОГО И СКОРОГО МИРА НА ОСНОВЕ ОБЩЕГО ПРАВА Октября 1647 г. • ■■ Английский народ, будучи в настоящее время очень неравномерно распределен для выборов своих представителей в парла- 6-1 —1606 мент между графствами, городами и местечками, должен быть распределен более равномерно на основе численности населения... Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.; Л., 1949. С 87, 93. Следующий документ повествует об обстоятельствах созыва первой ассамблеи представителей трех сословий французского королевства, названной впоследствии Генеральными Штатами. Филипп IV Красивый. ДОКУМЕНТ № 4 ИЗВЕСТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ХРОНИКИ О СОЗЫВЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТОВ 1308 Г. В Г. ТУРЕ Король собрал в Туре парламент из благородных и неблагородных, прибывших из всех замковых округов и городов его королевства. Прежде чем отправиться к папе в Пуатье, он хотел посоветоваться с ними, что нужно сделать с Тамплиерами согласно их признанию. Для всех приглашенных был назначен день, первое число месяца, следующего за пасхой [бывшею в том году 14 апреля]. Король хотел действовать осторожно, и, чтобы не навлечь на себя нареканий, он желал заручиться мнением и согласием людей разного звания в своем государстве. Вот почему ему нужны были суд и приговор не только благородных и ученых, но также горожан и мирян. Хрестоматия по истории средних веков. Т. II. Ч. I. M., 1937. С. 30. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дайте характеристику исторических условий, в которых проходило становление английского парламента и Генеральных Штатов. В ответе используйте тексты документа № 4 и другие материалы очерка. 2. Какие основные вопросы обсуждались на сессиях парлв"\ мента и Генеральных Штатов? Каким был объем полномочии каждого из этих органов? 3. Расскажите о структуре парламента и Штатов. 4. В чем заключаются особенности избрания депутатов нижней палаты парламента и Генеральных Штатов. Используйте текст документа № /. 5. Укажите, в чем состоят особенности приглашения в пар- ламент знатного феодала, представителей графств и городов. Задание к документу № 2.
6. Почему английский парламент в своих основных чертах сохранился до настоящего времени, а Генеральные Штаты во франции сменились другими органами власти? ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.; Л., 1949. Памятники истории Англии XI-XIII вв. / Перевод и введение. Д. М. Петру-шевского. М., 1936. Социальная история средневековья. Т. II. М.;Л., 1927. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. Хрестоматия по истории средних веков. Пособие для преподавателей средней школы. Т. II. Ч. I. М., 1937. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента (из истории английского общества и государства XIII в.). М., 1960. Гутнова Е.В. Роль бюргерства в формировании сословных монархий в Западной Европе // Социальная природа средневекового бюргерства XIII-XVII вв. М., 1979. Гутнова Е. В. Английское государство в XIV-XV вв. // Средние века. Вып. 50. М., 1987. Гутнова Е. В. Сословно-представительные собрания средних веков и проблемы демократии // Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. Дмитриева О. В. У истоков английского парламентаризма // Британия и Россия. М., 1997. Золотое В. И. Избирательные законы 1429 и 1445 гг. в Англии // Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995. История Европы. Т. 2. М., 1992; Т. 3. М., 1993. Мейер Г. Избирательное право. М., 1905. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937. Писарев Ю.И. Магнаты и корона в Англии XIV в. // Средние века. Вып. 43. М., 1980. Репина Л. П. Сословие горожан и феодальное государство в Англии XIV в. М., 1979. Репина Л. П. Место и роль городского представительства в английском средневековом парламенте // Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII - XV вв. М., 1989. Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных штатов во Франции. М., 1976. Хачатурян Н.А. Феномен корпоративизма // Общности и человек в современном мире. Москва-Саратов, 1992.
Г
Очерк шестой Избирательное законодательство эпохи Великой французской революции Основные вопросы: 1. Выборы в Генеральные Штаты в 1789 г. 2. Избирательное право по Конституции 3 сентября 1791 г. 3. Избирательные процедуры в период якобинской диктатуры. 4. Избирательное законодательство после переворота 9 термидора. 5. Значение законодательства Великой французской революции для формирования избирательных систем нового времени. 1. Выборы в Генеральные Штаты в 1789 г. В XVIII веке Франция переживала один из важнейших этапов своей истории. Реформы, способствующие развитию прогрессивных тенденций в экономике, общественной жизни, управлении государством были в это время жизненно важной необходимостью. Феодальные порядки препятствовали росту производительных сил, сохранялась неэффективная система управления страной, острейший финансовый кризис угрожал существованию государства. Администрация Людовика XVI оказалась неспособной решать проблемы, затрагивающие интересы большинства подданных, что привело к массовому голоду и волнениям в различных частях королевства. Внутриполитический кризис, достигший во Франции наивысшей остроты во второй половине XVIII века, требовал не просто решительных мер в рамках «старого порядка», но кардинальной смены основ государственного строя, новых форм управления страной. Первым шагом на пути реформ стал созыв в 1789 году Генеральных Штатов. Само решение возродить этот сословно-пред-ставительный орган власти после «перерыва», длившегося 17j лет, было неординарным, но, очевидно единственно правильным ^
поступком короля. Но если Людовик XVI стремился таким образом решить финансовые проблемы королевства (консультации по поводу размеров налогов, пошлин, а также введения новых денежных сборов были основным предназначением Генеральных Штатов), то люди, отстаивавшие интересы непривилегированного населения Франции - третьего сословия, преследовали более существенные цели. Повсеместно раздавались голоса, требующие политических свобод, по примеру уже установленных в Англии и Соединенный Штатах Америки. Этап подготовки к выборам депутатов Генеральных Штатов (1788 г.) позволил наиболее активным представителям третьего сословия заявить о своих правах. Темой одной из дискуссий того времени стал вопрос о способе избрания депутатов, а точнее - о количестве представителей отдельных сословий. В XIV-XVII вв. дворянство, духовенство и непривилегированные подданные делегировали в Штаты по 300 представителей.
В конце XVIII в. традиционная норма уже не могла удовлетворять представителей буржуазии, интеллектуальных кругов общества, либеральной части дворянства. Третье сословие должно было, по их мнению, не просто получить возможность сообщить о своих нуждах перед лигдом короля (при дворе вполне реально рассматривали регламент заседаний Штатов, по которому нетитулованные депутаты должны были обращаться к королю, стоя на коленях), но доминировать в этом собрании, чтобы добиться принятия решений в интересах страны. В связи с этим лидеры третьего сословия требовали увеличить квоту своих депутатов до 600 человек, что отразило бы существенно возросшее значение буржуазии, а также установить не сословное, а поименное голосование при принятии постановлений. Последнее требование также б?ыло крайне важным. Депутаты от оппозиции могли получить большинство лишь при поименном голосовании. Старый регламент Генеральных Штатов предполагал, что сословия голосуют отдельно. Таким образом, две палаты всегда имели большинство против одной. Это обстоятельство вызывало в обществе справедливое возмущение, тем более, что в провинциальных собраниях уже практиковалась поименная подача голосов. Чувствуя угрозу своей власти, королевская администрация стремилась найти компромиссное решение проблемы. Ответственная миссия - согласовать интересы всех сторон - была поручена Людовиком XVI государственному директору финансов Жаку Неккер»У- Ему предстояло разработать процедуру созыва и работы Генеральных Штатов. Консервативные силы французского общества (главным образом родственники короля и высшая знать) стремились сохра: нить прежний порядок избрания депутатов и принятия решений. Высшей судебной инстанцией страны, Парижским парламентом, было внесено предложение о сохранении в предстоящих Штатах сословной структурны в том виде, в каком она была на последнем заседании этого органа в 1614 году. В ноябре 1788 года Неккер обсудил спорные вопросы выборов на совещании нотаблей (представителей высших слоев французского дворянства). Это собрание категорически высказалось за «формулу 1614 года». 12 декабря 1788 г. королю был вручен «Адрес принцев» - петиция, выражавшая взгляды консервативной части дворянства, где содержались требования не менять старый порядок сословного представительства, сохранить феодальные права дворянства, и, в частности, говорилось: «Сможет ли Ваше величест- «На этот раз правосудие на стороне более сильного». Карикатура времен Французской революции, отражающая борьбу третьего сословия за свои права. во решиться принести в жертву, унизить свое честное, древнее и почтенное дворянство?» (Цит. по: Жорес Ж. Социалистическая история французской революции. Т. 1.4. 1. М., 1976. С. 217). В своей деятельности генеральный директор финансов поддерживал требования третьего сословия. Когда собрание нотаблей вторично отклонило его проект увеличения квоты для третьего сословия, Неккер обратился за решением этого вопроса непосредственно к королю. Директор финансов изложил Людовику XVI свои предложения 27 декабря 1788 г. Последний согласился увеличить представительство третьего сословия в Генеральных Штатах с 300 до 600 человек, но по поводу способа подсчета голосов на заседаниях Штатов решение не было принято вовсе. Докладчик предложил Людовику XVI определить, как - поименно или посословно - будут считать голоса депутатов. Король медлил с ответом, и эта проблема была решена впоследствии самими народными представителями: в ходе заседаний они выработали регламент, предусматривавший поименный подсчет голосов. Королевский указ о созыве общенационального представительного собрания и его регламент были опубликованы 24 января 1789 г. Пойдя на определенные уступки лидерам третьего сословия, король не внес в него существенных изменений. Избирательными округами считались не административные, военные или судебные единицы, а особые округа - балъяжи и сенешаль-ства, происхождение которых относится к периоду средних веков. Первые были распространены на севере Франции, вторые -в южных районах. Бальи и сенешали представляли власть сеньора на его землях. К концу XVIII века эти образования представляли собой яркий пережиток феодальной эпохи, но выборы депутатов последних Генеральных Штатов в 1614 году проводи- Решение дворянского сословия, Документ периода выборов депутатов Генеральных Штатов, лись по бальяжам и сенешальст-вам, и королевская администрация сочла необходимым сохранить и эту традицию. Некоторые коррективы были внесены с учетом нового социально-экономического положения городов. Промышленные центры получили право избирать значительное количество выборщиков: Париж - 600 человек, Лион - 150 человек, Марсель - 90 человек, Руан - 80 человек и т.д. Бальяжи, в свою очередь, подразделялись на главные и второстепенные; некоторые бальяжи группировались со смежными, образуя сложные территориальные «избирательные конструкции». Предвыборная кампания 1789 г. охватила всю Францию и сразу же оказалась в центре внимания населения столицы и провинции. На протяжении апреля все сословия на раздельных собраниях выдвигали либо выборщиков, либо непосредственно депутатов Штатов. Дворяне, владевшие поместьями, могли голосовать с помощью доверенных лиц во всех местностях, где находились их земли. Безземельные дворяне подавали свой голос лишь один раз. Для этого сословия выборы были прямыми (за исключением Парижа, о чем будет сказано далее). Духовенство на своих собраниях также избирало представителей в Штаты. Для высших иерархов церкви эти выборы также были прямыми. Каждый монастырь или духовный орден делегировал одного депутата. Прочие священники сначала избирали выборщиков, а выборщики - депутатов. При этом определенные преимущества при избрании получили приходские священники, тесно связанные с повседневной жизнью общества и поддерживавшие реформы. Таких депутатов было выбрано более двухсот. Что касается третьего сословия, то ему предстояло пройти наиболее сложную избирательную процедуру. Предусматривались три (а в ряде местностей и четыре) ступени выборов. Такой порядок объяснялся наличием системы главных и второстепенных бальяжей. Как правило, главный бальяж блокировался с одним или несколькими второстепенными. В начале избирательной кампании проводились собрания городских членов профессиональных корпораций (ремеслеников, торговцев и проч.), на которых определялись кандидатуры выборщиков. Жители, не входившие в корпорации, собирались в городской ратуше и так- же выбирали своих представителей. Затем проводилось «собрание третьего сословия города», где в результате нового отбора, формировалась группа выборщиков, представлявшая город на собрании третьего сословия бальяжа. На этом собрании к выборщикам-горожанам присоединялись выборщики, избранные в сельской местности. Но и на этом выборы не завершались. Как сказано выше, бальяжи группировались в блоки, и предстояло провести последнее собрание, на котором выборщики (а точнее, 1/4 выборщиков) от всех бальяжей, входящих в блок, окончательно избирали депутатов Генеральных Штатов. Такая сложная избирательная процедура вполне могла дезорганизовать третье сословие, не позволить ему выступить в Штатах сплоченной группой, отстаивающей свои права и требования (наказы) избирателей. Но благодаря значительному интеллектуальному потенциалу, осознанию своих целей и задач, деятели третьего сословия сумели с честью пройти испытание выборами и избрать своих лучших представителей в состав Штатов. Необходимо сказать о том, как проводились выборы в Париже. Столица имела свой собственный регламент (обнародован 15 апреля 1789 г.), и порядок выборов здесь существенно отличался от того, что действовал на остальной территории страны. Парижский регламент предписывал всем без исключения сословиям сначала избрать выборщиков (по 150 от дворянства и духовенства и 300 от третьего сословия), а выборщикам на общем собрании избрать 40 депутатов Штатов: по 10 человек от дворянства и духовенства и 20 человек от третьего сословия. Избирательные нормы были здесь более рациональными и прогрессивными. Применительно к выборам все сословия находились в одинаковом правовом положении. Устранялись все социальные различия, связанные с членством в той или иной корпорации. Регламент о выборах в Париже гласил: «Для того, чтобы быть допущенным на собрание своего квартала, надлежит представить свидетельство о занимаемой государственной должности, или об ученой степени какого-либо факультета.., или, о постоянном занятии, или патент на звание мастера, или, наконец, квитанцию об уплате подушного налога в размере не менее 6 ливров» (Цит по: Жорес Ж. Ук. соч. С. 170). В провинции выборами депутатов от третьего сословия руководили «лейтенанты» - главные судьи округов, а в больших городах - их мэры. Согласно 25 статье «Регламента о созыве Генеральных Штатов», повсеместно проводились приходские собрания, на которые допускались «все жители, принадлежащие к третьему сословию, прирожденные или натурализованные (то есть иностранцы, получившие французское гражданство - Прим. авт.) французы, достигшие 25-летнего возраста, имеющие законное местожительство и включенные в список платящих налоги». Им надлежало «участвовать в составлении наказов и назначении депутатов». (Цит. по: Олар А. Политическая история Французской революции. Пг., 1918. С. 21). Таким об- разом, законодательство этого периода не выдвигало ни для избирателей, ни для избираемых никаких дополнительных ограничений. В выборах могли участвовать все совершеннолетние мужчины Франции, платящие налоги. Отметим, что указанный Регламент (статья 24) обязывал жителей страны принимать участие в подготовке созыва Генеральных Штатов: «Не позже как через неделю после обнародования приказов о созыве, все жители, принадлежащие к третьему сословию городов, а также бургов, приходов и сельских общин, имеющих свой отдельный список податного обложения, обязаны составить собрание... с тем, чтобы редактировать свои жалобы и ходатайства и назначить депутатов для предъявления этих наказов...» (Там же. С. 22). Генеральные Штаты приступили к работе 5 мая 1789 г. В Париж съехалось немногим менее 1200 депутатов; здесь были посланцы городов и отдельных местностей, знатные дворяне, священники, юристы, литераторы, владельцы мануфактур. Дворянство представляли 270 депутатов, духовенство - 291 человек, третье сословие - 578 депутатов (в том числе 314 юристов). Большинство членов Штатов было настроено действовать ради выполнения наказов, данных им избирателями. Важным фактором, осложнявшим работу этого высокого собрания, было отсутствие как у королевской администрации, так и у депутатов продуманной программы реформирования французского государства. Депутаты не имели опыта парламентской деятельности. Многие важнейшие проблемы законотворчества приходилось решать в условиях непрерывно нарастающего народного возмущения. Исследователи неоднозначно оценивают значение Генеральных Штатов в истории Франции, а также в истории Западной Европы нового времени. Однако, бесспорным является то, что деятельность Генеральных Штатов стала отправной точкой сложного и противоречивого процесса становления того типа государства, который пришел на смену старым, феодальным политико-правовым институтам. Борьба Штатов с королем за влияние на развитие страны показала обществу важность представительного органа власти, формирующегося в результате национальных выборов. В этих условиях и сами избирательные процедуры приобретали все большую значимость. Выборы депутатов Генеральных Штатов весной 1789 г. открыли целый ряд кампаний, во время которых жители Франции путем голосования избирали мэров городов, членов органов местного управления, депутатов высших властных структур. Значительная часть населения непосредственно смогла использовать свое право избирать или быть избранным. Созыв Генеральных Штатов 1789 г. оказал огромное воздействие на рост народного самосознания, распространения в обществе идей равенства, свободы, гражданской ответственности за судьбу страны. Даже лишенные избирательных прав безусловно приобрели важный социальный опыт. 6-2—1606 Избирательное право
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|