По Конституции 3 сентября 1791 г.
Великая французская революция впервые в истории предоставила значительной части населения страны реальную возможность непосредственно участвовать в выборах различных органов власти - от местных до государственных. Философские и политические идеи Просвещения, такие как учение о «естественных правах» человека и гражданина, идея «разделения властей», постепенно конституируются во французском законодательстве этого периода. Изменения касаются и норм избирательного права. Многие избирательные правила и процедуры получают юридическое оформление уже во второй половине 1789 года. Конечно, в наши дни гражданам предоставлен значительно больший объем избирательных прав, однако, в своей основе он стал формироваться в период Великой французской революции. Последующие эпохи лишь дополняли их содержание и расширяли круг лиц, которые в той или иной форме могли участвовать в выборах. Рассмотрим их более подробно. Статус избирателя Авторы законодательства французской революции ввели и широко использовали в юридических документах термин «активный гражданин». Это понятие предусматривало порядок, при котором для того, чтобы обладать всей полнотой гражданских прав, а в интересующем нас случае - активным и пассивным избирательными правами, было необходимо соответствовать ряду требований, предъявляемых новой властью. «Декрет Национального собрания, касающийся учреждения собраний представителей и административных собраний», принятый 22 декабря 1789 года (далее - Декрет 22 декабря 1789 г.) впервые зафиксировал основные требования, предъявляемые к «активному гражданину». Они состояли в наличии французского гражданства, возрастного (25 лет) и имущественного ценза.
Имущественный ценз предполагал уплату обычных на- Принесение гражданской присяги. Картина времен Французской революции. логов в размере не ниже определенного минимума. Вводился также ценз оседлости: проживание в кантоне не менее одного года. При этом избирателю запрещалось «быть у кого-либо в услужении». Выборных прав не имели женщины, иностранцы, а также мужчины, не достигшие 25-летнего возраста. Полностью или частично (смотря по обстоятельствам) этим статусом не обладали банкроты и несостоятельные должники. В 1791 г. в связи с принятием новой Конституции несколько изменились требования, предъявляемые к избирателям: «Активными гражданами являются французы по рождению или лица, вступившие во французское гражданство, которым исполнилось 25 лет от роду, имеющие местожительство в городе или кантоне в течение установленного законом времени, уплачивающие в любом месте королевства прямой налог в размере не менее стоимости трех рабочих дней и представившие расписку о его уплате, не находящиеся в услужении, то есть не состоящие домашними слугами, внесенные в список национальной гвардии муниципалитетами по месту жительства и принесшие гражданскую присягу» (Документы истории Великой французской революции. T.I. M., 1990. С. 118). Отметим, что право «активного гражданина» нельзя было передавать другим лицам. Таким образом, конкретизируется статус «активного гражданина». По сравнению с законодательством 1789 года добавляются требования о принесении гражданской присяги и регистрации избирателя по линии военного ведомства. Все эти изменения были обусловлены рядом причин. Как и другие положения Конституции 1791 г., они стали результатом борьбы между различными лагерями в революционном движении. С одной стороны, вводился имущественный избирательный ценз - эквивалент заработка трех рабочих дней (от 1,5 до 3 ливров), с другой - появились дополнительные «революционные» требования. Тем самым «идеальный» избиратель представлял, по мнению законодателей, прогрессивно настроенного гражданина-республиканца, обладающего определенным имущественным достатком, но чуждого как консервативных взглядов, так и крайних требований якобинцев-санкюлотов.
Новое выборное законодательство сократило количество избирателей и затруднило доступ в органы власти гражданам, критически настроенным по отношению к «новым порядкам». По оценкам исследователей, в 1791 году население Франции составляло приблизительно 26 миллионов человек (из них 8-9 миллионов взрослых мужчин). Из этого числа приблизительно 4,3 млн. человек могли быть включены в категорию «активных граждан» (Олар А. Указ. соч. С.46., Карлейль Т. История Французской революции. М., 1991. С. 572). Французские законодатели создали правовую норму, взаимо-обуславливающую избирательное право жителей страны и их имущественный и иной юридический статус. Это означало кар- 6-2- динальную смену основных принципов выборности. На протяжении средних веков лишь территориальные образования и отдельные сословия выступали своеобразными коллективными «избирателями», представители которых делегировались в органы власти. Новое время персонифицирует избирателя. Участие в выборах становится правом личности, а не сословия или части государства (города, провинции и т.п.). В этих исторических условиях имущественный ценз для лиц, обладающих активным избирательным правом, был прогрессивным явлением по сравнению с предшествующей эпохой. Регистрация избирателей В начале революции порядок регистрации избирателей определялся Декретом от 22 декабря 1789 г. В нем говорилось, что «первичные собрания (об их статусе см. ниже - Прим. авт.) займутся составлением списка граждан каждого кантона и будут заносить в него ежегодно в намеченный день всех тех, кто достиг 21 года, после принесения ими присяги на верность Конституции, законам государства и королю. Тот, кто не будет занесен в этот гражданский список, не может избирать или быть избирателем на первичных собраниях, даже когда он достигнет 25-летнего возраста» (Документы... С. 69). Позднее эту норму не оставила без внимания и Конституция 1791 г. Один из пунктов четвертого отдела ее главы «О Национальном законодательном собрании» предписывал раз в два года вывешивать в каждом кантоне для всеобщего ознакомления списки «активных граждан», которые в печатном виде публиковались не позднее, чем за два месяца до начала заседания первичных собраний. Причем сами избиратели могли быть включены только в список той местности, где они постоянно проживали. Жалобы на отсутствие имени избирателя в списках рассматривались судом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|