Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По Конституции 3 сентября 1791 г.




Великая французская революция впервые в истории предоста­вила значительной части населения страны реальную возможность непосредственно участвовать в выборах различных органов влас­ти - от местных до государственных. Философские и политичес­кие идеи Просвещения, такие как учение о «естественных пра­вах» человека и гражданина, идея «разделения властей», посте­пенно конституируются во французском законодательстве этого периода. Изменения касаются и норм избирательного права.

Многие избирательные правила и процедуры получают юри­дическое оформление уже во второй половине 1789 года. Конеч­но, в наши дни гражданам предоставлен значительно больший объем избирательных прав, однако, в своей основе он стал формировать­ся в период Великой французской революции. Последующие эпо­хи лишь дополняли их содержание и расширяли круг лиц, кото­рые в той или иной форме могли участвовать в выборах.

Рассмотрим их более подробно.

Статус избирателя

Авторы законодательства французской революции ввели и широко использовали в юридических документах термин «ак­тивный гражданин». Это по­нятие предусматривало поря­док, при котором для того, что­бы обладать всей полнотой гражданских прав, а в инте­ресующем нас случае - актив­ным и пассивным избира­тельными правами, было не­обходимо соответствовать ряду требований, предъявля­емых новой властью. «Декрет Национального собрания, ка­сающийся учреждения собра­ний представителей и админи­стративных собраний», приня­тый 22 декабря 1789 года (да­лее - Декрет 22 декабря 1789 г.) впервые зафиксировал основные требования, предъ­являемые к «активному граж­данину». Они состояли в на­личии французского граждан­ства, возрастного (25 лет) и имущественного ценза.

Имущественный ценз пред­полагал уплату обычных на-

Принесение гражданской присяги.

Картина времен

Французской революции.

логов в размере не ниже определенного минимума. Вводился также ценз оседлости: проживание в кантоне не менее одного года. При этом избирателю запрещалось «быть у кого-либо в услужении». Выборных прав не имели женщины, иностранцы, а также мужчины, не достигшие 25-летнего возраста. Полностью или частично (смотря по обстоятельствам) этим статусом не об­ладали банкроты и несостоятельные должники.

В 1791 г. в связи с принятием новой Конституции несколько изменились требования, предъявляемые к избирателям: «Актив­ными гражданами являются французы по рождению или лица, вступившие во французское гражданство, которым исполни­лось 25 лет от роду, имеющие местожительство в городе или кантоне в течение установленного законом времени, уплачи­вающие в любом месте королевства прямой налог в размере не менее стоимости трех рабочих дней и представившие рас­писку о его уплате, не находящиеся в услужении, то есть не состоящие домашними слугами, внесенные в список нацио­нальной гвардии муниципалитетами по месту жительства и принесшие гражданскую присягу» (Документы истории Ве­ликой французской революции. T.I. M., 1990. С. 118). Отме­тим, что право «активного гражданина» нельзя было передавать другим лицам.

Таким образом, конкретизируется статус «активного гражда­нина». По сравнению с законодательством 1789 года добавляют­ся требования о принесении гражданской присяги и регистрации избирателя по линии военного ведомства. Все эти изменения были обусловлены рядом причин. Как и другие положения Кон­ституции 1791 г., они стали результатом борьбы между различ­ными лагерями в революционном движении. С одной стороны, вводился имущественный избирательный ценз - эквивалент за­работка трех рабочих дней (от 1,5 до 3 ливров), с другой - появи­лись дополнительные «революционные» требования. Тем самым «идеальный» избиратель представлял, по мнению законодате­лей, прогрессивно настроенного гражданина-республиканца, об­ладающего определенным имущественным достатком, но чуждо­го как консервативных взглядов, так и крайних требований яко­бинцев-санкюлотов.

Новое выборное законодательство сократило количество из­бирателей и затруднило доступ в органы власти гражданам, кри­тически настроенным по отношению к «новым порядкам». По оценкам исследователей, в 1791 году население Франции состав­ляло приблизительно 26 миллионов человек (из них 8-9 милли­онов взрослых мужчин). Из этого числа приблизительно 4,3 млн. человек могли быть включены в категорию «активных граждан» (Олар А. Указ. соч. С.46., Карлейль Т. История Француз­ской революции. М., 1991. С. 572).

Французские законодатели создали правовую норму, взаимо-обуславливающую избирательное право жителей страны и их имущественный и иной юридический статус. Это означало кар-

6-2-

динальную смену основных принципов выборности. На протя­жении средних веков лишь территориальные образования и от­дельные сословия выступали своеобразными коллективными «избирателями», представители которых делегировались в орга­ны власти. Новое время персонифицирует избирателя. Участие в выборах становится правом личности, а не сословия или части государства (города, провинции и т.п.). В этих исторических условиях имущественный ценз для лиц, обладающих активным избирательным правом, был прогрессивным явлением по срав­нению с предшествующей эпохой.

Регистрация избирателей

В начале революции порядок регистрации избирателей опре­делялся Декретом от 22 декабря 1789 г. В нем говорилось, что «первичные собрания (об их статусе см. ниже - Прим. авт.) займутся составлением списка граждан каждого кантона и будут заносить в него ежегодно в намеченный день всех тех, кто достиг 21 года, после принесения ими присяги на вер­ность Конституции, законам государства и королю. Тот, кто не будет занесен в этот гражданский список, не может изби­рать или быть избирателем на первичных собраниях, даже когда он достигнет 25-летнего возраста» (Документы... С. 69). Позднее эту норму не оставила без внимания и Конституция 1791 г. Один из пунктов четвертого отдела ее главы «О Нацио­нальном законодательном собрании» предписывал раз в два года вывешивать в каждом кантоне для всеобщего ознакомления спи­ски «активных граждан», которые в печатном виде публикова­лись не позднее, чем за два месяца до начала заседания первич­ных собраний. Причем сами избиратели могли быть включены только в список той местности, где они постоянно проживали. Жалобы на отсутствие имени избирателя в списках рассматри­вались судом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...