Первичные собрания избирателей и выдвижение выборщиков
Начальной ступенью избирательной системы революционной Франции являлись первичные собрания. Мы рассмотрим их функции на примере избрания депутатов высшего органа государственной власти - Национального Собрания. Конституция 1791 г. предписывала должностным лицам заниматься организацией всех выборных мероприятий. В том случае, если местные власти бездействовали, граждане имели право самостоятельно собраться во второе воскресенье марта для проведения выборов. Особо подчеркивался запрет иметь при себе оружие. Основным предназначением таких собраний было избрание выборщиков, каждый из которых делегировался от ста «активных граждан». Для того, чтобы стать выборщиком, житель Франции прежде всего должен был являться гражданином страны. Но существовали и дополнительные требования. В частности, они касались размера собственности, принадлежащей будущему избирателю. В населенных пунктах с численностью более б 000 человек выборщик должен был владеть имуществом, приносящим доход, равный стоимости двухсот рабочих дней «по местным условиям», или быть собственником жилого помещения, наем которого приносил бы доход, эквивалентный стоимости ста пятидесяти рабочих дней. В меньших городах этот ценз был ниже: собственность, приносящая прибыль в размере стоимости ста пятидесяти рабочих дней или наличие жилого помещения с доходом, равным стоимости ста рабочих дней. В сельской местности имущественный ценз для выборщиков снижался. Конституция требовала «владения на правах собственности или пожизненное пользование имуществом, приносящим... доход, Выдержка из решения собрания равный по местным уело- выборщиков, делегирующего Дантона
виям стоимости ста пяти- в Национальное Собрание. десяти рабочих дней, или наем либо аренда имущества, ценность которого по налоговым спискам равна стоимости четырехсот рабочих дней» (Документы... С. 119). На следующем этапе избирательной кампании (не позднее последнего воскресенья марта) проводились собрания выборщиков. На них избирались депутаты национальных и местных представительных органов власти, иные должностные лица, например, мэры городов. Законодательство запрещало этим собраниям граждан заниматься обсуждением каких-либо вопросов, кроме единственного, ради которого они собрались, - выборов. ■.-■- Выборы депутатов Национального Собрания, Наиболее важным этапом выборного процесса первого периода революции было избрание представителей в Национальное Собрание. Конституция 1791 года определяла статус депутата следующим образом: «Все активные граждане независимо от их общественного положения, профессии или размера уплачиваемых налогов могут быть избраны представителями нации» (Документы... С. 119). Так был решен вопрос об имущественном цензе для народных представителей. Борьба против него велась на протяжении нескольких лет. Первоначально, в соответствии с законом от 3 ноября 1789 года «О марке серебра», любой кандидат должен был обладать земельной собственностью и платить прямой налог в размере не менее 53 ливров. Через несколько дней после издания этого закона один из лидеров якобинцев Камиль Демулен напечатал в газете «Революции Франции и Брабанта» статью, в которой гневно восклицал по поводу только что принятого закона: «В столице все единодушно осуждают декрет о марке серебра; вскоре то же самое будет и в провинциях. Он устанавливает во Франции аристократическое правление, и это наиболее крупная победа, одержанная в Национальном собрании дурными гражданами. Чтобы понять всю нелепость этого декрета, достаточно сказать, что Жан Жак Руссо, Кор-нель, Маоли не могли бы быть избраны...
А вы, презренные попы? Лукавые и тупые бонзы, как не понимаете вы, что ваш Бог не имел бы права быть избранным? Иисуса Христа, которого вы с кафедр и с трибун величаете Богом, вы только что отшвырнули в толпу сброда. И вы хотите, чтобы я уважал вас, вас - священнослужителей Бога- пролетария, который не был бы даже активным гражданином] Уважайте же бедность, которую он облагородил...» (Цит. по: Жорес Ж. Ук. соч. С. 482-483). В течение следующего года произошло несколько народных выступлений с протестом против этого имущественного ограничения. В феврале беднота Сент-Антуанского предместья, а в июне Центральный комитет якобинских клубов потребовали отмены деления граждан на «активных» и «пассивных». Под давлением общественности, 27 августа 1790 г. Учредительное Собрание (такое название получили Генеральные Шта-Tbi с 9 июля 1789 г.) отменило положение «о марке серебра» для кандидатов в представители и одновременно установило достаточно высокий ценз для выборщиков. Раздел Конституции, который регламентировал порядок выборов депутатов, был окончательно сформирован. Впрочем, ряд косвенных ограничений пассивного избирательного права (то есть права быть избранным) продолжал существовать. Доступ в Национальное Собрание был закрыт для чиновников: министров и других представителей исполнительной власти, лиц, находящихся на службе у короля (независимо от ранга), а также комиссаров национального казначейства и иных служащих этого фискального ведомства. В случае избрания они были «обязаны произвести выбор между занимаемой должностью и депутатским полномочием». Не возбранялось избирать в Собрание судей, однако на время исполнения депутатских обязанностей их судебная практика прекра- Карикатура времен Французской революции, направленная против закона «О марке серебра» щалась. Переизбрание депутата на второй срок допускалось лишь после промежутка в один созыв Национального Собрания. Система делегирования депутатов претерпела существенные изменения по сравнению с правилами выборов в Генеральные Штаты. Было отменено деление страны на бальяжи и сенешаль-ства. Конституция предписывала всех 745 представителей избирать в департаментах, но основания для выдвижения были различными.
247 депутатов должны были избираться по территориальному принципу: каждый департамент выбирал по три представителя и одного имел право делегировать город Париж. 249 депутатов избирались в соответствии с количеством населения. Общее число «активных граждан» делилось на 249 частей, и в каждом департаменте определялась соответствующая квота представителей. 249 человек подлежали избранию в соответствии с прямым налоговым обложением. Вся сумма прямых налогов государства делилась на 249 частей, и также определялось число депутатов от департамента: в соответствии с размером налогов, собираемых в конкретной административной единице. Эта мера была введена для увеличения числа депутатов, представляющих интересы экономически развитых регионов Франции. Конституция 1791 г. попыталась совместить избирательные нормы, оставшиеся от средневековой эпохи, и новые, продиктованные революционным временем. Результатом такого синтеза было создание аморфной власти, постепенно теряющей управление страной. ^
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|