Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первичные собрания избирателей и выдвижение выборщиков




Начальной ступенью избирательной системы революционной Франции являлись первичные собрания. Мы рассмотрим их функции на примере избрания депутатов высшего органа госу­дарственной власти - Национального Собрания.

Конституция 1791 г. предписывала должностным лицам за­ниматься организацией всех выборных мероприятий. В том слу­чае, если местные власти бездействовали, граждане имели право самостоятельно собраться во второе воскресенье марта для про­ведения выборов. Особо подчеркивался запрет иметь при себе оружие. Основным предназначением таких собраний было из­брание выборщиков, каждый из которых делегировался от ста «активных граждан».

Для того, чтобы стать выборщиком, житель Франции прежде всего должен был являться гражданином страны. Но существо­вали и дополнительные требования. В частности, они касались размера собственности, принадлежащей будущему избирателю. В населенных пунктах с численностью более б 000 человек вы­борщик должен был владеть имуществом, приносящим доход, равный стоимости двухсот рабочих дней «по местным услови­ям», или быть собственником жилого помещения, наем которого приносил бы доход, эквивалентный стоимости ста пятидесяти ра­бочих дней. В меньших городах этот ценз был ниже: собствен­ность, приносящая прибыль в размере стоимости ста пятидесяти рабочих дней или наличие жилого помещения с доходом, рав­ным стоимости ста рабочих дней.

В сельской местности имущественный ценз для выборщиков снижался. Конституция требовала «владения на правах собст­венности или пожизненное пользование имуществом,

приносящим... доход, Выдержка из решения собрания

равный по местным уело- выборщиков, делегирующего Дантона

виям стоимости ста пяти- в Национальное Собрание.

десяти рабочих дней, или наем либо аренда имуще­ства, ценность которого по налоговым спискам равна стоимости четырехсот ра­бочих дней» (Докумен­ты... С. 119).

На следующем этапе из­бирательной кампании (не позднее последнего воскре­сенья марта) проводились собрания выборщиков. На них избирались депутаты национальных и местных представительных органов

власти, иные должностные лица, например, мэры городов.

Законодательство запрещало этим собраниям граждан зани­маться обсуждением каких-либо вопросов, кроме единственного, ради которого они собрались, - выборов. ■.-■-

Выборы депутатов Национального Собрания,

Наиболее важным этапом выборного процесса первого пери­ода революции было избрание представителей в Национальное Собрание. Конституция 1791 года определяла статус депутата следующим образом: «Все активные граждане независимо от их общественного положения, профессии или размера упла­чиваемых налогов могут быть избраны представителями на­ции» (Документы... С. 119).

Так был решен вопрос об имущественном цензе для народ­ных представителей. Борьба против него велась на протяжении нескольких лет. Первоначально, в соответствии с законом от 3 ноября 1789 года «О марке серебра», любой кандидат должен был обладать земельной собственностью и платить прямой налог в размере не менее 53 ливров. Через несколько дней после изда­ния этого закона один из лидеров якобинцев Камиль Демулен напечатал в газете «Революции Франции и Брабанта» статью, в которой гневно восклицал по поводу только что принятого зако­на: «В столице все единодушно осуждают декрет о марке серебра; вскоре то же самое будет и в провинциях. Он уста­навливает во Франции аристократическое правление, и это наиболее крупная победа, одержанная в Национальном со­брании дурными гражданами. Чтобы понять всю нелепость этого декрета, достаточно сказать, что Жан Жак Руссо, Кор-нель, Маоли не могли бы быть избраны...

А вы, презренные попы? Лукавые и тупые бонзы, как не понимаете вы, что ваш Бог не имел бы права быть избран­ным? Иисуса Христа, которого вы с кафедр и с трибун вели­чаете Богом, вы только что отшвырнули в толпу сброда. И вы хотите, чтобы я уважал вас, вас - священнослужителей Бога- пролетария, который не был бы даже активным гражда­нином] Уважайте же бедность, которую он облагородил...» (Цит. по: Жорес Ж. Ук. соч. С. 482-483). В течение следую­щего года произошло несколько народных выступлений с проте­стом против этого имущественного ограничения. В феврале бед­нота Сент-Антуанского предместья, а в июне Центральный коми­тет якобинских клубов потребовали отмены деления граждан на «активных» и «пассивных».

Под давлением общественности, 27 августа 1790 г. Учреди­тельное Собрание (такое название получили Генеральные Шта-Tbi с 9 июля 1789 г.) отменило положение «о марке серебра» для кандидатов в представители и одновременно установило доста­точно высокий ценз для выборщиков. Раздел Конституции, ко­торый регламентировал порядок выборов депутатов, был окон­чательно сформирован.

Впрочем, ряд косвенных ог­раничений пассивного избира­тельного права (то есть права быть избранным) продолжал существовать. Доступ в Нацио­нальное Собрание был закрыт для чиновников: министров и других представителей исполни­тельной власти, лиц, находящих­ся на службе у короля (незави­симо от ранга), а также комис­саров национального казначей­ства и иных служащих этого фи­скального ведомства. В случае избрания они были «обязаны произвести выбор между зани­маемой должностью и депутат­ским полномочием». Не возбра­нялось избирать в Собрание су­дей, однако на время исполне­ния депутатских обязанностей их судебная практика прекра-

Карикатура времен Французской

революции, направленная против

закона «О марке серебра»

щалась. Переизбрание депутата на второй срок допускалось лишь после промежутка в один созыв Национального Собрания.

Система делегирования депутатов претерпела существенные изменения по сравнению с правилами выборов в Генеральные Штаты. Было отменено деление страны на бальяжи и сенешаль-ства. Конституция предписывала всех 745 представителей изби­рать в департаментах, но основания для выдвижения были раз­личными.

247 депутатов должны были избираться по территориальному принципу: каждый департамент выбирал по три представителя и одного имел право делегировать город Париж.

249 депутатов избирались в соответствии с количеством насе­ления. Общее число «активных граждан» делилось на 249 час­тей, и в каждом департаменте определялась соответствующая квота представителей.

249 человек подлежали избранию в соответствии с прямым налоговым обложением. Вся сумма прямых налогов государст­ва делилась на 249 частей, и также определялось число депута­тов от департамента: в соответствии с размером налогов, собира­емых в конкретной административной единице. Эта мера была введена для увеличения числа депутатов, представляющих инте­ресы экономически развитых регионов Франции.

Конституция 1791 г. попыталась совместить избирательные нормы, оставшиеся от средневековой эпохи, и новые, продикто­ванные революционным временем. Результатом такого синтеза было создание аморфной власти, постепенно теряющей управле­ние страной.

^

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...