Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Достижения государственного социализма (1928—1939). Вторая мировая война (1941—1945).




Вот стихи, о все понятно,

Все на русском языке...

Я и начал с середины.

И закончил без конца.

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной

Всем друзьям поры военной.

А. Т. Твардовский. Василий Теркин.

Первое послевоенное десятилетие. Расцвет художественной монокультуры в русле официально признанного метода социалистического реализма.

 

 

В борьбе двух альтернатив — демократической и тоталитарной уже в 1929 г. стала ясна победа последней модели власти.

В СССР к концу 30-х годов сложилась целостная общественная система. В качестве ее определения можно предложить термин «государственный социализм». Социализм, так как произошло обобществление производства, упразднение частной собственности. Государственный, т.е. обобществление было скорее иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть оказались отчужденными от большинства социума и осуществлялись партийно-государственным аппаратом и лично Сталиным. Главной исторической задачей, которую объективно решал и ценой колоссальных жертв решил социализм в СССР, был форсированный завершающий рывок от аграрного общества к индустриальному. Созданный в 30-е годы мощный экономический потенциал явился основой победы в Великой Отечественной войне. Вместе с тем тоталитарный режим государственно-бюрократической номенклатуры совершил этот скачок в экономическом развитии страны, опираясь на внеэкономические методы принуждения. Репрессивно-полицейская система подавления служила в немалой степени не только идеологическим, но и чисто экономическим целям партийной элиты «первого в мире государства победившего социализма».

С 1935 г. основной формой социалистического соревнования становится стахановское движение, развивавшееся на основе неограниченной индивидуальной сдельщины и рациональной организации труда. (Названо по имени забойщика шахты Донбасса «Центральное-Ирмино» А. Г. Стаханова, в ночь на 31 августа 1935 г. с помощью двух подсобных рабочих вырубившего 102 т угля, превысив норму в 14 раз.) На основе этого движения производительность труда в тяжелой промышленности возросла на 25,5% в 1936 г. по сравнению с предшествующим годом.

Но хозрасчет сопровождался нарушением администрацией условий договора, административным насаждением бригадной формы. Обвинения в торможении и извращении стахановского движения стали одними из основных при «чистке» хозяйственного аппарата в 1937—1938 гг.

Вскоре это движение было окончательно извращено и ему был положен конец.

Но в «чистках» дело доходило до абсурда... цена которому — жизнь.

В 1937 г. в день столетия со дня смерти Пушкина, торжественно отмечавшийся в стране, потомка Бенкендорфа, родившегося в 1900 г. и постоянно жившего в России, арестовали и отправили на каторгу на 12 лет только за то, что он принадлежал к этой фамилии!

Всюду насаждался культ Сталина, Российский народ, исторически, из поколения в поколение ориентированный на государство и Отечество, на хоризматического лидера-пророка, «отца» народа, как-то незаметно для себя, для большинства, в том числе образованных и трезво мыслящих людей, как бы не осознавая того, «грелся» в лучах «заботы» своего вождя, которому массовая пропаганда приписывала все мыслимые и немыслимые заслуги.

Однако мировая культура поняла стремление Сталина «переписать» историю, сделать себя «единственным» ее героем. Противоречивыми, непоследовательными были оценки атмосферы этих лет, процессы над «врагами» в книге Л. Фейхтвангера «Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей». С одной стороны, антифашист не смог глубоко и полно осмыслить сталинские процессы над бывшими «соратниками», а с другой — сам дух безудержного культа «вождя народов», тоталитарное возвеличивание «пророка» передано им впечатляюще.

А. Жид в книге «Возвращение из СССР» идет дальше. Он был объявлен «клеветником» после своей поездки в СССР в 1936 г., так как прямо сопоставил два тоталитарных режима — сталинщину и фашизм, отмечая тягостную, несвободную атмосферу в СССР. Сталинизм убивает мысль, дух! Это открытие мировой культуры также не было понято и принято в стране, о которой он писал.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. на плечи русского народа легла основная тяжесть борьбы с фашистской Германией и ее союзниками. Война принесла невиданные народные бедствия и разрушения. Эта война превратилась в освободительную войну, войну ради спасения человечества от угрозы уничтожения и порабощения со стороны фашистской тирании.

Большевизм сумел заложить идею «спасения» человечества, «освобождения» его от оков эксплуатации в основу трудовой мотивации миллионов трудящихся. Одухотворенные великим смыслом спасения и освобождения всего человечества, наш народ самоотверженно трудился, стремясь «догнать и перегнать Америку», доказать «преимущества социалистического строя» на экономическом поприще.

Во многом благодаря одухотворенному труду наш народ смог выжить после разрушительных первой и второй мировых войн, благодаря такому труду наша страна смогла совершить фантастический рывок в мировую цивилизацию.

В результате героического трудового энтузиазма русского народа к концу 1950 г. в РСФСР была восстановлена разрушенная войной промышленность, ее уровень превысил довоенный (1940) на 75%. В 50-х годах происходил дальнейший подъем социалистической экономики РСФСР. В 1951—1955 гг. валовая продукция промышленности увеличилась на 79%. Во второй половине 60-х — первой половине 70-х годов продолжалось интенсивное развитие народного хозяйства республики.

В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И. В. Сталина», в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В этих «трудах» Сталину приписывались все заслуги в действительных и мнимых достижениях страны и партии, поставившей целью строительство социализма. В 1946—1950 гг. тиражи произведений Сталина вдвое превзошли тиражи изданий работ В. И. Ленина и были самыми массовыми. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.

Характерным проявлением авторитарности существовавшего в стране режима стала деятельность конституционных органов власти и управления, в основе деятельности которых лежал полнейший произвол.

Так, после войны в 1945—1946 гг. наряду с действительными предателями и изменниками репрессиям подверглись десятки тысяч попавших в плен советских офицеров, которые из фашистских лагерей были отправлены в лагеря советские.

Одной из черт «культурной» сталинщины стало манипулирование именами, фактами, фальсификация истории, разгромы «нечистых». «Традиции» расправы с инакомыслием одновременно «ударяли» по тем, чьи имена использовались в тоталитарных «играх». Те, кто «мешал» режиму, системе либо уничтожались, либо подвергались таким унижениям и «обработке», которые вполне замещали любой ГУЛАГ. Особое место в культуре тоталитаризма занимали литературно-художественные пристрастия и вкусы самого «отца народов» Широко известны «мнения» «вождя» о Маяковском как «лучшем, талантливом» поэте, создавшие пустыню вокруг имени придуманного художника. «Девушка и смерть» М. Горького была поставлена выше «Фауста» Гете. Сколько поколений было догматизировано этим произволом субъективизма!

В 1946 г. были буквально «распяты» А. Ахматова и М. Зощенко сталинско-ждановской «заботливой» критикой за великую «самость», индивидуальность, за несоответствие «канону», за стремление культуры быть культурой. Такая же участь постигла и кинофильмы С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и Л. Лукова «Большая жизнь» (вторые серии). Тоталитаризм конца 40-х годов спешно требовал от культуры идеализации всех сторон послевоенной жизни. Ей отводилась роль создания фундаментальной, «бело-голубой» псевдореальности, супермифологии нового типа. Свет и радость многострадального народа, потерявшего более двадцати семи миллионов, были подвергнуты безжалостной идеологической эксплуатации, а в литературе и в искусстве «социального» заказа уже замелькали заголовки-символы: «Счастье», «Свет над землей», «Ветер с юга», «Кавалер Золотой звезды», «Утро нашей Родины». Однако в глубинах «катакомбной» культуры уже шла иная работа: готовилась эпоха решительной схватки с тоталитаризмом.

После окончания второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих держав антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. 1946 г. стал поворотным от политики сотрудничества этих стран к послевоенной конфронтации.

Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверхдержавами — СССР и США. Но если СССР пытался проводить свою политику в основном косвенными методами, опираясь на коммунистические и национально-освободительные силы в капиталистических и колониально-зависимых странах, то США стремились поставить преграду для распространения коммунизма, делая ставку как на экономическое и политическое давление, так и на военную силу, что было связано прежде всего с обладанием США на протяжении почти всей второй половины 40-х годов монополией на атомное оружие.

С Г947 г. США разрабатывали варианты прямого военного нападения на СССР. И фактически гражданская война в Китае 1945—1949 гг. была косвенным военным столкновением между США и СССР.

В целях предотвращения «коммунизации» стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии капиталистические государства, прежде всего США, приступили к созданию военно-политических блоков, на которые они могли опереться в борьбе с освободительным движением. В 1954 г. появился блок СЕАТО, в который входили США, Великобритания, ФРГ, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины и Пакистан; в 1955 г. — блок СЕНТО, в который входили США, Великобритания, Турция, Иран, Пакистан; в 1951 г. — блок АНЗЮС в составе Австралии, Новой Зеландии и США.

Несмотря на большие дотации, советская экономическая помощь не могла сравниться по эффективности с американским «планом Маршалла». «План Маршалла» был предложен и Советскому Союзу, однако сталинское руководство не могло не отвергнуть его, так как развитие демократии, частного предпринимательства и соблюдение прав человека1 было несовместимо с тоталитарной концепцией управления страной, которую осуществлял Сталин.

5 марта 1953 г. И. В. Сталин скончался. Вся страна была в глубоком трауре. Как будто осиротев, многие плакали. Но уже 10 марта 1953 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Г. М. Маленков (с 6 марта 1953 г. — Председатель Совета Министров) внес предложение прекратить пропаганду культа личности.

В течение 1954 г. в новом составе руководства страны преобладающим становится влияние Н. С. Хрущева. Им были резко изменены весь стиль и содержание работы как высших партийных органов, так и нижестоящих организаций.

Заседания Президиума ЦК и пленумы стали регулярными и были посвящены в большинстве своем совершенно новым проблемам (например, освоению целины, призыву молодежи на стройки народного хозяйства и т.д.). Под руководством Хрущева был взят курс на последовательную реабилитацию жертв сталинщины. Большое внимание Хрущев уделял развитию системы образования.

Незадолго до войны — 17 января 1939 г. — была проведена всесоюзная перепись населения, при этом выявилось, что процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2 (мужчин — 90,8, женщин — 72,6). В СССР действовало 152 тыс. школ. Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.

В год начала войны — 1941-й — прием в вузы был сокращен вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения были доведены до 3—3,5 лет. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики играла созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. Т. Потемкиным.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. В 1959 г. около 55 млн граждан — в 4 раза больше, чем до войны, — имели среднее или неполное среднее образование.

Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обучения. Особенно много ремесленных училищ было открыто в первые послевоенные годы, когда подъем экономики требовал быстрого роста квалифицированных кадров. (Ремесленные училища закончили в свое время космонавты Юрий Гагарин и Павел Попович.)

В послевоенные годы началось бурное развитие высшего образования. В 1945—1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и институтов. Стремительно росло число студентов:

в 1940 г. их было 812 тыс., в 1950 г. — 1247 тыс., в 1960 г. — 2396 тыс. Широкие масштабы приобрело вечернее и заочное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд рублей (в 1940 г. — 2,3 млрд), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР.

Война и репрессии нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е — начале 50-х годов Советская Россия, как и весь СССР, имела огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Лихорадило высшую школу, испытывавшую острый недостаток в квалифицированных кадрах. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования в России, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов, как и всем научным сотрудникам, была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, подготовка их была ниже даже по сравнению с 30-ми годами. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе. Несмотря на все это, страна перешла на всеобщее 7-летнее образование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...