Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XV. ПЕРЕСТРОЙКА (1985—1991)




Первый президент СССР Горбачев М. С. (1990) и первый президент РСФСР Ельцин Б. Н. (1991). Крушение СССР (1991). Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. «Россия — единственная страна, прошлое которой непредсказуемо». Ориентация на Запад. «Но на чужой манер хлеб русский не родится» — Пушкин.

Во времени живя,

мы времени не знаем сами.

П. Флеминг

1985 г. вошел в историю России как год начала перестройки, объявленной М. С. Горбачевым, избранным Генеральным секретарем ЦК КПСС. К этому времени в стране все более отчетливыми становились кризисные явления в жизни общества, сопровождавшиеся стабильным падением рождаемости славянского населения, прежде всего русских. Предпринимаемые попытки изменить ситуацию отчетливо выявили факт падения политического влияния КПСС и связанных с ней политических организаций, таких, как ВЛКСМ и профсоюзы. В 1988 г. на февральском Пленуме ЦК КПСС впервые в истории Советской России было заявлено о необходимости «свободного соревнования умов», «социалистического плюрализма мнений» (в речи М. С. Горбачева «Революционной перестройке — идеологию обновления»).

Как видим, опять упование на идеологию. Но идеология, пусть даже самая привлекательная, так же как и исконная русская духовность, не может служить бесконечным стимулом развития промышленности и сельского хозяйства.

Похоже, что и сейчас у нас не осознают, что рычагом развития экономики может быть только реализация экономического принципа: оплаты но труду, его количеству и качеству. А с этим связана хозрасчетная система организации производства и самоуправление на всех уровнях и сферах, делающие излишней любую бюрократию. Об этом, кстати, у нас написано во всех учебниках, а на деле осуществлялось только в период НЭПа, обеспечив нашей стране фантастический рывок из нищеты и разрухи, когда к тому же каждый ощущал себя полновластным гражданином своей Родины.

В 1989 г. в стране появляется независимое рабочее движение, проведены забастовки в различных отраслях промышленности, наиболее массовые — в угледобывающей. А в 1990 г. в результате отмены статьи 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе впервые после 20-х годов появляются политические партии. Это демократическая, социал-демократическая, либеральная, либерально-демократическая, христианско-демократическая и др.

В целом в 1990—1991 гг. в оппозиционном движении можно выделить ряд основных направлений — демократическое, патриотическое и экологически-культурное. Начиная еще с 1987 г. влияние последнего постоянно росло в стране.

В СССР был введен институт президентства, и 14 марта 1990 г. первым президентом СССР стал М. С. Горбачев.

В 1991 г. были проведены выборы во всех союзных республиках. 12 июня 1991 г. в результате прямых и тайных голосований президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. На XXVII съезде КПСС было заявлено об отказе от принципов социалистического интернационализма, т.е. об отказе от социалистических преобразований; выдвижение общечеловеческих ценностей вместо социалистических.

Приоритетными были утверждены глобальные проблемы: экономические, социальные, энергетические, проблемы сохранения мира.

Комсомол перестал быть собственно политической организацией и постепенно превращался в объединение коммерческих предприятий, которые с самого начала перестройки захватили серьезные позиции на зарождающемся рынке СССР. Этому способствовало активное использование капиталов, накопленных в предыдущие «застойные» времена, а также неразборчивость в средствах получения прибыли. Эволюция многих комсомольских вожаков, сколотивших в короткие периоды крупные капиталы, отчетливо продемонстрировала двойную мораль как бывших политических лидеров, так и бизнесменов от номенклатуры.

На фоне убыстряющегося развития стран Запада все более явственным становится падение темпов роста промышленности РСФСР, так же как и СССР в целом.

Происходит распад СССР (1991), подготовленный идеей Ленина о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Напомним, что в царской России никогда не придавалось значения национальному принципу, деление страны осуществлялось только на основе хозяйственно-территориальных связей.

Вслед за Лениным Б. Н. Ельцин предлагает республикам России «взять суверенитета столько, сколько кто может».

А нам лишь остается уповать на действие объективных экономических законов, которые в конце концов приведут нашу страну и республики СНГ к разумному — хозяйственно-территориальному принципу государственного устройства, тем более что свыше 60% населения живет не на территории своих республик. Тем временем в экономике правительство взяло курс на политику «шоковой терапии», вызвавшей резкое падение уровня жизни основной массы населения.

Общество разделилось на кучку богатых и сверхбогатых и огромное большинство обнищавших людей. Социальная апатия и неверие большинства россиян политикам сопровождается, с одной стороны, выкачиванием сырья и товаров из России по самым низким ценам в бывшие союзные республики, а с другой — обострением национальных проблем, искусственным разжиганием политическими деятелями национальных конфликтов, вооруженных столкновений. Массовые забастовки в различных областях России приобретают затяжной и постоянный характер.

Корректируемая сегодня экономическая политика по-прежнему оставляет в выигрыше бюрократию. Бывшие партийные чиновники после запрещения КПСС (как следствие поражения путча 19—21 августа 1991 г.) благополучно пересели в кресла руководителей коммерческих структур, многие из которых были созданы на деньги партии еще в период перестройки. Коррупция старого и нового аппарата приобрела фантастические масштабы. Все это блокирует любые прогрессивные преобразования в стране. И тем не менее, или вопреки этому, попытки провести рыночные реформы продолжаются, осуществляется акционирование предприятий, приватизация государственной собственности, борьба с инфляцией и дефицитом госбюджета. К сожалению, пока у нас нет собственной концепции экономического развития нашей страны, пытающейся идти проторенными Западом путями. «Но на чужой манер, — как говорил наш великий Пушкин, — хлеб русский не родится».

Внешняя политика России в целом направлена на укрепление отношений со странами «ближнего зарубежья», несмотря на обострение ряда проблем (например, статус Крыма и Севастополя, защита государственных границ в Таджикистане, вооруженные конфликты в Абхазии, Чечне и др.).

Вернувшийся на Родину А. И. Солженицын активно включился в общественно-политическую жизнь страны. Он стал призывать россиян к развитию прежнего земского движения (РЗД). В ноябре 1993 г. РЗД было зарегистрировано. Великий писатель и патриот так определил задачи земства: «Активно включить широкие слои народа в государственное строительство, содействовать построению местного самоуправления». Как отметил Солженицын, «за минувшие полтора года РЗД открыло отделение в нескольких регионах страны, регулярно издает журнал «Земский вестник», дважды собирало общие съезды РЗД, а также совещания по частным вопросам... Земское движение ратует за построение земской школы, чье устройство, учебные программы и деятельность определялись бы сочетанием усилий и государства, и местного самоуправления»1. Не один раз Солженицын выступал в средствах массовой информации, в том числе по телевидению, с обращением развивать местное самоуправление. На этот призыв пока откликнулся только президент России Б. Н. Ельцин, подписавший летом1996 г. Закон о самоуправлении.

В 80-х годах в связи с празднованием 1000-летия (1988) крещения Руси при новом руководстве Советского правительства отношение советской власти к церкви изменилось коренным образом, многие древние храмы и монастыри были возвращены церкви. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. И здесь у нас, конечно же, не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни.

Ведь уже в прошлом веке было отмечено, что изменения, происходящие в религии на протяжении новой истории, т.е. с конца средневековья (с XVI в., если даже не раньше), выражают некую общую тенденцию уменьшения влияния религии в обществе и в жизни отдельного человека. Религия становится как бы не очень нужной или вовсе ненужной. Чтобы преодолеть вырастающую «стену отчуждения» между ней и изменившимся миром религия вынуждена вступать с ним в компромисс, становиться на путь приспособления к изменившимся условиям, внося коррективы в свое вероучение, социальные и этические доктрины, формы организации и деятельности. Для выражения явлений такого рода приняты два понятия: секуляризация — изменения во взаимоотношениях религии с обществом и модернизация — изменения в самой религии.

Сам термин «секуляризация» был использован в 1646 г. французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений2. Секуляризация церковного имущества практиковалась европейскими монархами, в России, например, Екатериной II довольно широко.

Сейчас понятие секуляризации употребляется для обозначения освобождения общества из-под контроля церкви как института или моральной силы, из-под религиозного влияния вообще3.

В понятии секуляризации выражается теперь главным образом именно идея самостоятельности мира, освобождения человеческого разума от порабощающих его теологических догм и запретов, освобождение человеческой совести от насилия, в выборе мировоззрения, убеждений.

Вплоть до XIX в. во всех существовавших обществах религия служила фундаментом формирования мировоззрения лежавшего в основе той или иной культуры в целом.

Но язык религии, ее понятия все больше отдаляются от повседневного опыта, реальной жизни, становятся все более чужеродными по отношению к ней. Все меньше становится точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной проповедью. Современное общество тяготеет к выработке другого мировоззрения, независимого от религиозных символов и мифов, опирающегося на науку.

Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она существует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т.п.

В искусстве религиозная традиция теперь лишь один из возможных источников, которым может пользоваться художник в зависимости от его личных склонностей. Хотя современная наука не исключает абсолютно религию, она в значительной степени лишает ее значения в объяснении действительности, во многом обесценивая свойственный ей способ объяснения и ценность самой религиозной картины мира. Такова институциональная сторона секуляризации общества.

Между тем процесс секуляризации встречает противодействие, возникают движения за «возрождение» традиционных религий, за «религиозное обновление», когда появляются новые культы и религии. При этом обращаются и к истории русской философии, рассматривавшей атеизм скорее как отрицание аппаратной церковности, а не христианских идей. Попытка возвращения религиозности связана с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом общественного развития, таких как отчуждение от природы, утратой связи с традицией и т.д.

Все чаще церковь рассматривается как «учреждение», все чаще проводится разграничение между «церковностью» и «религиозностью». Зарегистрирована устойчивая тенденция падения интереса к религии молодежи Запада.

Церковная религиозность стала исторически невозможной и уступает место религиозности как субъективно переживаемому отношению к Богу.

Религия ищет почву не в потустороннем начале, но в этической стороне жизни человека в этом, посюстороннем мире. И поскольку человек продолжает искать смысл своего существования в этих новых взглядах на мир, этот взгляд глубоко религиозен. Поэтому процесс секуляризации влечет за собой не ликвидацию самой религии, а изменение ее структуры и роли.

«Религиозный вакуум», образующийся в результате упадка христианства, ведет к появлению такой альтернативы, которая выражает возврат к примитивным формам религии — суеверию, магическим ритуалам, мифологии, астрологии, оккультизму и т.д. Эти верования, своими корнями уходящие в дохристианскую эпоху, достаточно живучи. А в более широком плане — это широкий спектр «заменителей религии», начиная от новых социальных утопий и идеологических мифов и кончая коммерческим культом секса. У нас резко усилилось влияние восточных и западных религий и церквей, как традиционных, так и вновь возникших. Началось повальное увлечение астрологией, экстрасенсорикой и магией. Это зачастую приводит к серьезным негативным явлениям в психической и духовной сферах жизни общества.

Новое религиозное сознание стало заметным явлением современной «массовой культуры» — от литературно-кинематографической до музыкальной. Обнаружилось его влияние и в околонаучной сфере, благодаря чему появились своеобразные квазирелигии, в которых как бы синтезируются религиозные представления с определенными научными целями. Новые религиозные построения практически реализуются и в сфере разнообразных терапевтических услуг: растет популярность мистически окрашенного врачевания и чудодейственного целительства, обещающих устранение эмоционального дискомфорта личности и превращение ее в воплощение божества, не говоря уже об исцелении тривиальных недугов.

Все это получило название «Религия Нового Века».

«Поворот к религии» сопутствует и отражает переходное состояние общества, расстающегося с прежними идеологическими устоями и ведущего поиски новых мировоззренческих основ.

В этих поисках есть и тупиковые варианты, соблазнительные своей простотой. Один из них — заимствовать готовый образец извне в виде американского или японского пути развития, понять задачу восстановления разрушенной национальной традиции как простую реставрацию прошлого.

Анализ современного общества показывает, что религиозные сообщества — самые слабые и разобщенные из числа тех сил, которые могут способствовать преодолению кризисных ситуаций и решению мировых проблем. Традиционно они были источниками духовности и морали, поддерживали позитивные и осуждали негативные социальные установки, действия, ценности.

В то же время они поощряли войны и преследования, поддерживали разрушительные силы во имя своих святынь.

Возможна оптимистическая перспектива межрелигиозного диалога не только в масштабах нашей страны и СНГ, но и в мировом масштабе с целью достижения соглашения и сотрудничества, преодоления религиозной нетерпимости и розни, моральной поддержки другим организациям, действующим во имя общего блага. Но нельзя исключать и пессимистическую альтернативу, если религии не найдут путей и возможностей подчинить свою миссию этим целям, если вместо единства принесут разрыв и конфликты.

Международные контакты современной российской церкви внушают оптимизм в отношении будущего, по крайней мере, православной церкви в России. В Москве сейчас находится 11 подворий, т.е., если выражаться «светским» языком, посольств, представительств различных стран мира.

В Москве есть подворья некоторых поместных церквей и крупных монастырей. Каждое из них является центром миссионерской, духовно-просветительской деятельности. При некоторых подворьях работают небольшие издательства, православные гимназии. Почти все подворья имеют собственные действующие храмы, службы в которых проводят представители духовенства данного монастыря или поместной церкви (в последнем случае богослужения могут проводиться не на старославянском, а на другом языке — английском, греческом...).

Благодаря политике правительства Москвы существуют довольно плодотворные контакты между светской и церковной властью. Русская православная церковь ищет нишу своей деятельности в российском обществе и, как и в прежние времена, отмечает наградами особо отличившихся на ниве благотворительности.

Высшей наградой русской православной церкви является орден святого апостола Андрея Первозванного4. Этим орденом отмечаются заслуги исключительно деятелей церкви. Следующий в иерархии — орден святого Владимира — орден Святого равноапостольного князя Владимира. Им могут награждаться и светские люди, он является высшей наградой православной церкви для мирского человека, имеет четыре степени. Этот орден IV степени давался за выслугу лет по государственной службе. Существует также орден Даниила Московского — в честь великого князя московского (начало XIV в.), сына Александра Невского, и орден святого великомученника Трифона трех степеней. Еще одна награда, также имеющая три степени, носит имя святого преподобного Сергия Радонежского. Этим орденом награждают священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений и всех, в том числе светских людей, кто внес большой вклад в дело духовного просвещения и религиозного образования, тем более прозелитизм православной церкви известен5.

Единственным светским человеком, удостоенным ордена святого Владимира I степени (помимо II степени), стал мэр Москвы Юрий Лужков (он имеет также орден святого преподобного Сергия Радонежского III степени — за работу по восстановлению московских храмов). За помощь в открытии российского православного университета церковь наградила префекта Центрального округа Москвы Александра Музыкантского орденом Даниила Московского, а президента АО «Строй-трансгаз» Арнольда Беккера и президента ОНЭКСИМ Банка Владимира Потанина (это его третья церковная награда после врученных ему в 1993 и 1995 гг. орденов святого Владимира III и II степеней) — орденом Сергия Радонежского III степени. За предотвращение вывоза из страны и возвращение церкви похищенных реликвий начальник Управления по борьбе с таможенными правонарушениями Государственного таможенного комитета Михаил Ванин получил орден святого великомученика Трифона III степени.

Такая политика русской православной церкви стала возможной только в условиях Закона о свободе вероисповеданий.

В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Он закрепляет светский характер системы государственного образования.

Закон допускает преподавание религий и религиозное воспитание, но только вне государственной системы образования и без участия государственных органов. В то же время различные круги, как религиозные, так и светские, упорно стремятся изменить ситуацию, толкают учебные заведения на нарушение закона.

Особую активность в навязывании учащимся конкретной религиозной веры проявляют некоторые организации США6.

Попытки церкви, с одной стороны, и некоторых школ, с другой, двести Закон Божий в школу, пение псалмов и чтение хором молитв ни к чему не привели. Это еще раз свидетельствует о том, как важна продуманность любых мероприятий, связанных с воспитанием и формированием личности учащегося, студента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...