Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В свете этих положений и следует рассматривать всю культуру и искусство периода 1934—1956 гг.




Не менее негативно на развитии науки, литературы и искусства сказалась и кампания с космополитизмом, развернувшаяся в конце 40-х — начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран. Поэтому удар был нанесен по той части советской интеллигенции, которая стремилась показать достижения Запада более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность искусства.

В 1946—1948 гг. были приняты решения ЦК партии: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере В. Мурадели "Великая дружба"». Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели и поэты:

Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Н. Мясковский, А. А. Ахматова, М. И. Зощенко и др., чье творчество было отнесено к «антинародному» направлению.

Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX — начала XX в.

И тем не менее мы не должны мыслить одномерно об этом времени — была и «Молодая гвардия», и «Коммунистическая партия молодежи», — пробуждение робкой молодежной оппозиции сталинщине. Один из ее организаторов, писатель Ан. Жигулин в повести «Черные камни» воссоздал эти события. Сам он сполна заплатил за свои убеждения в ГУЛАГах. Социокультур-ная мифология и медленное прозрение дорого стоили обществу.

Зато буквально массовой была литература, посвященная героическому подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

Вершинным произведением литературы военных лет явилась поэма Твардовского «Василий Теркин» (1942—1945), в которой с исключительной глубиной и силой выражен народный взгляд на войну, широкий круг общенародных чувств военного времени. Герой поэмы — обобщенный тип русского солдата Великой Отечественной войны — средоточие тех качеств, которые помогли советскому народу выстоять и победить. Исполненная глубокой правдивости и юмора, классически ясная по своей поэтической форме, «Книга про бойца» стала любимой книгой миллионов людей.

Многоплановость и дозволенная правдивость изображения Великой Отечественной войны характерны для всей послевоенной литературы, в том числе и 60-х годов, большого числа русских писателей: М. Шолохова, Г. Я. Бакланова (р. 1923), Ю. В. Бондарева (р. 1924), А. Ананьева (р. 1925), Б. Л. Васильева (р. 1924), В. П. Астафьева (р. 1924), В. М. Богомолова (р. 1926), П. Л. Проскурина (р. 1928), Г. И. Коновалова (р. 1908), А. Б. Чаковского (р. 1913), К. Симонова (1915—1979).

Произведения Н. П. Носова (р. 1908), Н. И. Дубова (р. 1910), М. П. Прилежаевой, С. А. Баруздина (р. 1926), А. Н. Рыбакова (р. 1911) знаменуют новые успехи детской литературы.

Развиваются жанры научно-социальной фантастики — романы И. А. Ефремова (1907—1972) и А. Н. (р. 1925) и Б. Н. (р. 1933) Стругацких.

Наряду с поистине неисчерпаемой военной тематикой как в прозе («Дневные звезды», 1959, О. Бергольц; «Владимирские проселки», 1957, и «Капля росы», 1960, В. А. Солоухина), так и в поэзии 50—60-х годов растут удельный вес лирического начала, стремление к философским обобщениям.

Тематический диапазон театральных репертуаров России неуклонно расширялся. Небывалое в мировом сценическом искусстве развитие получила в 50-е годы тема созидательного труда; проблема по-новому осмысляемого гуманизма разносторонне раскрыта в пьесах В. В. Маяковского, А. И. Афиногенова, В. П. Катаева, Н. Ф. Погодина, К. Симонова и др.

В искусстве актера плодотворно развивалось и обогащалось своеобразие не только индивидуальной манеры, но и определенной творческой школы (реалистического плана). Это проявлялось в искусстве представителей передовых реалистических традиций — целого ряда выдающихся актеров наших театров.

В послевоенные годы были поставлены спектакли, посвященные образам советских патриотов.

50-е годы отмечены «вторым рождением» на сцене многих театров РСФСР драматургии Маяковского, Вишневского, Сухово-Кобылина, Лермонтова.

В 50—60-х годах плодотворные тенденции сказались и в расширении репертуара театров за счет передовой зарубежной драматургии (как правило, с определенной классовой направленностью).

Многие театры ставят пьесы Б. Брехта. В это время особенно приметным становится вклад в развитие театра мастеров поколения, к которому принадлежат режиссеры Г. А. Товстоногов, Б. И. Равенских, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, Е. Р. Симонов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос и др., актеры Ю. К. Борисова, К. Ю. Лавров, И. М. Смоктуновский, М. А. Ульянов и многие другие3.

Сталинщина в культуре не исчезла со смертью ее носителя., Но и жизнь, и массовая культура советского периода, и тоталитарное «мы» были сложнее и глубже сталинщины. Однако этот феномен имел глубокие корни. Так, М. Исаковский, автор бессмертной «Катюши», «Враги сожгли родную хату...» выражал боль, надежду, радость простого человека, его нелегкую судьбу. Наивно и искренне после жестокой войны с фашизмом он же обращался к «вождю народов» со словами «благодарности» за то, что он «думал за всех в Кремле» в эти годы4.

Деятели культуры внесли свой весомый вклад в общую победу постоянными выездами с концертами, чтением стихов и т.д. в передовые армейские подразделения, на прифронтовые рубежи.

Поистине историческим событием в русской культуре военных лет было исполнение 9 августа 1942 г. в осажденном блокадой Ленинграде в Большом зале филармонии Седьмой симфонии Шостаковича, написанной выдающимся русским композитором в блокаде. Оно транслировалось по радио и получило мировой резонанс как символ несгибаемой воли русского народа, его непобедимости. Часто эту симфонию называют Ленинградской, она является шедевром современного музыкального творчества5.

Героизм советского народа, его страдания и мужество стали в у военные годы темой живописи С. Герасимова, А. А. Дейнеки, Кукрыниксов", А. А. Пластова. Патриотическим содержанием наполнена историческая живопись М. Н. Авилова, Н. П. Ульянова, П. Д. Корина, пейзажи Ю. И. Пименова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, портреты И. А. Серебряного, В. Н. Яковлева в живописи и Г. С. Верейского в графике. В скульптуре яркие образы борющихся советских людей создали Балашова, Манизер, Мухина.

Выдающийся мемориальный ансамбль, воплотивший идею гуманизма Советской Армии, освободительницы, создал в Берлине Е. В. Вучетич с соавторами. Над памятниками и скульптурными портретами героев войны работали Н. В. Томский, Л. Е. Кербель, Вл. Е. Цигаль и др.

Значительно раньше, в 1937 г., на Международной выставке в Париже произведение скульптора Мухиной «Рабочий и колхозница» получило всеобщее признание.

В картинах А. И. Лактионова, Б. М. Йеменского, Ю. М. Неприн-цева военная тема получает лирическое и жанрово-драматическое истолкование.

Вместе с тем в послевоенные годы все большее значение приобретает тема труда и мирной жизни советских людей. К ней обращаются А. А. Пластов, глубокий знаток русской деревни, запечатлевший яркие крестьянские характеры и поэзию родной природы, С. А. Чуйков, воссоздавший красоту человека и пейзажа, Ф. П. Решетников, мастер увлекательных жанровых картин, и другие жанристы (живописцы И. П. Левитин, А. А. Мыльников, Д. К. Свешников, Ю. Н. Тулин, Ф. С. Шурпин, скульптор В. Н. Соколов).

Архитекторы стремятся придать утилитарным постройкам художественную выразительность, привлекая средства изобразительного искусства (сооружения метрополитена в Москве, каналы имени Москвы; архитекторы А. В. Щусев, И. А. Фомин, А. Н. Душкин, А. В. Власов, Д. Н. Чечулин, А. М. Рухлядов и др.). По указанию Сталина возводятся монументальные многоэтажные здания, олицетворяющие собой мощь победившего социализма.

Новые достижения советской кинокомедии связаны с новаторскими поисками ее мастеров. Среди них Г. В. Александров, создал музыкальные кинокомедии «Веселые ребята» (1934) (на фестивале в Венеции он был отмечен главным призом «Золотой кубок». В главной роли фильма — основатель русского джаза Леонид Утесов), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940). Во всех этих фильмах в главных женских ролях снималась прекрасная поющая и танцующая Любовь Орлова.

Следует отметить, что приход фашизма к власти в Германии возродил исконно русскую патриотическую идеологию. Пусть и в мифологизированной форме, герои вернулись к своему народу, сыграв значительную роль в патриотическом воспитании народа в предвоенные годы: фильмы «Петр I» (1937—1939, режиссер В. М. Петров), «Александр Невский» (1938, Режиссер Эйзенштейн), «Суворов» (1941, режиссер Пудовкин) и др.

В 50-х годах началось строительство новых и расширение старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск картин на «Ленфильме» и Центральной студии детских и юношеских фильмов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (основана в 1949 г.). При «Мосфильме» и «Ленфильме» работают театры-студии киноактера. В кино пришли выпускники ВГИКа: режиссеры А. А. Алов, В. П. Басов, С. Ф. Бондарчук, Б. Я. Венгеров, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, Ю. П. Егоров, Ю. Ю. Карасик, Л. А. Кулиджанов, В. Н. Наумов, С. Н. Ростоцкий, Э. А. Рязанов, С. И. Самсонов, А. А. Салтыков, Я. А. Сегель, В. Н. Скуйбин, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, М. М. Хуциев, Ю. С. Чуликин, Г. Н. Чухрай, М. А. Швейцер, В. М. Шукшин и др.; актеры — К. Ю. Лавров, Н. В. Мордюкова, И. И. Смоктуновский, В. В. Тихонов, М. А. Ульянов и др.; операторы — Г. Н. Лавров, В. В. Монахов, М. М. Пилихина, С. П. Урусевский, В. И. Юсов и др.

Наряду с истинно художественными произведениями создаются веселые комедии-политагитки типа: «Оборона Царицина», «Великий гражданин», «Партийный билет». Они создавали псевдополитическую, конфронтационную культуру, формировали психологию и мышление «поиска врага». В конце 40-х годов экраны заполнили так называемые «художественные биографии» исторических деятелей, ученых, композиторов, которые были совершенно оскоплены до неузнаваемости. Глинка, Мусоргский, Попов, Павлов представлялись на экране бесплотными «патриотами-борцами за светлое будущее», став основой маргинально-патриархального отношения к культуре и к классике в целом. Вместе с тем нельзя отрицать их воспитательного значения для подрастающего поколения при всей односторонности и классовой направленности их образов. Дряхлеющая система тоталитаризма остро нуждалась в удержании искусственного монолита общества и «винтика» — «гомосоветикуса». Однако именно в эти годы идет подготовка будущих культурных шестидесятых.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...