Блок практических заданий на составление студентом обобщенного образовательного продукта
Блок практических заданий на составление студентом обобщенного образовательного продукта
Практическое задание
Что, на Ваш взгляд, объединяет дидактические системы С. Френе, М. Монтессори, Р. Штайнера? Выделите и перечислите в порядке убывания значимости для развития личности компоненты данных дидактических систем. Аргументируйте свою точку зрения.
Раздел темы: воспитание и социализация личности «Хочется, чтобы Наш мир был постоянен, Не изменялся, Как след рыбацкой лодки, плывущей вдоль берега» (Минамото-но Санэтомо, 1192-1219) «Кризисное состояние нашей цивилизации заключается в игнорировании времени» (Л. Н. Гумилев) 1 вариант Практическое задание
Насколько процесс передачи педагогически адаптированного социального опыта отвечает целям социализации личности в современных условиях? Передача – это монолог, часто не учитывающий цели того, кто «принимает» информацию, т. е. цели учащегося. Монологичность образования или диалогичность – ключ к воспитанию и социализации личности? --- 2 вариант Практическое задание Содержание образования рассматривается как процесс передачи учащемуся педагогически адаптированного социального опыта. Опыт человечества – поликультурен. Может ли передача поликультурного опыта социума в виде систематизированных готовых постулатов (законы, явления и др. ) быть эффективным в воспитании человека – представителя одной культуры?
=== ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК (Культурно-исторический аналог) Воспитание – процесс взаимодействия человека с окружающей средой (в том числе с воспитателем), обеспечивающий усвоение им определенных норм и способов поведения в обществе.
Некоторые высказывания о воспитании Образование без воспитания подобно дому на песке (проф. М. И. Андреев). Философ И. А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным. Знаменитый древнеримский тезис гласит о том, что если человек успевает в учебе, но отстает в нравах, то он более отстает, нежели успевает. Б. Т. Лихачев считает воспитание всеобщей смыслообразующей и всеобъемлющей категорией педагогики. С. Г. Шацкий понимает под воспитанием, прежде всего, " организацию детской жизни и деятельности". П. П. Болонский пишет о воспитании как о " преднамеренном организованном длительном воздействии на развитие данного организма". Известный современный педагог и ученый В. А. Караковский считает воспитание управляемой частью процесса социализации. Воспитание - приобщение к современной культуре (Н. Е. Щуркова)[17].
Воспитание — это…
w передача опыта от старших поколений к младшим? w …передача социального опыта? w …духовности, КУЛЬТУРЫ! (Н. Н. Борытко)
Практически все древневосточные общества рассматривали нравственность как наивысшую добродетель. А системы обучения ставили приоритетной целью воспитание нравственности. Например, в конфуцианстве главной целью была цель формирования нравственных устоев. Конфуций выделял три вида знания: w Знание два по одному - «знание грядущего на основании прошедшего»; w Знание четыре по одному - познание целого по его части; w Знание десять по одному – познание единства и полноты мира, что характеризует совершенную мудрость и является точкой перехода эпистемологической сферы в этическо-нравственную.
Примеры обращения к воспитанию в западном мире
w Основная причина падения нравов в том, что школа стремится строить свою деятельность на научной, а, следовательно, однолинейной трактовке человека (Ж. Маритен).
w Высшая цель воспитания состоит в формировании духа и внутреннем освобождении его через веру, мудрость, добродетель, любовь. w Школьные предметы, включая естественнонаучные, должны быть максимально гуманизированы.
Вопрос: Воспитание – важно или нет? Почему на протяжении всей истории человек обращается к этой проблеме?
Педагогика советского периода рассматривала человека с позиций марксистско-ленинской идеологии и видела в нем, прежде всего, " продукт среды" (средовый подход). Материалистическое истолкование его природы, ограничение его бытия социально-биологическими рамками и отрицание его главной " метафизической" составляющей – души – привело к односторонности в понимании человека, ущербности его " образа" и не могло не сказаться отрицательно как на педагогической практике, так и на результатах научных исследований. Уже гуманистическая антропоцентричная концепция человека признает наличие у него души, но отрицает ее Создателя - Бога. Это приводит к противоречивости ее определений: констатируется, что человек - это бисоциальное существо и одновременно говорится, что в нем органично соединяются социальные, биологические и нравственно-духовные моменты. Христианская антропология, которая дает наиболее цельный образ человека, позволяет пересмотреть два других важнейших педагогических понятия – «воспитание» и «образование». Восходя ко всеохватному образу человека, христианская педагогика дает объяснение категорий «воспитания» и «образования» с позиций общечеловеческих ценностей, носящих абсолютный характер, поэтому значение этих слов не изменяется с течением времени. Слово «воспитание», этимологически восходя к слову «питание», предполагает доброкачественную пищу для души и тела. В христианском сознании оно ассоциируется с величайшим таинством - Евхаристией, Божественной Литургией. В переводе в греческого языка «Литургия» означает «общее дело». В этом таинстве абсолютно трансцендентное становится абсолютно имманентным: человек входит в живое общение с Богом. Он получает силы к изменению самого себя и познанию себя как духовного существа, которое должно научиться управлять своей «эмпирией» – интеллектом, волей, чувствами.
Поэтому объем понятия «воспитание» шире понятия «образование», а главная задача христианского воспитания – не столько «знание о Боге», сколько «знание Бога», жизнь в Боге. Христианское понимание человека легло в основу философской антропологии (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. А. Флоренский, Л. Шестов и др. ), в трудах которых поставлены глубинные вопросы человеческого существования, представлен богатейший мир человеческой субъективности, раскрыта экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Принцип целостности человека, выдвинутый в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и ряда других ученых, явился системообразующим в психологической концепции человека. Социализация, воспитание затрагивают отношения между социумом и индивидуумом. Состояние и эффективность системы «Индивид – Социум» зависит от: § характеристик социума (скорости развития, ценностей), § количественных и качественных взаимоотношений между социумом и индивидуумом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|