Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы. Тема 4. Личность и творчество. Блок целеполагания. Практическое задание. Раздел занятия: Личностные качества творческой личности




Вопросы

 

1. Что понимается под развитием личности?

2. Сформулируйте принцип природосообразности в обучении. Каково его основное назначение? В чем он выражается на уровне форм и методов обучения?

3. Каковы основные принципы развивающих дидактических систем В. В. Давыдова, Л. В. Занкова - Д. Б. Эльконина?

4. Какова сущность педагогических концепций С. Френе?

5. Являются ли традиционные шпаргалки, написанные самим студентом, одним из примеров свободных текстов в системе С. Френе?

6. Что является основным компонентом в системе М. Монтессори?

7. Каковы педагогические взгляды Вальфдорской школы педагогики?

8. Что следует понимать под процессами воспитания и социализации личности? Каковы особенности воспитания в современных условиях?

9. Какова специфика гуманитарного понимания воспитания?

10. В чем заключается различие между традиционной и гуманитарной парадигмами в образовании?

11. Какой компонент диалога – вопрос учащегося или его ответ – в большей степени способствует: а) развитию; б) воспитанию;
с) социализации личности? Ответ обоснуйте.


Тема 4. Личность и творчество

Творчество – это изначально когнитивно-диалогическая активность субъекта. (М. Г. Ярошевский)

«Я открыла новый мир,

Мир чудес и вдохновенья

Полный сладостных мгновений,

Неожиданных волнений,

Мыслей новых откровенья

И души моей полет…. »

(Селезнева Галина, 11 класс)

Блок целеполагания

 

Практическое задание

 

Сформулируйте свои; а) личностные; б) учебные цели по изучению данной темы.

 

 

Раздел занятия: Личностные качества творческой личности

 

===

Блок практических заданий на составление студентом субъективного первичного образовательного продукта

1 вариант

Практическое задание

Каковы, на Ваш взгляд, качества творческой личности? Проведите небольшое исследование со студентами Вашей подгруппы на данном занятии (может быть, Ваших друзей, одногруппников, близких) по теме задания. Например, сформулируйте основные творческие продукты (идея, образ, рисунок и др. ) людей, в отношении которых Вы проводите исследование. Поставьте в соответствии им личностные качества этих людей. Сделайте выводы в виде перечня качеств, присущих всегда творческой личности.

---

2 вариант

Практическое задание

врач с большой буквы. Вы хотите стать врачом с Большой буквы? Составьте ранжированный список профессиональных качеств врача Вашего будущего профиля, которые Вы считаете необходимым развивать у себя для того, чтобы стать высококлассным специалистом. Каким образом Вы планируете достичь желаемого результата, какие формы обучения Вы будете выбирать? Представьте Ваш план саморазвития в любой удобной для Вас наглядной форме (таблица, схема и т. п).

 

===

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

(Культурно-исторический аналог)

Классификации креативных способностей. К творческим или креативным способностям различные авторы в зависимости от исследовательского ракурса относят разные по числу и содержанию качества учеников.

Дж. Гилфорд вместе со своими сотрудниками, начиная с 1954г., выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных), любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира и желание их узнать), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Подобные качества Дж. Гилфорд объединил под общим названием дивергентность мышления, которое, в отличие от конвергентного мышления, ориентируется не на известное или подходящее решение проблемы, а проявляется тогда, когда проблема еще не раскрыта и не существует заранее предписанного пути ее решения[22].

В работе, посвященной портрету творческой личности, профессор Г. А. Дейвис, на основе обобщения более ста признаков творческого человека, выделяет 12 групп его качеств: осознание творчества (оценивает новизну, собственный творческий потенциал), оригинальность (гибкий в идеях и мыслях, находчивый, нетрадиционный, оспаривает предположения, действует, исходя из «что, если? »), независимость (уверенный в себе, внутренне управляемый, индивидуалист, имеет наборы собственных правил, сам принимает решения, может сопротивляться внешним требованиям), рискованность (не боится пробовать кое-что новое, не возражает против последствий, спорит с неудачей, оптимистичен), энергетичность (предприимчивый, стремится к сенсации, восторженный, легковозбудимый, непосредственный, поглощен действием, идет вне назначенных задач), артистичность (артистические и эстетические интересы), заинтересованность (вопрошаемость, экспериментирование, любознательность, широта интересов, открытость к новым опытам и росту), наличие чувства юмора (игривый, играет с идеями, искренняя свежесть в размышлении), тяга к сложности (увлекается новинками, таинственным, асимметричным; терпим к двусмысленности, беспорядку, несовместимости), непредубежденность (восприимчив к новому, к другим точкам зрения, открыт к новым опытам и росту, либерален, альтруистичен), потребность в одиночестве (находит приятным работать одному, секретность потребностей, рефлексивность, самосозерцательность, внутренняя озабоченность, чувствительность), интуитивность (проницательный, видит отношения, использует все чувства в наблюдении[23].

В отечественной работе, посвященной творческим способностям одаренных детей, приводятся следующие их эмпирически обнаруженные признаки: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитая интуиция[24].

Педагог В. И. Андреев рассматривает около 60 личностных качеств, характеризующих творческую личность. Эти качества сгруппированы им в блоки: мотивационно-творческая активность и направленность личности, интеллектуально-логические способности, интеллектуально-эвристические способности, мировоззренческие свойства личности, способствующие успешности творческой деятельности, нравственные свойства личности, способность личности к самоуправлению в творческой деятельности, коммуникационно-творческие способности, эстетические способности, способствующие успешности творческой деятельности, индивидуальные особенности личности.

Для психологов наиболее достоверными признаками, характеризующими уровень развития творческих способностей школьников, выступают универсальные психолого-логические качества: все виды памяти, внимания, воображения, мышления и речи, способности к анализу, синтезу, обобщению, конкретизации, абстрагированию, переносу[25].

В практическом аспекте заслуживает внимания система качеств творческой личности, разработанная основателями ТРИЗа (Альтшуллер, Верткин). Их система представлена в виде совокупности шести взаимосвязанных черт и качеств личности:

1) наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей);

2) наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ;

3) желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов;

4) владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели;

5) способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение «держать удар», верность цели;

6) соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели.

Данная классификация имеет в основе методологическую структуру и относится к традиционным этапам деятельности (цель – программа – реализация – апробация – результаты), где проявляются определенные личностные качества учащегося (мотивы, владение техникой, мировоззренческие параметры). Перечисленный набор личностных качеств относится к возрасту учеников 13–15 лет и старше.

В. С. Шубинский предлагает систему творческих качеств учащегося, соотносящуюся с этапами разработанного им творческого процесса:

1) этап возникновения творческой ситуации – чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, критичность, склонность к творческому сомнению (сомневаться во всем! ), способность испытывать внутреннюю борьбу, информационный голод (жажда познания);

2) эвристический этап – интуиция, творческое воображение, чувство красоты, остроумие, способность открывать аналогии, вдохновенность, оригинальность (нестандартность) мышления, смелость, эмоциональная возбудимость в творческой ситуации;

3) этап завершения – самокритичность, упорство в доведении дела до конца, способность пользоваться различными формами доказательств, обоснования результатов творчества, достаточная широта и глубина знаний, опыта и умений для воплощения нового в духовные и материальные формы.

Перечисленные качества личности относятся, в основном, к тому, что принято называть проблемной ситуацией, и выражают соответствующий перечень способностей, проявляющихся в них.

А. Э. Симановский связывает творческие качества ученика с его деятельностью, выделяя следующие психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

 


===

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...