Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок практических заданий на составление студентом обобщенного образовательного продукта




Блок практических заданий на составление студентом обобщенного образовательного продукта

1 вариант

Практическое задание

 

Можно ли управлять творческим процессом, творить, когда захочется? На основании прочитанного в теоретическом блоке составьте: 1) свой собственный (для Вас); 2) универсальный (для всех студентов) кодекс или свод правил, который бы всегда позволял на первом курсе быть «открытым» творчеству.

Результат занесите в таблицу.

Правило Краткое обоснование Пример Время на его выполнение Преимущества/недостатки
         

 

---

2 вариант

ПРАКТИЧЕСКое ЗАДАНИе

Способны ли Вы творить? Попробуйте написать небольшой рассказ на любую небезразличную Вам тему в разное время суток: 1) утром, 2) в обед, 3) вечером или ночью.

В чем отличия написанного? Сформулируйте причины, которые мешают: а) Вашему творчеству; б) творчеству любого человека.

Разместите (по желанию) работы на форуме и организуйте обсуждение по интересующим Вас вопросам в рамках данной темы.

 


===

Раздел занятия: Технологии развития творческого потенциала личности

 

===

Блок практических заданий на составление студентом субъективного первичного образовательного продукта

Практическое задание

нескучный семинар. Представьте, что Вы заменяете преподавателя и еще живо помните те скучные семинарские занятия (во время двух предыдущих лет обучения), во время которых с нетерпением ожидаешь окончания пары. Предложите до 5 авторских способов превращения скучного семинара: а) в интересный; б) творческий, т. е. продуктивный для Вас и одногруппников. Объясните, какую педагогическую задачу решает каждый из предложенных Вами способов.

 

===

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

(Культурно-исторический аналог)

Инновационные дидактические системы

Появление авторских школ началось в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Данный феномен обусловлен движением учителей-новаторов, всколыхнувших систему образования во времена перестройки. Среди них: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Н. П. Гузик, Е. Н. Ильин, С. Ю. Курганов, А. М. Кушнир, С. Н. Лысенкова, А. А. Остапенко, Н. Н. Палтышев, Р. Г. Хазанкин, В. Ф. Шаталов и др.

Стали появляться не только отдельные учителя, но и целые школы, опирающиеся на педагогические системы, разрабатываемые учеными и педагогами: М. А. Балабаном, В. С. Библером, В. В. Давыдовым, И. Ф. Гончаровым, Ю. В. Громыко, В. А. Караковским, А. А. Католиковым, А. Н. Тубельским, А. В. Хуторским, М. П. Щетининым, Е. А. Ямбургом и др.

Проведенный анализ деятельности учителей-новаторов и авторских школ обнаружил различия в целях применяемых систем обучения. В соответствии с доминирующей ориентацией обучения эти системы подразделены на следующие 7 групп:

o личностно-ориентированные,

o природосообразные,

o культуросообразные,

o креативные,

o интенсивные,

o оргдеятельностные,

o ремесленные.

Личностно-ориентированные системы обучения

 

· Внимание учителя к личности ученика помогает ребенку лучше выразить себя по отношению к изучаемому предмету.

· Область самовыражения и технологические средства предоставляются ученику учителем. Благодаря уважительному и гуманному отношению, дети раскрывают свои творческие возможности.

· Основой метода выступает движение не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету». Образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями учебных курсов, которые выступают средством развития личности.

Личностно-ориентированные системы обучения лежат в основе «Школы жизни» Ш. А. Амонашвили, человекообразующей методики обучения литературе Е. Н. Ильина, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н. Н. Палтышева.

 

Природосообразные системы обучения

 

Психолого-педагогическая основа природосообразных систем обучения близка к личностно-ориентированным. Принцип природосообразности в той или иной степени проявляется во многих дидактических системах и школах. В то же время данный принцип в определенной степени противоположен принципам культуросообразности и «обществосообразности».

Природосообразные системы обучения опираются на педагогические идеи Я. А. Коменского, Ж. -Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессорри о первичной роли внутренней сущности ребенка в обучении. В современном образовании данные подходы реализованы в технологии природосообразного воспитания грамотности А. М. Кушнира; в классах, ориентированных на педагогику Л. Н. Толстого, школе «Эврика-развитие», в Школе свободного развития А. В. Хуторского.

 

Культуросообразные системы обучения

· Обучение трактуется как образование Человека Культуры. Цель учебного предмета, который они ведут – обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре (Русская школа И. Ф. Гончарова), либо к их совокупности (Школа диалога культур С. Ю. Курганова и В. С. Библера).

· Творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, то есть любые продукты обучения рассматриваются и оцениваются с позиции личностного культурного самосозидания ученика. К такому роду систем принадлежит устремленная к славянской и восточной космической философии система обучения М. П. Щетинина, система концентрированного обучения А. А. Остапенко.

Культурологическое направление образования свойственно многим инновационным школам и авторским системам обучения. В то же время, их отличия часто довольно существенны.

Школа диалога культур. Диалог в данной школе не столько форма или способ обучения, сколько сущностная методологическая характеристика всего образования. Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ними диалог с позиций современности (соотношение филогенеза и онтогенеза).

В основе школы лежат идеи М. М. Бахтина о внутреннем диалоге, положения В. С. Библера о философской логике культуры, результаты исследований С. Ю. Курганова.

Образовательная система построена на следующих целевых ориентациях:

1. Формирование у детей диалогического сознания, свободного от монокультурного восприятия действительности.

2. Построение содержания образования на основе не сводимых друг к другу культур.

3. Многоголосье мира (мир не един в своём проявлении, у каждого ребёнка тоже есть внутреннее многоголосье) и полифонический слух – умение слышать как минимум две точки зрения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...