Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура школьного обучения. Креативные системы обучения




Структура школьного обучения

1 - 2 классы: Обучение строится вокруг «точек удивления», которые в дальнейшем становятся для детей предметами разноречия и диалогов. «Точки удивления» обозначаются в виде загадок числа, слова, явлений природы, момента истории, сознания человека, предметного орудия. Межвозрастные диалоги со старшими классами.

3 – 4 классы: Античная культура во всей совокупности ее форм. Но это не " погружение" ученика в античность с потерей его " всенаходимости", а диалог с ней. Эйдетическое (образное мышление).

5 – 6 классы: Культура средневековья. Причащающее средневековое мышление.

7 – 8 классы: Культура нового времени, Возрождения. Рационалистическое мышление, разум – это все.

9 – 10 классы: Культура современности. Релятивизм (отсутствие единой картины мира).

11 класс: Специальный диалогический класс.

Фрагмент программы «Введение в письменную речь»,
1 класс [26]

Функции диалога в школе: а)диалог - форма организации обучения, б) диалог - организация самого содержания изучаемых наук.

Особенности ведения урока- диалога:

1. Порождение каждым учащимся своего вопроса.

2. Смысл занятий в постоянном воспроизведении ситуации учёного незнания, сгущения учеником своего видения проблемы.

3. Цель: не решить проблему, а углубить её, вывести на вечные проблемы бытия.

4. Позиции учителя: выслушивает все варианты решения проблемы, помогает в проявлении разных логик.

5. Позиция ученика: оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения. Обучение строится на основе не учебников, а текстов-первоисточников.

Диалог в данной школе не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

 

Креативные системы обучения

Проблемное обучение (М. И. Махмутов и др. ).

 

· Задача – отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета.

· Творческая ориентация обучения состоит в углубленном изучении материала: от учеников требуется «зрить в корень», находить решения сложных проблем.

· Развивает интеллектуальные и творческие способности детей», готовит их к предметным олимпиадам, научным конференциям.

Проблемное обучение в самом общем виде – это передача опыта старших поколений молодому поколению Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

Учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Главные признаки проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций, 2) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия, 2) ёмкое содержание, 3) увлекательная форма, 4) доступный для ученика уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

Моделирование уроков. При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями: 1) актуализации знаний и умений; 2) осознания и осмысления блока новой учебной информации; 3) закрепления и систематизации знаний; 4) применения знаний в новой учебной ситуации; 5) проверки уровня усвоения знаний и умений.

Описание модели проблемно-блокового урока

Число

Тема

Цель

1-й блок урока. Проблемная задача №1. Цель – актуализация знаний и умений учащихся. Учащиеся ищут пути решения проблемной задачи, используя текст проблемной статьи. Учитель повторно предлагает проблемную задачу №1, но дидактическая цель этого задания изменяется, важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии по решению задачи. Затем учитель снова предлагает проблемную задачу №1, но, поскольку учащиеся уже знают пути решения проблемы, то дидактическая цель предполагает закрепить в памяти учащихся ход решения проблемной задачи.

Заканчивая работу над проблемной задачей №1, учитель вместе с учащимися делает вывод, который записывается в рабочей тетради.

2-й блок урока. Проблемная задача №2. Алгоритм взаимодействия учителя и учащихся повторяется, но в процессе решения задачи учащиеся работают с другим источником информацию. Если в первом случае в качестве источника использовался текст учебника, то при решении второй задачи информация поступает от учителя в устной форме.

3-й блок урока. Проблемная задача №3. Алгоритм взаимодействия учителя и учащихся снова повторяется, изменяется источник информации: это может быть наблюдение, материал научно-популярной литературы, видеоряд, схематическая или другие виды наглядности.

Обязательное условие успешной самостоятельной работы школьников – обратная связь, которая осуществляется по ходу урока, создаёт условия для осознания логики решения проблемного задания, поскольку в данной модели урока в процессе обратной связи воспроизводится ответ уже решённой проблемной задачи. Следовательно, средние и слабые ученики могут осмыслить и осознать путь решения проблемной задачи и потренировать себя, подготовить к решению нового проблемного задания.

Варианты тренинга школьников: 1. Тренинг осуществляется в конце урока, учащиеся выбирают одну из проблемных задач, решённых на уроке, пишут ответ. 2. Ученики решают проблемные задачи, устно восстанавливая в памяти алгоритмы решения. 3. В конце урока учитель проводит тренинг по вариантам. 4. В конце урока проверочная работа. Из задач, решённых на уроке, ученик выбирает две, повторяет варианты решения, работая в парах сменного состава, проговаривает пути решения проблем. 5. Проверочная работа выполняется дома. Учащимся предлагается выбрать одну из задач, решённых на уроке, и записать её решение, затем решить новую проблемную задачу (по выбору).

На следующем уроке, работая в парах сменного состава, учащиеся воспроизводят друг другу алгоритм решения проблемных задач.

Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

Качественно новый результат. Владение новыми способами поиска информации, проблемный уровень мышления.

Целостная система креативного образования и самообразования возникает на основе принципов эвристического обучения
(В. И. Андреев, Ю. К. Кулюткин, В. Н. Пушкин, А. В. Хуторской).

В группу креативных систем обучения входят методики и технологии развития у детей изобретательской культуры (Г. С. Альтшуллер, А. А. Гин, А. В. Бычков и др. ). Одной из наиболее целостных и общеизвестных систем обучения является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...