Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. самосовершенствование личности




Тема 5. самосовершенствование личности

" Ещё раз убеждаюсь, Сократ был прав! Все ответы внутри нас.

(Медведева Д., 10 " Б" класс).

Блок целеполагания

 

Практическое задание

 

Сформулируйте Ваши цели (когнитивные, личностные, др. ) по изучению данной темы.

 

 

===

Блок практических заданий на составление студентом субъективного первичного образовательного продукта

1 вариант

Практическое задание

 

Можно ли обучать на занятиях всех студентов по-разному, с учетом физических, культурных, психологических и др. особенностей каждого учащегося, и, одновременно, выполнять требования общеобразовательной программы? Каковы, на Ваш взгляд, основные элементы такого типа обучения?

 

 

---

2 вариант

Практическое задание

«Цель занятия…» Нередко сформулированная преподавателем цель остается целью только преподавателя. Как сделать так, чтобы каждый студент смог осознать и сформулировать свою личную цель, связанную с темой? Предложите не менее трех способов организации личностного целеполагания студентов на семинарском занятии (на примере конкретной темы).

 

---

3 вариант

Практическое задание

ИОТ. Каков должен быть ученик, чтобы хотел и мог двигаться по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ)? Составьте образ этого ученика. Какие цели должен ставить учитель в конкретных примерах уроков, чтобы ученик захотел ставить собственные цели в направлении ИОТ? Каков должен быть учитель, чтобы началось образовательное «самодвижение»? Опишите личностные качества учителя, которые, с Вашей точки зрения, необходимы для этого.

 

===

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

(Культурно-исторический аналог)

Одним из примеров индивидуализации процесса обучения является эвристическое обучение, в основе которого лежит метод Сократа. Под эвристическим обучением понимается образовательная деятельность ученика по конструированию им собственного смысла, целей, содержания и организации образования. Распространённое мнение о том, что ребёнок не способен творить до тех пор, пока не получит от учителя всех необходимых для этого знаний и умений, опровергается фактами, полученными учёными и педагогами.

Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин, ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, выбирать оптимальные формы и темпы обучения, применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям, осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности. При этом создание школьником собственного образовательного продукта возможно при условии овладения им основами креативной, когнитивной и организационной деятельности.

При осуществлении учащимся этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности: 1) когнитивные (познавательные) – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.; 2) креативные (творческие) – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность, наличие своего мнения и др.; 3) оргдеятельностные – способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление и др.

Подобная эвристическая деятельность учащегося приводит к его творческой самореализации в процессе общего образования.

Существует два варианта обучения.

Первый из них, традиционный, основан на том, что учащемуся первично предлагается первично ознакомиться не с областью действительности окружающего мира, а с представлением о ней в виде уже систематизированной информации с последующим усвоением и воспроизводством в виде ответа. При этом чем больше степень совпадения в ответе с тем, что было изначально задано, тем выше оценка.

 

Вопрос. Есть ли открытие для учащегося в том, что ему преподносится как образец, эталон (текст учебника, лекция преподавателя, и др. )? Будут ли ответы учащихся разнообразны?

 

Второй способ основан на постижении той или иной области реальной действительности исходя из особенностей мышления, способностей и др. У каждого учащегося свой базовый набор умений, знаний, опыта, и изучения действительности (а не подмена действительности упорядоченной суммой информации о ней) предполагает результат – создание каждым учащимся первичного субъективного образовательного продукта. При этом СОП будут разные у разных учащихся – каждый познает и исследует действительность по-своему.

Например, изучение березы в рамках предмета биологии. Предлагается исследование какого-либо аспекта березы на практике.

То есть, вначале практическое исследование, «нащупывание».  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...