Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эвристическая образовательная ситуация




 

Ключевым технологическим элементом организации и проведения эвристического урока является создание эвристической образовательной ситуации – ситуации образовательного напряжения, возникающей спонтанно или организуемой учителем. Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов, которые должны быть получены.

Цикл эвристической образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Как возникает эвристическая образовательная ситуация?

Вначале из личного опыта детей, из их собственных наблюдений вычленяются интересные для них вопросы типа: «Откуда произошло», «Как появился? », «Почему именно так, а не иначе? » Вопросы формулирует учитель, но лучше, когда их задают ученики.

Дети высказывают несколько версий-ответов. Учитель или сами ученики развивают и проверяют на прочность каждую версию. Мнения детей группируются обычно вокруг двух – трех версий. С большим количеством версий им труднее работать, поскольку уже прозвучавшие мнения притягивают к себе их внимание. Задача учителя на данном этапе – заметить, постараться понять противоречивые суждения детей на общую тему, а также помочь им точнее выразить словами свои мысли и образы. Важно «держать тему», т. е. не давать обсуждению отрываться от обозначенного вопроса.

В большинстве случаев обсуждаемый вопрос не имеет «правильного», единственно верного ответа. Главное, чтобы он знал и другие версии, в том числе и те, которые составляют основу общечеловеческой науки и культуры.

После высказывания и отстаивания детьми своих версий возможны разные продолжения:

1) обсуждение заканчивается, каждый ученик остается со своей версией;

2) учитель сообщает детям свои знания или известные ему культурно-исторические научные данные по обсуждаемому вопросу; дети сопоставляют свои версии с научными аналогами;

3) прозвучавшие версии получают свое продолжение и доказательство путем опытов, логических построений и т. п.

Образовательная ситуация допускает открытое, неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Пример. Фрагмент образовательной ситуации на тему «Происхождение мира» («Естествознание», 5 класс).

«Откуда возникло все? Что было в начале? Что такое начало? » – краткое суждение детей по этим вопросам заинтересовывает их этой проблемой. У школьников возникает несколько разных точек зрения на поставленные вопросы. Вокруг фундаментального объекта «мир» и проблемы его происхождения создается образовательная напряженность. После небольшой дискуссии коллективное обсуждение останавливается, и каждому ученику предлагается нарисовать происхождение мира так, как он себе это представляет.

Через 10 минут дети начинают по очереди комментировать свои версии-рисунки. Другие ученики задают им вопросы на понимание.

На данном этапе урока возможно использование форума. Учитель размещает в форуме основные типы детских версий происхождения мира:

· «Взрыв»,

· «Движение в пустоте»,

· «Океан и тепло»,

· «Соединение пылинок»,

· «Сотворение Богом».

Обобщение ученических позиций – это уже коллективный образовательный продукт на данном этапе. Проводится устная промежуточная рефлексия: Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал? Теперь процесс познания реального объекта завершен.

На следующем занятии учитель знакомит детей с культурно-историческими аналогами решения изучаемого вопроса, зачитывает отрывки о происхождении мира из Ригведы, Библии, книг «Древнегреческие мифы», «Русские веди» и др. Дети зарисовывают наиболее яркие сюжеты, сравнивают их со своими, отыскивают сходство и отличие с версиями одноклассников. Образовательный результат по данной теме не является единым для всех. Каждый ученик письменно излагает свои результаты в форме рефлексивного минисочинения. Желающим продолжить занятия по данной теме предлагается взять творческую работу, в которой можно будет более подробно разработать свою гипотезу происхождения мира, изготовить модель и представить ее на защиту в конце учебной четверти.

 

Основные этапы эвристической образовательной ситуации:

1. Образовательная напряженность (формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения).

2. Уточнение образовательного объекта (обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета).

3. Конкретизация задания (формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником).

4. Решение ситуации (личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью эвристических и иных методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельности учеников).

5. Демонстрация образовательной продукции (организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников)

6. Систематизация образовательной продукции (систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта).

7. Работа с культурно-историческими аналогами (введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам) 

8. Рефлексия учащегося (обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулировка окончательного или открытого решения образовательной ситуации).

Началу эвристической ситуации соответствует искусственно созданная или естественным образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна образовательная напряженность:

· целенаправленное создание образовательной напряженности учителем;

· возникновение проблемы или вопроса;

· непредвиденное противоречие;

· несоответствие полученных результатов ожидаемым;

· затруднение решения задачи или выполнения задания;

· нарушение привычных норм образовательной деятельности;

· введение противоречивых культурно-исторических аналогов;

· многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу и др.

Внешне заданный педагогом учебный материал в образовательной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды – обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта.

Наиболее «сильной» является та эвристическая ситуация, в которую оказывается включен в роли участника сам учитель, т. е. возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с учениками. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...