Этапы эвристической деятельности учащегося
Этапы эвристической деятельности учащегося
1 этап: познание реального образовательного объекта (РОО) w Согласно трактовке эвристического обучения, ученик на первом этапе своей образовательной деятельности познаёт исследуемую область реальности (реальный образовательный объект). w К реальным образовательным объектам относятся, например: природные объекты (вода, воздух, и др. ), объекты культуры (художественные тексты, архитектурные сооружения, произведения искусства), технические устройства (компьютер, телефон, телевизор и др. ).
Почему первично исследуется реальный объект действительности, а не идеальное представление о нем в виде книжного текста? 1. Приоритетное познание реальных объектов перед идеальными позволяет предупредить распространенное в учебных заведениях негативное явление, когда изучение реальности подменяется изучением готовых знаний, а точнее, информации о ней. Например, вместо наблюдения реального природного объекта или выполнения опыта, ученики изучают его картинку в учебнике. В результате у выпускников не формируются обусловленные реальной практикой способы деятельности и компетенции. Такой тип образования делает выпускников неспособными осуществлять элементарные функции, связанные с изучаемыми предметами: выполнить наблюдение, провести опыт, создать простейший продукт деятельности. 2. Познание реальной действительности, кроме мотива, имеет индивидуально-ориентированную основу – каждый учащийся познает реальность, исходя из имеющихся у него особенностей: мыслительных, культурных, физических и т. д.
Результат деятельности учащегося на первом этапе – составление учащимся субъективного образовательного продукта (СОП).
Вполне естественно, что данный продукт (гипотеза, рисунок, классификация, рассказ и др. ) содержит в себе тот или иной процент ошибки.
В каком случае ошибка может быть исправлена? Если предоставить возможность сравнения первичного образовательного продукта учащегося, сделанного им индивидуально, с эталоном, образцом, сделанным человечеством в данной области знания. Это сравнение и есть ценнейший образовательный эффект.
Поэтому, 2 этап: сравнение субъективного образовательного продукта учащегося с образцом – культурно-историческим аналогом (КИА). Культурно-исторический аналог концентрирует в себе основы изучаемых наук, искусств, отечественных и мировых традиций, технологий, других сфер человеческой деятельности, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях. Он выражается в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий и др., считающихся фундаментальными достижениями человечества. По сути, на этом этапе реализуется один из главных образовательных эффектов – сравнение своего, субъективного, с тем, что сделано человеком в качестве эталона.
3 этап: создание обобщенного (вторичного) образовательного продукта.
СОП переосмысливается, достраивается или включается в предмет новой деятельности ученика. На основе сравнения СОП с КИА происходит создание учащимся обобщенного (вторичного) образовательного продукта. При этом неизбежно личное образовательное приращение ученика (его знаний, опыта, способностей), которое в ряде случаев выступает одновременно и общекультурным приращением ученического коллектива, класса, школы или более широкой части социума. Ученик оказывается активно включённым в процесс образования как культурно-исторического созидания.
Подобная деятельность учащегося, отражающая примат его внутреннего мира перед внешней образовательной средой, обеспечивает творческую самореализацию учащегося в процессе общего образования.
Этап постановки учащимся собственных целей
Принципы личностного целеполагания и образовательной рефлексии наиболее важны в эвристической деятельности учащихся. В существующей практике эвристического обучения диагностика целей учащихсяпроводится с помощью анкетирования, тестирования, наблюдений, экспертных опросов и др. Другим вариантом диагностики учебных целей является предложение каждому учащемуся списка целей, в котором он отмечает для себя самые главные. Например, список целей может выглядеть так: 1) изучить материал модулей; 2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте; 3) усвоить основные понятия и законы темы; 4) подготовить доклад по одной из проблем (указать); 5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу; 6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать); 7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений; 8) углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их); 9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами; 10) проявить и развить свои способности (назвать их); 11) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; 12) научиться аргументировать свою точку зрения в ходе изучения темы; 13) свой вариант цели. Постановка целей, как и рефлексия, неотделима от отделения знания от незнания, что, в свою очередь, означает приоритет вопроса в постановке учащимся целей. Вопрос ученика отражает его психолого-педагогические, культурные и другие особенности. Постановка учащимся целей в форме вопроса более эффективна в сравнении с используемой традиционной формой целеполагания, в которой ученику предлагается выбрать из перечня предложенных целей те, которые он считает нужным. Следовательно, выбор заданных внешне целей представляет собой вопрос не самого ученика, а внешний вопрос ученику, что снижает эмоционально-ценностный компонент его деятельности.
Некоторые учителя-новаторы для вовлечения учащегося в процесс целеполагания используют проблемные задания. Его разрешение уже предполагает активизацию внутреннего диалога учащегося, что является предпосылкой к развитию творчества. Одним из способов организации личностного целеполагания учащихся на уроке может послужить привлечение внимания к материалу, создавая проблему поиска: «На доске записаны слова с приставками " пре-" и " при-". Чтобы выяснить прием решения конкретной проблемной задачи, перед учащимися ставится вопрос, например: «Как вы будете отграничивать их? » Многие учителя и ВУЗовские педагоги отмечают, что в постановке учащимися перед собой цели может также помочь такая организация начала занятия, при которой детям приходится преодолевать ряд трудностей. Так, изучив правила различения на письме приставок " пре-" и " при-", можно предложить детям составить классификацию слов, среди которых будут и исключения. Столкнувшись с ними, учащиеся заинтересуются их природой и попытаются поставить цель для их изучения. Вместе с тем следует отметить, что в проблемных заданиях и задании проблемной ситуации зачастую отсутствует личностно-значимый для учащегося смысл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|