Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет: математика. Пример для начальной школы (1-2 класс). Предмет – психология. Предмет - Анатомия. Предмет – Мировая художественная культура.




Предмет: математика

«Диалог с Галилеем». Знаменитый физик, математик и философ Г. Галилей писал, что «бесконечность должна быть вовсе исключена из математических рассуждений, так как при переходе к бесконечности количественное изменение переходит в качественное…». Считаете ли Вы верным такое утверждение? Придумайте свою версию о том, что геометрия может описывать не только количественные, но и качественные процессы. Приведите возможную беседу между Г. Галилеем, Н. И. Лобачевским и…Вами, в которой постарайтесь убедить этих ученых в справедливости своей теории».

Пример для начальной школы (1-2 класс)

«Придумай небольшую сказку о том, почему возникают и исчезают бесследно целые острова посреди бескрайних просторов океанов. В сказке укажи несколько пар противоположных героев: например, «злой Вихрь» и «добрый Огонь», «чистая вода и мутный песок».

Задание V-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по географии (8 февраля 2005 г. ) (1 – 2 классы) «Я – река». «Представь, что ты – река. Напиши своё название, куда и зачем ты течешь, какие у тебя есть притоки, какая в тебе вода, кто в ней живет.

Ответ победителя олимпиады в данной возрастной группе (Захарченко Д., 1 «А» класс, МОУ " СОШ № 9", пос. Чистые Ключи). «Я – любознательная река «Хочу учиться». Не спеша, но прямо теку в океан Знаний. Он бурлит мыслями, которые стоят в нем в алфавитном порядке. Я хочу попасть в океан, чтобы стать хоть чуть-чуть похожим на него. У меня есть притоки, с которыми я становлюсь сильней и умней. А зовут их – моя первая учительница, мама, папа, дедушка и бабушка. Во мне течет синяя вода, она горячая, потому что я люблю быть активным и веселым. Живут в моей воде: зеленый кит – терпение, дельфин – усидчивость и маленькие рыбки – мысли».


Примеры заданий, составленных студентами медицинского университета [30]

Сивеня Е. А., Тарасевич М. В., Пупчик Т. С., педиатрический факультет, 3 курс, 2008-2009 уч. гг.

Предмет – психология.

«Многие девушки красят волосы в разные цвета, чтобы что-то в себе изменить. Подумайте, с точки зрения психологии, какие изменения в поведении девушек происходят в зависимости от цвета волос».

(Недостаток задания. Слишком большой объем задания. Необходимо сузить и конкретизировать тему. Например, «Приведите не менее трех личностных изменений, которые при этом происходят»).

Улас Ю., Каравай О. 16 гр., лечебный факультет, 1 курс, 2008-2009 уч. гг.

Предмет - Анатомия.

«Представьте, что у Вас есть возможность переписать книгу по анатомии. Какие бы Вы внесли коррективы или дали новые названия анатомическим образованиям, чтобы сделать их легче для запоминания».

(Недостатком данного задания является недостаточная конкретизация темы).

Слуцкая Е. Л., Погудо Н. В. 17 гр., лечебный факультет, 1 курс, 2008-2009 уч. гг.

Предмет – Мировая художественная культура.

«Всем нам известен И. -С. Бах – великий композитор, создавший музыкальное произведение «Лунная соната». Известно, что у него отсутствовало зрение.  

1. После прослушивания произведения «Лунная соната» постарайтесь нарисовать возникшие у Вас «ответные» чувства, используя наиболее подходящие цвета и фигуры и т. д.

2. Если бы у Баха все-таки было зрение, в какой степени, на Ваш взгляд, он смог бы реализовать себя в области живописи. Ответ обоснуйте».

Емельянова А. , 1 курс, 2008-2009 уч. гг.


Предмет - Биология, 9 класс.

«Строение и функции органа слуха. Перед Вами 2 человека. Один из них глухой, а второй пытается имитировать глухоту. Предложите оригинальный способ, с помощью которого можно было бы выявить симулянта».

Мотивация учащихся выполнять задания объективный показатель их востребованности, проверенный десятилетием. Приведем некоторые рефлексивные суждения участников Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад.

Богаткина Дарья, муниципальное общеобразовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа № 2", г. Алапаевск, Свердловская область:

Я влюблена в эвристические задания. Эти задания учат меня по-новому смотреть на привычные вещи. Я также заметила, что перестала бояться нестандартных вопросов и получаю удовольствие от рассуждений. Творческие задания требуют много времени на осмысливание и редактирование. Эвристические задания - это замечательный способ раскрыть себя, свои творческие способности, окунуться в мир своих идей, очень интересные задания, над которыми стоит поразмыслить не ради победы, а ради личного удовлетворения.

Рыбкина Т. А., учитель истории и социально-экономических дисциплин, МОУ СОШ N25, г. Златоуст

«Многие из моих учеников уже принимают четвертый, пятый и даже шестой раз участие в олимпиадах «Эйдос», а в итоге простая истина – количество порождает качество! Вот так и изменяется сознание, тип мышления, а может быть и картина мира моих учеников».

 

Принципы составления эвристических заданий

 

1. Из образовательных стандартов по учебному курсу отбираются такие образовательные объекты, которые становятся основой эвристического задания. Это могут быть фундаментальные понятия (точка, число, таблица, молекула, знак, время), частнопредметные понятия (модальные глаголы, тетраэдр, историческое событие, революция, силы тяжести или легкости) конкретные реальные объекты (береза, карандаш, гвоздь, словарь, полиэтиленовый пакет, зеркало), правила или закономерности (сложение дробей, законы притяжения и отталкивания, принцип единства противоположностей) и др. Образовательные объекты, выбираемые для составляемого задания, отыскиваются в программах, учебниках, задачниках или других пособиях. Важно, чтобы это были действительно базовые объекты курса, а не просто дополнительные или развлекательные элементы.

2. Выделяются основные виды деятельности учащихся в учебном курсе, по которому проводится занятие. Например, в английском языке такими видами деятельности являются чтение, письмо, говорение, аудирование. Каждый из видов деятельности включает в себя отдельные действия-элементы, которые могут стать основой задания. Выбираются те из них, которые имеют наибольшее отношение к обозначенным образовательным объектам.

3. Определяется форма возможного образовательного продукта, который будет создан учащимися при выполнении эвристического задания. Например, от учащихся требуется выдвинуть гипотезу, предложить свой способ, найти закономерность, составить таблицу, предложить алгоритм, разработать программу, определить понятие, разработать игру, нарисовать образ. Разумеется, что учащийся будет создавать свой продукт по отношению к одному из образовательных объектов, которые определены в п. 1 и с использованием одного из тех видов деятельности, которые обозначены в п. 2.

4. Определяются эвристические методы, с помощью которых предполагается выполнение учеником задания. Иногда эти методы прописываются в задании явным образом, например: " Для решения этой задачи примените метод гиперболизации", но могут быть и в неявном виде. Эвристическое задание может предложить ученикам найти наибольшее количество тех или иных методов решения задания, например: " Предложите как можно больше способов сложения однозначных чисел с переходом через десяток" или " Придумайте несколько способов определения скорости полета воробья".

5. Эвристическое задание записывается в общем структурном виде. В формулировке явно указываются: объект задания (явление тяготения, инфляция и др. ), предполагаемые виды деятельности ученика (исследование брошенного листа бумаги или роста курса доллара), ожидаемый продукт (закономерность падения листа бумаги или курса доллара) и его форма (предложите формулу взаимозависимости введенных вами величин или экономических факторов).

6. Текст задания формулируется и шлифуется с учетом его занимательности, увлекательности, зажигательности, доступности для учащихся. Способов формулирования эвристического задания может быть сколь угодно много, например: найди причину происхождения, разреши противоречие, " почему так, а не иначе", " исключение вместо правила", " если бы", " пусть невозможное станет возможным", какова закономерность, составь модель, исследуй реальность и т. п. " Сухую" формулировку содержательного задания можно предварительно " оживить" сказочным, фантастическим или бытовым сюжетом (" На Землю прилетел инопланетянин", " Колобок встретился с пиццей" и т. д. ) Важно, чтобы занимательность или кажущаяся простота задания предполагали возможность проявления способностей ученику с любым уровнем подготовки.

7. Определяется название задания.

Приведем алгоритмизированный вариант составления задания.

С позиций методологии эвристического обучения учащийся познает область действительности в виде фундаментального образовательного объекта и создает свой субъективный образовательный продукт. Далее происходит сравнение (диалог! ) первичного результата субъективного познания образовательного объекта с его культурно-историческим аналогом. Третий, завершающий этап эвристической деятельности учащегося – включение его собственного образовательного результата в общий образовательный продукт.

Следовательно, данные три уровня эвристической деятельности учащегося находят свое отражение в:

ü трех этапах создания эвристического задания;

ü трех этапах мыслительной деятельности учащегося.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...