Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1 этап деятельности разработчика по составлению эвристического задания.




1 этап деятельности разработчика по составлению эвристического задания.

1. 1. Определение ключевых общеобразовательных терминов, «опорных» точек задания, значение которых необходимо знать ученику, согласно стандарту и программе по данной теме.

1. 2. Определение личностно-значимых для учащегося компонентов данного задания.

Пример составления 1 (знаниевого) уровня эвристического задания по предмету географии (возраст ученика – 6-9 классы). Учитель определяет перечень объектов из стандарта: климат, ландшафт, река, гора, почва, флора, др.

Здесь же на этапе определяются личностно-значимые объекты для учащегося, которые могут использоваться в рамках задания. Например: характер человека, особенности местности, воспитание, религия.

Далее начинается второй этап проектной деятельности.

2. Его суть заключается в построении динамического уровня ЭЗ. Например, как именно взаимосвязаны между собой выбранные опорные знаниевые объекты (на первом этапе)? На что влияет …? И т. д.

Деятельность разработчика: Индуцирование (наведение) известных науке связей между выбранными объектами, определяемыми стандартом. Для этого разработчику задания необходимо сделать следующее:

2. 1. Определить один или несколько фактов (гипотез, явлений и др. ) в выбранном объеме будущего ЭЗ, которые уже известны и общеприняты. Например, известен факт, что реки влияют на климат.

Для удобства можно составить схему-цепочку, связывающую выделенные объекты.

Климат – ландшафт – характер человека – ….

Или, что предпочтительнее, таблицу, в которой отображаем, что известно наверняка, а что гипотетично и может представлять значимость для открытия учащимся.

 

Известно Гипотетично
Роль климата в возникновении цивилизаций. Роль рек в возникновении культуры, религии и др. Климат, ландшафт – характер. Климат - религия.

2. 2. Сопоставление определенных ранее стандартных связей ЭЗ с личностно-значимыми объектами учащегося. Подобное сравнение объектов внешнего мира (гора, климат, характер и др. ) с тем, что личностно-значимо для ученика (его характер, привычки, обычаи и др. ) является основой для развития внутреннего диалога учащегося. Другими словами, на данном втором этапе необходимо наполнить предметный стандарт личностным смыслом учащегося. Например, целесообразно записать для себя такое начало вопроса: Как географические условия твоего края (региона) повлияли на: а) экономику города; б) психологию его жителей; в) на способность сейчас сидеть за компьютером и отвечать на это задание; и т. д.  

3. Теперь следует построение завершающего уровня, творческо-рефлексивного, который должен вывести учащегося за обыденные рамки, определенные на предыдущих этапах.

Деятельность разработчика: Построение личностно-значимого вопроса (ЛЗВ) для учащегося. Для этого вопрос должен включать в себя, что близко учащемуся: климат его района, природные, географические особенности и др. ЛЗВ должен выводить за пределы сформулированного ранее стандартного содержания ЭЗ. Этим и определяется его творческая, созидающая, и одновременно рефлексивная сущность.

ЛЗВ разработчика должен быть направлен на создание учащимся его нового эмоционально-знаниевого пространства, на формирование представлений о том, что ему дается в школе извне, по программе. Вполне естественно, что при этом может произойти и изменение ранее созданных представлений об объекте, теме, предмете.

Чем острее и глубже будет проникать ЛЗВ в личностно-значимое пространство учащегося, тем будет более зажигательным само ЭЗ. Поэтому и ЛЗВ должен быть по возможности кратким, но емким.

Как обратиться с ЛЗВ к внутреннему миру учащегося, научиться «управлять» его внутренним диалогом?

Ответ: Заложить в вопрос те виды деятельности, которые позволяют раскрыть этот смысл, например: повествование; рисование; выводы, др. Необходимо также в вопрос заложить ориентацию на доминирующие способности, необходимые для выполнения задания (логические, образные, познавательные, творческие, коммуникативные, альтернативные, смешанные и др. )

Эти виды деятельности должны носить не только деятельностный компонент, но еще и знаниевый. Задания «Докажи», «опровергни», задай вопрос, допиши фрагмент диалога, рассуди двух спорщиков, направлены на приобретение не только знаний, но и развитие логического и образного мышления школьника.


Репродуктивный и личностно-значимый вопросы

 

На этапе постановки ЛЗВ разработчик должен уметь отделять репродуктивный уровень содержания ЭЗ от его творческого уровня.

ЛЗВ должен заключать в себе в концентрированном виде последовательность из трех гносеологических вопросов. В этом случае деятельность учащегося в результате выполнения задания будет иметь: 1) знаниевый уровень, 2) сравнительный уровень; 3) творческо-рефлексивный уровень.

Пример репродуктивного вопроса (география): Что бы ты посоветовал делать жителям своего края (района) в случае внезапного природного катаклизма?

Ответ очевиден: искать (Internet, книги и др. ) все необходимые традиционные меры, способы защиты. Учащийся знает, что его район сейсмически опасный. И его ответ будет основываться на нахождении уже известных средств защиты после землетрясений.  

Пример уже скорректированного ЛЗВ: Исходя из экономических, географических условий местности, придумай характерные и эффективные для твоей местности средства спасения в случае. …

В этом вопросе учащемуся предлагается: 1) рассмотреть традиционные способы спасения при разгуле природных стихий, рассмотреть особенности своей местности; соотнести традиционные средства спасения (сравнить) с особенностями своей местности. Для этого неизбежно учащийся столкнется с необходимостью создания принципиально нового продукта - результата адаптации общеизвестных средств спасения с особенностями края.

===

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...