Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок практических заданий на составление студентом субъективного первичного образовательного продукта




Блок практических заданий на составление студентом субъективного первичного образовательного продукта

 

1 вариант

Практическое задание

К=ЗУНы +?

Поставьте вместо вопроса свой компонент образовательной системы. Ответ обоснуйте.

 


---

2 вариант

Практическое задание

«Компетентность придет на старших курсах, со временем, и ничего специально для формирования компетентности предпринимать не стоит» (студентка педиатрического факультета, 2 курс, 2008-2009 уч. г. )

 

Как Вы относитесь к данному высказыванию студента? Приведите «за» и «против» подобной точки зрения.

 

===

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

(Культурно-исторический аналог)

Реализация компетентностного подхода в сегодняшнем образовании позволяет разрешить такие его важные проблемы, как наполнение творческим личностным компонентом образовательной деятельности учащегося, преодоление существенной дистанции между теоретическими знаниями учащегося от возможности их эффективной реализации на практике.

Компетентностный подход является своеобразным откликом на стремительную изменчивость окружающего мира: процессы глобализации и информатизации общества привели к тому, что мир никогда так стремительно не развивался, а изменения никогда не были столь глобальными, как теперь. Адаптировать человека к быстроменяющемуся и постоянно усложняющемуся миру теоретически и практически невозможно. Любой стандартный набор знаний и умений «по образцу», которым должен сегодня владеть выпускник школы, делает его неконкурентно-способным и безоружным на рынке труда, практически непригодным для быстроменяющегося и усложняющегося мира. Следовательно, выпускник должен обладать не столько отдельными знаниями и умениями «по образцу», сколько обладать симбиозом знаний, умений и видов деятельности, имеющих интегрированный, комплексный вид. Обладать образовательным потенциалом для гибкого и творческого развития вне стен школы, другими словами, должен быть компетентным реализовать приобретенные знания на практике. Быть компетентным для учащегося означает его владение определенной образовательной компетенцией.  

Согласно Л. М. Митиной, понятие «педагогическая компетентность» включает «знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности[35].

 

Перечень европейских компетенций

 

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил, по сути, основные глобальные компетентности[36].

Компетенции «Изучать» (уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, организовывать свои собственные приемы изучения, уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением).

Сформулируйте сущностные особенности данного вида компетенций (умение организовать собственную деятельность, умение ставить цели, выбирать нужные для этого средства, рефлексировать).

Компетенции «Искать» (запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у эксперта, получать информацию).

В компетенциях «Думать» (организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ, занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение) проявляется умение учащегося сопоставлять различные точки зрения, события.

Компетенции «Сотрудничать» (уметь сотрудничать и работать в группе», принимать решения – улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, доказывать солидарность, уметь организовывать свою работу).

Компетенции «Адаптироваться» (доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений, уметь находить новые решения).

О. Е. Лебедев отмечает, что компетентностный подход к решению проблем школьного образования не отрицает значения знаний, и что повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить школьники. «…школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом. Конечно, это сравнение некорректно, но существенные различия в постановке целей образования оно отражает»[37].

С. Г. Воровщиков считает, что различие между знающим и компетентным человеком заключается в том, что компетентный человек не просто экипирован обширными и глубокими знаниями, его знания определенным образом организованы для принятия эффективных решений в различных видах деятельности[38].

Под образовательной компетенцией понимается совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.


 

Дискуссия! Существуют ли возможности в школе формировать у учащихся образовательные компетенции? Другими словами, реализовывать компетентностный подход? Очевидно, такие возможности существуют, однако они эпизодические, редкие, ограничены компетентностью учителя.

Существуют ли в учебных заведениях предметы с аналогичным названием «Сотрудничать», «Думать», «Социально-трудовая компетенция»? Очевидно, ответ отрицательный – не существует. А если бы эти предметы были введены в образовательную практику, наполнены содержанием, то привнесение нового предмета в учебный план увеличило бы и без того перегруженный стандарт.

 

Под компетенцией следует понимать некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

 

А. В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2)  общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3)  предметные компетенции – частные, по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовая компетенцияозначает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входит, например, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствованиянаправлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

 


Таблица 3

 

Пример иерархии компетенций по технологии А. В. Хуторского

 

I. Ключевые компетенции

II. Общепредметные компетенции

III. Предметные компетенции

Математика Русский язык Информатика

1. Коммуникативные компетенции

1. 1. Устный диалог

1. 1. 1. м. Умение доказывать свою точку зрения

 

1. 1. 1. р. Задание вопросов собеседнику

1. 1. 1. и. Построение различных закономерностей проалгоритмов.

1. 1. 2. р. Конструирование ответа на вопрос
1. 2. Диалог в письменной форме 1. 2. 1. м. Использование древнегреческих апорий для объяснения математических парадоксов 1. 2. 1. р. Самопрезентация в форме резюме 1. 2. 1. и. Использование электронной почты для переписки
1. 3. Полилог (коллективная дискуссия) 1. 3. 1. м. Групповая работа при выполнении математического проекта 1. 3. 1. р. Ролевая форма представления текста произведения 1. 3. 1. и. Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени)

1. 4. ...

     
     

 

Следует отметить, что передаточный характер образования не способствует и реализации компетентностного подхода в образовании. В компетенции теоретические знания могут быть органично соединены с практикой, если они будут иметь общий источник с деятельностью ученика по их приобретению, то есть приобретаться самим учеником, а не передаваться ему извне. Если учащийся пассивен в приобретении знаний, то эффективность преобразования информации в знания посредством внутреннего диалога будет невысокой и сформированные знания не получают готовности быть реализованными практически. В то же время, реализация личностного потенциала учащегося подразумевает его деятельность «изнутри», направленную на раскрытие личностных, творческих, а потому индивидуальных способностей ученика.

Таким образом, два противоположно-направленных вектора: знания, точнее – информация – направленные на учащегося, и деятельность учащегося «от него» препятствуют формированию образовательной компетентности, осуществления в ней синтеза теории и практики, личностного и государственного заказа на образование.

Как учесть личностный и практико-ориентированный компонент компетентности в образовании?

 

Если учащийся пассивен в приобретении информации (выступает в роли приемщика) – он становится просто знающим.   Полученная информация извне преобразуется в ЗУНы (по образцу). ЗУНы – пассивно полученная информация, обучение всех одинаково. Механизм (в формах и методах) – вопрос учителя, ответ учащегося.   Если учащийся активен в приобретении информации (самостоятельно ее ищет, спрашивает, а не только отвечает) – он становится компетентным.   При этом, кроме ЗУНов, он формирует и развивает то, что дополняет их до компетентности: креативные, когнитивные, организационно-деятельностные качества личности. Компетентность – активно приобретенная информация, индивидуализация обучения, обучение всех по-разному. Механизм (в формах и методах) – вопрос ученика, ответ учителя.

 

 


===

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...