2 вариант. Практическое задание. Теоретический блок. (Культурно-исторический аналог)
2 вариант Практическое задание Прочтите фрагмент о средневековых университетах, расположенный ниже. «Диспутации составляли существенную сторону жизни средневековых университетов вообще. Умение вести диспут, который временами продолжался даже не один день, было одной из составных частей экзамена, проводившегося при возведении в ученую степень; сущность, по тогдашнему выражению, “детерминирования” состояла в том, чтобы уметь разрешить поставленный вопрос или тезис проведением над ним целого ряда логических операций типа разграничения и определения понятий, и все это носило публичный характер». [32] Обычные практические занятия представляли собой диспутации и репетиции. Так, в германских университетах репетиции – живой диалог между учителем и учеником, когда первый предлагал вопросы последнему и заставлял его отвечать с тем, чтобы увидеть пробелы в его знаниях. Диспутации должны были приучить школяра, вооруженного знанием, «защищать приобретенное им сокровище против всякого нападения и убеждать других в истинности того, что сам он научился признавать за догматическую истину»[33]. К выставленным руководящим оратором тезисам другие магистры должны были присоединять доказательства, или, иначе, развивать тезисы посредством аргументов». Приведите собственные «за» и «против» подобной формы проведения занятий на 1 курсе медицинского университета. Какие а) личностные; б) профессиональные качества развиваются благодаря обучению через диспутации? Ответ аргументируйте.
=== Теоретический блок (Культурно-исторический аналог)
Эвристическое обучение имеет глубочайшие диалогические основания, начиная с метода Сократа: проектирование и реализация учащимся собственного образования, творческая самореализация школьника возможны лишь в его диалоге с внешней образовательной средой.
Условием самореализации личности учащегося является его взаимодействие с другими субъектами образовательной среды: «лишь через отношения с другими индивидуальность формируется и свободно самореализуется» (В. А. Лекторский). Ключевой единицей взаимодействия субъектов образования выступает диалог. Не случайно диалогическая природа человека определена одним из условий его существования (М. М. Бахтин, В. С. Библер, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П. А. Флоренский и др. ). Отсюда образование, называемое человекосообразным (А. В. Хуторской), со всей очевидностью должно быть диалогичным. Ретрансляционный, монологичный, по сути, характер современного образования оказывается неэффективен для учета личностного начала ученика и его самореализации. Каковы отрицательные стороны монологичности? 1. Препятствует индивидуализации обучения, учету личностного начала ученика и его самореализации. 2. Как следствие – обостряется проблема мотивации детей к учебной деятельности; 3. Проблема здоровьесбережения. Монологизм увеличивает объем содержания предметов, что вызывает перегрузку, откуда: стрессы, психоневрологические заболевания. 4. Монологизм не соответствует коммуникативной составляющей современной жизни, ресурсов и технологии сети Интернет. Без диалогичной составляющей образования дистанционная деятельность учащегося не сможет быть культуросообразной. 5. Монологизм не эффективен в решении воспитательной проблемы. Востребованы навыки диалога воспитателя. Задача усиления личностного начала ученика и активизации его деятельности требует перехода от ретрансляционных подходов в обучении к таким, которые основаны на коммуникациях, в том числе с использованием Интернет-технологий.
Диалог выступает методологическим принципом, методом и способом проектирования и реализации образования, в котором усиливается роль ученика как субъекта учебной деятельности, направленной на рождение знаний и личное образовательное приращение. Данный тип обучения является эвристическим и имеет целью организацию продуктивной образовательной деятельности ученика, его творческое развитие в процессе диалога.
Научить школьника задавать вопросы не эпизодически, а системно – ключ к самореализации учащегося, формированию познающей, творческой личности, способной выдвигать предположения, строить свой индивидуальный путь.
Система эвристического обучения на основе диалога позволяет разрешать многие фундаментальные проблемы эвристического обучения, прежде всего, связанные с коммуникативной составляющей самореализации ученика, системой подготовки учителя, способного осуществлять данный тип обучения в массовой школе, что существенно расширяет границы применимости этого типа обучения в образовательной практике. Главными составными частями подобной системы являются: 1) функции диалога как методологического принципа реализации эвристического обучения (нравственно-развивающая, когнитивная, эмоционально-ценностная, творческо-рефлексивная); 2) система проектирования содержания эвристического обучения, система ее реализации на основе коммуникаций между субъектами образовательного процесса. Функции вопроса: когнитивная (вопрос рассматривается как инструмент реализации познавательной активности), нравственно-развивающая (вопрос как сознательное обращение к собирающему началу, к логосу), эмоционально-ценностная, творческо-рефлексивная. Две последние функции заключают в себе единство внутреннего и внешнего диалогов, синтез активности учащегося и формирование его нравственных основ. Познавательная активность и нравственность, заключенные в вопросе, отражают его творческо-формирующую функцию. Уровень творческих способностей учащихся коррелирует со степенью мотива учащихся задавать вопросы и диалогизировать. Ученики, которые демонстрировали высокий процент творчества в ответах на «недиалогические» задания, очень часто самостоятельно воплощали мысли в форму диалога.
С философско-методологических позиций вопрос учащегося гораздо более многогранно характеризует личность, нежели ответ. В вопросе как творческом продукте уже заключена разноракурсная диалогичность – диалогичность между единичным и множественным – знанием и незнанием, человеком и миром, между культурой и цивилизацией.
Например, принцип единства доказательства и опровержения является диалоговым принципом дополнительности Н. Бора. Э. Фромм показал, что парадоксальное мышление, которое основывается на том, что А и не-А есть одно и то же, порождало толерантность, терпимость, а также стремление к преобразованию человеком самого себя. Реализация этого принципа в образовательной практике формирует умения учащегося рассматривать несколько точек зрения, в том числе и противоположных, позволяет воспитывать толерантность и терпимость к чужому мнению. Система реализации эвристического обучения на основе диалога предполагает продуктивную деятельность учащегося по созданию им совокупного образовательного продукта. Подобная продуктивная деятельность учащегося как основа его творческой самореализации неэффективна без коммуникативной составляющей: деятельность учащегося по созданию образовательного продукта на каждом ее этапе включает в себя сравнение образовательных результатов учащихся, что придает особую значимость системе коммуникаций, основанной на горизонтальных (учащийся-учащийся») и вертикальных («учащийся-учитель») диалогах. Вопрос учащегося и его производные выступает и в качестве средства сравнения образовательных продуктов других учащихся, и в качестве самого продукта эвристической деятельности учащегося.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|