Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы к зачету по дисциплине «Основы психологии и педагогики» (блок "Основы педагогики")




Вопросы к зачету по дисциплине «Основы психологии и педагогики» (блок " Основы педагогики" )

1. Образование как социокультурный феномен.

2. Понятие дидактики как системы обучения.

3. Основные дидактические понятия.

4. Дидактика И. Гербарта и Д. Дьюи.

5. Образование, обучение, развитие, воспитание.    

6. Обучение и развитие: взгляд на проблему.

7. Современное состояние образования.

8. Основные подходы к отбору содержания образования. Предмето-ориентированный и личностно-ориентированный подходы.

9. Образовательный стандарт. Основные ступени образования. Цели образования.

10. Развитие личности. Основные дидактические системы, ориентированные на развитие личности. Развивающее обучение.

11. Дидактическая ситема С. Френе.

12. Дидактическая система М. Монтессори.

13. Дидактическая система Р. Штайнера.

14. Личность и творчество. Инновационные дидактические системы.

15. Личностно-ориентированная система обучения: основные характеристики.

16. Принцип природосообразности в обучении.

17. Воспитание и социализация личности в современных условиях.

18. Традиционная и гуманистическая парадигма воспитания.

19. Школа диалога культур.

20. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Принцип обучающего воспитания - ведущий принцип современной школы.

21. Учебная деятельность: структура, учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.

22. Сущность самопознания и самореализации.

23. Технологии самовоспитания личности.

24. Диалог в образовании как центральный компонент воспитания, развития и социализации личности.

25. Образование эвристического типа как основа творческой самореализации учащегося.

26. Виды эвристической деятельности учащегося.

27. Компетентностный подход в медицинском ВУЗе. Основные представления о компетенциях и компетентностях учащихся.

28. Семейное воспитание. Особенности семейного воспитания в современных условиях.


Приложение. Типология эвристических заданий

Базовым основанием типологии заданий выступают эвристические качества личности и соответствующие им виды деятельности:

1. Задания когнитивного типа

2. Задания креативного типа

3. Задания оргдеятельностного типа

Внутри каждого типа заданий имеются подтипы, которые, в свою очередь, делятся на другие элементы.

 

1. ЗАДАНИЯ КОГНИТИВНОГО ТИПА

 

1. 1. Объект познания, его структура, свойства, функции, связи

· Феномен

· Явление

· Различение фактов и нефактов

· Информация

· Компьютер

· Интернет

1. 2. Методы познания

1. 2. 1. Наблюдение

1. 2. 2. Опыт

o Лабораторный

o Бытовой

o Над собой

1. 2. 3. Эксперимент

o Мысленный

o " Восстановление" истории

o Реальный

1. 2. 4. Мой метод (предложи способ)

1. 2. 5. Теория

o Закон

o Закономерность

o Функция

1. 2. 6. Проблема

o Противоречие

ü найти

ü разрешить        

1. 2. 7. Вопрос (задать)

o объекту изучения

o специалисту (эксперту);

o себе

o другим (" Почему так, а не иначе" )

1. 3. Формы познания

· Монолог

· Диалог

· Полилог

· Гипотеза (" Пусть невозможное станет возможным" )

· Доказательство («Докажи-опровергни»)

· Отрицание

1. 4. Исследование

1. 4. 1. Логическое

o Анализ, синтез

o Дедукция, индукция

o Сравнение, сопоставление

o Обобщение

o Аналоги, аналогии

o Симметрия

o Форма

1. 4. 2. Эмоционально-образное

o Эмпатия:

ü в человека (театр)

ü в животного

ü в неодушевлённый объект

ü в эпоху

ü в субкультуру

ü фантастическое вживание

ü " Проживание" истории

1. 4. 3. Виды исследований

o Предметное (физика, литература и др. )

o Разнонаучное (с позиций разных наук)

o Анкетирование

o Социологический опрос

1. 5. Познавательные структуры

· Связь:

· Общее в разном (найти)

· Коэффициент

· Зависимость

· Интеграция

· Иерархия

· Классификация

· Типология

· Система

· Структура

· Место

· Миграция

· Знание о незнании («Что я не знаю о …»)

1. 6. Самопознание

· Мой организм

· Мои чувства

· Мои ориентиры

· Моя траектория

· Моя учёба

· И т. п.

 

2. ЗАДАНИЯ КРЕАТИВНОГО ТИПА

 

2. 1. Идея

· Версия

· Причина (происхождения)

· «Предложи как можно больше …»

2. 2. Первоэлементы

· Имя (название)

· Слово, термин

· Знак, знакотворчество:

o Буква

o Цифра

o Пиктограмма

o Фигура

o Точка

o Символ

2. 3. Композиция

· Текст

· Схема

· Карта

· Образ:

· Человека, мира, явления

· Лицо, личина, личность

· Маска

· Графика:

· Баннер и др.

2. 4. Сочинение:

· Эпиграф

· Афоризм

· Заголовок

· Текст в разных жанрах (загадка, поговорка, стих и др. )

· Трактат

· Составление

2. 5. Изобретение

· Задача (придумать)

· Правило (составить)

· Инструмент (создать)

· Модель

· Конструкция:

· Конструкция прибора

· Конструкция мыслительная

· Изготовление учебного пособия

· Прогноз

· Открытие

2. 6. Трансформация:

· Модификация (изменение заданного объекта)

· Перевод (из одной формы в другую)

· Предположение " если бы"

· Персонаж:

· В новой ситуации

· Новый персонаж

· Антиситуация (придумать противоположное)

2. 7. Произведение

· Кинофильм

· Мультфильм

· Театрализация:

· Сценарий

· Спектакль

· Роль

2. 8. Презентация

· Паспорт, бирка

· Реклама:

· Слоган

· Плакат

· Листовка

2. 9. Самость

· Сделай по-своему

· Вырази по-своему

· " Исключение вместо правила" (раздели на ноль)

· Автопортрет

 

3. ЗАДАНИЯ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА

 

3. 1. Целеполагание (постановка цели, задач – на будущее, прошлое)

3. 2. Программа, план (составить):

· План наблюдения

· План действий

· План жизни

· План обольщения

3. 3. Норма, нормотворчество

3. 4. Структура

· Алгоритм:

o процесса, явления, действий

o открытия

o Блок-схема

o Система

o Операция

3. 5. Игра

· Компьютерная

· Коллективная

· Настольная

3. 6. Коммуникация (взаимодействие):

· с помощью форума

· с соседом

· с другими

· письменная, устная, невербальная

· Дружба

· Конфликт

3. 7. Распределение

· Критерии

· Шкала

· Рейтинг

· Рефлексия

· Самооценка

· Оценка

3. 8. Рецензия

· Критика

· Восхваление («Составьте оду»)

· Автореферат

· Отзыв


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...