Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос учащегося как модель его ответа




Вопрос учащегося как модель его ответа

 

Вопрос учащегося является его творческим продуктом, выступающим в качестве педагогической модели ответа, и отражает процесс самореализации учащегося.

 

С педагогической точки зрения, творческая деятельность может быть стандартизирована, «зафиксирована» и в знаниевых (базис вопроса), и в деятельностных (переход от знания к незнанию в вопросе ученика отражает его творческую деятельность) «координатах». Две данные составляющие вопроса – знаниевая и творческо-деятельностная – позволяют рассматривать вопрос учащегося в качестве педагогической формы его ответа.

Основными показателями для оценки являются: 1) когнитивные (интенсивные) вопросы ученика, направленные на более глубокое изучение нового материала; 2) экстенсивные вопросы, связывающие тему предмета с другими темами и даже предметами; 3) количественная разность между вопросами ученика и встречными вопросами учителя (оргдеятельностные вопросы); 4) креативные (синкретические) вопросы. По сути, синкретический вопрос – это вопрос, направленный «вглубь» междисциплинарного знания. Например, «Можно ли утверждать, что характер угасания культуры народа носит экспоненциальный характер? ». Критериями оценивания являются сами последовательности вопросов при доказательстве, опровержении утверждений учителя.

Приведем примеры трех различных типов вопросов, имеющих разную образовательную ценность.

 

Пример №1

 

1. Что такое климат?

2. Можно ли считать, что климатические условия влияют на определенные черты характера, темперамента жителей, проживающих в данной климатической местности?

3. Каким образом климатические условия сформировали черты Вашего характера?

 

Пример№2

 

1. Есть ряд алгебраических функций: степенная, экспоненциальная, показательная, логарифмическая, тригонометрическая. Каковы основные характеристики алгебраических функций?

2. Можно ли считать, что поведение человека как процесс в самых различных сферах (личностной, общественной, учебной и др. ) может быть описано с помощью основных алгебраических функций?

3. Есть ряд алгебраических функций: степенная, экспоненциальная, показательная, логарифмическая, тригонометрическая. Сопоставьте каждую из этих функций с различными видами своей деятельности, например: обучение определённому предмету, подготовка к экзамену, поведение с представителем противоположного пола и др. Объясните выведенные соответствия и сделайте вывод о том, какая зависимость отвечает в большинстве случаев вашей натуре.

 

ДИСКУССИЯ! Ученик диалогизирующий – это ученик активный, сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается новое: знание, эмоция, творчество.


Под эвристическим диалогом понимается тип диалога «ученик-учитель», в котором инициатива в познавании нового принадлежит ученику, не учителю. Эвристический диалог предполагает постановку учащимся вопросов внешней образовательной среде на каждом из этапов его образовательной деятельности: на этапе целеполагания, выборе форм и методов, сообразных его культурно-историческим, психологическим особенностям, рефлексивной деятельности.

Главное преимущество эвристического диалога, в сравнении с традиционным диалогом («поликультурная образовательная среда – монокультурный учащийся»), заключается в том, что эвристический диалог способствует становлению нового типа учащегося – ученика диалогизирующего. Умение учащегося вести диалог связано с умением школьника отделять знание от незнания, строить цели своего обучения, выбирать необходимые для этого образовательные средства, рефлексировать. В этой связи можно заключить, что различные формы вопрошания учащегося в эвристическом диалоге позволяют значительно повысить степень творческой самореализации учащегося.

Коммуникативная основа продуктивной деятельности учащегося

 

Коммуникации на занятиях предоставляют возможность сравнения, сопоставления образовательного продукта учащегося с образовательными продуктами других учащихся, создании в результате подобного сравнения обобщенного образовательного продукта.

 

Коммуникативная составляющая занятия (организация учителем «горизонтальных» («учащийся-учащийся») и вертикальных «учащийся-учитель» коммуникаций) – важная часть процесса формирования опыта творческой деятельности учащегося. Коммуникативный компонент позволяет, во-первых, научить учащегося общаться с другими и самим собой, что обеспечивает формирование опыта его творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности, способствует созданию «локомотива» его индивидуальной деятельности. Во-вторых, коммуникации, дидактической единицей которых является вопрос ученика, обеспечивают возможность сравнения образовательных продуктов учеников. В особенности, если таковым продуктом выступает сама коммуникативная единица диалога.

Содержание эвристической вопрошающей деятельности учащегося получает наибольший коэффициент полезного действия в информационно-коммуникативном поле, при поддержке мультимедийных технологий. В очной форме на уроке традиционная доска не может в полной мере послужить местом «встреч» ученических продуктов. В равной степени и мел не может технически обеспечить коммуникативную составляющую урока.

Может ли информатизация образования быть человекосообразной? Являться противоядием от многих негативных черт сегодняшнего времени?

 

Дискуссия: Люди, которые не могут вести диалог, не могут эффективно жить в современном мире?

 

Передаточный, а потому монологичный характер образовательной системы ограничивает процесс информатизации до уровня форм и методов трансляции информации. В одном из ярких проявлений информатизации образования – дистанционном обучении – учащийся выступает в роли получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. При этом личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.

Техническое оснащение учебных заведений парком компьютерной техники и подключением к сети Интернет повышает уровень оснащенности образовательных учреждений. Однако возникает вопрос: Какова эффективность использования высокотехнологического компонента для развития личности учащегося? В нетворческой образовательной системе информационный компонент не имеет существенных качественных рычагов для развития личности школьника, поскольку определяющим, «ведомым» является сам передаточный характер образовательной системы. Количественное возрастание степени информатизации (увеличение парка персональных компьютеров в учебных заведениях, возрастание скорости передачи данных в локальную, глобальную сеть и др. ) при знаниево-ориентированном характере содержания образования только усиливает его негативные черты, репродуктивность и низкий элемент творчества, характер. Например, использование информационных технологий в контроле знаний, умений и навыков сводится к проверке информации, а неограниченный рост заимствований из сети Интернет свидетельствует о развитии шаблонности мышления школьника.

Очевидно, что наивысший коэффициент полезного действия информатизации образования для развития личностных качеств учащегося обеспечивается двумя составляющими. Во-первых, изменением вектора образовательной парадигмы, направленного не «на учащегося», а «от него». Во-вторых, степенью интеграции информационных и педагогических технологий, когда коммуникации как процесс становятся частью содержания образования учащегося.

Диалогическая сущность эвристического обучения определяет востребованность очно-дистантных и дистанционных форм и методов его реализации, в которых осуществляется синтез педагогических эвристических и информационных технологий.

Во-первых, и ученик, и учитель может выбрать и пройти отвечающие его интересам и склонностям курсы продуктивной, творческой ориентации в удобное для него время, принимать регулярное участие в эвристических дистанционных олимпиадах, курсах, конференциях, проектах, способствующих формированию эвристических качеств его личности.

 

Формы реализации системы эвристического обучения

 

· Дистанционные эвристические олимпиады,

· дистанционные курсы (для учащихся, педагогов, родителей),

· очно-урочные мероприятия (например, Интернет-уроки),

· дистанционные ученические конференции, основанные на защитах творческих работ учащихся в форумах.

Во-вторых, и это является главным «за» использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, – продуктивная деятельность основных субъектов образовательной среды – учащегося и педагога – неэффективна без коммуникативной составляющей самой системы образования, в особенности форм и методов обучения.

Помимо дидактических, организация коммуникаций позволяет решать и воспитательные задачи. Например, организация «горизонтальных» диалогов гораздо эффективнее способствует становлению ответственной, рефлексирующей личности, нежели вертикальные диалоги и вообще традиционные внеучебные диалоги. Проведенный анализ содержания дистанционных курсов, олимпиад, проектов показывает, что выполнение эвристических заданий каждым участником по-отдельности, т. е. в единичном формате, в меньшей степени способствуют развитию его творческих способностей, нежели при групповом обсуждении. Подобные выводы могут быть объяснены психологическим эффектом от группового формата общения, который предусматривает генерацию эмоционального фона, что в проекции на образовательную плоскость характеризует более высокие креативные показатели эвристической деятельности учащегося.

Использование Интернет-ресурсов и его основных служб в учебном процессе должно служить определенной цели, той, которая невозможна в очном формате подобных мероприятий. А именно – организации коммуникаций между субъектами образовательной среды (студент, педагог) c целью демонстрации и сравнения их образовательных продуктов. Например, задание «Учитель года» в рамках трех одновременно проводимых мероприятий: «Дистанционная школа года», «Дистанционная педпрактика», «Всероссийская ученическая конференция» предполагает деятельность каждого студента педагогического ВУЗа в двух номинациях: 1) рецензента собственной работы; 2) оппонента двум другим участникам конкурса (одна работа выбиралась по желанию участника, исходя из его научных предпочтений и интересов, вторая определялась педагогом).

В первой номинации – «Рецензент своей работы» – участник, представляющий свою творческую работу, должен после размещения ее содержания на сайте привести наиболее значимые аргументы в защиту работы (выбора целей, содержания, форм и методов исследования), и одновременно привести слабые (проблемные) стороны работы, ее уязвимые места. Вторая номинация «Оппонент» предполагает постановку конкурсантом вопросов (не менее пяти) двум другим участникам, защищающим свои творческие работы. Вопросы размещаются на Форуме.

Содержание данного задания позволяет организовать интересные дискуссии между самими педагогами-участниками конкурса, способствует выдвижению новых интересных гипотез, мнений, открывает новые ракурсы видения педагогических проблем и путей их разрешения.

Наивысшая эффективность творческой самореализации учащегося при использовании информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе проявляется в ситуации, когда вопрос учащегося и его компоненты (доказательства, опровержения и др. ) является образовательным продуктом учащегося и может быть оцененным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...