Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Политико-экономические и социо-культурные условия возникновения старообрядческого книгопечатания.





Введение

Причиной раскола русской церкви XVII в. стало исправление традиционной обрядово-богослужебной практики. И началось оно с внесения изменений в богослужебную литературу. Противники реформ отказались от принятия исправленных книг. Первая такая книга, Служебник, в полной мере отразившая новшества патриарха Никона, вышла в свет в 1655 г., однако сторонники «старой веры», в большинстве своем, считают истинными книги, напечатанные только до 1652 г. включительно, так как уже в изданиях 1653 г. начинают появлятся изменения, характеризующие направление реформ (например, Псалтырь 11.02.1653). Абсолютная монополия государства на книгопечатание не позволяла старообрядцам издавать литературу, отвечавшую их духовным запросам. Это привело к тому, что на протяжении полувека, в период становления движения как оппозиционной общественно-политической силы, в период формирования его идеологии, старообрядчество вынуждено было обходиться дореформенными изданиями, дополняя их сочинениями, переписанными от руки. Однако сокращение фонда дониконовских изданий в связи с износом в процессе обращения, а также целенаправленной политикой правительства по их изъятию, трудоемкость воспроизводства книг путем переписки заставили ревнителей старины искать пути к печатному способу изготовления книг.

 

 


Книгопечатание XVIII в.

План-схема расположения старообрядческих типографий XVIII — начала XX вв.

Территория Россиской империи до 1772 г.
Земли, присоединенные к Российской империи в конце XVIII в.
Земли, присоединенные к Российской империи в конце XIX в.
Типографии XVIII — начала XIX вв.
Типографии II половины XIX — начала XX вв.
Типографии, открытые после 1905 г.

 

Политико-экономические и социо-культурные условия возникновения старообрядческого книгопечатания.

Первые положительные результаты в деятельности старообрядцев на поприще книгоиздания относятся к самому началу XVIII в. После публикации нескольких изданий, количество которых едва превысило десяток за тридцать с лишним лет, выпуск их прервался и был возобновлен только в конце 60-х гг. XVIII в. С этого времени старообрядческое книгопечатание переживает период бурного развития. За срок не многим более 10 лет, к середине 80-х гг., в процесс книгоиздания были включены практически все типографии, работавшие в XVIII в. на старообрядческий рынок. В последней четверти XVIII в. старообрядческое книгопечатание приобрело широкие масштабы, количество изданий, выпускаемых каждой типографией, исчислялось десятками.



Этот период определяется как первый этап в развитии старообрядческого книгопечатания. Его хронологические рамки — 1701 — 1822 гг. Инициатором и организатором книгоиздания в этот период стало калужско-стародубское старообрядчество.

Теснейшие связи и взаимодействия между старообрядцами Калуги и Стародубья, географическая близость этих районов дали возможность объединить их под названием калужско-стародубского центра старообрядчества. Это представляется особенно оправданным в случае, когда речь идет о явлении, возникшем благодаря совместным усилиям старообрядцев названных районов. Калужские старообрядцы стали инициаторами книгопечатания, а с формированием и возвышением Стародубья как крупнейшего центра старообрядчества, идея этого предприятия была воспринята стародубскими старообрядцами и в новых, более благоприятных условиях, на более широкой экономической базе претворена в жизнь.

В конце XVII — начале XVIII вв., когда только шел процесс складывания других старообрядческих центров (Выг, Керженец, Стародубье, Ветка), Калуга, по словам М.И.Лилеева, уже была «видным и сильным раскольничьим центром», основу которого составляли не переселенцы, а местные жители края. С момента возникновения стародубских старообрядческих слобод калужские старообрядцы не только самым тесным образом были связаны с ними, но и принимали активное участие в их заселении. Стародубские старообрядческие слободы, в отличие от других крупнейших центров, образованных старообрядцами-переселенцами (Выг, Керженец, Иргиз), формировались как открытые гражданские поселения, а не скиты, пустыни, монастыри. Это создало предпосылки, развитые затем целым рядом особенностей существования слобод, для выработки таких взглядов их жителей, которые позволили слобожанам решить религиозную, идеологическую задачу, стоявшую перед старообрядчеством, издание своей литературы для укрепления и расширения движения, на чисто коммерческих путях не только не пренебрегая услугами своих давних врагов «латинян», а даже выпуская книги и для них с целью увеличения собственных доходов.

К числу особенностей существования слобод, повлиявших на формирование взглядов стародубцев, следует отнести политику российского правительства, которая была направлена на укрепление экономических основ жизни стародубских обывателей, т. к. именно стародубские слободы были той приманкой, с помощью которой правительство стремилось вернуть своих беглых налогоплательщиков. На развитие особенностей мировоззрения стародубских старообрядцев также повлияло расположение Стародубья не в глухом изолированном или окраинном районе, а на перекрестке активной общественной жизни Восточной Европы. Важным фактором, содействовавшим превращению Стародубья в центр старообрядческого книгопечатания, была и его близость к местам традиционного восточно-славянского книгопечатания.

Заблудов, Острог, Львов, Вильно, связанные с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, более поздние воспреемники их традиций — типографии Киева, Чернигова, Кутейно, Могилева — были не просто центрами книгопечатания, а являлись одновременно центрами борьбы за сохранение православной культуры на западно-русских землях.

Невозможность организации книгопечатания в России заставила калужско-стародубских старообрядцев обратить свой взор к соседней Речи Посполитой, где и располагалось большинство этих центров и, где книгоиздательство было свободно от государственного диктата. Постоянные поездки купцов-старообрядцев в Польшу, позволяли им хорошо ориентироваться во внутриполитической ситуации в стране, создавали условия для налаживания контактов и заключения договоров по изданию книг.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.