Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Характеристика тренировочного процесса




1. 2 Характеристика тренировочного процесса

Для достижения высоких результатов тренировочный процесс в беге на 400 м должен быть многолетним. Особенно важно рациональное планирование тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки. На протяжении года спортсменка должна повысить уровень общефизической и специальной подготовленности, овладеть рациональной техникой бега, улучшить скоростные качества и специальную выносливость, совершенствовать психологическую подготовку [17].  

Годовой план подготовки бегуний на 400 м делится на периоды: подготовительный, соревновательный и переходный, которые входят в осенне-зимний и весенне-летний макроциклы. Длительность периодов тренировки должна определяться не какой-то формально заданной цифрой, а, прежде всего, тем временем, которое необходимо для решения поставленных задач.

Подготовительный период в полугодичном цикле составляет 3, 5–4, соревновательный – 1, 5–2 в осенне-зимнем и 2–2, 5 месяца в весенне-летнем макроцикле. Продолжительность переходного периода, как правило, равняется 2–4 неделям.

Периоды делятся на этапы. Первый подготовительный период разбивается на два этапа: общеподготовительный (14 недель) и специальный (4 недели). В соревновательном периоде (4 недели) осенне-зимнего макроцикла спортсменки принимают участие в 2–3 соревнованиях. Два соревнования планируются и на этапе специальной подготовки. Соревнования специального этапа подчинены интересам подготовительной работы. Их основная функция – быть средством тренировки и контроля.

Весенне-летний подготовительный период также делится на два этапа – общеподготовительный (12 недель) и специальный (4 недели). В последний целесообразно включать 1–2 соревнования. Второй соревновательный период по длительности больше и составляет 8–10 недель. Он включает этап наивысшей готовности. Некоторые авторы рекомендуют разбивать соревновательный период на несколько этапов (например, на ранний соревновательный и основной соревновательный). Но это целесообразно лишь в том случае, если период длителен.

Этапы подготовки принято делить на микроциклы: втягивающий, нагрузочный, ударный, разгрузочный, предсоревновательный, соревновательный и поддерживающий.

При построении годичного плана тренеру необходимо учитывать особенности женского организма в связи с фазами овариально-менструального цикла (примерно 28 дней), так как спортсменки в этом периоде 10–12 дней находятся в относительно неблагоприятном функциональном состоянии. На это время следует заранее планировать разгрузочный микроцикл, который предусматривает малый объем тренировочных нагрузок (преимущественно аэробной или смешанной направленности), выполняемый с невысокой интенсивностью [27].  

Планируя тренировочный процесс бегуний на 400 м, необходимо учитывать функциональные возможности женского организма. У женщин объем и интенсивность нагрузок должны быть меньшими, чем у мужчин, особенно в упражнениях силового характера. Нежелательны упражнения с сильным прогибом туловища назад. Упражнения следует подбирать такие, которые не перегружают позвоночник (выполняются сидя или лежа), но укрепляют мускулатуру туловища. В подготовке женщин объем и интенсивность тренировочных нагрузок следует повышать постепенно. Отдых между интенсивными упражнениями, повторяющимися сериями должен быть продолжительнее, чем у мужчин. Женщинам противопоказаны тренировки и участие в соревнованиях в период беременности. После родов, которые, как правило, спортсменки переносят лучше, чем лица, не занимающиеся спортом, возвращаться к тренировке можно не ранее чем через 6 месяцев, и то со значительно меньшей нагрузкой (особенно при выполнении упражнений для развития силы и выносливости).

Важным звеном управления подготовкой бегуний на 400 м является педагогический контроль. Он позволяет определить уровень физической подготовленности и состояние спортивной формы спортсменки на данном этапе подготовки, выявить наиболее эффективные средства и методы тренировки, прогнозировать результаты.

 

1. 3 Особенности методики развития специальной выносливости

 

В основе современных представлений в области развития специальной выносливости – интеграция в едином комплексе напряженных проявлений физических, технико-тактических и психологических составляющих спортивного мастерства, создание условий, в которых метаболизм органически связан с характеристиками соревновательной деятельности, повышение способностей к противодействию развития утомления, отдалению его наступления и к эффективной деятельности в условиях прогрессирующего и явного утомления [22].

В процессе работы над развитием специальной выносливости следует выделять два тесно связанных между собой и в то же время самостоятельных направления. Первое предполагает целостное развитие специальной выносливости в строгом соответствии с планируемой структурой соревновательной деятельности того или иного вида спорта, факторами, определяющими развитие утомления и противодействия ему, что и предопределяет состав средств и методов развития этого качества.

Второе направление связано с преимущественным воздействием на развитие отдельных способностей или компонентов, играющих важную роль в обеспечении высокого уровня специальной выносливости.

Целостное развитие специальной выносливости предполагает использование разнообразных тренировочных программ, моделирующих соревновательную деятельность с ориентацией на ту ее часть, которая связана с противодействием развитию утомления и преодолению его. Являясь мощным средством совмещенного проявления и интегрального развития совокупности качеств и возможностей, определяющих уровень специальной выносливости, это направление далеко не всегда является наиболее эффективным для развития важнейших составляющих этого качества, которые связаны преимущественно с силовыми, скоростными и координационными возможностями, выносливостью отдельных мышечных групп, способностями психики к преодолению утомления и др.

Проявление выносливости в разных видах спорта имеет свою строгую специфику, обусловленную преимущественным проявлением отдельных способностей, которые часто представляются как узкоспециализированные виды выносливости – скоростная, силовая, координационная, локальная, частная или глобальная, статическая, динамическая, координационная. Например, спортивное плавание, академическая гребля или лыжные гонки связаны с активностью подавляющей части мышечного массива, что определяет глобальный с этой точки зрения характер выносливости. В то же время велосипедные гонки, бег на различные дистанции, прыжки на лыжах с трамплина вовлекают преимущественно мышцы нижних конечностей и постуральные мышцы, что предопределяет частичный характер выносливости. Скоростная выносливость преимущественно обеспечивает уровень специальной в спринтерских видах бега, плавания, конькобежного спорта, а силовая и координационная – в видах спортивной борьбы. От уровня развития статической выносливости в значительной мере зависят результаты в пулевой стрельбе и стрельбе из лука, а координационная и скоростная во многом определяют специальную выносливость в спортивных играх.

Применительно к каждому из этих локальных видов выносливости могут быть предложены узкоспециализированные средства и методы, не соответствующие в должной мере по своему содержанию структуре соревновательной деятельности, средствам и методам целостного развития специальной выносливости. Такие средства и методы, являясь высокоэффективными для развития тех или иных значимых составляющих этого качества, создают предпосылки для более эффективного целостного развития специальной выносливости [22].

Таким образом, процесс развития специальной выносливости предполагает как избирательное совершенствование различных компонентов, определяющих уровень развития этого качества, так и объединение достигнутых адаптационных реакций в целостную систему путем использования различных средств, моделирующих соревновательную деятельность. Процесс избирательного совершенствования составляющих специальной выносливости, естественно, опережает процесс их объединения в единое целое в соответствии с требованиями соревновательной деятельности. На базовых этапах подготовки в основном используются средства избирательного воздействия. По мере развития соответствующих реакций адаптации в тренировочный процесс включаются средства интегрального характера, отвечающие специфике соревновательной деятельности и особенностям проявления выносливости в конкретном виде соревнований. По мере приближения к ответственным соревнованиям в процессе специализированной подготовки объем таких средств достигает максимальных величин.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...