Формирование современной Англии
v Судьба каждой страны обусловлена ее историей: наследие прошлого ограничивает количество вариантов, из которых надо выбирать. И по аналогии с понятием «доисторические времена» можно.сказать, что на протяжении большей части своей истории Англия была «додемократической» страной. Ее нельзя было назвать демократической в современном смысле этого слова, но все ее институты медленно эволюционировали в сторону демократии. По сравнению с европейскими соседями Англии, можно сказать, повезло: многие из фундаментальных вопросов управления государ-ством были решены, там гораздо раньше, чем в других странах. Еще в эпоху позднего средневековья центральная политическая власть сосредоточилась в руках монарха. В XVI в., когда король Генрих VIII порвал с римско-католической церковью и основал англиканскую, укрепился приоритет государственной светской власти над властью церковной. Борьба между королем и парламентом завершилась Реставрацией 1660 г. и Славной Революцией 1688 г. В конце XVIII в. политическая власть была разделена между престолом и парламентом путем создания системы представительного правления. Среди современных политологов нет единого мнения по вопросу о том, когда именно сформировалась в Англии современная система правления [3]. Специалист по конституциям отнесет этот переход к 1485 г., когда возникла централизованная монархия Тюдоров; человек, изучающий историю экономики, начнет отсчет с 60-х годов XVIII в., т.е. с начала «промышленной революции», а разочарованный поборник реформ заявит, что этого вообще пока не произошло. Наиболее убедительным представляется суждение тех, кто связывает развитие современной системы правления с весьма длительным (1837-1901) царствованием королевы Виктории: именно тогда появились институты власти, призванные решать проблемы общества, которое, ш> мере того, как страна развивалась в промышленном отношении,
19' год от году становилось все более образованным, урбанизированным и все нетерпимей относилось к закосневшим традициям, л Благодаря осуществленной в 1832 г. реформе избирательные права постепенно стали получать широкие массы, и к 1885 г. правом голоса было наделено большинство англичан мужского пола. Соперничавшие друг с другом консерваторы и либералы стали проводить общенациональные выборы. К 1918 г. избирательные права были предоставлены всем совершеннолетним гражданам мужского пола и определенной категории женского. Лейбористская партия, основанная в 1900 г. для того, чтобы в парламенте были представлены работники физического труда, первой в 1924 г. сформировала «теневой кабинет», что привело к расколу в рядах либералов. В 1911 г. королевское правительство стало полностью подотчетно избираемой палате представителей; женщины были уравнены в избирательных правах с мужнинашдаддь.вЛЗр г. «Промышленная революция» потребовала от власти улучшения условий и безопасности жизни в городах. В середине XIX в. институты власти из аристократических придатков королевского двора превратились в систему, способную вводить в действие и осуществлять законы, касающиеся здравоохранения, образования, охраны-труда, а также взимать налоги, из которых должны были финансироваться новые структуры социальной сферы. В 1906 г. правительство либералов учредило пенсии по старости и страхование;на случай потери работы. В период между двумя мировыми войнами социальное обеспечение стало охватывать все более широкие круги населения. Валовой национальный продукт (ВНП) значительно возрос, а даи^шцрашиваемая правительством на социальные нужды, увеличились еще больше [4]. В 1890 г, она составляла 8%, в 1910 г. -г 12%, а к 1920 и увеличилась до 26%. Со времени окончания Второй мировой«ойны социальные выплаты составляли от одной трети до половины ВНП. <
От возникновения современной системы государственной власти сама проблема управления страной не исчезает. В двух мировых войнах Англия оказывалась в стане победителей, однако ее политическое влияние уменьшилось. В своем политическом развитии стрцка после окончания Второй мировой войны прошла пять стадий. >,' Во время войны возглавляемое Уинстоном Черчиллем коалиционное правительство, куда вошли представители всех партий, заложило основы государства всеобщего благоденствия, имеющего смешанную экономику. Правительство для достижения победы обеспечило полную занятость работоспособного населения и, чтобы «все получали поровну», ввело нормированное продовольственное снабжение. Вехами на пути к созданию британского государства всеобщего благоденствия стали три*документа (авторами первых двух были либералы, а последнего — консерватор): доклад Бевериджа по социальному обеспечению, доклад Джона Майнарда Кейнса о полной занятости (1944) и Закон Батлера об образовании (1944). Политику «справед- ливого распределения» проводил и кабинет лейбориста Клемента Эт-тли, избранного в 1945 г. В 1948 г. была создана Государственная служба здравоохранения, бесплатно оказывающая медицинскую помощь любому, кто обращается туда/Угледобывающая и сталелитейная промышленность, железные дороги, компании, занимающиеся газо- и Электроснабжением, были национализированы (т.е. перешли в собственность государства). К 1951 г. правительство лейбористов исчерпало свой список согласованных перемен, но проводимой им экономической политике еще предстояло добиваться процветания. На второй стадии власть с 1951 по 1964 г. перешла к консерваторам, которым удавалось сохранять в стране социальное согласие. Правительства Уинстона Черчилля, Энтони Идена и Гарольда Макмиллана стремились убедить электорат в своей способности сохранить широко Популярное государство всеобщего благоденствия. Приверженность идеям кейнсианства в деле достижения экономического роста, полной заня-•рости и низкой инфляции, приводила к очевидному успеху. Нормирование продуктов был©< отменено, жизненный уровень рос по мере того, как, автомобили и холодильники, обладание которыми еще недавно считалось уделом очень немногих, становились доступны широким массам и появлялись новые потребительские товары, такие, как телевизоры. Консерваторы дважды — в 1955 и 1959 гг. — одерживали победы на выборах. Однако премьер-министр Гарольд Макмиллан призывал не обольщаться успехами:
Кое-кого из нас уже начинает беспокоить вопрос: «Не слишком ли Все это хорошо, чтобы быть правдой?», а точнее: «Не слишком ли все это хорошо, чтобы продолжаться?» На фоне всего этого процветания нас еще со времен окончания войны тревожит в той или иной форме одна проблема. Проблема роста цен [5]. Третья стадия началась в 60-е годы с потока публикаций на одну и ту же тему: *Что неблагополучно в Британии?* Политику преемственности стали порицать как приверженность отжившей традиции. Политики призывали к новому, активно-агрессивному стилю менеджмента. Выборы 1964 г. выиграли лейбористы во главе с Гарольдом Вильсоном, выдвинувшие расплывчатый, но броский лозунг: «Вперед с лейбористами». Правительственные учреждения переименовывались, что символизировало желание перемен ради перемен. Но в прежних министерствах сидели прежние люди, занятые все той же рутинной работой. Вопреки прогнозам, экономического роста не наблюдалось, Ц и в 1967 г. правительство Вильсона было вынуждено девальвировать '•§ фунт стерлингов и взять кредит у Международного валютного фонда. На выборах 1970 г. лейбористы потерпели поражение. __. Консервативное правительство Эдварда Хита (1970—1974) доказа-^д©; что все пороки гиперактивного управления не присущи лишь ка-одной партии или лидеру. Планы, разработанные командами советников в пору пребывания в оппозиции, осуществить не удавалось. Высшее достижение администрации Хита — вступление в Европейское Сообщество — раскололо и его собственную партию, и оппозицию. Стараясь с помощью контроля над ростом заработной платы обуздать беспрецедентную инфляцию, Хит рискнул своим авторитетом, вступив в конфронтацию с Национальным союзом горняков. Возникла патовая ситуация, в результате которой промышленные предприятия из-ea нехватки угля перешли на трехдневную рабочую неделю. Премьер-министр назначил выборы, призванные ответить на простой вопрос: «Кто правит страной?»
Итоги голосования, прошедшего 28 февраля 1974 г., показали, что ни одна из двух крупных партий не пользуется безусловным доверием. Число тех, кто поддерживал консерваторов, снизилось до 38%, сторонников лейбористов — до 37%, тогда как либералы более чем вдвое улучшили свои показатели, набрав 19%. Благодаря несовершенству избирательной системы лейбористы получили большинство мест в палате представителей, однако ни одна партия не добилась абсолютного большинства. Сформированное лейбористами правительство парламентского меньшинства снова возглавил Гарольд Вильсон. Повторные выборы в октябре 1974 г. дали лейбористам незначительное большинство. Правительство провозгласило «социальный договор»: рост зарплат ограничивался в обмен на увеличение выплат в социальной сфере (пенсии, пособия и пр.) В 1975 г. стало ясно, что эта политика провалилась. Безработица достигла наивысшего с 30-х годов уровня; цены выросли, в экономике начался спад. В 1976 г. Вильсона сменил на посту премьер-министра Джеймс Каллаган. Окончательный отказ от кейнси-анства произошел в 1978 г., когда в надежде стабилизировать курс национальной валюты лейбористы попросили новый кредит в МВФ. Четвертая стадия началась с победы Маргарет Тэтчер на всеобщих выборах 1979 г. Тэтчер — в ту пору единственная женщина на посту премьер-министра крупной европейской страны — решительно порвала с прошлым. Экономические провалы своих предшественников она объясняла чрезмерным стремлением достичь взаимоприемлемых компромиссов при явном недостатке уверенности в собственной правоте. «Ветхозаветные пророки не призывали: "Братья, добьемся соглашения", — говорила Тэтчер. — Они утверждали: "Таковы мои убеждения. В это я пламенно верую. Если и ты — тоже, нам по пути"» [6]. В первую очередь Маргарет Тэтчер была уверена, что наиболее значительные сдвиги в обществе дано совершить не правительству, а рынку (см. вставка 8.1.) Раскол среди оппонентов способствовал тому, что Тэтчер трижды подряд приводила свою партию к победе на выборах, ни разу, впрочем, не набирая больше 44% голосов. У лейбористов тон задавали воинствующие партийные активисты левого толка: их предвыборную программу 1983 г. член парламента от лейбористов назвал «самой длин -
ВСТАВКА 8.1 Маргарет Тэтчер — единственный британский премьер-министр, чье имя стало обозначать политическую идеологию. Она верила в сильное правительство до тех пор, пока держала его в руках. Во внешней политике — в первую очередь это касается взаимоотношений с Европейским союзом и поддержки президента Рональда Рейгана — она последовательно и твердо отстаивала национальные британские интересы (в своем понимании). Когда в 1982 г, Аргентина захватила малонаселенные Фолклендские острова (отдаленную британскую колонию в Южной Атлантике), Тэтчер без колебаний начала против агрессора войну, оказавшуюся краткой, почти бескровной и победоносной. Она также использовала свой личный авторитет против коллег по кабинету министров и чиновников. Автономии местных органов власти были урезаны за счет усиления центрального правительства, а налог на.недвижимость заменен подушным, взимаемым с каждого совершеннолетнего. Тэтчер была непреложно убеждена в том, что только рынок способен избавить страну от экономических трудностей. Лауреат Нобелевской премии по экономике монетарист Милтон Фридмэн заметил: «Миссис Тэтчер представляет особую традицию — традицию манчестерского либерализма XIX в., свято верящего в свободную торговлю на свободном рынке». Экономическая политика администрации Тэтчер знавала и триумфы, и провалы — антиинфляционные меры увенчались успехом, но безработица возросла вдвое. Закон об индустриальных отношениях предоставлял членам профсоюза право избирать своих лидеров и решать вопрос о забастовке голосованием. Для тэтчеризма характерно использование методов бизнес-менеджмента в иных, далеких от предпринимательства, сферах — от больниц и университетов до театров с целью сокращения расходования государственных средств и снижения налогов. ной в истории предсмертной запиской». В противовес им четверо бывших министров лейбористского правительства в 1981 г. образовали Щ центристскую Социал-демократическую партию (СДП) и вступили в 1 коалицию с Либеральной партией. Лидером лейбористов вместо Май-| кла Фута стал Нил Киннок, планировавший вернуть партию на прежние, левоцентристские позиции. Это возвращение было долгим. После того как Тэтчер в 1987 г. в третий раз подряд одержала победу на = выборах, руководство СДП примкнуло к либералам, создав объеди-Щ; Ценную Либерально-демократическую партию, которую возглавил член == парламента от либералов Пэдди Эшдаун. Тэтчер, хотя и ратовала против увеличения государственных ас Между тем манера Тэтчер вести себя с коллегами по кабинету министров делалась все более авторитарной, что не могло не вызывать недовольства. В последний период его подкрепляли неутешительные опросы общественного мнения и поражения консерваторов на промежуточных выборах в парламент, когда решалась судьба нескольких неожиданно освободившихся мандатов. Осенью 1990 г. ополчившиеся на Тэтчер члены парламента от Консервативной партии устроили Перевыборы лидера партии. В первом туре премьер-министр набрала больше половины голосов парламентариев-консерваторов, однако в соответствии с принятыми в партии сложными правилами избрания лидера этого не хватило для.того, чтобы Тэтчер сохранила за собой должность; она предпочла не рисковать, подвергаясь унизительной процедуре повторной баллотировки, и подала в отставку. Члены палаты от Консервативной партии избрали лидером относительно малоизвестного Джона Мейджора. 6н стал депутатом парламента лишь в 1979 г. Однако в 1994 г. Мейджор с честью выдержал первое испытание выборами, и консерваторы — случай беспрецедентный! — в четвертый раз подряд сформировали правительство. Он не разделял решимости своей предшественницы проводить политику, зиждущуюся на абстрактных убеждениях. Присущий ему прагматизм часто воспринимался его критиками как стремление пустить все на самотек. Тэтчери-сты в Консервативной партии упрекали его за чрезмерную уступчивость в общеевропейских вопросах и за согласие подписать Маастрихтский договор, укреплявший Европейский союз. Тем не менее он осуществил идею приватизации угледобывающей промышленности и железных дорог. Вскоре после выборов 1992 г, его экономическая политика, в основе которой лежало стремление укрепить национальную валюту, провалилась под напором иностранных спекулянтов. Репутацию правительства пятнало недостойное поведение некоторых парламентариев-консерваторов, замешанных в сексуальных и денежных скандалах, хотя сам Мейджор был вне подозрений. К 1993 г. его рей-
ВСТАВКА 8.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|