Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование современной Англии




v Судьба каждой страны обусловлена ее историей: наследие про­шлого ограничивает количество вариантов, из которых надо выби­рать. И по аналогии с понятием «доисторические времена» можно.сказать, что на протяжении большей части своей истории Англия была «додемократической» страной. Ее нельзя было назвать демокра­тической в современном смысле этого слова, но все ее институты медленно эволюционировали в сторону демократии.

По сравнению с европейскими соседями Англии, можно сказать, повезло: многие из фундаментальных вопросов управления государ-ством были решены, там гораздо раньше, чем в других странах. Еще в эпоху позднего средневековья центральная политическая власть со­средоточилась в руках монарха. В XVI в., когда король Генрих VIII порвал с римско-католической церковью и основал англиканскую, укрепился приоритет государственной светской власти над властью церковной. Борьба между королем и парламентом завершилась Рес­таврацией 1660 г. и Славной Революцией 1688 г. В конце XVIII в. поли­тическая власть была разделена между престолом и парламентом пу­тем создания системы представительного правления.

Среди современных политологов нет единого мнения по вопросу о том, когда именно сформировалась в Англии современная система правления [3]. Специалист по конституциям отнесет этот переход к 1485 г., когда возникла централизованная монархия Тюдоров; чело­век, изучающий историю экономики, начнет отсчет с 60-х годов XVIII в., т.е. с начала «промышленной революции», а разочарован­ный поборник реформ заявит, что этого вообще пока не произошло. Наиболее убедительным представляется суждение тех, кто связывает развитие современной системы правления с весьма длительным (1837-1901) царствованием королевы Виктории: именно тогда появились институты власти, призванные решать проблемы общества, которое, ш> мере того, как страна развивалась в промышленном отношении,

19'


год от году становилось все более образованным, урбанизированным и все нетерпимей относилось к закосневшим традициям, л

Благодаря осуществленной в 1832 г. реформе избирательные права постепенно стали получать широкие массы, и к 1885 г. правом голоса было наделено большинство англичан мужского пола. Соперничавшие друг с другом консерваторы и либералы стали проводить общенацио­нальные выборы. К 1918 г. избирательные права были предоставлены всем совершеннолетним гражданам мужского пола и определенной ка­тегории женского. Лейбористская партия, основанная в 1900 г. для того, чтобы в парламенте были представлены работники физического тру­да, первой в 1924 г. сформировала «теневой кабинет», что привело к расколу в рядах либералов. В 1911 г. королевское правительство стало полностью подотчетно избираемой палате представителей; женщины были уравнены в избирательных правах с мужнинашдаддь.вЛЗр г. «Промышленная революция» потребовала от власти улучшения условий и безопасности жизни в городах. В середине XIX в. институты власти из аристократических придатков королевского двора превра­тились в систему, способную вводить в действие и осуществлять зако­ны, касающиеся здравоохранения, образования, охраны-труда, а также взимать налоги, из которых должны были финансироваться новые структуры социальной сферы. В 1906 г. правительство либералов учре­дило пенсии по старости и страхование;на случай потери работы. В период между двумя мировыми войнами социальное обеспечение стало охватывать все более широкие круги населения. Валовой нацио­нальный продукт (ВНП) значительно возрос, а даи^шцрашиваемая правительством на социальные нужды, увеличились еще больше [4]. В 1890 г, она составляла 8%, в 1910 г. -г 12%, а к 1920 и увеличилась до 26%. Со времени окончания Второй мировой«ойны социальные вып­латы составляли от одной трети до половины ВНП. <

От возникновения современной системы государственной власти сама проблема управления страной не исчезает. В двух мировых войнах Англия оказывалась в стане победителей, однако ее политическое влияние уменьшилось. В своем политическом развитии стрцка после окончания Второй мировой войны прошла пять стадий. >,'

Во время войны возглавляемое Уинстоном Черчиллем коалици­онное правительство, куда вошли представители всех партий, зало­жило основы государства всеобщего благоденствия, имеющего сме­шанную экономику. Правительство для достижения победы обеспечи­ло полную занятость работоспособного населения и, чтобы «все получали поровну», ввело нормированное продовольственное снаб­жение. Вехами на пути к созданию британского государства всеобщего благоденствия стали три*документа (авторами первых двух были либе­ралы, а последнего — консерватор): доклад Бевериджа по социально­му обеспечению, доклад Джона Майнарда Кейнса о полной занятос­ти (1944) и Закон Батлера об образовании (1944). Политику «справед-


ливого распределения» проводил и кабинет лейбориста Клемента Эт-тли, избранного в 1945 г. В 1948 г. была создана Государственная служ­ба здравоохранения, бесплатно оказывающая медицинскую помощь любому, кто обращается туда/Угледобывающая и сталелитейная про­мышленность, железные дороги, компании, занимающиеся газо- и Электроснабжением, были национализированы (т.е. перешли в соб­ственность государства). К 1951 г. правительство лейбористов исчерпа­ло свой список согласованных перемен, но проводимой им экономи­ческой политике еще предстояло добиваться процветания.

На второй стадии власть с 1951 по 1964 г. перешла к консервато­рам, которым удавалось сохранять в стране социальное согласие. Пра­вительства Уинстона Черчилля, Энтони Идена и Гарольда Макмиллана стремились убедить электорат в своей способности сохранить широко Популярное государство всеобщего благоденствия. Приверженность идеям кейнсианства в деле достижения экономического роста, полной заня-•рости и низкой инфляции, приводила к очевидному успеху. Нормиро­вание продуктов был©< отменено, жизненный уровень рос по мере того, как, автомобили и холодильники, обладание которыми еще недавно считалось уделом очень немногих, становились доступны широким массам и появлялись новые потребительские товары, такие, как теле­визоры. Консерваторы дважды — в 1955 и 1959 гг. — одерживали побе­ды на выборах. Однако премьер-министр Гарольд Макмиллан призы­вал не обольщаться успехами:

Кое-кого из нас уже начинает беспокоить вопрос: «Не слиш­ком ли Все это хорошо, чтобы быть правдой?», а точнее: «Не слиш­ком ли все это хорошо, чтобы продолжаться?» На фоне всего этого процветания нас еще со времен окончания войны тревожит в той или иной форме одна проблема. Проблема роста цен [5].

Третья стадия началась в 60-е годы с потока публикаций на одну и ту же тему: *Что неблагополучно в Британии?* Политику преем­ственности стали порицать как приверженность отжившей традиции. Политики призывали к новому, активно-агрессивному стилю менедж­мента. Выборы 1964 г. выиграли лейбористы во главе с Гарольдом Виль­соном, выдвинувшие расплывчатый, но броский лозунг: «Вперед с лейбористами». Правительственные учреждения переименовывались, что символизировало желание перемен ради перемен. Но в прежних министерствах сидели прежние люди, занятые все той же рутинной работой. Вопреки прогнозам, экономического роста не наблюдалось, Ц и в 1967 г. правительство Вильсона было вынуждено девальвировать '•§ фунт стерлингов и взять кредит у Международного валютного фонда.

На выборах 1970 г. лейбористы потерпели поражение. __. Консервативное правительство Эдварда Хита (1970—1974) доказа-^д©; что все пороки гиперактивного управления не присущи лишь ка-одной партии или лидеру. Планы, разработанные командами


советников в пору пребывания в оппозиции, осуществить не удава­лось. Высшее достижение администрации Хита — вступление в Евро­пейское Сообщество — раскололо и его собственную партию, и оп­позицию. Стараясь с помощью контроля над ростом заработной платы обуздать беспрецедентную инфляцию, Хит рискнул своим авторите­том, вступив в конфронтацию с Национальным союзом горняков. Воз­никла патовая ситуация, в результате которой промышленные пред­приятия из-ea нехватки угля перешли на трехдневную рабочую неде­лю. Премьер-министр назначил выборы, призванные ответить на простой вопрос: «Кто правит страной?»

Итоги голосования, прошедшего 28 февраля 1974 г., показали, что ни одна из двух крупных партий не пользуется безусловным дове­рием. Число тех, кто поддерживал консерваторов, снизилось до 38%, сторонников лейбористов — до 37%, тогда как либералы более чем вдвое улучшили свои показатели, набрав 19%. Благодаря несовершенст­ву избирательной системы лейбористы получили большинство мест в палате представителей, однако ни одна партия не добилась абсолют­ного большинства. Сформированное лейбористами правительство пар­ламентского меньшинства снова возглавил Гарольд Вильсон. Повтор­ные выборы в октябре 1974 г. дали лейбористам незначительное боль­шинство. Правительство провозгласило «социальный договор»: рост зарплат ограничивался в обмен на увеличение выплат в социальной сфере (пенсии, пособия и пр.) В 1975 г. стало ясно, что эта политика провалилась. Безработица достигла наивысшего с 30-х годов уровня; цены выросли, в экономике начался спад. В 1976 г. Вильсона сменил на посту премьер-министра Джеймс Каллаган. Окончательный отказ от кейнси-анства произошел в 1978 г., когда в надежде стабилизировать курс на­циональной валюты лейбористы попросили новый кредит в МВФ.

Четвертая стадия началась с победы Маргарет Тэтчер на всеобщих выборах 1979 г. Тэтчер — в ту пору единственная женщина на посту премьер-министра крупной европейской страны — решительно по­рвала с прошлым. Экономические провалы своих предшественников она объясняла чрезмерным стремлением достичь взаимоприемлемых компромиссов при явном недостатке уверенности в собственной пра­воте. «Ветхозаветные пророки не призывали: "Братья, добьемся со­глашения", — говорила Тэтчер. — Они утверждали: "Таковы мои убеж­дения. В это я пламенно верую. Если и ты — тоже, нам по пути"» [6]. В первую очередь Маргарет Тэтчер была уверена, что наиболее значи­тельные сдвиги в обществе дано совершить не правительству, а рынку (см. вставка 8.1.)

Раскол среди оппонентов способствовал тому, что Тэтчер триж­ды подряд приводила свою партию к победе на выборах, ни разу, впрочем, не набирая больше 44% голосов. У лейбористов тон задавали воинствующие партийные активисты левого толка: их предвыборную программу 1983 г. член парламента от лейбористов назвал «самой длин -


 

ВСТАВКА 8.1

Маргарет Тэтчер — единственный британский премьер-ми­нистр, чье имя стало обозначать политическую идеологию. Она верила в сильное правительство до тех пор, пока держала его в руках. Во внешней политике — в первую очередь это касается вза­имоотношений с Европейским союзом и поддержки президента Рональда Рейгана — она последовательно и твердо отстаивала на­циональные британские интересы (в своем понимании). Когда в 1982 г, Аргентина захватила малонаселенные Фолклендские ост­рова (отдаленную британскую колонию в Южной Атлантике), Тэтчер без колебаний начала против агрессора войну, оказавшу­юся краткой, почти бескровной и победоносной. Она также ис­пользовала свой личный авторитет против коллег по кабинету министров и чиновников. Автономии местных органов власти были урезаны за счет усиления центрального правительства, а налог на.недвижимость заменен подушным, взимаемым с каждого совер­шеннолетнего. Тэтчер была непреложно убеждена в том, что толь­ко рынок способен избавить страну от экономических трудностей. Лауреат Нобелевской премии по экономике монетарист Милтон Фридмэн заметил: «Миссис Тэтчер представляет особую тради­цию — традицию манчестерского либерализма XIX в., свято ве­рящего в свободную торговлю на свободном рынке». Экономичес­кая политика администрации Тэтчер знавала и триумфы, и про­валы — антиинфляционные меры увенчались успехом, но безработица возросла вдвое. Закон об индустриальных отношени­ях предоставлял членам профсоюза право избирать своих лидеров и решать вопрос о забастовке голосованием. Для тэтчеризма ха­рактерно использование методов бизнес-менеджмента в иных, далеких от предпринимательства, сферах — от больниц и универ­ситетов до театров с целью сокращения расходования государ­ственных средств и снижения налогов.

ной в истории предсмертной запиской». В противовес им четверо быв­ших министров лейбористского правительства в 1981 г. образовали Щ центристскую Социал-демократическую партию (СДП) и вступили в 1 коалицию с Либеральной партией. Лидером лейбористов вместо Май-| кла Фута стал Нил Киннок, планировавший вернуть партию на пре­жние, левоцентристские позиции. Это возвращение было долгим. После того как Тэтчер в 1987 г. в третий раз подряд одержала победу на = выборах, руководство СДП примкнуло к либералам, создав объеди-Щ; Ценную Либерально-демократическую партию, которую возглавил член == парламента от либералов Пэдди Эшдаун.


Тэтчер, хотя и ратовала против увеличения государственных ас­
сигнований на социальные нужды, все же не могла рисковать своим
успехом на выборах и потому не пошла на радикальные урезания
бюджета и не закрыла наиболее популярные программы. Вследствие
этого расходы британского правительства продолжали расти и в «эпо­
ху Тэтчер» и за год до ее прихода к власти составляли 39% националь­
ного продукта, а в 1984 г. возросли почти до 44% и лишь в последний
«полный год» ее правления снизились до 40%. Консервативное боль­
шинство в парламенте поддерживало политику Тэтчер, но эта поли­
тика ничего не говорила ни уму, ни сердцу избирателей. Когда отме­
чалось десятилетие ее пребывания на посту премьер-министра, на
вопрос «Одобряете ли вы "революцию Тэтчер"?» лишь одна треть оп­
рошенных ответила положительно [7].;

Между тем манера Тэтчер вести себя с коллегами по кабинету министров делалась все более авторитарной, что не могло не вызы­вать недовольства. В последний период его подкрепляли неутешитель­ные опросы общественного мнения и поражения консерваторов на промежуточных выборах в парламент, когда решалась судьба несколь­ких неожиданно освободившихся мандатов. Осенью 1990 г. ополчив­шиеся на Тэтчер члены парламента от Консервативной партии уст­роили Перевыборы лидера партии. В первом туре премьер-министр набрала больше половины голосов парламентариев-консерваторов, однако в соответствии с принятыми в партии сложными правилами избрания лидера этого не хватило для.того, чтобы Тэтчер сохранила за собой должность; она предпочла не рисковать, подвергаясь унизи­тельной процедуре повторной баллотировки, и подала в отставку. Чле­ны палаты от Консервативной партии избрали лидером относитель­но малоизвестного Джона Мейджора. 6н стал депутатом парламента лишь в 1979 г.

Однако в 1994 г. Мейджор с честью выдержал первое испытание выборами, и консерваторы — случай беспрецедентный! — в четвер­тый раз подряд сформировали правительство. Он не разделял реши­мости своей предшественницы проводить политику, зиждущуюся на абстрактных убеждениях. Присущий ему прагматизм часто восприни­мался его критиками как стремление пустить все на самотек. Тэтчери-сты в Консервативной партии упрекали его за чрезмерную уступчи­вость в общеевропейских вопросах и за согласие подписать Маастрихт­ский договор, укреплявший Европейский союз. Тем не менее он осуществил идею приватизации угледобывающей промышленности и железных дорог. Вскоре после выборов 1992 г, его экономическая по­литика, в основе которой лежало стремление укрепить национальную валюту, провалилась под напором иностранных спекулянтов. Репута­цию правительства пятнало недостойное поведение некоторых парла­ментариев-консерваторов, замешанных в сексуальных и денежных скандалах, хотя сам Мейджор был вне подозрений. К 1993 г. его рей-


 

ВСТАВКА 8.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...