Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Островитянство и вовлеченность




На протяжении веков Ла-Манш был столь же реальным, сколь и символическим водоразделом между Англией и континентальной Ев­ропой. Открытие в 1994 г. тоннеля, связавшего берега Англии и Фран­ции, не смогло преодолеть этот разрыв. По результатам опросов поло­вина британцев вообще не считают себя европейцами, и только 23% признали^ что в значительной степени или хотя бы отчасти относят себя к ним. Сообразуясь с обстоятельствами, политики заявляют о близости Англии то к США, то к странам Содружества, разбросан­ным по всему земному шару, то к Европе [12].


Островитянство не следует путать с изолированностью. Британия входит в состав более 125 различных международных организаций, включая ООН, Европейский союз и НАТО. На место Британской империи пришло Содружество — свободное объединение 50 суверен­ных государств, расположенных на всех континентах. Независимый статус его основных членов доказывается тем, что эта ассоциация больше не называется «Британским Содружеством». Страны-участни­цы разительно отличаются друг от друга и уровнем жизни, и языком, и культурой,' и религией, и степенью своей демократичности.

Британская внешняя политика с 1945 г. представляет собой цепь военных и дипломатических соглашений. Британия является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, хотя давно ли­шилась былой военной мощи. Победа в 1982 г. в войне за Фолкленд­ские острова не может считаться доказательством высокой боеспо­собности британских вооруженных сил,шоскольку аргентинские вой­ска, захватившие маленькую изолированную колонию, были плохо организованы. Когда Институт Гэллапа проводил опрос: «Что пред­почтительней для Британии: быть ведущей мировой державой или ма­ленькой нейтральной страной наподобие Швеции или Швейцарии?», 49% населения выбрали второй вариант и лишь 34% — первый [13].

Но если военная сила используется сейчас редко, то экономичес­кие урегулирования происходят постоянно. Англия зависит от миро­вой торговли, поскольку вынуждена в больших количествах импорти­ровать продовольствие и сырье. Чтобы платить за это, Англия вывозит десятки наименований промышленной продукции, а лондонские финансовые учреждения занимаются «невидимым* обслуживанием денежных потоков. За последние 20 лет номинальная стоимость бри­танского фунта по отношению к доллару снизилась с 2,50 доллара до менее 1,25 доллара. Ни дебаты, ни голосования в парламенте не по­могли провести политику «крепкого фунта» и справиться с утечкой спекулятивного капитала из Лондона в валюты других стран, К концу 1999 г. номинальная стоимость фунта составляла около 1,63 доллара.

По мере того как Англия теряла статус мировой державы, прави­тельство все чаще поглядывало в сторону Европы. В век реактивной авиации Ла-Манш перестал быть препятствием для путешествий на континент, тем более что проложенный по дну пролива тоннель со­единил Лондон и Париж. Государственные границы — не помеха для новостных, спортивных и развлекательных программ телевидения и Интернета. Крепнут экономические контакты: к примеру, английские филиалы компании «Форд Мотор» связаны с заводами в Западной Европе точно так же, как предприятия Форда, расположенные в раз­ных американских штатах.

Когда в 1957 г. образовалось Европейское Сообщество, Британия не присоединилась к нему, поскольку тогдашнее руководство страны считало, что проблемы ее континентальных соседей, разоренных вой-


Ной, не имеют к ним отношения. В ЕС Британия вступила лишь в 1973 г., когда правительство возглавлял Эдвард Хит. По итогам обще­национального референдума 1975 г. 67% англичан высказались зато, чтобы страна оставалась членом ЕС. Однако и в обществе, и среди Политиков нет единодушия по вопросу о том, какую роль может и б^дет играть Британия в Европе. Прежде чем палата общин ратифи-|гйровала соглашения по Маастрихтскому договору, предоставляю-|цему ЕС более обширные полномочия, резкая критика со стороны Парламентариев-консерваторов заметно ослабила позиции правитель--£тва Мейджора.

Между тем значение европейской политики возросло, что симво­лизировалось переменой названия: Сообщество именуется отныне Европейским союзом. Больший объем полномочий, позволяющих ЕС Двигаться в направлении создания единого европейского рынка, ог-^ничивает решения, принимаемые в Лондоне. Британские министры ice больше времени проводят в переговорах со своими коллегами из четырнадцати европейских стран, и эти переговоры охватывают очень Широкий круг вопросов — от базовых экономических принципов до того, следует ли разливать британское пиво традиционными пинтами или необходим переход на метрическую систему мер [14].

Британское правительство не может делать вид, будто не замеча­ет происходящих в мире перемен. Англичане не могут сделать так, чтобы их страна стала маленькой и богатой вроде Швеции или Швей­царии. Истинный выбор сегодня надлежит сделать между Англией — Крупной, богатой странрй и Англией — крупной, относительно бед­ной европейской страной. Правительствам малых стран, всегда при­знававшим влияние со стороны более могущественных соседей, лег­ко и просто обменять номинальный суверенитет на членство в ЕС. Но это становится настоящим потрясением для многих британских политиков, гордящихся независимостью своей державы, ее доказан­ной в двух мировых войнах способностью не допустить вторжения врага, ее связями с другими государствами на многих континентах и в том числе давними «особыми отношениями» с Соединенными Штатами.

Внутри ЕС существует такое разнообразие политических воззре­ний, что британскому правительству не составляет труда найти союз-ников по любому вопросу, затрагивающему интересы Британии. Но

1 прежде правительство должно определить, хочет ли оно задавать тон В политике ЕС, для чего придется, например, присоединиться к Ев­ропейскому валютному союзу. Около сорока лет назад американский

~ дипломат Дин Ачесон заявил: «Великобритании перестала быть импе­рией, а новой роли еще не обрела». Посол США в Соединенном Ко­ролевстве затем выразился еще более определенно: «Если голос Бри-

М тании стал меньше значить для Парижа или Бонна, то вполне вероят-

Щ ВО, что к нему будут меньше прислушиваться и в Вашингтоне» [15].

f. 305

М-7377


Таблица 8.2 Сравнительные характеристики конституции писаной и неписаной


Для того чтобы понимать действия правительства, необходимо представлять себе, что это такое. Обычно описание правительства на­чинают с конституции, но зафиксированной на бумаге конституции в Англии нет: за всю ее историю обстоятельства ни разу не сложились так, что возникший разрыв с традицией побудил бы политиков запи­сать, каким 'образом должна управляться страна.

Неписаная конституция Англии представляет собой совокупность парламентских актов, юридических постановлений, правовых норм и укоренившихся обычаев, определяющих правила политической игры. Это отсутствие однозначной четкости открывает простор для разно­образных толкований, и такие политики, как Тэтчер или Тони Блэр, всегда были готовы этим воспользоваться. В отличие от американского Билля о правах, предоставляющего гражданам страны письменные гарантии, подразумевается, что права англичан оберегаются заслужи­вающими доверия правителями. По словам Дж, А. Г, Гриффита, специ­алиста по конституционному праву, «конституция — это то, что по­лучается» [Ш].

При сопоставлении американской и английской (неписаной) кон­ституций становится очевидно, как мало ограничений имеется в пос­леднем случае (табл. 8.2). Конституция США предоставляет Верховно­му Суду окончательное право решать, что может и чего не может делать правительство. В Англии же высшим авторитетом является пар­ламент, в котором находящееся у власти правительство всегда может обеспечить большинство голосов. Первые десять поправок к амери­канской конституции (Билль о правах) позволяют любому граждани­ну, считающему, что его права личности ущемлены, искать справед­ливости в суде, тогда как в Англии в аналогичной ситуации гражда­нин этой возможности лишен. Если для внесения изменений в американскую конституцию необходимо одобрение квалифицирован­ного большинства штатов и членов конгресса, то неписаная англий­ская конституция позволяет принимать изменения простым большин­ством голосов в парламенте или не имеющим прецедента действием находящегося у власти правительства.

Английские суды не обладают правом признавать парламентский акт неконституционным: суд может лишь рассмотреть вопрос о том, действует ли исполнительная власть в рамках своих статусных полно­мочий. Многие законодательные акты парламента предоставляют сво­боду действий кабинету министров или другим видам исполнитель­ной власти, и суд не спрашивает, как они распоряжаются этой свобо­дой. Если даже суд признает, что правительство неправильно применило свою власть, эффект такого судебного решения может быть сведен к нулю соответствующим парламентским актом, который «задним чис­лом* санкционирует спорное действие правительства [17].


 

Соединенные Штаты (писаная конституция)
Происхождение Форма Право окончательного решения Билль

Англия (неписаная конституция)

Конституционное Собрание 1787 г. Зафиксированная, точная За Верховным Судом

Средневековые обычаи

Неписаная, неопределенная За парламентским большинством

Да Принимается квали­фицированным большинством голосов в конгрессе и законодательных собраниях штатов Высокая

Нет

Принимается обыч­ным голосованием в парламенте; как не имеющее прецедента решение правительства Низкая

Те, кто считает, будто британское правительство злоупотребляет своей властью, призывали к созданию настоящей конституции с эф­фективным Биллем о правах, который защитил бы индивидуума от произвола власти. Наперекор принципам, в соответствии с которыми консерваторы 18 лет находились у власти, лейбористское правитель­ство 1997 г. при вступлении в должность обнародовало обещание вве­сти в английское законодательство положения Европейской конвен­ции о защите прав и свобод человека. Если правительство сдержит свое обещание, то это будет самым значительным нововведением в английской конституционной практике.

В Англии не конституция, а корона символизирует верховную власть, хотя монарх и является при этом лишь формальным главой государства. Трагическая гибель принцессы Дианы вызвала в обще­стве и прессе бурную реакцию, сравнимую с реакцией на убийство президента Кеннеди. Но это было событие вне политического контек­ста, поскольку ни ее бывший супруг, ни ее сын, принц Уильям (ны­нешний и будущий наследники престола), не могут надеяться на об­ретение какой бы то ни было политической власти, Королева Елизаве­та II не может повлиять на действия кабинета министров, хотя он и называется «правительством ее величества». Елизавета дает так называе-

20'



Премьер-министр

Государственные служащие (чиновники)

Члены кабинета министров, возглавляющие центральные правител ьственные учреждения

Межведомственные учреждения

Уэльская ассамблея (региональное правительство)

• Электорат Рис. 8.1. Структура британского правительства.

мую «королевскую санкцию» на принятие парламентского законопро­екта, но она не вправе публично высказывать свое мнение о нем. Пред­полагается, что королева должна уважать волю парламента, которую сообщает е# лидер парламентского большинства — премьер-министр.

Из каких элементов слагается понятие «корона»? Однозначно от­ветить на этот вопрос нельзя. Корона — это символ, которому люди должны хранить верность. Это понятие, которое неприложимр к чет­ко очерченной территории или конкретной человеческой общности. В идее короны сочетаются и те элементы конституции, которые силой традиции сакрализируют и мифологизируют власть, и те, которые обеспечивают эффективную работу правительства [18].

В повседневных политических разговорах англичане обсуждают не конституцию, а правительство. Этот термин достаточно многозначен (рис. 8.1). Желая подчеркнуть его монолитность и стабильность, гово­рят о «королевском правительстве»; чтобы заострить внимание на чертах личностных и временных, говорят о «правительстве такого-то», назы­вая имя очередного премьер-министра; имея в виду черты, присущие той или иной партии, говорят о правительстве либералов или консер­ваторов. Понятие «государственные служащие» относится прежде все­го к сотрудникам министерств. Собирательным понятием правитель­ственных органов часто служит Уайтхолл (по названию лондонской улицы, на которой расположены важнейшие правительственные уч-


реждения). На короткой и узкой Даунинг-стрит находится резиденция премьер-министра. Вестминстерский дворец, где заседает парламент, Т.е. всенародно избираемая палата общин и неизбираемая (наследствен­ная) палата лордов, расположен в конце улицы Уайтхолл.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...