Островитянство и вовлеченность
На протяжении веков Ла-Манш был столь же реальным, сколь и символическим водоразделом между Англией и континентальной Европой. Открытие в 1994 г. тоннеля, связавшего берега Англии и Франции, не смогло преодолеть этот разрыв. По результатам опросов половина британцев вообще не считают себя европейцами, и только 23% признали^ что в значительной степени или хотя бы отчасти относят себя к ним. Сообразуясь с обстоятельствами, политики заявляют о близости Англии то к США, то к странам Содружества, разбросанным по всему земному шару, то к Европе [12]. Островитянство не следует путать с изолированностью. Британия входит в состав более 125 различных международных организаций, включая ООН, Европейский союз и НАТО. На место Британской империи пришло Содружество — свободное объединение 50 суверенных государств, расположенных на всех континентах. Независимый статус его основных членов доказывается тем, что эта ассоциация больше не называется «Британским Содружеством». Страны-участницы разительно отличаются друг от друга и уровнем жизни, и языком, и культурой,' и религией, и степенью своей демократичности. Британская внешняя политика с 1945 г. представляет собой цепь военных и дипломатических соглашений. Британия является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, хотя давно лишилась былой военной мощи. Победа в 1982 г. в войне за Фолклендские острова не может считаться доказательством высокой боеспособности британских вооруженных сил,шоскольку аргентинские войска, захватившие маленькую изолированную колонию, были плохо организованы. Когда Институт Гэллапа проводил опрос: «Что предпочтительней для Британии: быть ведущей мировой державой или маленькой нейтральной страной наподобие Швеции или Швейцарии?», 49% населения выбрали второй вариант и лишь 34% — первый [13].
Но если военная сила используется сейчас редко, то экономические урегулирования происходят постоянно. Англия зависит от мировой торговли, поскольку вынуждена в больших количествах импортировать продовольствие и сырье. Чтобы платить за это, Англия вывозит десятки наименований промышленной продукции, а лондонские финансовые учреждения занимаются «невидимым* обслуживанием денежных потоков. За последние 20 лет номинальная стоимость британского фунта по отношению к доллару снизилась с 2,50 доллара до менее 1,25 доллара. Ни дебаты, ни голосования в парламенте не помогли провести политику «крепкого фунта» и справиться с утечкой спекулятивного капитала из Лондона в валюты других стран, К концу 1999 г. номинальная стоимость фунта составляла около 1,63 доллара. По мере того как Англия теряла статус мировой державы, правительство все чаще поглядывало в сторону Европы. В век реактивной авиации Ла-Манш перестал быть препятствием для путешествий на континент, тем более что проложенный по дну пролива тоннель соединил Лондон и Париж. Государственные границы — не помеха для новостных, спортивных и развлекательных программ телевидения и Интернета. Крепнут экономические контакты: к примеру, английские филиалы компании «Форд Мотор» связаны с заводами в Западной Европе точно так же, как предприятия Форда, расположенные в разных американских штатах. Когда в 1957 г. образовалось Европейское Сообщество, Британия не присоединилась к нему, поскольку тогдашнее руководство страны считало, что проблемы ее континентальных соседей, разоренных вой- Ной, не имеют к ним отношения. В ЕС Британия вступила лишь в 1973 г., когда правительство возглавлял Эдвард Хит. По итогам общенационального референдума 1975 г. 67% англичан высказались зато, чтобы страна оставалась членом ЕС. Однако и в обществе, и среди Политиков нет единодушия по вопросу о том, какую роль может и б^дет играть Британия в Европе. Прежде чем палата общин ратифи-|гйровала соглашения по Маастрихтскому договору, предоставляю-|цему ЕС более обширные полномочия, резкая критика со стороны Парламентариев-консерваторов заметно ослабила позиции правитель--£тва Мейджора.
Между тем значение европейской политики возросло, что символизировалось переменой названия: Сообщество именуется отныне Европейским союзом. Больший объем полномочий, позволяющих ЕС Двигаться в направлении создания единого европейского рынка, ог-^ничивает решения, принимаемые в Лондоне. Британские министры ice больше времени проводят в переговорах со своими коллегами из четырнадцати европейских стран, и эти переговоры охватывают очень Широкий круг вопросов — от базовых экономических принципов до того, следует ли разливать британское пиво традиционными пинтами или необходим переход на метрическую систему мер [14]. Британское правительство не может делать вид, будто не замечает происходящих в мире перемен. Англичане не могут сделать так, чтобы их страна стала маленькой и богатой вроде Швеции или Швейцарии. Истинный выбор сегодня надлежит сделать между Англией — Крупной, богатой странрй и Англией — крупной, относительно бедной европейской страной. Правительствам малых стран, всегда признававшим влияние со стороны более могущественных соседей, легко и просто обменять номинальный суверенитет на членство в ЕС. Но это становится настоящим потрясением для многих британских политиков, гордящихся независимостью своей державы, ее доказанной в двух мировых войнах способностью не допустить вторжения врага, ее связями с другими государствами на многих континентах и в том числе давними «особыми отношениями» с Соединенными Штатами. Внутри ЕС существует такое разнообразие политических воззрений, что британскому правительству не составляет труда найти союз-ников по любому вопросу, затрагивающему интересы Британии. Но 1 прежде правительство должно определить, хочет ли оно задавать тон В политике ЕС, для чего придется, например, присоединиться к Европейскому валютному союзу. Около сорока лет назад американский
~ дипломат Дин Ачесон заявил: «Великобритании перестала быть империей, а новой роли еще не обрела». Посол США в Соединенном Королевстве затем выразился еще более определенно: «Если голос Бри- М тании стал меньше значить для Парижа или Бонна, то вполне вероят- Щ ВО, что к нему будут меньше прислушиваться и в Вашингтоне» [15]. f. 305 М-7377 Таблица 8.2 Сравнительные характеристики конституции писаной и неписаной Для того чтобы понимать действия правительства, необходимо представлять себе, что это такое. Обычно описание правительства начинают с конституции, но зафиксированной на бумаге конституции в Англии нет: за всю ее историю обстоятельства ни разу не сложились так, что возникший разрыв с традицией побудил бы политиков записать, каким 'образом должна управляться страна. Неписаная конституция Англии представляет собой совокупность парламентских актов, юридических постановлений, правовых норм и укоренившихся обычаев, определяющих правила политической игры. Это отсутствие однозначной четкости открывает простор для разнообразных толкований, и такие политики, как Тэтчер или Тони Блэр, всегда были готовы этим воспользоваться. В отличие от американского Билля о правах, предоставляющего гражданам страны письменные гарантии, подразумевается, что права англичан оберегаются заслуживающими доверия правителями. По словам Дж, А. Г, Гриффита, специалиста по конституционному праву, «конституция — это то, что получается» [Ш]. При сопоставлении американской и английской (неписаной) конституций становится очевидно, как мало ограничений имеется в последнем случае (табл. 8.2). Конституция США предоставляет Верховному Суду окончательное право решать, что может и чего не может делать правительство. В Англии же высшим авторитетом является парламент, в котором находящееся у власти правительство всегда может обеспечить большинство голосов. Первые десять поправок к американской конституции (Билль о правах) позволяют любому гражданину, считающему, что его права личности ущемлены, искать справедливости в суде, тогда как в Англии в аналогичной ситуации гражданин этой возможности лишен. Если для внесения изменений в американскую конституцию необходимо одобрение квалифицированного большинства штатов и членов конгресса, то неписаная английская конституция позволяет принимать изменения простым большинством голосов в парламенте или не имеющим прецедента действием находящегося у власти правительства.
Английские суды не обладают правом признавать парламентский акт неконституционным: суд может лишь рассмотреть вопрос о том, действует ли исполнительная власть в рамках своих статусных полномочий. Многие законодательные акты парламента предоставляют свободу действий кабинету министров или другим видам исполнительной власти, и суд не спрашивает, как они распоряжаются этой свободой. Если даже суд признает, что правительство неправильно применило свою власть, эффект такого судебного решения может быть сведен к нулю соответствующим парламентским актом, который «задним числом* санкционирует спорное действие правительства [17].
Англия (неписаная конституция)
Средневековые обычаи Неписаная, неопределенная За парламентским большинством
Нет Принимается обычным голосованием в парламенте; как не имеющее прецедента решение правительства Низкая Те, кто считает, будто британское правительство злоупотребляет своей властью, призывали к созданию настоящей конституции с эффективным Биллем о правах, который защитил бы индивидуума от произвола власти. Наперекор принципам, в соответствии с которыми консерваторы 18 лет находились у власти, лейбористское правительство 1997 г. при вступлении в должность обнародовало обещание ввести в английское законодательство положения Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Если правительство сдержит свое обещание, то это будет самым значительным нововведением в английской конституционной практике. В Англии не конституция, а корона символизирует верховную власть, хотя монарх и является при этом лишь формальным главой государства. Трагическая гибель принцессы Дианы вызвала в обществе и прессе бурную реакцию, сравнимую с реакцией на убийство президента Кеннеди. Но это было событие вне политического контекста, поскольку ни ее бывший супруг, ни ее сын, принц Уильям (нынешний и будущий наследники престола), не могут надеяться на обретение какой бы то ни было политической власти, Королева Елизавета II не может повлиять на действия кабинета министров, хотя он и называется «правительством ее величества». Елизавета дает так называе-
20'
Уэльская ассамблея (региональное правительство) • Электорат Рис. 8.1. Структура британского правительства. мую «королевскую санкцию» на принятие парламентского законопроекта, но она не вправе публично высказывать свое мнение о нем. Предполагается, что королева должна уважать волю парламента, которую сообщает е# лидер парламентского большинства — премьер-министр. Из каких элементов слагается понятие «корона»? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Корона — это символ, которому люди должны хранить верность. Это понятие, которое неприложимр к четко очерченной территории или конкретной человеческой общности. В идее короны сочетаются и те элементы конституции, которые силой традиции сакрализируют и мифологизируют власть, и те, которые обеспечивают эффективную работу правительства [18]. В повседневных политических разговорах англичане обсуждают не конституцию, а правительство. Этот термин достаточно многозначен (рис. 8.1). Желая подчеркнуть его монолитность и стабильность, говорят о «королевском правительстве»; чтобы заострить внимание на чертах личностных и временных, говорят о «правительстве такого-то», называя имя очередного премьер-министра; имея в виду черты, присущие той или иной партии, говорят о правительстве либералов или консерваторов. Понятие «государственные служащие» относится прежде всего к сотрудникам министерств. Собирательным понятием правительственных органов часто служит Уайтхолл (по названию лондонской улицы, на которой расположены важнейшие правительственные уч- реждения). На короткой и узкой Даунинг-стрит находится резиденция премьер-министра. Вестминстерский дворец, где заседает парламент, Т.е. всенародно избираемая палата общин и неизбираемая (наследственная) палата лордов, расположен в конце улицы Уайтхолл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|