Полномочия премьер-министра
' В структуре кабинета министров его глава занимает особое подозрение, своеобразие которого передает латинская формула primus inter pares (первый среди равных). Однако, как заметил Уинстон Черчилль, «положение первого нельзя даже сравнить с положениями второго, третьего или четвертого» [19]. Верховенство премьер-министра неоднозначно. Политик, находящийся на вершине власти, далек от того, что происходит у ее подножия. Чем больше у премьер-министра обязанностей и ответственности, тем меньше времени может он уделить решению каждой конкретной задачи. Как и президент, премьер-министр становится заложником политического закона «В первую очередь — дела первостепенной важности». В число таких императивов входят: 1. Управление партией через патронаж. Премьер-министр может быть эгоистичен, но никогда не может работать на самого себя. Чтобы возглавить- правительство, политический деятель должен быть избран лидером своей партии. Чтобы остаться на посту премьер-министра, политический деятель должен сохранить и оправдать доверие как своей партии, так и избирателей. У премьер-министра обширные возможности для патронажа: он назначает четверть парламентариев, представляющих в палате его партию, на должности министров или их заместителей — на заседаниях парламента они сидят на передних скамьях. Члены палаты, не получившие назначения в правительство, называются «заднескамеечниками»; многие из них стараются снискать расположение премьера в надежде стать Членами кабинета. При назначении на министерский пост премьер-министр может руководствоваться следующими четырьмя критериями: а) личной преданностью (награда друзьям); б) кооптированием (это способ заставить критика замолчать, предоставив ему должность и тем самым обязав поддерживать правительство); в) репрезентативностью (к примеру, назначение женщины или представителя Шотландии либо Уэльса; г) компетентностью, позволяющей вести свое ведомство в нужном направлении.
2. Парламентская деятельность. Премьер-министр еженедельно появляется в палате, где в течение получаса отвечает на более или менее неожиданные вопросы депутатов, в меру сил и остроумия «отстреливаясь» от аудитории, разделенной на противоборствующие группы. Не вооруженный «заготовками» своих «спичрайтеров», премьер должен либо продемонстрировать умение отстаивать курс правитель-
ства, либо лишиться поддержки парламента. Время от времени глава кабинета делает в палате заявления и принимает участие в парламентских дебатах. 3. Общение со СМИ. Обитатель резиденции на Даунинг-стрит обречен на публичность, которая постоянно проникнута политическими распрями и конфликтами. Телевидение позволяет премьер-министру напрямую обращаться к электорату, а СМИ неизменно обращают особое внимание на новости «с» или «о» Даунинг-стрит. Тони 'Блэр пошел дальше любого из своих предшественников, создав команду специалистов, обязанных подсказывать журналистам темы, которые произведут максимально позитивный эффект, а членам кабинета и парламентариям — ту линию, которой они должны придерживаться в своем общении с прессой. Постоянное и пристальное внимание СМИ — это папка о двух концах, ибо когда приходят дурные вести или когда ход парламентских дебатов указывает на то, что многие члены палаты считают решения премьера неверными, глава кабинета предстает в невыгодном для себя свете.
4. Победа на выборах. Премьер-министр должен одержать только одну победу — добиться своего избрания лидером партии. С1945 г. шесть из одиннадцати премьеров — сэр Уинстон Черчилль, сэр Энтони Идеи, Гарольд Макмиллан, сэр Алек Дуглас-Хьюм, Джеймс Каллаген и Джон Мейджор — оказывались на Даунинг-стрит не в результате общенациональных выборов, а получив свои места в парламенте прежнего созыва. Заняв свой пост, премьер-министр обязан уделять постоянное внимание регулярным и широко освещаемым в прессе опросам общественного мнения. Хотя личность самого премьера не претерпевает сколько-нибудь значительных изменений, рейтинг его популярности может колебаться в пределах 30—40 пунктов [20]. После 1945 г. состоялось 15 избирательных кампаний: премьеры восемь раз приводили правящую партию к победе, и семь раз она терпела поражение. 5. Осуществление сбалансированной политики. Руководить правительством — это задача в большей степени политическая, нежели управленческая. Премьер-министр, отвечающий за магистральные направления правительственной политики, не в состоянии вникать в тонкости проблем, с которыми сталкиваются полтора с лишним десятка министерств. Первостепенными заботами главы кабинета являются экономика и внешняя политика. Премьер-министр должен контактировать с главами правительств многих стран мира, бдительно следить за действиями министерства финансов, касающимися экономики, поскольку все, что происходит в этой сфере, часто оказывает влияние на популярность правительства. Премьер-министру приходится находить равновесие между концепциями внешней и внутренней политики, озвученными такими влиятельными членами правительства, как министр иностранных дел и министр финансов, и воззрениями, существующими на этот счет в партии и в парламенте, а также собственными интересами.
Премьер-министр может инициировать новый политический курс и побуждать правительственные ведомства к действию. Если выдвинутые министрами предложения кажутся ему политически спорными, он вправе потребовать более подробного анализа или вообще отклонить их. Когда премьер-министр задает неприятные вопросы или дает совет, никто из членов правительства не может проигнорировать это. Поскольку указания главы кабинета лимитированы отсутствием времени или персонала, Тони Блэр в стремлении усилить свое влияние уполномочил своих личных помощников отслеживать деятельность руководителей высшего звена.
Формально прерогативы лас-Хьюм был слабым руководителем, поскольку мало разбирался в экономике, тогда как в пору его правления экономические проблемы требовали особого внимания. И Эдвард Хит, и Гарольд Вильсон поначалу выказывали приверженность активному стилю руководства, полагая, что именно в этом состоит работа премьер-министра. Однако впоследствии Вильсон проявлял больше интереса к пиару, чем к политике как таковой. Хит и в международных делах, и во внутренней политике ставил перед собой наиболее масштабные задачи. Тем не менее на выборах 1974 г. избиратели отвергли Хита с его агрессивной линией в руководстве экономикой и премьер-министром стал Вильсон, обещавший заменить конфронтацию между профсоюзами и менеджментом политическим примирением. Джеймс Каллаген, в 1976 г. сменивший Вильсона, также всегда стремился к достижению консенсуса.
Маргарет Тэтчер вела себя совсем не так, как ее предшественники. Обладая очень четкими представлениями о многих стратегических направлениях своей политики, она была готова отстаивать их, даже если они противоречили мнению ее коллег ло кабинету. Сподвижники прозвали своего премьера TINA, создав аббревиатуру ее излюбленного девиза: «There-Is No Alternative"» («Иного не дано»). Особенно не заботясь о корректности, не принимая в расчет возражения своих министров и советников, она любыми способами добивалась принятия нужных ей решений. В конце концов этот грубовато-авторитарный, «начальственный» стиль вызвал среди ее коллег недовольство, которое и привело Тэтчер к отставке, а Джона Мейджора т- на пост лидера партии и главы правительства. Однако свойственное ему стремление сгладить острые углы часто воспринималось как слабость, а дискуссии между членами правительства перерастали в трения. Дошло до того, что премьер-министр однажды назвал своих коллег «ублюдками». Тони Блэр делал упор на «публичность», предпочитая обращаться к народу через СМИ, а не через парламент или правительство. Это вызывало обвинения премьер-министра в популизме. Хотя многое из предпринятого Блэром использовалось и его предшественниками, но в целом осуществленные им изменения представляются попыткой создать постоянно действующий предвыборный штаб — нечто напоминающее «команду» Белого дома и работающее в интересах пре-! мьер-министра. Впрочем, как показывает американский же опыт, методы управления крупными бюрократическими структурами правительства отличаются от приемов избирательной кампании. Формально британский премьер-министр обладает меньшей личной властью по сравнению с американским президентом: тот избирается напрямую на фиксированный четырехлетний срок, тогда как ; премьер-министр — своими коллегами и на неопределенный срок, | который не может превышать период («созыв») деятельности парла-! мента. Очевидно, что премьер-министр чувствует себя менее уверенно. Президент является бесспорным руководителем федеральной исполнительной власти и вправе отправлять в отставку членов кабинета, мало тревожась о последствиях этого. Члены британского правительства — это потенциальные соперники премьер-министра. Однако как коллективная структура британское правительство более могущественно, нежели администрация президента. Во всеоружии власти, которой наделен кабинет министров, и поддержки, которую оказывает ему парламентское большинство, премьер-министр может быть уверен, что практически любой внесенный им законопроект будет принят и, став законом, введен в действие. Американский же конгресс отклоняет многие президентские законопроекты. Премьер-министр находится на самой вершине унитарного правительства, и его власть не ограничивают ни положения, закрепленные в конституции, ни суды. Президенту США, возглавляющему исполнительную ветвь федеральной власти, не подчиняются ни конгресс, ни правительства штатов, ни муниципальные структуры, не говоря уж о судебной власти.
В состав Кабинета входят министры, являющиеся членами палаты общин или палаты лордов и назначаемые премьер-министром. Таким образом, члены правительства возглавляют различные ведомства Уайтхолла, оставаясь при этом ведущими фигурами парламентского большинства. По меткому выражению Уолтера Бэйджхота, кабинет осуществляет «тесное единство, почти полное слияние исполнительной и законодательной властей» [21]. Ответственность членов кабинета требует, чтобы все министры и лица, занимающие второстепенное положение, публично поддерживали правительственные решения или хотя бы воздерживались от их публичной критики. Расставание с должностью столь болезненно в политическом смысле, что крайне редки случаи, когда министр подавал бы в отставку из-за несогласия по тому или иному вопросу. Премьер-министр старается сделать так, чтобы никто из его коллег по Кабинету, набрав «политический вес», не стал его потенциальным соперником. Каждый министр отвечает за работу определенного правительственного ведомства, и его политическая репутация зависит от того, насколько он умеет защитить ведомственные интересы в Уайтхолле, в парламенте, в прессе, в так называемых группах давления (pressure groups)*. Каждый министр рассматривает общие направления политики «со своей колокольни», и почти все они склонны молчаливо со- * Влиятельная группа, оказывающая воздействие на политический курс (как правило, путем закулисных маневров). — Прим, пер,
гласиться с предложениями своих коллег, предполагая, что, когда придет время, им отплатят той же монетой и поддержат их предложения. Поскольку бюджетных средств на всех не хватает, министры борются за первоочередное финансирование своих ведомств, между которыми неизбежно возникают конфликты. К примеру, министр здравоохранения настаивает на увеличении ассигнований, тогда как министерство финансов неизменно возражает против этого вне зависимости от того, какая партия стоит в этот момент у власти. Члены Кабинета предпочитают устранять эти противоречия в узком кругу (с участием тех министров, чьи ведомства будут сильнее всего затронуты готовящимся постановлением, и под председательством лица, пользующегося доверием премьер-министра) либо в неформальных переговорах с главой правительства или соответствующих министерств, так что на заседание Кабинета в полном составе выносится уже сбалансированная рекомендация [22]. Если кабинет министров — это краеугольный камень центрального правительства, то ведомства Уайтхолла составляют его каркас (вставка 8.3). Большая часть решений Кабинета готовится в стенах министерств, и каждое из этих решений реализуется конкретным министерством или группой министерств. Правительственные ведомства сильно отличаются друг от друга. Так, например, численность сотрудников министерства внутренних дел приблизительно в десять раз превосходит штат министерства финансов. Однако сфера экономики так важна, что в последнем значительно больше чиновников высшего звена, а в МВД — рядовых сотрудников, что объясняется очень широким спектром его функциональных обязанностей, охватывающих работу полиции, пожарной охраны, тюремных учреждений, борьбу с незаконным оборотом наркотиков и жестоким обращением с животными, порнографией и межрасовыми конфликтами. Министерство финансов сосредоточено на выполнении одной огромной задачи — управлении экономикой. Многообразные обязанности министра внутренних дел делают его более уязвимым для публичной критики в тех случаях, когда, например, из тюрьмы совершает побег преступник, осужденный за убийство. Но работа лорда-канцлера казначейства (министра финансов) в политическом отношении важнее, поскольку экономическое положение страны влияет на исход выборов. Министр един во многих лицах: он и политический деятель, который инициирует определенный курс, выбирая какой-то один из многих вариантов, разработанных в его ведомстве, или отклоняя все, он и «исполнительный директор» крупной бюрократической структуры, официально несущий ответственность не только за действия тысяч чиновников, но и (пусть не столь четко определенную) за исправное функционирование тех ведомств, которым Уайтхолл все чаще
ВСТАВКА 8,3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|