Равноудаленность групп давления
Первое послевоенное двадцатилетие было отмечено плюралистичным состязанием между многочисленными и разнообразными лобби. У членов правительства был выбор: вести себя наподобие брокера-посредника, добиваясь соглашения между группами, либо попытать- ся внедрить собственный политический сценарий. Они «приняли на вооружение» доктрину корпоративизма, в соответствии с которой представители бизнеса, профсоюзов и правительства образовывали некие совместные органы, призванные обсуждать и решать такие острые проблемы, как борьба с инфляцией и безработицей и реструктуризация клонящейся к упадку промышленности. Корпоративные переговоры позволяли достичь консенсуса по вопросу о политических приоритетах и целях, хотя противники этой доктрины утверждали, что подобный консенсус достигался ценой «изъятия политики из политики». Предполагалось также, что лидеры каждой из трех групп гарантируют сотрудничество тех, кого они, как считалось, представляют. На деле, однако, и лейбористское, и консервативное правительства оказались не в состоянии выполнять соглашение. Лидеры лоббистских групп также не смогли обеспечить поддержку своих номинальных сторонников. В результате к 1979 г. инфляция и безработица вышли из-под контроля. Администрация Тэтчер продемонстрировала, что правительство, убежденно исповедующее иные ценности, способно пренебречь требованиями лоббистов и предложить собственный политический курс. Эта демонстрация заключалась в том, что «на почтительное расстояние» были удалены и профсоюзы, и предприниматели. Вместо кон--сультаций и переговоров с группами интересов правительство стало применять иную практику, которую можно назвать самоустранением государства из таких рутинно-рыночных сфер, как заработная плата, ценовая политика, инвестиции.
Подобная стратегия целиком сосредоточена на тех задачах, которые правительство имеет возможность решить само, не заручаясь согласием лоббирующих групп. Особую важность при этом приобретает законодательная база, поскольку ни одна из групп не вправе игнори^ ровать парламентский акт. Законы сузили возможности профсоюзов ^ отньше те не могли больше негативно воздействовать на политику правительства. Распродажа предприятий, находившихся в собствен1 ности государства, освободила правительство от непосредственной ответственности за исправное функционирование промышленности, В числе самых первых своих шагов неолейбористский кабинет возло-^ жил на Английский банк ответственность за осуществление валютной политики, оставив за собой право определять стратегические цели этой политики. Центр тяжести переносится с договоренностей между правительством и лоббистами на независимую королевскую власть. Капитал и труд могут действовать по своему усмотрению, но лишь в рамках сценария, определенного правительственной политикой и действующим законодательством. Большей части профсоюзов и предпринимателей не нравится положение, при котором они отстранены от принятия решений. «Группы давления», связанные со здравоохранением и об- разованием, такое положение устраивает еще меньше, поскольку они попадают в зависимость от правительства: оно может одобрить или не одобрить их инициативы и, соответственно, субсидировать или нет отстаиваемые ими программы. Найти же альтернативный источник дохода, «выйдя на рынок», они не в состоянии. Находясь в оппозиции, Тони Блэр часто говорил о необходимости добиться «возрождения сообщества» [53], обещая всячески способствовать формированию духа корпоративизма и сотрудничеству представителей различных общественных групп. Однако после своего прихода к власти он приложил все усилия к тому, чтобы вопросы консультаций с лоббистами даже не рассматривались на Даунинг-стрит.
Система партий и выборы Британское правительство — это правительство однопартийное. Именно политические партии и только они организуют отбор кандидатур, разрабатывают программы и устанавливают их приоритеты, выбирают лидера, который станет премьер-министром или главой теневого кабинета. Выборы предоставляют гражданам возможность решить, какой из партий, борющихся за власть в стране, отдать предпочтение. Разнообразие соперничающих между собой партий приводит к тому, что события, воздействующие на одну из них, непременно затрагивают и все остальные. Когда в 80-х годах лейбористы утратили свою популярность, это помогло консерваторам четыре раза подряд побеждать на выборах, хотя каждый раз за них голосовали значительно меньше половины избирателей. Когда же консерваторы после 1992 г. сделались весьма непопулярны, неолейбористы во главе с Тони Блэ-ром одержали внушительную победу, при том, что они набрали меньший процент голосов, чем проигравшие в президентских гонках Джеральд Форд или Майкл Дукакис. Когда обе ведущие партии исчерпывают кредит доверия, шанс обрести поддержку избирателей получает «третья сила» — либеральные демократы в Англии или Шотландская национальная партия. Многообразие выбора Общенациональные выборы должны происходить не реже, чем каждые пять лет: в пределах этого срока премьер-министр имеет пра-ио назначить выборы когда угодно. Хотя каждый глава правительства старается выбрать время для выборов, когда победа на них наиболее иероятна, но происходит это далеко не всегда. Общенациональные выборы ставят избирателя перед простейшим иыбором: оспаривается только мандат члена парламента от данного округа, и избиратель должен проголосовать за одного из нескольких претендентов, которые хотели бы представлять его округ в палате обт щин. Как правило, избиратель голосует за свою партию, даже если его не устраивает выдвинутый ею кандидат или если ему вообще неизвестно, кто он такой и что он собой представляет. Имя лидера партии в бюллетени не вносится.
Победителем в данном округе становится кандидат, набравший наибольшее количество голосов, даже в том случае, если это количество составляет меньше половины от числа всех избирателей. В общенациональном масштабе победительницей становится партия, получившая наибольшее число голосов в избирательных округах. В 1951 г., а затем в феврале 1974 г. случилось так, что партия, набравшая наибольшее число голосов, не получила большинства мандатов в округах и потому лишилась права сформировать правительство. С 1945 по 1970 г. в Британии действовала двухпартийная система, поскольку консерваторы и лейбористы вместе получили в среднем 91% голосов, а в 1951 г. — 97% (рис. 8.7). Либералы с трудом находили кандидатов, готовых вступить в борьбу за мандаты, и с еще большим трудом получали голоса избирателей. Поддержка двух основных партий была строго сбалансирована: и лейбористы, и консерваторы выиграли по четыре избирательных кампании. Система многопартийности возникла в 1974 г.» когда либералы получили почти пятую часть голосов, а националисты в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии добились значительных успехов. За ко% серваторов и лейбористов-, вместе взятых, проголосовало только 75Щ
Лейбористы 1 30
О 1945 '50*51 '55 '59 '64'66 '70 '74 '74 '79 '83 '87 '92 '97 февр. окт.; * Либеральная партия (1945^1979); Альянс между Либеральной и Социально-демократической партиями (1983-1987), приведший к созданию Либеральней демократической партии. Рис. 8.7. Распределение голосов при проведении общенациональных вы- боров (начиная с 1945 г.). - электората. В 80-е годы положение лейбористов ухудшилось еще больше: альянс либералов с социал-демократами получил четверть всех голосов, что едва не превысило число проголосовавших за лейбористов. Альянс распался после выборов 1987 г., и большинство социал-демократов влились в новообразованную либерально-демократическую партию. Фрагментация электората продолжается по сию пору, о чем можно судить по приведенным ниже данным [54].
1. В Англии за голоса избирателей борются три партии — лейбористы, консерваторы и либеральные демократы. В 1997 г. партия, протестовавшая против референдума по вопросу присоединения к ЕС, боролась за большинство мандатов и получила более 2% голосов. В Шотландии и Уэльсе действуют четыре партии, поскольку Шотландская национальная и Валлийская национальная (Плэйд Симру) партии также получили места в парламенте. В Северной Ирландии в выборах принимают участие не менее пяти партий. 2. Две крупнейшие партии не монополизируют голоса избирателей. С 1974 г. консерваторы и лейбористы вместе получают в среднем чуть меньше 3/4 голосов. В 1997 г. они завоевали 74% i о/кнчж, и таким образом более четверти избирателей разделили спои голоси между многочисленными мелкими партиями. 3. Две крупнейшие партии, если говорить о Соединенном Королевстве в целом, вовсе не обязательно являются ней шпшыми фаворитами выборов. В 1997 г. первое и второе мести к Англии получили неолейбористы и консерваторы, в Шотландии неолейбористы и шотландские националисты, в Уэльсе — неолейбористы и консерваторы, а в Северной Ирландии — ольстерские унионисты и проирландс-кие содиал-демократы вместе с лейбористами. Консерваторы не получили ни одного мандата в Шотландии и в Уэльсе, В Сснерной Ирландии все 18 мест достались партиям, которые вообще не претендовали на места в парламенте Великобритании. 4. В палате общин постоянно получают места представители по крайней мере пяти партий. В 1997 г. в парламенте заседали депутаты от десяти «третьих партий», имевшие в общей сложности 75 мандатов. 5. Значительные колебания в группах электората объясняются не тем, что исконные сторонники лейбористов переходят на сторону консерваторов и наоборот, а тем, что увеличивается или уменьшается число воздержавшихся при голосовании, либо часть избирателей перетекает от либеральных демократов к двум крупнейшим партиям, либо обратным процессом. И все же начиная с 1945 г. британское правительство формируют, сменяя друг друга, только две партии — консервативная и лейбористская, поскольку только они поочередно получают монопольное право назначать членов Кабинета и, если не считать краткого промежутка с 1974 по 1979 г., обладают абсолютным большинством мест в 23 - 7377
палате общин. Тем не менее с 1935 г. ни одна партия, становясь правящей, не набирала на выборах больше половины голосов избирателей, Британская избирательная система сводится к формуле «Победитель получает все». Эта система непропорционального представительства обеспечивает в палате большинство одной партии, если даже она, эта партия, набрала меньшинство голосов. Лишь в том случае, если партии соперничают на выборах в одном и том же округе, побеждает претендент, за которого отдано больше всего голосов. Но если борьбу ведут трое или больше претендентов, кандидат, получивший меньше половины от общего количества голосов, может получить мандат благодаря тому, что остальные голоса «распылены» между его многочисленными соперниками. На выборах в 1992 г. в округе Инвернесс в тяжком противоборстве с тремя другими партиями верх одержали либеральные демократы, набравшие всего 26%. На выборах 1997 г. практически на каждый мандат претендовало не менее четырех кандидатов.
Для того чтобы получить значительное число мест в палате, партия должна либо набрать не менее трети голосов избирателей всей страны, либо добиваться успеха в ограниченном количестве округов — именно так поступали националистические партии в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии, каждая из которых концентрировала усилия в какой-то одной части Соединенного Королевства. Поскольку традиционные сторонники лейбористов сосредоточе.ны в рабочих регионах, партия стремится выдвинуть своего кандидата в том округе, где ей обеспечена поддержка, и не баллотироваться там, где эта поддержка слаба. Хотя либеральные демократы получили более одной шестой всех голосов, их кандидаты с большей вероятностью становятся вторыми иди третьими, потому что люди, поддерживающие эту партию, довольно равномерно распределены по всей территории страны. В 1997 г. неолейбористы получили почти две трети мест в палате, при том, что свои голоса им отдали значительно меньше половины избирателей (рис. 8.8). Консерваторы, за которых проголосовала почти треть избирателей, получили всего лишь четвертую часть мандатов. Избирательная система оказалась особенно невыгодной для либеральных демократов. При пропорциональном представительстве их партия могла бы рассчитывать на 111 мест в парламенте, а при действующей системе получила меньше половины от этого числа. Еще важнее то, что неолейбористы не смогли бы получить большинства, и Тони Блэр оказался бы перед выбором — формировать ли коалиционное правительство (вместе с либеральными демократами) или пытаться управлять страной, обладая лишь меньшинством мест в палате. Поборники ныне существующей избирательной системы доказывают, что пропорциональное представительство не может быть само* целью. Будь это так, Соединенные Штаты не получали бы время от времени президента, избранного благодаря такой электоральной системе, при которой в Белом доме появляется кандидат, набравший
Консер- Либералы Либераль- демократы Рис. 8.8. Последствия избирательной системы непропорционального представительства. менее половины голосов избирателей. Система «Победитель получает все», утверждают ее сторонники, имеет право на существование уж* потому, что ответственность за управление страной возлагается на одну партию, а не «распыляется» в неопределенных пропорциях на всех членов коалиции, как зачастую происходит в европейских странах, где парламент избирается на основе пропорционального представительства. Противники данной системы заявляют, что партия^ в результате народного волеизъявления «пришедшая к финишу» третьей, не имеет права решать, Заключить ли ей для создания парламентского большинства союз со «второй» или «первой», определяя тем самым, кто будет править страной. Либеральные демократы, на протяжении долгого времени ратующие за систему пропорционального представительства, оказались бы в наибольшем выигрыше, если бы она сменила ныне существующую. Перемен требуют и те, кто отдает предпочтение коалиционному правительству, считая, что это — залог более широкого межпартийного консенсуса. Вестминстер поддержал эту идею, но лишь по отношению к Северной Ирландии. Для того чтобы националисты не могли, завоевав две пятых голосов, получить большинство мест в новом шотландском парламенте, закон о деволюции ввел пропорциональное представительство. На выборах 1999 г. ни одна из партий не добилась большинства в шотландском парламенте. Лейбористы вместе с либеральными демократами образовали коалиционный орган исполнительной власти. Премьер-министром стал Дональд Дьюэр. В Уэльсе лейбористы, хоть и не получили большинства мест в Ассамблее, сформировали однопартийное правительство во главе с Эланом Майклом. Планы неолейборист- 23* ского кабинета проводить выборы мэров в крупных городах (таких, как Лондон) сосредоточат власть в руках того, кто одержит верх на выборах, проводимых по системе «Победитель получает все». Кампания за реформирование избирательной системы получила новый импульс в 1998 г. после доклада комиссии Дженкинса. Тони Блэр в целях укрепления связей с либеральными демократами предложил разработать альтернативную систему, предусматривающую более пропорциональное представительство. Комиссия остановилась на варианте, за основу которого взята система, принятая в Германии, где больше половины членов парламента избираются в одномандат-ных округах. Эта мера призвана сделать выборы в округах более представительными, хотя большая их часть не однородна по составу населения, которое к тому же не всегда соотносит Себя с ним. Другая часть членов парламента будет избираться на принципах пропорционального представительства. После предложений, внесенных комиссией Дженкинса, дебаты о путях реформирования избирательной системы не только не прекратились, но вспыхнули с новой силой. Премьер-министр заявил, что всяким изменениям будет предшествовать референдум, но произойдет это лишь после очередных парламентских выборов. Кроме того, Блэр не сказал, поддерживает ли он сам идею реформирования избирательной системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|