Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пять наций под одной короной




Английская королева — самая известная в мире коронованная осо­ба, но при этом такого государства, как Англия, нет. Субъектом меж­дународного права является Соединенное Королевство Великобрита­нии и Северной Ирландии. Соединенное Королевство появилось в 1801 г., а процесс экспансии начался в XII в. Великобритания — глав­ный элемент Соединенного Королевства — состоит Из Англии, Шот­ландии, Уэльса. Вторая часть Соединенного Королевства — Северная Ирландия — делится на шесть графств Ольстера. Остальная Ирландия в результате восстания против британской короны, вспыхнувшего в Дублине в 1916 г., отделилась от Соединенного Королевства, образо­вав в 1921 г. самостоятельное государство.

Соединенное Королевство — многонациональное государство [8]. Подавляющее большинство жителей Англии считают себя англичана­ми, Уэльса — валлийцами, Шотландии — шотландцами, но при этом многие воспринимают себя еще и как британцы. В Северной Ирлан­дии люди разделяют себя на две нации: большинство католиков счи­тают себя ирландцами, а большинство протестантов — британцами.

Северную Ирландию можно счесть «наименее английской» час­тью Соединенного Королевства. Формально — это светское государ­ственное образование, но ее политика определяется различной наци­ональной самоидентификацией протестантов и католиков. Протестан­ты, составляющие больше трех пятых населения, хотят, чтобы их страна по-прежнему была в составе Соединенного Королевства. До 1972 г. протестантское большинство управляло страной через местный пар­ламент, находящийся в Стормонте, пригороде Белфаста. Значитель-


ная часть католического меньшинства не поддерживала этот режим, стремясь к выходу из Соединенного Королевства и присоединению к Ирландии (Irish Republic), которая считает графства Ольстера частью своей территории (о чем упомянуто в конституции-страны).

С 1968 г., когда начались выступления католиков, протестовавших против дискриминации, страна объята смутой. Демонстрации в авгус­те 1969 г. привели к уличным беспорядкам, для подавления которых были привлечены подразделения британской армии. Незаконная Ир­ландская Республиканская Армия (ИРА) возродилась и в 1971 г. нача­ла военные действия с целью отделения Северной Ирландии от Со­единенного Королевства. В ответ протестанты также организовали не­законные вооруженные формирования. С августа 1969 г. жертвами политического насилия пало более 3200 человек. В процентном соот­ношении к численности населения количество погибших эквивалент­но ПО 000 человек в Британии или более 500 000 человек — в Соеди­ненных Штатах Америки.

Политика британского правительства в Северной Ирландии была непоследовательна и беспорядочна. В 1969 г. британская армия вмеша­лась в конфликт, чтобы защитить протестантов. В 1971 г. с ее помощью в тщетной попытке уничтожить ИРА были без суда интернированы сотни католиков. В 1972 г. британское правительство распустило мест­ный парламент, передав управление министерству по делам Север­ной Ирландии.

Для заключения соглашения по Северной Ирландии необходима поддержка как противоборствующих военизированных формирований, так и партий, признающих исключительно парламентские методы политической борьбы. В 1994 г. ИРА объявила о прекращении военных действий, и партия Шин Фейн — политическое крыло Ирландского Республиканского движения — согласилась начать переговоры. Воору­женные формирования протестантов также приостановили свою дея­тельность. Прошла серия предварительных переговоров, которые вел американский сенатор Джордж Митчелл как человек, не являющий­ся ни британцем, ни ирландцем. В страстную пятницу 1998 г. было достигнуто и направлено на референдум соглашение, предусматрива­ющее создание выборного органа исполнительной власти и заключе­ние пограничного договора между Дублином и Белфастом. Соглаше­ние было поддержано огромным большинством католиков и незначи­тельным числом протестантов. В июне прошли выборы в Ассамблею Северной Ирландии; представленные там протестанты примыкали к партиям, поддерживающим и не поддерживающим соглашение, а католики были разделены между отвергающей насилие Социал-де­мократической лейбористской партией (СДЛП) и Шин Фейн.

Военизированные организации приняли соглашение с тем усло­вием, что из тюрем будут освобождены члены этих организаций, осуж­денные за насильственные действия, в том числе за убийства и взры-


вы. Боевики должны были сдать имеющееся у них оружие. Часть ир­ландских республиканцев отказалась от выполнения этого условия и выразила свое несогласие, взорвав в августе 1998 г. в центре североир­ландского города Ома бомбу, в результате чего погибло 28 человек.

Уэльс был присоединен к Англии в XVI в. и управлялся с тех пор
как неотъемлемая часть страны. Наиболее характерная черта разли­
чия — это существование древнего валлийского языка. Индустриали­
зация приблизила жителей Уэльса к Англии — если в начале века по-
валлийски говорило больше половины населения, то сейчас — менее
четверти. В Уэльсе заметен резкий контраст между густонаселенным,
промышленно развитым, англоязычным Югом и преимущественно
сельскохозяйственным, немногочисленным Северо-Западом, где боль­
шинство населения говорит по-валлийски. В 1964 г. было создано от­
дельное министерство по делам Уэльса, и глава этого ведомства вхо­
дит в состав правительства. •,

Шотландия некогда была суверенным королевством; после при­нятия в 1707 г. Акта об унии власть парламента распространяется на всю Великобританию. Однако шотландцы сохранили собственные юридические, религиозные и образовательные институты, а админи­стративное управление осуществляет министерство по делам Шот­ландии, глава которого является членом кабинета министров и обя­зан выполнять его решения [9].

Каждая из составляющих Соединенное Королевство частей про­водит собственную партийную политику (табл. 8.1). На крайних пози­циях стоит Северная Ирландия, и британские партии не участвуют в тамошних выборах. В Шотландии соперничают четыре партии. На все­общих выборах 1997 г. большинство голосов получила Лейбористская партия, а на втором месте оказалась Шотландская Национальная партия, отстаивающая идеи независимости. Консерваторы не сумели завоевать ни одного места. В Уэльсе за националистическую партию Плэйд Симру проголосовало менее одной десятой валлийских изби­рателей. Характерной особенностью Уэльса является непропорциональ­но высокий процент голосов, отданных за лейбористов.

Упорная и длительная кампания, развернутая сторонниками де-волюции, привела к тому, что лейбористы — крупнейшая партия в Шотландии и Уэльсе — склонились к необходимости создания неза­висимого законодательного органа в Шотландии и предоставления Уэльсу больших административных полномочий. В 1997 г, состоялись референдумы по этим вопросам. В Шотландии из 60% проголосовав­ших 74% высказались за шотландский парламент и 63% — за наделе­ние его ограниченным правом повышать или понижать налоги. В Уэль­се идея создания ассамблеи нашла поддержку лишь у 50,3% проголо­совавших (при низкой активности избирателей). Это можно объяснить тем, что партия Плэйд Симру пропагандировала более широкое ис­пользование валлийского языка и тем самым вселила тревогу в те


Таблица 8.1 Распределение голосов по национальностям. 1997 г.

Процентное соотношение голосов  
г,..   Англия   Шотландия   Уэльс   Северная Ирландия   Соединенное Королевство  
Неолейбористы   43,5.   45,6   54,7     43,2  
Консерваторы   33,7   17,5   19,6   1,2   30,7  
Либеральные                      
демократы   18,0   13,0   12,4     16,8  
Националисты     22,1   9,9   89,5*   4,6  
Прочие   4,8   1,8   3,4   9,3   4,7  
Население                      
(млн чел.)   48,9   5,1   2,9   1,6   58,6  

* Из них 49,3% проголосовали за пробританские юнионистские партии, под­держиваемые протестантами; 40,2% — за ирландские националистические партии (СДЛП и Шин Фейн), поддерживаемые католиками,

Истопник: House of Commons Library.

четыре пятых населения, которые в отличие от оставшейся части не являлись двуязычными и потому опасались притеснений.

Первые выборы в шотландский парламент, наделенный властью принимать законы, определять бюджет и регулировать налоги, и в ассамблею, не имеющую законодательных полномочий, состоялись в Уэльсе 6 мая 1999 г. по системе пропорционального представительства. При 34% проголосовавших лейбористы получили 56 мандатов, но этого было недостаточно для большинства в 129-местном парламенте. Шот­ландская Национальная партия заняла второе место (28% проголосо­вавших и 35 мандатов). Консерваторы, за которых проголосовало 14 про­центов, получили 18 мандатов, а либералы замыкали список (13% и 18 мандатов). Как лидер партии, получившей наибольшее число мест, Дональд Дьюэр получил предложение стать премьер-министром и возглавил коалиционное правительство, куда вошли также либераль­ные демократы.

В Уэльсе выборы по системе пропорционального представитель-стйа принесли лейбористам 36% голосов и 28 мандатов, чего было недостаточно для большинства в 60-местной Ассамблее. На втором месте оказалась Валлийская Националистическая партия Плэд Кимру (31% и 17 мандатов). Консерваторы получили соответственно 16% и 9 мандатов. Либеральные демократы — 12% и 6 мандатов. Лейбористы стали в ассамблее Уэльса правящим меньшинством, но вопросы за­конодательства и бюджетные ассигнования на социальную сферу ос­таются в руках британского кабинета министров.

Соединенное Королевство представляет собой унитарное государ­ство, т.е. политическую систему, имеющую единственный источник


власти — британский парламент. В этом ее отличие от федеративных образований — таких, как США или Германия. Тем не менее институ­ты власти в Соединенном Королевстве не единообразны. Особые ад­министративные учреждения существуют в Шотландии и Уэльсе, а деволюция усиливает их политическую легитимность, создавая все­народно избранные законодательные собрания. Что касается Север­ной Ирландии, то на ее территории всегда действовало особое зако­нодательство.. Однако существует и действует доктрина «территори­ального равноправия*, т.е. пенсионное обеспечение, пособия по безработице, медицинская помощь и образование предоставляются во всех частях Соединенного Королевства одинаково.

В этой главе рассматривается политическая жизнь Англии, потому что Англия является доминирующим в структуре Соединенного Ко­ролевства элементом: там проживает пять шестых всего населения страны, а шестая часть распределена между тремя другими нациями (см. табл. 8.1). Ни одно правительство Соединенного Королевства не может позволить себе пренебречь коренными интересами Англии, а политики, желающие выдвинуться и стать членами кабинета, обя­заны соблюдать нормы английского общества. Во время избиратель­ной кампании 1997 г. Тони Блэр напоминал шотландским избирате­лям; «На меня как на английского парламентария была и будет возло­жена верховная власть» { 10].

На протяжении столетий в Англию из других стран Европы шел не слишком обильный, но все же значительный приток иммигрантов. Сама Елизавета II происходит из королевского дома, один из Пред­ставителей которого в 1714 г. приехал из германского города Ганнове­ра, чтобы занять английский престол. До Первой мировой войны, приведшей к всплеску антигерманских настроений, эта династия на­зывалась Сакс-Кобург-Готской. В 1917 г. король Георг Усвоим указом сменил родовую фамилию и стал именоваться Виндзором.

Большая часть послевоенных иммигрантов устремлялась в Англию в поисках работы, а в конце 50-х годов к ним присоединились выход­цы из Вест-Индии, Пакистана, Индии, Гонконга и других стран мно­гонационального Британского Содружеству. Численность небелого населения Соединенного Королевства возросла с 74 000 человек в 1951 г. до 3,3 млн в наши дни, что составляет около 6%. Общественное мнение неодобрительно воспринимало приток небелых иммигрантов, и это отразилось в законах, ограничивающих их численность, приня­тых правительствами лейбористов и консерваторов.

Новые иммигранты схожи между собой только в одном — все они не принадлежат к белой расе. Они исповедуют разные религии и отно­сятся к разным культурам: для выходцев из Вест-Индии родными яв-


ляются английский язык и христианская традиция; иммигранты из Индии и Пакистана — это индуисты, мусульмане, сикхи, использую­щие английский в качестве второго языка. Немногочисленная афри­канская диаспора разделена по национальному признаку, а китайцы из Гонконга сохраняют свой собственный уклад. По происхождению иммигранты распределяются следующим образом: почти три пятых — это выходцы с Индийского субконтинента; чуть меньше трети — из стран Карибского бассейна или Африки и одна десятая — из Азии (в основном из Китая).

В настоящее время важнейший аспект межрасовых отношений — это позиция, занимаемая небелыми потомками иммигрантов, родив­шимися в Британии. Вне зависимости от страны происхождения они по-разному решают вопрос самоидентификации: 64% выходцев из стран Карибского бассейна, более трех пятых общего числа индусов, пакистанцев, бангладешцев и две пятых китайской общины [И] счи­тают себя британцами. Были приняты законы, призванные нормали­зовать межрасовые отношения и меры, направленные на борьбу с расовой дискриминацией. Тем не менее, по сравнению с американс­ким законодательством, судебное разбирательство практикуется до­вольно редко. Борясь с дискриминацией, правительственная Комис­сия ш> расовому равенству занимается в первую очередь расследова­нием и сглаживанием конфликтов, а не привлечением к судебной ответственности.

Иммигранты и их потомки постепенно становятся весомым факто­ром избирательной кампании, поскольку политики, баллотирующиеся в местах их компактного проживания, осознали потенциальную важ­ность этого сектора общества. Ныне сотни небелых советников работа­ют в органах местного самоуправления, сформированных в значитель­ной степени из лейбористов, пользующихся симпатиями иммигрантов-избирателей. На всеобщих выборах 1997 г. в парламент прошли девять представителей небелого населения, по происхождению которых — Индия, Пакистан, Гайана, Аден, Гана и американский штат Джорд­жия — можно судить о разнообразии иммигрантских общин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...