Приобщение к политической деятельности
Следует различать два пути изучения процесса социализации и вовлечения в политику (или приобщения к ней) — дедуктивный и индуктивный. Первый определяет характер задачи, которую надо выполнить, и уже «под нее» подбираются люди, обладающие необходимыми навыками и дарованиями. Этот путь опробован и введен в политику бизнес-менеджментом. Второй предполагает движение от частного к общему и мы, учитывая навыки и движущие мотивы определенных людей, спрашиваем себя: что могут сделать эти люди? Ограничения, накладываемые историей, существующими в обществе институтами и социализацией, делают этот путь более реалистичным. Политические роли первостепенного значения принадлежат в Британии членам правительства, высшим чиновникам и общественным деятелям, выполняющим те же функции, что и неформальные советники президентов. Каждая из этих групп приобщается к политической деятельности своим путем. Чтобы стать министром, человек должен быть избран в парламент и суметь за несколько лет привлечь к себе внимание, приче'м в позитивном смысле. На государственную службу выпускник университета попадает, пройдя строгий отбор и победив в напряженной конкурентной борьбе; его дальнейшее продвижение по службе зависит от собственных достижений и одобрения вышестоящих. Общественный деятель получает доступ к министрам и высшим чиновникам либо благодаря тому положению, которого он добился в иных, не политических сферах, либо потому, что ведущие политические деятели испытывают к нему личное доверие. Во всех трех случаях опыт оценивается положительно. Предпосылкой для успешной политической карьеры обычно является раннее ее начало. Однако для человека, надеющегося стать членом правительства, опыт работы в муниципальных или региональных политических структурах и медленное постепенное восхождение по иерархической лестнице Уайтхолла — не лучший путь наверх. Гораздо эффективней в ранней молодости стать, например, парламентским помощником члена
палаты или политическим консультантом министра. Это после приобретения нужных навыков и «стажа» позволяет скорее выдвинуться на первые роли. «Географический фактор» также имеет немаловажное значение. Люди из высших эшелонов власти живут в Лондоне. Смена «хозяина» правительственной резиденции на Даунинг-стрит не приводит к появлению в правительстве людей из других уголков страны, как происходит в Белом доме, где президент из Арканзаса сменяет уроженца Техаса или выходца из Калифорнии. Поскольку Лондон разительно отличается от больших и малых городов, где проживают большинство британцев, существует резкий контраст между повседневной жизнью «творцов политики» и людей, во имя и от имени которых они работают. Члены правительства Человек, ставящий своей целью пост министра, в качестве необходимого первого шага должен стать парламентарием. Выдвижение на выборы в том округе, где победа будет обеспечена или весьма вероятна, целиком зависит от региональных партийных органов, производящих отбор. В Англии, в отличие от США, нет системы первичных выборов, где возможность волеизъявления имеют все избиратели. Кандидат не обязательно должен проживать в том округе, по которому будет баллотироваться, и благодаря этому молодой человек прямо из университета может поступить на службу в аппарат парламента или в штаб партии, а потом «оглядеться» и выбрать в стране округ, где победа на выборах более или менее гарантирована или хотя бы реальна. Как правило, у честолюбивого молодого политика на поиски такого места уходит несколько лет. Когда же наконец его кандидатуру отбирают для участия в выборах в том округе, где его партия рассчитывает на подавляющее большинство голосов, он проходит в палату и тогда уже может ждать рутинного переизбрания еще лет на десять или больше.
Став членом палаты, парламентарий прилагает усилия к тому, чтобы его заметили. Однако некоторые способы достижения этой цели (например, высказанные им и громогласно растиражированные СМИ сомнения в здравомыслии партийного руководства) могут осложнить его продвижение к министерскому креслу. Другие же — такие, как успешная полемика с лидерами оппозиции или умение хорошо ориентироваться в политически значимой проблеме, способствуют карьерному взлету. Не менее плодотворной оказывается и личная дружба с ведущими политиками своей партии. Приобретенный в парламенте опыт не может пригодиться в работе министра. Депутат в первую очередь имеет дело с людьми и говорит о тем, что надлежит сделать правительству. Министр же должен иметь | навык работы с документами и умение переводить общеполитические ^установки в конкретные, «технические» задачи, которые предстоит решать его ведомству, а также способность принимать твердые и непопулярные решения. Практика, предусматривающая назначения министров исключительно из числа опытных парламентариев, ограничивает выбор и препятствует общенациональному обсуждению кандидатур. Главе правительства предстоит распределить около сотни министерских портфелей между примерно двумястами депутатами от правящей партии, имеющими опыт работы в парламенте и не закрывшими себе доступ в кабинет неопытностью, преклонным возрастом, политическим экстремизмом, ненадежностью или отсутствием интереса к своей потенциальной должности. При прочих равных условиях на пост заместителя министра будет назначен депутат, проведший в парламенте три срока. Министр учится «в деле». Как правило, член палаты сначала получает назначение на должность заместителя министра, затем становится так называемым «государственным министром» и лишь после этого обретает статус полноправного члена кабинета. При этом его переводят из одного министерства в другое, что заставляет его изучать новые и новые сферы.
В среднем министр возглавляет определенное ведомство не более двух лет. Скорость ротации в Британии — одна из самых высоких в Европе. Министр, получающий новую должность в результате этих перестановок в кабинете, обычно не имеет опыта работы в новой для себя области, и ему требуется некоторое время, чтобы войти в «курс дела» и понять его специфические особенности. Энтони Кросленд, даровитый член правительства лейбористов, признавался: «Требуется полгода, чтобы "вынырнуть на поверхность", год — чтобы понять самое общее направление, и два года — чтобы начать реально управлять своим ведомством» [46]. То обстоятельство, что министры не разбираются досконально в порученной им сфере деятельности, заставляет многих критиковать саму систему назначения. Ее сторонники в ответ утверждают, что критики не учитывают того, что для успешной работы министра требуется прежде всего в совершенстве знать, как проводить в жизнь политику палаты общин. Чиновники высшего звена Если парламентарии часто сменяют друг друга на министерских постах, то государственные служащие остаются в Уайтхолле на протяжении всей своей карьеры. К чиновникам высшего звена при найме не предъявляется каких-либо специфических требований, и они не проходят особой подготовки. Считается, что они — «лучшие и самые одаренные»: это обычно подразумевает обучение в престижном университете и диплом (первую ученую степень) в области истории, литературы или иностранных языков. Фултоновская комиссия по государственной службе рекомендовала, чтобы кандидаты на должность обладали «необходимыми» знаниями по тому предмету, которым призваны заниматься, однако члены комиссии не смогли определить, какие знания необходимы для функционирования правительства [47]. Ныне эта комиссия проверяет, способен ли кандидат изложить в кратком резюме содержание пространного делового документа, решить проблему, оценив конкретные обстоятельства с точки зрения общих нормативных актов и постановлений, сделать правильные выводы на основании обычной статистической сводки, отстоять свое мнение в дискуссии по вопросам работы правительства.
Новички, как бы ни были они даровиты, лишены специальных навыков, и потому для карьерного взлета требуются десятилетия, в связи с чем ролевая социализация чиновников старшего и высшего звена в системе Уайтхолла важна чрезвычайно. Этот процесс способствует преемственности, ибо руководитель аппарата обычно начинал свою деятельность здесь же в качестве молодого сотрудника, работавшего под началом человека, много десятилетий назад поступившего сюда же. За годы службы чиновники в совершенстве овладевают трудным искусством управления министрами и делами. В телесериале «Да, господин министр» показывается, что им нет равных в умении ответить члену правительства «да», подразумевая «может быть», и «постараюсь», имея в виду «нет» [48]. Но и министры все чаще предпочитают иметь дело не со своими чиновниками, перечисляющими, какие препоны встретятся правительственным начинаниям, а с теми советниками (как из своего аппарата, так и «извне»), которые скажут, что можно сделать в данных обстоятельствах. Многие руководители таких организаций, как университеты, банки, церкви и профсоюзы, не считают себя политическими деятелями и не стремятся занять государственные посты. Они заняты главным образом своими проблемами. Но когда правительство своими действиями начинает вмешиваться в их работу, они поневоле обращаются к политике, предлагая министрам рекомендации и иногда критикуя их. В том случае, когда организация финансируется государством, как Би-би-си или университеты, давление становится обоюдным и постоянным. Правительственные ведомства и министры ищут консультантов по специальным вопросам, в которых сами не разбираются (например, загрязнение окружающей среды или такие медико-биологические эксперименты, как клонирование). При министерствах существуют сотни экспертных советов и комиссий, где работают представители академической науки и «групп давления». В рекомендациях, даваемых правительству, особенно веско звучат слова экономистов. В Британии существует такое разнообразие и обилие экономистов всех школ, что лидер любой партии может подобрать себе тех, чьи предписания бу-_ Дут подкреплять его собственные политические склонности. Маргарет Щ. Тэтчер без труда привлекала для подтверждения своих взглядов Нобе-gs левских лауреатов и профессоров; то же делает и Тони Блэр. 1 343 Селективность Невозможно представить себе систему более селективную, нежели парламентские выборы, в результате которых один человек возглавляет правительство страны, населенной 58 млн граждан. И невозможно изобрести систему более репрезентативную, поскольку выборы дают каждому совершеннолетнему гражданину уникальную возможность принять непосредственное участие в политике.
Исторически сложилось так, что в Англии политические лидеры сначала добиваются высокого положения в обществе и материальной обеспеченности, а уж потом занимают ответственные посты. Однако с начала 60-х годов стал увеличиваться процент тех, кто занимается политической деятельностью профессионально, уделяя ей все свое время. Аристократы, бизнесмены, профсоюзные лидеры сейчас уже не могут рассчитывать на то, что их высокое положение в других сферах автоматически гарантирует им столь же высокий политический статус. „ По мере развития специализации профессиональный политик, обретая больший опыт в своей сфере, одновременно все больше отдаляется от других сфер. На основании-многолетних опросов людей, занимавших ведущие позиции в различных областях деятельности, Энтони Сэмпсон мог прийти к выводу: «Я лично опасаюсь не того, что британский истеблишмент — слишком замкнутая структура: напротив, он недостаточно закрыт, и различные его составляющие пересекаются все меньше и меньше, так что одна половина этого круга практически не соприкасается с другой» [49], И чем обширней перечень сфер, входящих в понятие «политика», тем выше численность людей, активно вовлеченных в процесс управления страной. Под влиянием правительства директора компаний, телевизионные топ-менеджеры, ректоры университетов становятся причастны к политике и выработке политического курса. То обстоятельство, что возглавляемые ими организации находятся вне структуры Уайтхолла, позволяет им действовать независимо от правительства, однако степень взаимозависимости общественных и частных институтов (при этом неважно, ориентированы они на извлечение прибыли или нет) ныне столь высока, что рано или поздно этим руководителям приходится встречаться и обсуждать, чтб же служит интересам общества. Гражданское общество, т.е. институты, независимые от власти, развивалось в Британии на протяжении столетий. Лидеры гражданского общества настолько уверены в прочности своего положения, что с готовностью обсуждают проблемы, имеющие общественное значение, с правительственными чиновниками, не сомневаясь, что смогут оказать на них давление от имени тех, кого представляют. Конфедерация британской промышленности — крупнейшая организация, представляющая бизнес. Как явствует из самого ее названия, члены ее многочисленны и разнообразны. Наиболее могущественные компании — такие, как автомобильные концерны, обычно имеют своих прямых представителей при министерствах (в первую очередь торговли, образования и занятости). В директорский корпус входят наиболее высокооплачиваемые руководители большого и малого бизнеса. У банков и финансовых организаций лондонского Сити также есть собственные каналы, через Английский банк и Центральный банк выводящие их непосредственно на министерство финансов. Нечто подобное, но в отношении организации труда, представляет собой Конгресс тред-юнионов, куда входят профсоюзы, интересы которых время от времени, когда начинается торг по поводу разницы в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих одной отрасли или рабочих разных отраслей промышленности, приходят в противоречие. Большая часть профсоюзов—членов Конгресса тред-юнионов симпатизирует лейбористам; среди их лидеров были коммунисты и маоисты, но никогда не было консерваторов. В послевоенную эпоху членами профсоюзов становятся не только рабочие угледобывающей промышленности или железнодорожники, но и так называемые «белые воротнички», занятые в таких сферах, как образование и здравоохранение. Изменения в системе занятости размывают членство в профсоюзах: ныне лишь одна треть «рабочей силы» входит в тред-юнионы. Тони Блэр, создавая образ неолейборизма, сознательно дистанцировался от Конгресса тред-юнионов. В отличие от политических партий лоббисты или группы интересов не выходят на выборы — они стремятся влиять на политический курс вне зависимости от того, какая партия одерживает верх. Тем не менее связи между группами интересов и политическими партиями остаются прочными. Профсоюзы с момента образования лейбористской партии в 1900 г. стали ее институционной частью. Взаимоотношения консерваторов с ассоциациями бизнесменов носят далеко не формальный характер — в основе партийной идеологии лежит философия частного предпринимательства. И тред-юнионы, и группы бизнесменов в нужный момент способны продемонстрировать свою независимость и, невзирая на «идейную близость», подвергнуть критике дружественную им партию, когда та начинает действовать вопреки групповым интересам. Аналогичным образом политические деятели из всех партий стремятся дистанцироваться от лоббистов. Неолейбористы всячески подчеркивают, что они не связаны с профсоюзами, а консерваторы привлекают на свою сторону избирателей, заявляя, что проводимая ими
Процент (в порядке убывания) политика сможет поднять
Для эффективного лоббирования «группы интересов» должны четко сознавать, какие именно чиновники играют наиболее значительную роль в определении политического курса. Они уделяют много внимания Уайтхоллу. Когда во время опроса представителей «групп давления» попросили назвать наиболее влиятельные ведомства и учреждения, первым с большим отрывом оказался премьер-министр, затем члены правительства, СМИ и, наконец, государственные служащие высшего звена (рис. 8.6). Лишь менее \% опрошенных сочли парламентариев, не входящих в состав кабинета, фигурами первостепенного значения. Тем не менее лоббисты вовсе не проводят большую часть времени на Даунинг-стрит. Их основные контакты сосредоточены в тех подразделениях правительственных ведомств, которые ведают вопросами, мало занимающими общество, но представляющими «живой интерес» для тех или иных лобби. Группы, направляющие львиную долю усилий на освещение своих проблем в прессе, едва ли найдут обнадеживающий отклик со стороны чиновников, на которых они могли бы воздействовать во время неформальных встреч в министерстве [50]. Чего хотят лоббисты Диапазон их интересов поистине огромен — от таких узколокальных проблем, как создание ассоциации раненых военнослужащих до определения экономической политики организаций, подобных Конфедерации британской промышленности или Конгрессу тред-юнионов. Группы различаются также и по характеру своих интересов; одни преследуют материальные цели, другие занимаются конкретными вопросами, например избытком сцен насилия в СМИ или расовыми взаимоотношениями [51]. Большая часть лоббистских групп стремится к достижению четырех целей: 1. Сбор информации о политике правительства и изменениях в ней. 2. Ведение уже определившегося политического курса в интересах группы. 3. Коррективы планируемого политического курса. 4. Символическое повышение статуса своей организации (например, право именоваться «королевским» обществом, ассоциацией и т.п.) Ведомства Уайтхолла с готовностью контактируют с лоббистами в том случае, если те на взаимовыгодных условиях могут способствовать правительственным чиновникам в следующем: 1. Сотрудничество в реализации уже определившейся политической программы. 2. Предоставление сведений о том, что происходит в сфере, близкой той или иной группе. 3. Оценка последствий тех или иных намечаемых шагов. 4. Помощь в осуществлении новых направлений политики. В том случае, если интересы Уайтхолла и лоббистских групп дополняют друг друга, обе стороны торгуются, профессионально учитывая общие интересы. Если же каждая сторона преследует собственные интересы, торг происходит на принципах взаимообмена. Обе стороны стараются прийти к соглашению, поскольку оно позволит обойтись без решений, принятых политиками, которые и хуже разбираются в вопросе, и меньше заботятся о деталях, чем лоббисты и чиновники того или иного ведомства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|