Политическая культура и легитимность
Правительство может считать себя вполне легитимным лишь в том случае, если соблюдаются самые фундаментальные «правила игры» — ответственность властей перед электоратом и верховенство закона. Критика правительства, требования изменить, например, избирательную систему вполне согласуются с легитимностью до тех пор, пока эти изменения не выходят за демократические рамки. Англичане ценят свой государственный строй, что не мешает им в то же время предъявлять немало конкретных претензий по поводу того, как он функционирует. По выражению английского писателя Э, М. Форстера, они «встречают демократию троекратным "ура!"». Как должна применяться политическая власть? Патерналистская теория предполагает, что лидеры страны действуют в интересах общества и берут на себя инициативу в определении того, чем именно должно заниматься правительство. Суть этого сводится к формуле «Дело правительства — править». Парламентарии и министры, не спрашивая, чего хочет народ, а руководствуясь собственными суждениями и принципами, должны поступать так, как, по их мнению, будет лучше для блага общества. По выражению одного министра-консерватора, правительство «должно существовать для народа, с народом, но не под народом» [33]. Маргарет Тэтчер, умевшая очень четко формулировать свои политические воззрения, считала, что ея долг состоит не в том, чтобы соответствовать данным последнего опроса общественного мнения, а в том, чтобы оберегать национальные интересы. В том же патерналистском, «опекунском» духе высказывается и Тони Блэр, когда утверждает, что руководит правительством во лмя всех граждан страны. Доктрина патернализма всегда имеет успех у правящей партии, поскольку может оправдать все, что по своему желанию предпринимает правительство. Находит она отзвук и в душах чиновников — они служат правящей партии и рассматривают себя в качестве постоянных (пусть и неизбранных) ревнителей интересов народа. Оппозиция же отвергает ее по той причине, что не допущена к власти.
Коллективистская теория видит роль правительства в том, что оно должно находить равновесие между противоборствующими интересами крупных социально-экономических групп. С этой точки зрения партии и «группы давления», представляющие классовые или групповые интересы, гораздо могущественнее индивидуальных избирателей. В стране с населением, превышающим 50 млн чел., сложение преференций неизбежно [34]. Консерваторы традиционно делают упор на гармоничном сосуществовании различных классов общества. Считается, что более обеспеченные должны оказывать менее обеспеченным помощь, выражающуюся в поддержке социальных программ и участии в добровольных начинаниях; люди малообразованные обязаны считаться с мнением более просвещенных членов общества и поступать согласно их рекомендациям. Социалистический подход придает большее значение классовым различиям: профсоюзы и предприниматели играют в определении политического курса страны роль не меньшую, чем правительство, а трудящиеся своими голосами возмещают отсутствие капитала. Индивидуалистическая теория представительства подчеркивает важность, которую имеет в политическом процессе голос каждого гражданина. Либеральные демократы доказывают, что политические партии должны представлять индивидуумов, а не интересы организованных групп. Тут следует заметить, что отдельному человеку редко удается на референдумах прямо выразить свое отношение к политике правительства, а если референдум все же объявляется, то выносят на него вопрос, сформулированный действующим правительством. В 80-е годы Маргарет Тэтчер была рьяным поборником экономического индивидуализма, считая, что каждый человек в меру своей активности «на рынке» сам отвечает за достигнутый им уровень благосостояния. Этот подход снимал с правительства ответственность за отстаивание коллективных интересов. Тэтчер зашла в этом столь далеко, что заявила: «Такого понятия, как общество, не существует».
Тони Блэр, следуя своей радикально-центристской программе, Отверг традиционную для лейбористов коллективистскую доктрину и предпринимал попытки ослабить контакты Новой лейбористской партии с профсоюзами. Блэр подчеркивал, что правительство должно проводить такой курс, который позволил бы гражданам государства благодаря системам образования, профессионального переобучения, повышения квалификации и другим направлениям социальной политики максимально раскрыть свои природные способности. Легитимность системы Подавляющее большинство англичан не считают необходимым производить какие-то фундаментальные изменения в самой форме правления страной, а именно так еще относительно недавно произошло во Франции и в Германии. Даже националистические партии в Шотландии и Уэльсе не отвергают институты парламентаризма, а всего лишь требуют создания собственных независимых парламентов. Легитимность правительства подтверждается готовностью англичан выполнять и соблюдать основные политические законы [35]. Лояльность граждан позволяет обходиться без многочисленной вооруженной полиции. В процентном соотношении к количеству жителей британская полиция на треть меньше американской, французской или германской. Совершаемые в Англии правонарушения — это по большей части антиобщественные деяния (например, уличное насилие), а не политические преступления против государства (включая убийства). Исключение составляет Северная Ирландия, где многие тяжкие преступления — от убийства до ограбления банков — носят политический характер и являются элементами борьбы за свержение избранного правительства. Политологи дают разнообразные объяснения причин того, почему англичане столь лояльны к своему правительству. Убежденность в легитимности власти нельзя счесть результатом экономических выкладок, убедивших англичан в выгодах парламентской демократии (как утверждает теория «разумного выбора»). Британское правительство в сравнении с правительствами других европейских стран добилось не столь значительных экономических успехов, но, тем не менее, даже в период «великой депрессии» 30-х годов британские коммунисты и фашисты получали на выборах ничтожно малое число голосов, тогда как во Франции, Германии, Италии эти партии пользовались массовой поддержкой населения. Нечто подобное имело место и в 70-80-е годы, когда всплеск инфляции и безработицы не привел к усилению экстремистских настроений.
Иногда определяющими факторами легитимности считают символы общего для всех прошлого — в первую очередь монархию. Однако опросы общественного мнения показывают, что королева не является значительной политической фигурой: напротив, своей популярностью она обязана тому, что находится вне политики. Популярность монарха — это следствие, а не причина политической легитимности. В Северной Ирландии, где меньшинство не признает британское правительство законным, королева символизирует раскол между унионистами и ирландскими республиканцами, отвергающими идею монархии. Обычаи и традиции — вот чем следует объяснять постоянную лояльность народа к власти. На вопрос: «Почему вы поддерживаете существующий строй?» самым распространенным является ответ: «Потому что он лучший из всех, какие я знаю». Власть далека от идеала и даже не всегда обеспечивает безопасность, но люди оценивают ее эмпирически, руководствуясь собственным опытом. Уинстон Черчилль однажды сказал в палате: Никто не считает, будто демократия совершенна и неизменно разумна. И верно говорят, что демократия — наихудшая из форм государственного устройства, если не считать всех тех иных способов правления, которые человечество время от времени пробовало [36]. Злоупотребления властью
В теории — по конституции — всенародно избранный парламент является единственным институтом, наделенным правом контролировать исполнительную власть. Роль судов сводится к толкованию законов, принимаемых парламентом. На практике же палата не может эффективно проверять правительство, поскольку те, кто потенциально склонен к злоупотреблению властью, одновременно входят в руководство парламентского большинства. Когда член правительства оказывается под ударом, его коллеги гораздо чаще грудью встают на защиту, нежели признают его невольную ошибку или осознанное правонарушение. Вотум недоверия, вынесенный кому-либо из ведущих министров, обычно рассматривается в палате как вотум недоверия всему действующему правительству. Кабинету министров легче уйти от ответственности за допущенные просчеты благодаря тому, что его деятельность засекречена. Уайтхолл полагает, что информация — слишком редкостный товар, чтобы доступ к нему получали все желающие; считается, что делать политический курс достоянием гласности — «не в интересах общества», поскольку публичность может расстроить политическую сделку. Политики часто скрывают собственные намерения под покровом коллективной ответственности Кабинета. В принципе Уайтхолла «Стремление знать все еще преобладает над правом знать» явно прослеживается тенденция к сдерживанию [37]. Чиновники высшего звена бывают очень разборчивы в том, что говорить и чего не следует говорить «на людях». Правительственные документы попадают в СМИ, как правило, лишь в тех случаях, когда политический деятель, желая воздействовать на ход событий, организует утечку информации. Режим секретности остается очень строгим, потому что в этом заинтересованы самые значительные лица в правительстве — министры и высшие государственные служащие. Принятый в 1989 г. Закон о государственной тайне (Official Secrets Act) лишь несколько и далеко не полностью урезал право исполнительной власти хранить в тайне полемику, происходящую внутри правительственных структур (вставка 8.4). Тони Блэр обещал сделать работу правительства открытой, но его же администрация стремится установить строгий контроль за общением министров с представителями СМИ. Это делается во имя того, чтобы создать впечатление полного единодушия, якобы царящего в правительстве, и сделать вид, будто внутри кабинета политических разногласий (т.е. столкновения мнений) нет! Подвергаемые критике должностные лица иногда вводят общественность в заблуждение. Когда бывший секретарь Кабинета сэр Роберт Армстронг был в суде обвинен во лжи по поводу усилий, предпринятых правительством в 1987 г., с целью воспрепятствовать публикации скандальных мемуаров отставного сотрудника разведки, Армстронг заявил, что «правительственные заявления создали превратное впечатление, но они не содержали в себе ложь: мы обошлись с правдой рачительно». В 1994 г. Уильям Уолдгрейв, министр-консерватор, номинально ответственный за открытость правительства, сообщил парламентской комиссии: «в исключительных случаях возникает необходимость говорить в палате общин то, что не является прав-
ВСТАВКА 8.4 Неспособность парламента призвать действующее правительство к ответу за очевидные и ощутимые просчеты беспокоит высокопоставленных чиновников: поскольку они знают, как выглядит ситуация на самом деле, то рискуют стать соучастниками неблаговидных поступков министров, которым помогают вводить парламент в заблуждение. Иные даже оспаривают правило, в соответствии с которым государственный служащий обязан поддерживать министра вне зависимости от своего личного мнения. СМИ подробно освещали историю сотрудника министерства обороны Клайва Понтинга: он предоставил в парламент документы, ставившие под сомнение достоверность правительственных заявлений по поводу боевых действий на Фолклендских островах. Пон-тинг был привлечен к суду по обвинению в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Судья призвал присяжных взглянуть на дело в таком ракурсе: «Можно ли в интересах государства идти против политики правительства?» Присяжные дали утвердительный ответ, и Понтинг был оправдан. Впрочем, высокопоставленные чиновники чаще всего предпочитают не рисковать своей карьерой и не «выдавать» министров, с действиями которых не согласны. Они надеются, что сама «система» найдет способ либо пресечь их деятельность, либо предать гласности совершенное ими должностное преступление*. * Graham Wilson and Anthony Barker, Whitehall's Disobedient Servants? Senior Officials' Potential Resistance to Ministers in British Government Departments// British Journal of Political Science 27, No. 2 (1997), p. 223-246. дои». В другом случае правительство якобы в интересах национальной безопасности не допустило информации по делу пятерых бизнесменов, привлеченных к суду по обвинению в продаже оружия Ираку, поскольку стремилось скрыть, что эта сделка планировалась с ведома и одобрения нескольких членов Кабинета. Когда же это обнаружилось (в результате утечки информации [38]), расследование зашло в тупик. Действия террористов, сеющие хаос, разрушения и смерть, оказывают сильнейшее давление на правоохранительные органы. В Северной Ирландии на акты насилия, организованные незаконной ИРА и вооруженными формированиями протестантов, отвечали части британской армии, в свою очередь «подминавшие под себя» закон. В «кровавое воскресенье» 1971 г. британские солдаты открыли в Лондондерри огонь по мирной демонстрации протеста, застрелив несколько десятков ирландцев [39]. В Англии полиция время от времени добивается признания у подозреваемых в терроризме или уличает их свидетельс- кими показаниями. Первоначальный результат этого — приговор и тюремное заключение, но затем обычно следует длительная кампания протеста против судебной ошибки, и в конечном итоге все нарушения закона, допущенные полицией, исправляются. В 90-е годы в газетах появилась серия статей, посвященных «моральной нечистоплотности» некоторых членов палаты, использовавших служебное положение в личных целях. В ответ правительство образовало специальный орган, призванный следить за соблюдением норм общественными деятелями, а в парламенте появилась должность уполномоченного по этим вопросам, который должен расследовать жалобы на отдельных членов палаты вне зависимости от того, какая партия имеет в ней большинство. На выборах 1997 г. избиратели впрямую выступили против двух парламентариев, обвиненных в том, что они получали деньги за внесение запросов в палату, — оба были забаллотированы. Отсутствие реакции правительства на представления парламента побуждает широкие массы общества к протесту, однако легитимность власти означает, что этот протест обычно не преступает границ закона (рис. 8.3). 92% англичан утверждают, что готовы выразить свое недовольство проводимой политикой, подписав соответствующую пе- Процент тех, кто предпочитал или предпочел бы: Британия Германия Франция Британия Германия Франция принять участие в неразрешенной забастовке Британия Германия Франция захватить здание или завод Британия Германия Франция Рис. 8.3. Различия между законными и незаконными протестами. Источники: World Values Survey, 1990, as reported in Sheena Ashford and Noel Timms, What Europe Thinks: A Study of West European Values (Brookfield, VT: Dartmouth, 1992), pp. 100—101. German data are for West Germany only. тицию; почти 50% готовы участвовать в мирной демонстрации протеста. Большинство отвергает действия, выходящие за рамки закона: лишь 29% согласны участвовать в неразрешенной забастовке, 12% — захватить в знак протеста по тому или иному поводу завод или иное здание. Протестный потенциал англичан ниже, чем у французов, и такой же, как у граждан ФРГ. Кроме того, англичане склонны поддержать власти в том случае, если они решатся принять крутые меры против незаконно протестующих групп. Возможности британского правительства ограничены нормами культуры, определяющими, что могут и чего не могут делать власти. Как выразился один из членов Высокого суда: «В конституции этой страны нет гарантированных или абсолютных прав граждан. Свободу британцев охраняют их собственный здравый смысл и давно разработанная система представительного ответственного правления» [40]. Ценности политической культуры сужают спектр публичной политики. Так, например, культурные нормы, касающиеся свободы слова, исключают появление политической цензуры. Они же затрудняют правительству принятие и введение в действие законов, которые защищали бы королевскую семью от агрессивного вмешательства журналистов и фотографов в ее частную жизнь. Однажды это привело к роковым последствиям — автомобиль принцесеь|г,Щианы, на высокой скорости преследуемый репортерами, разбился. В 60-е годы — время увлечения свингом — были отменены законы против гомосексуализма, легализованы аборты, а появившийся позже СПИД стал восприниматься просто как болезнь, а не как нечто постыдное, из чего следует извлечь урок. Доминирующие в обществе ожидания, относящиеся к сфере культуры, диктуют и поведение политических деятелей. Вне зависимости от того, кто за какую партию голосует, огромное большинство британцев считают, что правительство должно развивать и совершенствовать системы образования, здравоохранения и социального обеспечения. В наши дни уровень социальной политики сильнее всего ограничивается практическими соображениями. Экономические ресурсы не беспредельны, и даже в том случае, если экономика находится на подъеме, у правительства не хватает денег на такие находящие всеобщую по;и1ержку программы, как, например, развитие здравоохранения. Политическая социализация Социализация оказывает политическое воздействие на разделение труда. Дети в очень раннем возрасте узнают о социальных различиях, имеющих прямое отношение к политике: малая их часть прони- кается к ней интересом, гораздо большая — остается глубоко безразлична. Взрослый опыт модифицирует предпочтения, возникающие у человека к тому времени, когда он получает право голоса. Британскому гражданину средних лет приходилось участвовать в пяти-шести всеобщих выборах, и потому он склонен оценивать политические перспективы в свете того, что уже успел узнать. Семья и пол Хронологически первым оказывается влияние семьи: политические пристрастия, усвоенные в семье, переплетаются с первичными семейными привязанностями. Ребенок может и не знать, какие именно принципы отстаивают лейбористы или консерваторы, но для идентификации партии достаточно, что за нее голосуют «папа с мамой». Семья оказывает на выбор голосующего достаточно ограниченное влияние: 36% не знают, как обычно голосуют отец, мать или они оба, как не знают и того, не за соперничающие ли партии они голосуют. Более половины тех, кому известно, какую партию поддерживают его родители, голосуют тазгже, как они. Во всей совокупности электората только 35% опрошенных ответили, что знают, как голосуют их родители (оба), и голосуют за ту же партию [41]. Как правило, дети получают от родителей и кшфессйонадьную идентификацию. Если не считать Северную Ирландию, исповедуемая религия в наши дни уже не оказывает сколько-нибудь значительного воздействия на выбор голосующего, и в Англии нет групп, сопоставимых с американскими религиозными «правыми». Дети узнают о различных социальных ролях в соответствии со своим полом, хотя взрослые мужчины и женщины имеют равные избирательные права. Обе ведущие партии продемонстрировали стремление привлечь на свою сторону женщин, что доказывается принятием в 1976 г. закона, запрещающего дискриминацию по половому признаку при трудоустройстве. Этот парламентский акт был подготовлен консерваторами, а введен в действие лейбористами. В настоящее время все политические партии стараются снискать симпатии женщин, поскольку те составляют большинство электората. Впрочем, предпринимаются усилия, чтобы не обидеть мужчин, — они, хоть и в меньшинстве, но все же составляют 48% избирателей. О чем бы ни говорили политические деятели — об экономике, социальной помощи или международных делах, они обычно стремятся выделить аспекты, одинаково важные и для мужчин, и для женщин. На всех общенациональных выборах голоса тех и других распределяются между партиями примерно одинаково. У мужчин и женщин — сходное отношение к политическим вопросам, по большинству которых женщины, как и мужчины, делятся на два противоположных лагеря. Например, больше половины жен-
согласных)
Контроль над иммиграцией осуществляется недостаточно жестко Уважение к королевской фамилии — это справедливо и важно Убийство полицейского должно караться смертной казнью В СМИ слишком много секса и обнаженных тел |_ 58 Рис. 8.4. Сопоставительные оценки политических вопросов у мужчин и женщин. Источник: Data made available by Gallup Poll, London, from nationwide surveys conducted in 1993 and 1994. щин и половина мужчин выступают за смертную казнь, а против нее в каждой группе высказывается меньшинство, хотя и значительное (рис. 8.4). Даже по отношению к таким вопросам, как демонстрация в СМИ обнаженного тела и сексуальных сцен, расхождение между группами составляет 20% и у мужчин, и у женщин. Как видим, различия молов являются для приверженности к той или иной партии менее определяющими, чем классовые или образовательные различия. Однако мужчины и женщины по-разному участвуют в политической деятельности. Хотя женщины составляют более половины электората, мужчины почти в два раза чаще занимают должности муниципальных советников. Женщины составляют почти половину государственных служащих, но практически все они — работники низового звена, ответственные должности занимают менее 10%. На парламент- ских выборах 1997 г. было выдвинуто рекордное число основных кандидаток, и все же мужчины-кандидаты превосходили их более чем вчетверо. В палату было избрано беспрецедентно много женщин — 119, однако британский парламент более чем на четыре пятых состоит из мужчин. Пять женщин вошли в состав первого кабинета Блэра, но на заседаниях правительства они остаются в меньшинстве [42]. Образование В школе детям внушают, что, хотя у разных людей — разный уровень умственного развития, голоса всех избирателей «весят» одинаково. Однако британская система образования традиционно ориентирована на неравенство. Некогда было сочтено, что большинству населения нужен лишь минимум знаний: самые старые из нынешних избирателей завершили образование в четырнадцать, а те, кто чуть помоложе, — в шестнадцать лет. Лишь малую часть населения составляют люди высокообразованные — они претендуют на главные роли в политической жизни страны, и того же ожидает от них общество. В рамках государственной системы образования значительная часть детей ходит в «общеобразовательные» начальные школы, куда принимают с любым уровнем способностей. В школе ученики подразделяются на два «потока»: первый, или академический, дающий подготовку к университету, и второй, завершающийся экзаменами, после которых можно продолжить обучение на более высоком (в сравнении со «средней» американской школой) уровне. Многие довольствуются лишь начальным образованием. В Англии существуют так называемые привилегированные закрытые частные средние школы («public schools»). Туда также принимают детей, по-разному одаренных от природы, в том случае, если их родители в состоянии вносить высокую плату за обучение. Примерно 6% юных англичан учатся в подобных частных школах, и абсолютное большинство выпускников затем находят себя либо в промышленности, либо в богословии, юриспруденции, медицине. Если раньше среди членов Кабинета доминировали выпускники Итона, Хэрроу и других знаменитых частных школ, то сейчас таких среди парламентариев насчитывается меньше половины. Высокое положение в политической элите часто занимает тот, кто «близок к низам», а это доказывается учебой в государственной средней школе. Характерен пример Джона Мейджора и его непосредственных предшественников на посту главы Кабинета — как лейбористского, так и консервативного. Нынешний лидер консерваторов Уильям Хейг также посещал общеобразовательную школу, большинство выпускников которой не собирались продолжать образование в университете. В отличие от него премьер-министр Тони Блэр учился в Шотландии, в одной из лучших частных школ. Каждый четвертый из выпускников средних школ в той или иной форме продолжает образование. До тех пор пока в 1998 г. неолейбористское правительство не установило ежегодную плату в 1000 фунтов стерлингов (приблизительно 1600 долларов), обучение было бесплатным. Еще несколько десятилетий назад в Англии было ограниченное число университетов; в 1956 г. половина всех британских студентов училась либо в Оксфорде, либо в Кембридже, либо в Лондонском университете. В 60-х годах появилось много новых университетов, а в 90-х годах статус университетов получило значительное количество политехнических институтов, где по образцу колледжей США академическая подготовка сочеталась с узкопрофессиональной. Однако сейчас подавляющее большинство учебных заведений, именующих себя университетами, считается непрестижными. Структура британской системы образования прежде наводила на мысль о том, что чем человек образованнее, тем вероятнее его принадлежность к консерваторам. Ныне положение изменилось. Люди с университетским (или аналогичным ему) дипломом менее склонны голосовать за консерваторов, нежели люди, получившие начальное образование. Наиболее высокообразованное меньшинство делит свои симпатии между тремя основными политическими партиями, причем либеральные демократы почти не отстают от консерваторов и лейбористов. Самыми рьяными сторонниками консерваторов оказываются люди, и по образованию, и по занимаемой должности находящиеся на среднем уровне. Образование очень тесно связано с активной политической деятельностью. Чем лучше полученное человеком образование, тем больше у него шансов сделать карьеру в политике. Люди с начальным образованием составляют более половины электората, однако среди муниципальных советников таких — менее половины, а среди членов палаты — менее 2%. Среди парламентариев 70% — выпускники университетов, хотя по стране в целом процент этой категории сравнительно мал. Возникновение новых университетов нарушило доминирование Оксфорда и Кембриджа: если в 1964 г. более трех пятых всех парламентариев окончили эти университеты, то в 1977 г. более трех пятых — нет. То обстоятельство, что высокие политические посты занимают выпускники многих и разных британских университетов, свидетельствует о том, что власть из рук тех, кто обладал ею по праву рождения (аристократов), переходит к тем, кто претендует на нее по праву компетентности и профессионализма. Класс Термин класс может относиться и к профессиональному статусу, и служить кратким обозначением совокупности таких факторов, как доход, образование, род занятий и образ жизни. В Англии профессио- нальная деятельность — наиболее часто используемый показатель принадлежности к тому или иному классу. Людей, занятых физическим трудом, относят к рабочему классу, людей умственного труда — к среднему классу. Соперничество двух партий традиционно облекалось в классовые понятия: консерваторы считались партией среднего класса, а лейбористы — партией рабочих. (Верхушка общества, или аристократия, по наследству получающая титулы, земли и иногда — деньги, слишком немногочисленна, чтобы оказывать влияние на исход выборов.) То обстоятельство, что в Англии понятие «класс» приобрело относительную важность, можно, помимо прочего, объяснить и отсутствием (не В пример США, Канаде или Северной Ирландии) значительных расовых, религиозных, языковых различий между группами британского общества. Взаимоотношения класса и партии носят ограниченный характер. На выборах 1997 г. ни одна партия не набрала больше половины голосов представителей среднего класса, а за лейбористов проголосовали ровно 50% квалифицированных рабочих (табл. 8.3). Лишь две пятых от общего числа избирателей составили «консерваторы» из среднего класса и «лейбористы»-рабочие, что можно объяснить предвыборной тактикой обеих партий, апеллировавших к обоим классам одновременно. Либеральные демократы и более мелкие партии получили чуть больше пятой части голосов каждого класса. Существуют три основные причины того, что связи между классом и партией выражены слабо. Лишь каждый седьмой представитель среднего класса соответствует сложившемуся стереотипу (человек умственного труда, с образованием выше среднего, домовладелец, не член профсоюза, по субъективному самоощущению относящий себя к среднему классу) или соответственно стереотипу представителя рабочего класса. У большинства британцев сочетаются характерные черты обоих классов. Эта «смешанная» группа постоянно увеличивается, по мере того как экономические изменения приводят к изменению соотношения между работниками физического и умственного труда: доля первых уменьшается, а вторых — растет. Представители многих профессий (например, технические специалисты и вспомогательный административный персонал) ныне имеют неопределенный классовый статус и столь же неопределенные избирательные предпочтения.
Помимо профессиональной деятельности, на симпатии избирателей оказывает воздействие и социально-экономический уклад. На каждом уровне классовой структуры члены профсоюза скорее отдадут свои голоса лейбористам, нежели консерваторам. Жилищное строительство создает некую общность людей, в политическом отношении не ин-_ дифферентных: около одной шестой части избирателей проживают в =Р Муниципальных домах и потому осознает себя и своих соседей члена- Таблица 8.3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|