Управление партийной организацией
Политические партии часто уподобляют машине, но это сравне-ние некорректно, поскольку партии не могут производить голоса избирателей. Нельзя и руководить партией на тех же принципах, которые пригодны для командования армией. Партии больше похожи на университеты: они изначально децентрализованы, и люди приходят в них по самым разнообразным причинам (55J. Основные усилия по организации партии сводятся к тому, чтобы Региональные отделения партии обретают общенациональное значение, поскольку именно они выдвигают своих кандидатов на выбо-? ры в парламент. Процесс отбора претендентов децентрализован, что позволяет находить людей, представляющих широчайший спектр пот литических воззрений и дарований [56]. В эпоху Маргарет Тэтчер лакмусовой бумажкой стала служить идеология, а левое крыло лейбористской партии использовало округа для воздействия на избранных там членов палаты, заставляя их сдвигаться влево. Когда лидером лейбористов стал Тони Блэр, отбор кандидатов принял более централизованный характер, что объяснялось в числе прочего и тем, что это позволит выдвинуть в округа, где им обеспечена победа, большее число женщин. С 1992 по 1997 г. число женщин-парламентариев возросло с 37 до 101. Активисты Лейбористской партии, стоящие на левых позициях, заявляли, что истинная цель этой централизации — вытеснение из политической жизни социалистов старого толка и замена их верными приверженцами Блэра.
Лондонские штаб-квартиры каждой партии заняты более или менее рутинной организационной и пропагандистской работой, охватывающей активистов в избирательных округах и членов палаты. Каждая партия ежегодно проводит свой съезд, где обсуждается политический курс, по которому принимаются резолюции. Лидер лейбористов избирается коллегией выборщиков, состоящей из членов палаты, представителей региональных (окружных) отделений и профсоюзов. В рамках политики, направленной на нейтрализацию критики в адрес руководства партии и на большую ее сплоченность (хотя бы в глазах общества), созданная Тони Блэром структура Поной лейбористской партии повышает ее управляемость и ослабляет влияние партийных и профсоюзных активистов. У либеральных демократов — небольшая центральная организация, соответствующая относительно малому числу парламентариев. Либеральные демократы стремились усилить снок> партию благодаря удачно проведенным выборам в местные органы нласти и в палату по тем округам, где они пользуются наибольшей поддержкой электората. Подобная тактика, как показал 1997 г., оправдывает себя, хотя процент проголосовавших за либеральных демократов в целом по стране снизился, количество членов палаты удвоилось. Фракция консерваторов в парламенте отделена от той части партии, которая готовит и проводит избирательные кампании, от лондонской штаб-квартиры и региональных ассоциаций. Вплоть до 1965 г. лидер партии не избирался — его кандидатура определялась в ходе консультаций между наиболее влиятельными членами обеих палат. После того как выборы 1997 г. продемонстрировали падение популярности консерваторов, Джон Мейджор немедленно подал в отставку с поста лидера партии. Его место занял избранный членами палаты Уильям Хейг, к своим 36 годам сделавший блестящую политическую карьеру. Хейгу, прежде занимавшемуся менеджментом, поражение консерваторов и победа неолейбористов позволили сделать вывод о настоятельной необходимости провести в своей партии крупную реорганизацию, цель которой — наделить лидера большими полномочиями.
Позиции лидера партии особенно укрепляются, когда он/она становится премьер-министром. Конституционные принципы и патронаж кабинета усиливают рычаги его влияния. Более того, открытая критика премьер-министра грозит внутрипартийным конфликтом и как следствие - поражением на выборах. В 1998 г. Блэр со всей прямотой заявил участникам партийной конференции, что им предстоит сделать выбор не между социалистическим или неолейбористским правительством, а между неолейбористским правительством и правительством консерваторов. Политический курс и правомочность партий По традиции британские партии прежде классифицировали по их идеологическим принципам и по составу тех социальных групп, чьи интересы они защищали. Лейбористы объявляли себя социалистической партией, мобилизующей голоса работников физического труда, чтобы противостоять меньшинству, которое обладает богатством и преимуществами, полученными «по праву рождения». Консервативная партия - это коалиция, куда входят тори «старого закала», исповедующие философию «одной нации», что предполагает объединение всех классов ради национальных интересов, и сторонники рыночной экономики, ратующие за умаление роли государства и за то, чтобы каждый человек сам нес ответственность за свои удачи и провалы. Либеральные демократы, отстаивая права личности и развитие рыночной экономики в качестве первичного источника благосостояния, в то же время побуждали правительство совершенствовать социальную сферу и прежде всего систему образования. Идеологические различия зачастую сводят к упрощенной оппозн? ции «левое — правое», где первое представляет социалистически^ а второе — консервативные ценности. Эти понятия по-ирежнему оё* таются в лексиконе политической элиты, хотя подавляющее боль* шинство британских избирателей отвергают их. Когда среднестатистического избирателя просят определить свое место в политическом спектре, он обычно помещает себя в центр или «затрудняется ответить». Лишь десятая часть опрошенных уверенно причисляет себя к левым или правым [57]. Следовательно, партии, склонные слишком стремительно смещаться к тому или другому флангу, рискуют потерять голоса избирателей. Опросы общественного мнения показывают, что боль* шинство сторонников лейбористов, консерваторов и либеральных демократов придерживаются схожих мнений по таким разнообразным проблемам, как инфляция, защита окружающей среды, бюджетные ассигнования на здравоохранение и законы о профсоюзах [58]. Из это^ го нетрудно заключить, что приверженность избирателя к той или иной партии — неубедительный критерий оценки его взглядов на те или иные вопросы.
Любая попытка связать политическую партию с четко определенной идеологией обречена на провал, ибо создаются партии не для выработки философской доктрины, которой они будут руководство- ваться в своей деятельности, а для достижения успеха на выборах. Тони Блэр заявил, что его цель — сделать неолейбористскую партию «политическим орудием не кого-нибудь, а всего британского народа как единого целого». Ни одна партия, будь она правящей или оппозиционной, не скреплена некими незыблемыми принципами: внутри каждой из них существуют различные течения. Консерваторы избрали Уильяма Хейга своим лидером для того, чтобы он сплотил раздробленную партию, но еще предстоит выяснить, на каких началах он намерен это сделать. Отказываясь от идеологической окраски проводимых ими кампаний и от призывов к защите экономических интересов в понятиях «левое—правое», британские политические партии все настойчивей провозглашают такие общие для всех цели, как мир и процветание. Теперь они соперничают, оперируя иными категориями — какой партии или какому лидеру можно доверить осуществление «народных чаяний» [59]. Заглавия предвыборных манифестов у консерваторов и лейбористов фактически взаимозаменяемы, как, впрочем, и большая часть содержания (табл. 8.4). Партии либо прибегают к noun нитям призывам, обещая «Британии — лучшее будущее», либо укаи.шаи на потенциальную опасность, исходящую от их оппонентов. I!а и ы (юрах 1997 г. предвыборные декларации внедряли в сознание избирателей мысль о том, что программа, предлагаемая их партией, — это меньшее- 'шо. Консер-
Т а б л и ц а 8.4
Консерваторы
Идите с лейбористами Время решении Сейчае Британия сильна — сделаем ее великой Будем работать сообща Британия победит с лейбористами Путь лейбористов — лучший путь Новая надежда для Британии Британия победит Пусть Британия вновь примется за дело Британия заслуживает лучшего ваторы предупреждали, что на лейбористов нельзя положиться, лейбористы же заявляли, что страна заслуживает лучшего, нежели то, что она получила в результате правления Джона Мейджора. Сформировав кабинет, правящая партия обладает достаточным количеством голосов, чтобы, невзирая на протесты оппозиции, принять любой закон. Однако большая часть этих законов оказывается настолько популярна или необходима, что оппозиция не решается голосовать против принципиальных основ того или иного билля. На каждый предложенный правительством законопроект, против кото^ рого голосует оппозиция, приходятся три, принятых путем межпартийных соглашений [60]. Перед всеобщими выборами 1997 г. лейборг-сты даже пообещали не менять или менять, но не сразу расходные статьи в бюджете, принятом правительством консерваторов. Став правящей* Новая лейбористская партия снизила подоходный налог, заложенный в бюджет 1999 т. Приверженцы традиций лейборизмаеето^ вали на то, что Блэр пожертвовал «сердцевиной партийной политики» ради победы на выборах, а одержав eesмстал действовать в = духе тэтчеризма. Правящая партия лимитирована также и обязательствами кабинё--та министров: заняв свои посты, они обнаруживают»!:что закону принятые их предшественниками, должны быть введены в действиеу даже если бы нынешнее правительство отвергла их. Государственны*; чиновники объясняют им, что радикальные изменения заставят столкнуться с большими трудностями: за эти изменения придется платить и может в связи с этим возникнуть необходимость повысить налоги или урезать ассигнования, выделенные ни kakH?-TO программы. Новое правительство получает в наследство от прежнего обязательства; nej другими государствами и Европейским союзом. Бывший министр-кон-] серватор сказал о своем преемнике-лейбористе: «Им достаются наций проблемы, и решают их они нашими средствами» [61J;,
В унитарном государстве решения, принятые центральным прави тельством, приобретают основополагающее значение, поскольку связывают в единое целое все учреждения, ведающие социальной политикой. Однако обычные граждане могут почувствовать и оценить действия правительства, лишь когда они впрямую касаются их — в местной школе, в больнице или на улицах города, где они живут. Британское правительство обычно осуществляет социальную политику опосредованно: оно издает законы и отпускает средства, возлагая ответственность за реализацию решений на множество других учреждений. Отношения между Уайтхоллом и этими ведомствами носят вну/л/шправительственный характер, поскольку учреждения, не входящие в систему Уайтхолла, лишены и средств, и юридических прав в отличие от субнациональных учреждений, действующих в таких федеративных государствах» как Соединенные Штаты. По новой административной модели Уайтхолл должен заключать договоры о предоставлении определенных социальных услуг с муниципалитетами, органами здравоохранения, общественными или частными предприятиями. Правительство выделяет бюджетные средства этим агентствам, а они отвечают за реализацию социальной политики. Централизация и ее границы Кабинет министров в первую очередь отчитывается в парламенте не за реализацию собственных политических программ, а за «наследство», полученное от предшествующего правительства, сформированного из представителей той же или соперничающей партии. Когда в 1979 г. к власти пришла администрация Маргарет Тэтчер, ей достались принятые предшествующими правительствами сотни программ и тысячи законов, часть которых относилась к 1760 г. или к еще более раннему времени. «Средний возраст» законов составлял пятьдесят лет [62].
За десять с лишним лет своего пребывания у власти правительство Тэтчер разработало десятки новых программ, отказавшись выполнять часть программ своих предшественников, а также часть собственных. Тем не менее к моменту ухода Тэтчер в отставку две трети программ, за которые правительство несло ответственность, например национальная программа развития здравоохранения, были приняты прежними кабинетами (рис. 8.9). Если проанализировать размеры потребления, выяснится, что «мертвые хватают жШых» ^ еще больших масштабах. Про- ых средств, предназначенушли на финансирование законами, которые были войны. Для того чтобы начать осущеШйенне нового политического курса, министру предстоят «уайтхолловские скачки с препятствиями» [63]. Министр должен быть уверен, что инициативы его ведомства будут вписываться в общий стратегический замысел правительства и именно в таком качестве рассмотрены главой Кабинета. Если новая программа требует капиталовложений, министерство финансов еще до того, как законопроект попадет в парламент, должно одобрить увеличение ассигнований. Ни один министр финансов не желает услышать в свой адрес политические обвинения, а они столь же неизбежны, как и повышение налогов, без которого невозможно субсидировать программу, а она будет способствовать популярности другого министра. Постоянные напоминания канцлера казначейства о том, что существуют строго определенные лимиты, не нравятся главам дотационных ведомств, и они стараются заручиться поддержкой премьер-министра,
правляет свой законопроект на рассмотрение палаты. Если даже его прохождение обеспечено достаточным количеством голосов, министру предстоит отбить атаки оппозиции, принимая либо отвергая множество поправок, основная цель которых — выяснить степень его политического мастерства. Границы централизации определяются нежеланием Уайтхолла брать на себя осуществление большей части социальных программ — правительственные учреждения по традиции стараются «не пачкать руки» такими низменными вопросами, как вывоз мусора или совершенствование системы образования. Вестминстер также предпочитает пребывать на сияющих вершинах международной экономики и внешней политики. Большая часть товаров и услуг производится и осуществляется без участия правительственных учреждений, и пять шестых всех, кто занят в этой сфере, не имеет отношения к системе Уайтхолла [65].
Рис. 8.9. «Наследование» партийных программ и широта выбора. партийных активистов и СМИ. Тем не менее премьер-министр не может игнорировать мнение министерства финансов, ибо, как сказал один чиновник, много лет прослуживший в этом ведомстве, «оно отвечает за реальность» [64]. Помимо того что министр должен обеспечить себе поддержку главы кабинета и казначейства, ему необходимо достичь соглашения и со своими коллегами, чьи интересы могут быть ущемлены предполагаемыми переменами, и с неправительственными учреждениями, и с лоббистскими группами. Проведя все эти переговоры, министр на- Существует много причин того, почему министры не хотят заниматься социальной сферой: здесь и стремление обезопасить себя от обвинений в политическом вмешательстве (например, сбором налогов занят Совет внутренних бюджетных поступлений), и желание предоставить возможность более гибко действовал, is рыночной сфере (Английский банк) или окружить аурой надпартийной беспристрастности такой квазисудебный орган, как Антимонопольная комиссия, или выказать уважение к неправительственному происхождению того или иного института (Оксфордский и Кембриджский университеты), или позволить квалифицированным профессионалам самим решать специальные вопросы (Королевский колледж врачей и хирургов), или вывести сложные и противоречивые проблемы и t ведения Уайтхолла 1— пусть ими занимается, скажем, Ассоциации планирования семьи. Неправительственные организации включают в себя: 1) муниципалитеты; 2) исполнительные службы; 3) административные трибуналы; 4) консультативные комитеты. Муниципалитеты занимаются образованием, охраной правопорядка, коммунальным хозяйством, жилищным строительством и кладбищами. Муниципалитеты обязаны «освоить» пятую часть бюджетных ассигнований на социальную сферу. Они управляются выборными советами [66], и политические партии соперничаю! за контроль над ними. В эпоху двухпартийно и системы многие города на протяжении длительных сроков (успевало смениться целое поколение) были «вотчиной» лейбористов, тогда как тихие зеленые предместья и графства с развитым сельским хозяйством отдавали предпочтение консерваторам. Ныне на региональных выборах много мест получают либеральные демократы, что иногда позволяет сохранять равновесие власти, поскольку муниципалитетами руководят коалиции. Муниципальные советники, получая определенное жалованье, как правило, совмещав В муниципалитетах важнейшее политическое значение имеют взаимоотношения между работающими неполный день советниками^ возглавляющими комитеты, которые занимаются такими вопросами, как образование или жилищное строительство, и «штатными» сотрудниками-профессионалами, которые и осуществляют повседневное управление. Каждый из них, в отличие от министерских чиновников высшего звена, обладает квалификацией и значительным опытом именно в своей конкретной Области, что и позволяет им консультировать советников, к какой бы партии те ш принадлежали [67] (вставка 8.5). У ныне действующего правительства есть возможность изменить законодательство, очерчивающее круг обязанностей, возложенных на муниципалитеты. Принятые в 1972, 1985 и 1996 гг. парламентские акты были призваны изменить границы ответственности местных властей: предпринимались тщетные попытки найти равновесие между эффективностью их работы (что предполагало сокращение числа муниципалитетов как административных единиц, в ведении которых должны были оказаться бульшие площади и большее количество жителей) и их доступностью (а это требовало более дробного административного деления; с тем чтобы каждый муниципалитет занимал меньшую терн риторию с соответственно меньшим населением). Правительство но-* вых лейбористов добавило еще одну теорию: выборы мэров стали рае-* сматривать как прекрасный способ повысить их ответственности и весной 2000 г. был избран мэр «Большого Лондона». Многие мунй-» ципалитеты представляют собой «двухъярусные конструкции», состси | ящие из советов графств и окружных советов, но кое-где существует и единая муниципальная власть, осуществляющая местное самоуп*] равление. И консерваторы, и лейбористы — сторонники централиза* ции власти. Профессор права, придерживавшийся левых взглядов* сделал в свое время такое заявление? «Муниципальные советники по своей природе не обязательно являются животными политическими; мы бы справились и без них» [68]. Центральное правительство имеет огромное влияние на расходы: муниципальных образований. Парламентские акты возлагают на ные власти ответственность за предоставление разного рода услуг и выделяемые правительством субсидии и дотации — далеко не мый крупный источник их дохода. В рамках начатой Тэтчер кампания! по урезанию расходов на социальные нужды местный налог на со&И ственность был заменен подушным налогом на каждого совершенно*; летнего жителя той или иной местности. Мотивировалось это тем, что; граждане будут лучше представлять себе, во что обходится им местная власть, и на выборах будут голосовать за снижение расходов. На прак< тике, однако, введение новой формы налога оказалось делом сложным и вызвало негативную политическую реакцию. В числе первых
ВСТАВКА 8.5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|