Социальная политика. Центробежные тенденции
Правительство в своем теперешнем виде попросту не могло бы существовать, если бы вся его деятельность была сосредоточена в Лондоне, поскольку там проживает лишь шестая часть населения страны. Требования к предоставлению услуг в социальной сфере повышаются, и правительство разрастается, но происходит это путем «гатюрализации», т.е. увеличения числа организаций, занимающихся такими вопросами, как образование и здравоохранение. Система британского образования — характерный пример взаимодействия центральной власти и функционирующих «на местах» организаций, предоставляющих этот пил социальных услуг. Закон о начальном и среднем образовании принимается парламентом, школы финансируются главным образом центральным правительством, министр, возглавляющий ведомство, входит в состав палаты и кабинета. Тем не менее от не ч а ют за систему образования муниципалитеты и попечительские сонеты конкретной школы. Повседневный контроль за нормальным функционированием школы осуществляется самими учителями. Центральное правительство прилагает все большие усилия, чтобы отслеживать уровень преподавания, для чего проводятся единые для всей страны экзамены. Это делается под лозунгом «Настоящее качество — за настоящие деньги», а по утверждениям противни кон такой системы — для выжимания новых бюджетных ассигнований. Но поскольку в министерстве образования работает всего 1% людей, занятых в этой сфере, успех явно зависит не от чиновников. своих щагов правительство Мейджора заменило подушный налог иным коммунальным налогом, который исчислялся на основании стоимости дома и учитывал число проживающих в нем людей [69].
Один из пунктов предвыборной программы неолейбористов гласил: «Муниципальные руководители, облеченные правом принимать решения, должны меньше зависеть от центрального правительства». В то же время другой пункт подтверждал, что правительство «должно сохранить властные полномочия для контроля над чрезмерным рос-i ом местных налогов», а в расходные статьи бюджета почти не были заложены» средства на дотации и субсидии. Кроме этого, программа предусматривала, что местные руководители должны действовать в i грогом соответствии с целями, определенными правительством, и в перспективе во всей Англии будет введена одноуровневая (региональная) система правления. И консерваторы, и лейбористы доказывают необходимость централизации власти, вводя понятие территориальной справедливости, т.е. стандарты социальной политики должны быть одинаковы в любом уголке страны. К примеру, школы в сельской местности и провинциальных городках должны отвечать тем же требованиям, что и школы в пригородах. Достичь этого можно лишь одним способом: центральное правительство перераспределит доход от налоговых сборов, направив его из богатых частей Англии в бедные. Министры подчеркивают, что они ответственны перед общенациональным электоратом, насчитывающим десятки миллионов человек, тогда как муниципальные советники — лишь перед избирателями, численность которых колеблется от десятков тысяч до нескольких сотен. Вопреки поговорке «Лучше меньше, да лучше», лучше все же, как оказывается, крупные электораты. Поскольку центральное правительство зависит от местных властей, призванных реализовывать его политику, а местные власти зависят от центра, подтверждающего законность полномочий и субсидирующего их, две эти группы игнорировать друг друга не могут. Впрочем, все равно они — партнеры неравноправные: у центра есть юридические и финансовые рычаги воздействия и способы настоять на своем.
Кроме муниципалитетов, британское правительство дает задания и выделяет средства на реализацию политических решений или на; консультации квазиавтономным неправительственным организациям^ которых насчитывается более тысячи. При всем разнообразии своих; функций они схожи в том, что были созданы в соответствии с парлаЦ ментским актом или решением правительства, их руководителей на-: значает премьер-министр, для финансирования их деятельности могут использоваться бюджетные средства, выделенные на социальную сферу, и, наконец, в том, что, когда дела идут скверно, парламент^ трудно найти ответственного за неверное решение. Исполнительные службы реализуют социальную политику, щуюся за рамками деятельности правительственных ведомств или выборных муниципальных советов. Крупнейшим из подобных учреж* дений является Государственная служба здравоохранения. Большая часть^ британских семей не реже одного раза в год обращается к вр и входящие в данную службу больницы оказывают населению виды медицинской помощи. Эта служба здравоохранения представляв ет собой целую систему, наиболее важными элементами которой яв* ляются больницы, а также частнопрактикующие врачи и стоматологи. Почти весь их доход зависит от данной службы, и они обязаны рабо- = тать по ее предписаниям и правилам. Медицинская помощь предос* тавляется любому гражданину бесплатно: расходы (и немалые) берет на себя государство. В связи с этим правительство ищет способы сни* 1 зить затраты на лечение, что, однако, не может сократить общие рас- ходы в этой сфере, поскольку вместе с продолжительностью жизни увеличивается и потребность в медицинской помощи. Административные трибуналы представляют собой квазисудебные органы, выносящие экспертные заключения по таким вопросам, как врачебная халатность, и рассматривающие мелкие тяжбы и жалобы (например, на неоправданно высокую квартплату). Министры используют их, чтобы избежать решения противоречивых политических вопросов — о депортации эмигрантов например. Обычно трибуналы работают значительно быстрее и обходятся гораздо дешевле, чем суды. Тем не менее, в связи с тем что они в известной степени все же являются судебными органами, прозвучали требования проводить независимую ревизию трибуналов, чтобы убедиться в их беспристрастии. Их около 70, и контроль над ними осуществляет Совет трибуналов, также не входящий в структуру правительства.
Консультативные комитеты по заказам правительственных учреждений дают экспертную оценку деятельности организаций и отдельных лиц. Чиновники министерства сельскою хочийства обращаются в соответствующий комитет, чтобы получить детальные сведения о фермерстве; министерство торговли и промышленности запрашивает у ассоциаций предпринимателей информацию по оСшшм проблемам торговли, а у конкретной индустриальной компании пли соответствующего профсоюза — информацию об определенной области промышленности. Консультативные комитеты не обладают илистыми полномочиями, и потому деятельность их обходится обычно очень дешево. Часто члены этих комитетов не получают никакою но (награждения, поскольку присутствие на совещаниях отнимает мало времени, п представители лоббистских группгочень охотно принимают участие в работе комитетов — это позволяет им получать недоступную широким кругам информацию и дает возможность влиять па правительство в тех вопросах, которые непосредственно затрагиваю! их интересы. Поворот к рынку Лейбористское правительство, находившееся у власти с 1945 по 1951 г., отвернулось от рынка, поскольку возглавлявшие его социалисты считали, что экономическому росту и полной занятости государственное планирование будет способствовать в большей степени, чем частное предпринимательство. Профсоюзы желали, чтобы государству принадлежали крупнейшие индустриальные предприятия и целые отрасли промышленности. Правительство Эттли национализировало угледобывающую и газоперерабатывающую промышленность, энергетику, железнодорожный и воздушный транспорт. Промышленные предприятия, оказавшиеся в руках государства, могли больше не стремиться к получению прибыли: одни оставались доходными, другие становились убыточными, поскольку требовали крупных дотаций. Национа-
лизация политизировала вопросы заработной платы и решения об инвестициях. Правительство Тэтчер, столкнувшись со стремительным ростом затрат и устав от неэффективного менеджмента, приняло радикальный план приватизации и стало продавать акции национализированных предприятий. Продажа выгодных объектов вроде предприятий нефте- и газодобывающей промышленности или телефонных компаний затруднений не вызвала. Продажа муниципального жилья арендаторам по ценам значительно ниже рыночных также проходила успешно. Однако для приватизации таких убыточных компаний, как «Британские авиалинии» или «Британская сталь», сначала потребовалась их реорганизация, с тем чтобы перестроить не приносящие прибыли сферы их деятельности и сделать их привлекательными для покупателей. Отрасли, требующие крупных капиталовложений (например, железные дороги), продолжали субсидироваться государством и после приватизации [70]. Польза и необходимость приватизации доказывались с точки зрения экономической эффективности (рынок лучше, чем чиновник, определяет цены, выгодность инвестиций, вид продукции), политической идеологии (уменьшается власть государства), сервиса (Частное предприятие в большей степени ориентировано на потребителя, нежели государственная структура), а также и возможности в короткий срок получить финансовый выигрыш (доход от продажи позволил правительству консерваторов сократить дефицит бюджета). Лейбористы вначале возражали против приватизации, но вскоре отказались от мысли потратить миллиарды фунтов на то, чтобы выкупить перешедшую в частные руки собственность, и поняли, что кй1гастррфичесКй провалятся на очередных выборах, если попробуют вернуть муниц*^ палитетам дома и земельные участки, купленные фактически по «бр6| совым ценам». Параллельно с приватизацией правительство продолжало государственное управление теми отраслями, которые, как было признано, действовали в интересах общества. Для контроля над приватизированными компаниями, занимающимися связью, газо-, водо- и электрог снабжением, а также телерадиовещанием, были созданы специальные ведомства. Государственное регулирование имеет особое значе-^ ние, когда та или иная компания полностью или в значительш степени является монополистом в своей области, В подобных случаях^ правительственные агентства стараются создать конкуренцию, и час* то им удается добиться, чтобы расценки росли медленнее, чем инфляция. Это побуждает компании работать более эффективно, поскольку они, желая увеличить прибыли, вынуждены сокращать издержки производства или вкладывать средства в развитие новых технологий или видов предоставляемых ими услуг.
От доверия — к договору Так уж сложилось исторически, что британские государственные служащие, поручая определенные сферы социальной политики неправительственным структурам, верили им «на слово». Британским чиновникам в несравнимо меньшей степени, чем их германским коллегам, свойственно мыслить юридическими категориями или, в отличие от американских коллег, опасаться, что их «притянут к суду», где им придется оправдывать свои действия. Внутриправительственные отношения между министерствами и национализированными предприятиями или представителями местных властей всегда рассматривались как процесс обсуждения, в котором стороны непременно придут к взаимопониманию и соглашению без вмешательства судебных инстанций, без парламентских дебатов. Правительство Тэтчер сочло, что эти долгие словопрения неэффективны и становятся препятствием на нуги к достижению поставленных им политических целей. Тэтчер стремилась уподобить чиновничество, занятое в сфере социальной полигики, бизнесменам, и в первую очередь это относилось к расходованию государственных средств. Выдвинутая Тэтчер инициатива финансового менеджмента предполагала сбережение средств, которые в абсолютных цифрах казались колоссальными и исчислялись миллиардами фунтов стерлингов, но при этом составляли менее 1% от тех триллионов, которые британское правительство тратило за десятилетие. Затем было предложено освободить центральное правительство от таких рутинных обязанностей, как, например, выдача автомобильных лицензий, патентов, страховых пособий, направив его усилия на решение политических вопросов, иными словами, разграничить сферы деятельности правительственных «продавцов» и «покупателей», т.е. тех, кто предоставляет населению услуги в социальной сфере. В качестве следующего шага планировалось на контрактной основе расширить участие частных предприятий в предоставлении разною рода услуг, диапазон которых простирался от мытья полов в министерствах и содержания министерских столовых до управления тюрьмами. Помимо этого, правительство, стремясь сократить расходы и дефицит бюджета, предлагало банкам и преуспевающим компаниям взять на себя полностью или частично инвестиции в сферу коммунального хозяйства, что сулило большие прибыли [71]. Эта политика имеет определенные ограничения, потому что министр, заключивший контракт с другим ведомством, в том случае, если дела шли плохо, также вынужден отвечать перед парламентом. Классический пример — история со Службой тюрем. В 1993 г. она была выделена из МВД и управлялась как частная компания. Это было предпринято для сокращения расходов, возросших вместе с увеличением объема «услуг», предоставляемых заключенным, что объяснялось ро- 24 - 7377 стом преступности и изменившимися тенденциями в вынесении приговоров. Однако если преступникам удавалось бежать из мест заключения, министр внутренних дел возлагал ответственность на управляющего, который возглавлял Службу, а тот в ответ обвинял министра в нарушении условий договора, заключенного между ними [72].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|